Модели управления товарными запасами
Для решения проблем, связанных с запасами предназначены модели управления запасами. Модели должны отвечать на два основных вопроса: сколько заказывать продукции и когда. Есть множество разнообразных моделей, каждая из которых подходит к определенному случаю, рассмотрим четыре наиболее общих модели:
- модель с фиксированным размером заказа
- модель с фиксированным интервалом времени между заказами
- модель с установленной периодичностью пополнения запасов до установленного уровня
- модель «Минимум — Максимум»
Модель с фиксированным уровнем запаса работает так: на складе есть максимально желательный запас продукции (МЖЗ), потребность в этой продукции уменьшает ее количество на складе, и как только количество достигнет порогового уровня, размещается новый заказ. Оптимальный размер заказа (ОР) выбирается таким образом, чтобы количество продукции на складе снова ровнялось МЖЗ, так как продукция не поставляется мгновенно, то необходимо учитывать ожидаемое потребление во время поставки. Поэтому необходимо учитывать резервный запас (РЗ), служащий для предотвращения дефицита.
Для определения максимального желательного запаса (МЖЗ) используется формула:
МЖЗ = ОР + РЗ, руб. (1.3.1)
Модель с фиксированным интервалом времени между заказами работает следующим образом: с заданной периодичностью размещается заказ, размер которого должен пополнить уровень запаса до МЖЗ.
Модель с установленной периодичностью пополнения запасов до установленного уровня работает следующим образом: заказы делаются периодически (как во втором случае), но одновременно проверяется уровень запасов. Если уровень запасов достигает порогового, то делается дополнительный заказ.
В зафиксированные моменты заказов расчет размера заказа производится по следующей формуле:
РЗ = МЖЗ – ТЗ + ОП, (1.3.2)
где РЗ - размер заказа, шт.; МЖЗ - желательный максимальный заказ, шт.; ТЗ - текущий заказ, шт.; ОП - ожидаемое потребление за время, шт.
В момент достижения порогового уровня размер заказа определяется по следующей формуле:
РЗ = МЖЗ – ПУ + ОП, (1.3.3)
где РЗ - размер заказа, шт.; МЖЗ - максимальный желательный заказ, шт.; ПУ - пороговый уровень запаса, шт.; ОП - ожидаемое потребление до момента поставки, шт. [48]
Модель «Минимум - Максимум» работает следующим образом: контроль за уровнем запасов делается периодически, и если при проверке оказалось, что уровень запасов меньше или равен пороговому уровню, то делается заказ.
При ближайшем рассмотрении этих моделей видно, что первая модель довольно устойчива к увеличению спроса, задержке поставки, неполной поставке и занижение размера заказа. Вторая модель устойчива к сокращению спроса, ускоренной поставке, поставке завышенного объема и завышенного размера заказа. Третья модель объединяет все плюсы двух первых моделей.
Для получения ответа на вопросы: когда и сколько заказывать материалов, необходимо рассчитать объем резервного запаса и оптимального размера заказа. При расчете объема резервного запаса (РЗ) рассматривается два случая: спрос на продукцию (Tд) - детерминированная или случайная величина.
В первом случае:
PЗ = Пд x Tзп, (1.3.4)
где Tзп - время возможной задержки поставки, ч..
Во втором, время поставки и время возможной задержки поставки - детерминированы.
Значит, ежедневный спрос за предыдущий период определяется как математическое ожидание и дисперсия. Время между моментом размещения заказа и моментом его получения (Q):
Q = Tп + Tзп., ч. (1.3.5)
Спрос за время равен сумме ежедневных спросов, если более 4-х дней, то суммарный спрос распределен по нормальному закону с математическим ожиданием:
M(Пq) = Q * M(Пд), (1.3.6)
и дисперсией:
D(Пq) = Q * M(Пд). (1.3.7)
Зададимся вероятностью возможного дефицита , по таблице нормального распределения находим , значит
Таким образом, находим уровень резервного запаса из условия, что вероятность возможного дефицита будет не более заданного.
Оптимальный размер заказа, находится по формуле Уилсона:
, руб. (1.3.8)
где К- затраты на размещение одного заказа; h - издержки на хранение 1 ед. продукции в ед. времени.
