Государственное регулирование экономики в РБ
Государственное регулирование – совокупность мер закономерно-исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых специальными правомочными государственными учреждениями, организациями в целях обеспечения стабильности национальной экономики и ее приспособления к изменяющимся условиям.
Основным методом государственного регулирования экономики является административный, имеющий характер прямого распорядительного действия и устанавливающий обязательные для всех субъектов действия, законодательные нормы и правила ведения экономической деятельности.
Основные направления государственного регулирования:
· Правовое регулирование, предусматривающее создание законодательной базы, включающей нормы правила экономического поведения. В качестве требований этой базы выделяют ее стабильность и непротиворечивость. К нестабильности экономики приводят изменения базы;
· Регулирование системы налогообложения путем изменения налоговой базы, величины налоговых ставок, предоставления различных налоговых льгот;
· Порядок ценообразования, предусматривающий установление государством единого порядка формирования издержек производства.
В Республике Беларусь в последнее время проблемы экономического роста являются достаточно дискуссионными. Официальная статистика настаивает на высоких темпах экономического роста. Однако снижение реальных доходов населения и повышение цен позволяют усомниться в наличии экономического роста. Экономический рост есть увеличение производства товаров и услуг в масштабе всего национального хозяйства. В более широкой трактовке он включает в себя повышение уровня занятости, увеличение производства товаров и услуг на душу населения и улучшение ряда других показателей, например, увеличение свободного времени членов общества. На экономический рост воздействует три группы факторов: исходные условия, макроэкономическая политика, внешние силы.
Среди основных функций государства, которое оно вынуждено выполнять в ситуации фиаско рынка, существуют задачи, которые обеспечивают или, по крайней мере, преследуют экономический рост страны. Воздействие государства на экономический рост обеспечивается двумя основными формами: прямого и косвенного регулирования. Прямое регулирование осуществляется с преобладанием административных методов, косвенное – экономических. В инструментарий регулирования входят механизмы финансово-бюджетной, налоговой, социальной, инвестиционной, и других политик правительства.
Государство регулирует экономический рост преимущественно методами стимулирования государственного сектора, созданием системы преференций для крупных промышленных предприятий, дотируя сельское хозяйство. Правительство осуществляет чрезмерный контроль над экономикой страны, однако в планах развития на ближайшие пять лет есть цели технического перевооружения и совершенствования структуры экономики, роста ее конкурентоспособности.
Совершенствование государственного регулирования экономического роста заключается в совершенствовании инструментов прямого и косвенного воздействия на экономических субъектов, складывается из комплексной группы политик: политики налогов, государственных расходов, бюджетной политики. Государству следует сконцентрироваться на стимулировании расходов на НИОКР с помощью соответствующего налогового режима – именно это должно помочь перевооружить ресурсоемкую промышленность страны. С учетом мировых тенденций, следуя интеграции с Россией, можно сохранить старую ресурсоемкую и энергоемкую структуру национальной экономики. Но ни улучшения благосостояния населения, ни экономического роста, ни перспектив у страны в этом случае не будет.
6.Основные направлениям развития экономики химической отрасли в условиях рыночных отношений.
К основным направлениям развития экономики химической отрасли в условиях рыночных отношений можно отнести:
Ø насыщение рынка конкурентоспособной продукцией, формирование экспортного потенциала и развитие импортозамещающих производств, главным образом за счет более глубокой переработки сырья и использования наукоемких и ресурсосберегающих экологически чистых технологий;
Ø создание и обновление производственных мощностей с целью выпуска востребованной рынком продукции;
Ø расширение ассортимента и улучшение потребительских свойств продукции;
Ø поиск новых рынков сбыта продукции, поставщиков сырья и материалов;
Ø обеспечение потребности в материалах стратегического назначения.
Основными инструментами, необходимыми для достижения поставленных целей:
* стимулирование инновационной и инвестиционной активности в химической
и нефтехимической промышленности;
* осуществление таможенно-тарифной политики с целью защиты отечественных
товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках;
* проведение институциональных преобразований для более эффективного
управления химическим комплексом и повышения его конкурентоспособности;
* совершенствование законодательства с целью создания благоприятных условий для развития химического сектора экономики.