Экономичный размер заказа (формула Уилсона) - модель, определяющая оптимальный объём заказываемого товара, который позволяет минимизировать общие переменные издержки, связанные с заказом и хранением запасов. Или по дугой формулировке: оптимальный размер заказа позволяет минимизировать общие издержки управления запасами, что позволяет сократить рост потребительских цен, тем самым положительно влияя на конкурентоспособность компании.
Выше были рассмотрены однопродуктовые модели. В реальных ситуациях заказы делаются не на отдельные виды продукции, а на множество с одними транспортными расходами. При переходе к многопродуктовой ситуации расчеты резервного запаса и оптимального размера заказа не меняются. В этих случаях более жизненными являются вторая и третья модели. [51]
Таким образом, в первой главе рассмотрены теоретические основы управления запасами.
Задачей товарно-материальных запасов является обеспечение предприятия необходимыми материальными ресурсами, с целью обеспечения предприятию нормальной работы.
Товарно-материальные запасы всегда считались фактором, обеспечивающим безопасность системы материально-технического снабжения, ее гибкое функционирование, и являлись своего рода «страховкой».
Поскольку в фирмах различных отраслей экономики создание товарно-материальных запасов определяется той специфической ролью, которую они играют в процессе выпуска продукции, постольку объяснимы и различия в подходах к политике капиталовложений в данной области и к определению приоритетности задач, решаемых в ходе производства. В фирмах некоторых отраслей народного хозяйства основной задачей является контроль за сырьем, в других - за готовой продукцией, а на предприятиях отраслей, производящих инвестиционные товары, большая часть организационных усилий концентрируется на контроле за незавершенным производством.
Управление запасами - контроль за состоянием запасов и принятие решений, нацеленных на экономию времени и средств за счет минимизации затрат по содержанию запасов, необходимых для осуществления непрерывного процесса производства продукции и достижения полной реализации готовой продукции. Принципы управления запасами можно сформулировать в виде простого алгоритма, состоящего из нескольких шагов:
- определения, чем может управлять компания;
- выявления релевантных затрат и их зависимости от управляемых параметров;
- поиска оптимального решения, при котором релевантные затраты для компании будут минимальными.
2. Анализ упраления товарными запасами в ООО “Тракзапчасть”
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «ТракЗапчасть»
Общество с ограниченной ответственностью «ТракЗапчасть» образовано на основе положений Гражданского кодекса РФ, Федерального закона Российской Федерации «Об обществах с ограниченной ответственностью» и иных нормативных актов Российской Федерации.
Уставный капитал Общества составляет 100 000 рублей.
Юридический адрес: Новгородская обл., Старорусский р-он, ул. Якутских Стрелков д.18
Почтовый адрес: Новгородская обл., Старорусский р-он, ул. Якутских Стрелков д.18
Телефон: (81652) 5-02-65
Факс: (81652) 5-02-65
e-mail: [email protected]
Компания ООО «ТракЗапчасть» - российская компания, специализирующаяся на оптовой и розничной торговле запчастями и комплектующими для тракторов.
График работы предприятия:
Понедельник - пятница: 900-1700
Суббота: 900-1400
Метод продажи: продажа товаров по образцам.
Компания основана в 2007 году.
Собственники и руководство: Генеральный директор – Черкаев Владислав Вячеславович.
Целью деятельности ООО "ТракЗапчасть" является получение максимальной прибыли и удовлетворение общественных потребностей.
ООО "ТракЗапчасть" осуществляет хозяйственную деятельность в следующих основных направлениях:
- розничная и оптовая реализация, приобретение, транспортировка, хранение тракторных запчастей;
- доставка товара по Новгородской области;
- оказание консультационных и сервисных;
- оказание других услуг.
На предприятии ООО «ТракЗапчасть» представлен следующий ассортимент товаров:
- Двигатели;
- Головки блока;
- Коленчатые валы;
- Гидрооборудование;
- Вкладыши, манжеты различных размеров;
- Подшипники различных видов и размеров;
- Навесное оборудование;
- Топливное оборудование;
- Другие запчасти и комплектующие.
Данный ассортимент товаров представлен для следующих видов тракторов:
- тракторов Челябинского Тракторного завода (ЧТЗ);
- тракторов Минского Тракторного завода (МТЗ);
- тракторов Харьковского Тракторного завода (Т-25, Т-40, Т-150);
- тракторов Онежского Тракторного завода (ТДТ-40, ТДТ-55);
- для других тракторов.
На предприятии ООО «ТракЗапчасть» действует линейно – функциональная структура управления (рисунок 2). Такая организационная структура полностью соответствует требованиям ООО «ТракЗапчасть». Линейно – функциональную структуру целесообразно использовать в тех организациях, которые выпускают относительно ограниченную номенклатуру продукции, действуют в стабильных внешних условиях и для обеспечения своего функционирования требуют решения стандартных управленческих задач. Преимущества данной системы:
- Стимулирует деловую и профессиональную специализацию;
- Уменьшает дублирование усилий и потребление материальных ресурсов в функциональных областях;
- Улучшает координацию в функциональных областях.
Недостатки данной системы:
- Отделы могут быть более заинтересованы в реализации целей и задач своих подразделений, чем общих целей всей организации. Это увеличивает возможность конфликтов между функциональными областями;
- В большой организации цепь команд от руководителя до непосредственного исполнителя становится слишком длинной;
- Замедленная реакция на внешние изменения;
- Проблемы с распределением ответственности за устранение проблем.
Таблица 2.1 - Штатное расписание ООО «ТракЗапчасть» за 2013 год.
№ п/п | Должность | Количество, чел. |
1. | Генеральный директор | |
2. | Главный бухгалтер | |
3. | Начальник склада | |
4. | Старший менеджер | |
5. | Кладовщик | |
6. | Менеджер по продажам | |
7. | Грузчик | |
Итого |
Численность сотрудников - 9 человек. Во главе компании – генеральный директор, бухгалтер. Штат состоит так же из начальника склада, 1 кладовщика, 2 грузчиков, старшего менеджера, 2 менеджеров по продажам. У каждой должности свои четкие обязанности, соответственно имеет место четкая исполнительная дисциплина. Так как каждый специалист отвечает за свою область деятельности, высок уровень принятия решений.
Генеральный директор, занимается организацией, построением бизнес-процессов в компании, налаживает работу управленческой команды, контролирует успешность реализации намеченных задач, определяет направления дальнейшего развития бизнеса, занимается поиском партнеров, переговорами и т.д.
Бухгалтер выполняет работу по ведению бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций , участвует в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на соблюдение финансовой дисциплины, осуществляет прием и контроль первичной документации , производит начисление и перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в банковские учреждения, средств на финансирование капитальных вложений, заработной платы рабочих и служащих, других выплат и платежей, а также отчисление средств на материальное стимулирование работников предприятия.
Начальник склада занимается организацией работы склада и подопечных ему людей, следит за сроками выполнения заказов. Начальник склада отвечает за порядок в складских помещениях.
Менеджеры по продажам занимаются активным поиском новых клиентов, поддержанием существующей клиентской базы и ведением своих клиентов (оформление заказа, согласование наличия на складе, организация поставки и отгрузки товаров, отчетность).
Кладовщик занимается приёмом товара на склад, хранением и выдачей со склада товара, проверкой соответствия принимаемых ценностей сопроводительным документам. Так же он принимает участие в учёте наличия ценностей на складе и участвует в проведении инвентаризации.
Грузчики занимаются погрузкой, выгрузкой и внутрискладской переработкой грузов - сортировкой, укладкой, переноской, фасовкой и т.д.
Рисунок 2. - Организационная структура управления ООО «ТракЗапчасть».
На предприятии ООО “ТракЗапчасть” для достижения целей управления применяются экономические, административно-правовые и социально-психологические методы управления, которые отличаются способами и результативностью воздействия на персонал.