Экономика хим. отрасли – комплексная система экономических законов, критериев и показателей, а также способов и методов эффективного использования маериально-технических, трудовых, финансовых и других ресурсов при производстве различной продукции, обеспечивающих нормальное и эффективное функционирование и развитие хим.отрасли.
Основным критерием эффективности экономической деятельности является удовлетворение потребностей государства, общества и отдельных потребителей продукции соответствующих видов и обеспечение высоких технико-экономических показателей (прибыли, рентабельности).
Экономика отрасли и входящих в нее предприятий тесно связаны друг с другом, при этом на уровне отрасли определены основные направления деятельности и развития отрасли и входящих в нее предприятий.
Основные особенности хим.отрасли:
1)многообразие источников сырья производимой продукции;
2)многообразие вариантов получения готовой продукции;
3)высокая материалоемкость продукции;
4)высокий уровень автоматизации и невысокая трудоемкость.
Предприятия хим.промышленности отличаются друг от друга по виду выпускаемой продукции, ее объему, степени специализации, типу производственных процессов и т.д.
Показатели структуры отрасли предприятия:
1)характеризует количественные показатели (стоимость готовой и выпускаемой продукции, стоимости ОПФ, численности промышленно-производственного персонала); при этом определяется удельный вес в процентах названных показателей по отношению к среднереспубликанским показателям;
2)отражает изменение отраслевой структуры или структуры предприятия за анализируемый период, расчет ведут по формуле:
∆Сс = Сконец года – С начало года ,%
∆Сс = объем выпуска продукции.;Сконец года – прибыли;С начало года – реализации.
3)отражает производственные связи между отраслями и между предприятиями (межотраслевые связи), характеризуется удельным весом продукции собственного производства, используемой отраслью или предприятием для дальнейшего производства:
∆п = Vпред.(в.п.) / Vвсех матер.-техн.ресурсов
При переходе к рыночной экономике потребовалась разработка и внедрение в практику новых структурных форм и критериев на уровне отрасли и предприятия, таких, как предпринимательство, конкуренция, наименьший расчет, сертификация продукции, обоснование производственных программ путем разработки бизнес – планов, разработка новых продуктов.
7. Понятие и состав основных производственных фондов предприятий химической отрасли.
Для про-ва продукции необходимы матер-ые ресурсы в виде средств (здания и т.д); сырье, материалы; топливо, энергия; трудовые ресурсы; финансовые ресурсы.
ОПФ – основная часть материальных средств отрасли и предприятия, участвующих в производстве продукции. Они используются в качестве средств труда в течение длительного времени, сохраняя при этом свою натуральную форму, и их стоимость с экономической точки зрения переносится на готовую продукцию постепенно, частями в течение нескольких лет, по мере использования.
К ОПФ относятся:
1)здания и различные сооружения;
2)передаточные устройства (линии электропередач, трубопроводы, кабельные и телефонные линии);
3)силовые машины и оборудование, производящие электрическую и тепловую энергию (генераторы, паровые котлы, компрессионные установки, трансформаторы)
4)рабочие машины и оборудование (технологическое и вспомогательное оборудование);
5)транспортные средства;
6)инструменты (механизированные, ручные, измерительные со сроком службы больше года;
7)хозяйственный инвентарь (предметы хозяйственного, административно–хозяйственного значения);
8)вычислительная техника.
От эффективности использования основных производственных фондов зависят экономические показатели предприятия.
По составу структуры ОПФ ПХП делят на: -активные; -пасивные
1) относятся ОПФ участв-щие в изготовлении продукции(техническое оборудование, инструменты, измерительные и регулируемые приборы, и т.д)
2) относятся ОПФ обеспечив-щие необходимые условия для организации и выполнения произв-ого процесса(здания, сооружения, инвертарь, транспорт, и т.д)
Величина ОПФ оценивается их стоимостью, а также соотнош-ем м/д стоимостью активной и пасивоной части.
ОПФ оценивают по 3 видам стоимости:
1) Первоначальная стоимость – это сумма затрат на изготовление или приобретение фондов, их доставку и монтаж.
2) Восстановительная стоимость – затраты на производство основных фондов в современных условиях; устанавливается во время переоценки фондов.
3) Остаточная стоимость – разность между первоначальной или восстановительной стоимостью основных фондов и суммой их износа.
,
где
С0 – остаточная стоимость;
Сп – первоначальная стоимость;
На – норма амортизации;
Т – срок службы ОПФ.