Экономические методы управления являются способами воздействия на персонал на основе использования экономических законов и обеспечивают возможность в зависимости от ситуации как «одарять», так и «карать». В качестве экономических методов управления на предприятии OOO “ТракЗапчасть” предусмотрено вознаграждение за активную и эффективную деятельность менеджеров по продажам. Так же к экономическим методам относится сложившаяся система оплаты труда. На предприятии ООО “ТракЗапчасть” применяется сдельно-премиальная система оплаты труда, которая предусматривает премирование за перевыполнение нормы выработки и за достижение количественных и качественных показателей, определенных действующими условиями премирования в организации.
Также к экономическим методам управления персоналом в организации ООО “ТракЗапчасть” относятся компенсации — денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей. Например: компенсация транспортных расходов работника (проездной). В качестве компенсаций на предприятии ООО “ТракЗапчасть” также предусматривается частичное возмещение телефонных затрат в пределах установленных норм у менеджеров по продажам.
Административно-правовые методы являются способами осуществления управленческих воздействий на персонал, основанными на властных отношениях, дисциплине и системе административно-правовых взысканий.
На предприятии ООО “ТракЗапчасть” применяются следующие формы административно-правовых методов:
1) обязательное предписание (приказ, запрет);
2) согласительные (консультация, разрешение компромиссов);
3) рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение).
Организационное воздействие основано на действии утвержденных внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность персонала. К ним относятся: устав организации, организационная структура и штатное расписание, положения о подразделениях, должностные инструкции, правила внутреннего распорядка.
Также к административно-правовым методам воздействия относится заключение трудовых договоров, в которых прописан такой пункт как полная материальная ответственность. На данном предприятии такие договоры заключены с главным бухгалтером и начальником склада.
Все работники организации могут быть подвергнуты дисциплинарной ответственности и взысканиям, которые применяются в соответствии с Трудовым кодексом, иными законами, соглашениями, трудовым договором.
Таким образом, персонал предприятия ООО “ТракЗапчасть” обязан соблюдать правовые нормы и распоряжения руководителей в процессе своей деятельности.
Цель социально-психологических методов управления на предприятии ООО “ТракЗапчасть” состоит в формировании и развитии коллектива, создании в коллективе положительного социально-психологического климата, оптимальной сплоченности, достижения общей цели путем обеспечения единства интересов, развития инициативы. Социально-психологическое управление осуществляется по средствам морального поощрения, убеждения, личного примера руководителя, регулирования межличностных отношений, создания и поддержания морального климата в коллективе.
География поставщиков ООО «ТракЗапчасть» достаточно широка. Поставщиками предприятия являются:
- ОАО «Промтрактор»;
- ООО «Онежский Тракторный Завод»;
- ОАО «Тракторная Компания ВГТЗ»;
- ООО «Владимирский Тракторный Завод»;
- ООО «Агромашхолдинг»;
- ЗАО «Гидросилагруп»;
- другие предприятия.
На данном сегменте рынка основными конкурентами ООО «ТракЗапчасть» являются компании ООО «Трак», ООО «ТоргДеталь». Проведем сравнительный анализ нашего предприятия с его основными конкурентами. (таблица 2.2).
Таблица 2.2 - Сравнительный анализ преимуществ и недостатков ООО "ТракЗапчасть" с предприятиями ООО «ТоргДеталь» и ООО «Трак».
Конкуренты Показатели | ООО «ТоргДеталь» | ООО «ТракЗапчасть» | ООО «Трак» |
Ценовая политика | |||
-Сезонное снижение цены | (8 баллов) Достаточно активно используются сезонные скидки, но отсутствие скидок на сезонные комплектующие иностранного производства. | (10 баллов) Активное продвижение сезонных запчастей и комплектующих за счет снижения цен на них в зависимости от размеров заказа | (7 баллов) Сезонные скидки, при условии наличия договора о долгосрочном сотрудничестве |
-Связь цены и качества | (10 баллов) Прямая связь цены и качества – чем выше качество, тем выше цена. | (10 баллов) Прямая связь цены и качества – чем выше качество, тем выше цена. | (10 баллов) Прямая связь цены и качества – чем выше качество, тем выше цена. |
-Цены «с приманкой» и психологические цены | (9 баллов) Установление цен «с приманкой», таким образом цены на базовый товар доступны массовомучислу заказчиков, но повышенные цены на доставку и дополнительные услуги. | (9 баллов) Психологические цены, влияющие на подсознание покупателя о цене - покупателям кажется что цена ниже, чем она есть на самом деле. | (10 баллов) Активное использование как цен «с приманкой», так и психологических цен. |
Ассортиментная политика | |||
-Ширина ассортимента | (8 баллов) Достаточно широкий ассортимент, множество видов запчастей и комплектующих. | (10 баллов) Широкий ассортимент товаров, представлен различными поставщиками из различных регионов России. | (8 баллов) Достаточно широкий ассортимент, множество видов. |
-Глубина ассортимента | (10 баллов) Множество запчастей в одной ассортиментной группе. | (10 баллов) Множество запчастей в одной ассортиментной группе. | (9 баллов) Достаточно глубокий ассортимент всех видов товаров |
Политика стимулирования сбыта | |||
-Реализация образцов продукции | (10 баллов) Реализация некоторых образцов в совокупности с другими запчастями. | (10 баллов) Реализация некоторых образцов в совокупности с другими запчастями. | (10 баллов) Реализация образцов продукции в совокупности с другими товарами того же назначения. |
Рекламная политика | |||
-Средства рекламы | (7 баллов) реклама в интернете; наружная реклама; Реклама в прессе | (7 баллов) реклама в интернете; наружная реклама; Реклама в прессе | (6 баллов) реклама в интернете; Реклама в прессе |
Кадровая политика | |||
-Оплата труда | (8 баллов) Оплата труда согласно занимаемой должности, премии выплачиваются редко. | (10 баллов) Оплата труда согласно занимаемой должности, премии выплачиваются раз в квартал, раз в пол года и раз в год в соответствии с установлеными компанией правилами. | (10 баллов) Оплата труда согласно окладу, а так же выплата всевозможных премий за выслугу лет и исполнение плана в срок. Материальное стимулирование работников. |
-Обучение персонала | (9 баллов) Обучение персонала осуществляется только на рабочем месте, но существует возможность повышения квалификации за свой счет. | (9 баллов) Обучение персонала осуществляется только на рабочем месте, но существует возможность повышения квалификации за свой счет. | (9 баллов) Обучение персонала осуществляется только на рабочем месте, но существует возможность повышения квалификации за свой счет. |
Продвижение персонала | (7 баллов) Продвижение осуществляется медленно, так как имеет место высокая текучесть кадров. | (10 баллов) Все возможности для продвижения и карьерного роста персонала. | (9 баллов) Все возможности для продвижения, но имеют место условия занимания должности. |
Социальная политика | |||
-Льготы пенсионерам | (0 баллов) В организации не предусмотренны конкретные льготы для покупателей - пенсионеров. | (0 баллов) В организации не предусмотренны конкретные льготы для покупателей - пенсионеров. | (0 баллов) В организации не предусмотренны конкретные льготы для покупателей - пенсионеров. |
Итого баллов: | 86 баллов | 96 баллов | 89 баллов |
По итогам таблицы 2.2. видно, что все проанализированные предприятия работают практически в одинаковом темпе. Преимущество по баллам, полученное ООО «ТракЗапчасть» объясняется большей шириной ассортимента и снижением цен в зависимости от масштабов заказа. Таким образом, можно сделать вывод, что сильными сторонами ООО "ТракЗапчасть" является наличие широкого и глубокого ассортимента товаров, представленного различными поставщиками со всех уголков России, а так же реализация продукции в зависимости от сезона (например, летом - навесное оборудование для уборки урожая, заготовки сена; зимой – оборудование для уборки снега) с учётом скидок за объём заказа.
В таблице 2.3 представлен анализ ресурсного потенциала предприятия ООО «ТракЗапчасть» за 2012-2013 годы.
Таблица 2.3 - Характеристика ресурсного потенциала ООО "ТракЗапчасть" за 2012-2013 годы.
Показатели | 2012 год, тыс. руб. | 2013 год, тыс. руб. | Отклонение, тыс.руб | 2013 год в % к 2012 |
1. Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб. | 3020,5 | 493,5 | 119,53 | |
2. Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб. | 2012,3 | 2455,8 | 443,5 | 122,04 |
3. Среднегодовая численность работников, чел., | - | |||
4. Площадь склада, кв.м. | - | |||
5. Среднегодовая стоимость авансированного капитала, тыс.руб. | 4539,3 | 5476,3 | 120,63 |
Среднегодовая численность работников ООО «ТракЗапчасть» в 2013 году не изменилась. Среднегодовая стоимость основных фондов в 2013 году по сравнению с 2012 годом увеличилась на 19,53% (493,5 тыс. руб.). На 22,04% (443,5 тыс. руб.) увеличилась среднегодовая стоимость оборотных средств. Среднегодовая стоимость авансированного капитала ООО «ТракЗапчасть» в 2013 году по сравнению с 2012 выросла на 20,63% (937 тыс. руб.).
Таблица 2.4 - Динамика основных показателей хозяйственной деятельности ООО «ТракЗапчасть» за 2012-2013 г.г.
Показатели | Отклонение, тыс.руб | 2013 в % к 2012 | ||
Розничный товарооборот, тыс. руб. | 13466,80 | 14971,40 | 1504,60 | 111,17 |
Валовой доход | ||||
- в сумме, тыс. руб. | 3838,04 | 4581,25 | 743,21 | 119,36 |
- в % к товарообороту | 28,5 | 30,6 | 2,1 | |
Издержки обращения | ||||
- в сумме, тыс. руб. | 2976,16 | 3503,31 | 527,14 | 117,71 |
- в % к товарообороту | 22,1 | 23,4 | 1,3 | |
Издержки обращения постоянные, тыс. руб. | 1816,1 | 2190,21 | 374,11 | 120,6 |
Издержки обращения переменные, тыс. руб. | 1160,06 | 1313,1 | 153,04 | 113,19 |
Прибыль от реализации | ||||
- в сумме, тыс. руб. | 861,88 | 1077,94 | 216,07 | 125,07 |
- в % к товарообороту | 6,4 | 7,2 | 0,8 | |
Прочие доходы, тыс. руб. | 61,7 | 98,5 | 36,8 | 159,64 |
Прочие расходы, тыс. руб. | 41,3 | 47,2 | 5,9 | 114,29 |
Валовая прибыль, тыс. руб. | 882,28 | 1129,24 | 246,97 | 127,99 |
Налог на прибыль, тыс. руб. | 176,46 | 225,85 | 49,39 | 127,99 |
Чистая прибыль | ||||
- в сумме, тыс. руб. | 705,82 | 903,39 | 197,57 | 127,99 |
- в % к товарообороту | 5,24 | 6,03 | 0,77 |
Проанализировав данную таблицу, можно сделать выводы:
Розничный товарооборот увеличился в 2013 году по сравнению с 2012 на 11,17% (1504,6 тыс. руб.)
Валовой доход от продажи товаров в 2013 году по сравнению с 2012 увеличился на 19,36% (743,21 тыс. руб.). Так же увеличилась доля валового дохода в товарообороте предприятия с 28,5% до 30.6%.
Издержки обращения в 2013 году по сравнению с 2012 выросли на 17,71% (527,14 тыс. руб.). Доля в товарообороте предприятия увеличилась с 22,1% до 23,4%.
Прибыль в 2013 году по сравнению с 2012 увеличилась на 25,07% (216,07 тыс. руб.). Доля прибыли в товарообороте предприятия увеличилась с 6,4% до 7,2%.
Прочие доходы в 2013 году по сравнению с 2012 увеличились на 59,64% (36,8 тыс. руб.).
Прочие расходы в 2013 году по сравнению с 2012 увеличились на 14.29% (5,9 тыс. руб.).
Валовая прибыль в 2013 году по сравнению с 2012 увеличилась на 27,99% (246,97 тыс. руб.).
Налог на прибыль в 2013 году по сравнению с 2012 увеличилась на 27,99% (49,39 тыс. руб.).
Чистая прибыль в 2013 году по сравнению с 2012 увеличилась на 27,99% (197,57 тыс. руб.). Доля чистой прибыли в товарообороте увеличилась с 5,24% до 6,03%.