Интеграционные объединения в развитых странах
Примером регионального интеграционного объединения стран, имеющего на сегодняшний день самый значительный период своего существования, является Европейский Союз (ЕС). Как организация, прошедшая в своем развитии все основные интеграционные формы, ЕС представляет безусловный интерес для рассмотрения механизма региональной интеграции.
История Европейского Союза началась в 1951 году, когда было создано Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), в которое вошли Франция, Италия, Германия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург. Планировалось, что этот наднациональный орган будет осуществлять руководство угледобычей и черной металлургией Франции и Германии, а также международный контроль за ключевыми отраслями военной промышленности. Через шесть лет (25 марта 1957 г.) в Риме этими же странами были подписаны договоры о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). Римский договор (1957) заложил конституционные основы Европейского Союза, став фундаментом для создания зоны свободной торговли шести стран [13].
Зона свободной торговли (1958-1967 гг) – данный этап характеризуется отменой таможенных пошлин, импортных и экспортных количественных ограничений, а также всех других торговых ограничений на пути движения товаров внутри сообщества. Введен общий таможенный тариф и единая торговая политика в отношении третьих стран. В 1962 году была введена в действие единая сельскохозяйственная политика. В 1963 году было подписано Яундское соглашение с рядом развивающихся стран, что позволило беспошлинно ввозить в ЕЭС промышленные и традиционные сельскохозяйственные товары.
Таможенный союз (1968-1986 гг.) – единая аграрная политика дополняется единой политикой в сфере окружающей среды и в области исследований и технологического развития. К этому же этапу относится и начало интеграции в валютно-финансовой сфере: в 1972 году было введено совместное плавание валют некоторых стран- членов ЕС, так называемая европейская «валютная змея». С 1979 года начала функционировать европейская валютная система (ЕВС), объединившая страны ЕЭС и направленная на уменьшение колебаний валютного курса и взаимоувязку курсов национальных валют, поддержание валютной стабильности и ограничение роли доллара США в международных расчетах стран Сообщества. Учреждена специальная валютно-расчетная единица «экю», действующая в рамках этой системы.
В 1973 году к Сообществу присоединились Великобритания, Ирландия и Дания, в 1981 году – Греция, в 1986 году вступили Испания и Португалия. Число стран-членов возросло до двенадцати.
Общий рынок (1987–1992 гг.) – на основе Единого Европейского акта (1987 г.), а также подписанного в 1985 году документа о программе создания внутреннего рынка ликвидированы оставшиеся барьеры на пути передвижения товаров и факторов производства. Были достигнуты «4 свободы» - свободное перемещение внутри Сообщества товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Сформировалась единая политика в энергетике, транспорте, вопросах социального и регионального развития.
Этап экономического союза (с 1993 г. и по настоящее время) характеризуется усилением экономической и политической интеграции форсированным развитием валютного союза на основе подписанного в начале 1992 года Маастрихтского договора о формировании экономического и валютного союза.
1 ноября 1993 года Маастрихтский договор вступил в силу, Сообщество стало официально именоваться Европейским Союзом.
1 января 1995 года в ЕС вступили Австрия, Финляндия и Швеция.
1 января 1999 г. – 11 стран ЕС (Австрия, Бельгия, Германия, Дания, Ирландия, Швеция, Италия, Люксембург, Нидерланды, Финляндия и Франция) ввели единую валюту – евро. С 1 января 2001 года к этим странам присоединилась Греция.
В качестве «пропускных критериев» участия в зоне евро были установлены следующие:
· Дефицит госбюджета не более 3% к ВВП;
· Государственный долг не более 60% к ВВП;
· Долгосрочные ставки по кредитам не должны превышать 2 процентных пункта по сравнению со средним уровнем этого показателя по трем странам ЕС с наиболее стабильными ценами;
· Инфляция не более чем на 1,5 процентных пункта выше среднего уровня этого показателя по трем странам ЕС с наиболее стабильными ценами;
· Отсутствие курсовых колебаний национальной валюты за рамки, разрешенные Европейской валютной системой, в течение последних двух лет.
С 1 января 2002 года евро введен в наличный оборот. В настоящее время евро официально введено в 15 странах ЕС.
В 2004 году произошло самое большое расширение ЕС за всю его историю. С 1 мая 2004 года членами ЕС стали Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония.
С 1 января 2007 года в Европейский Союз были приняты Болгария и Румыния, и население ЕС достигло 470 миллионов человек.
Интеграция ЕС отличается от других интеграционных союзов не только четко выраженной этапностью развития, но и наличием уникальных наднациональных институтов ЕС. Поступательное движение интеграции ЕС обеспечивается работой системы политических, правовых, административных, судебных и финансовых институтов. Данная система представляет собой синтез межправительственного и наднационального регулирования.
Основными органами управления Европейского Союза являются Совет Министров ЕС, Комиссия ЕС, Европарламент, Европейский суд.
Совет Европейского союза (называемый еще Советом министров) состоит из министров правительств государств-членов и несет ответственность за принятие основных политических решений ЕС на основе предложений, выдвигаемых Европейской комиссией. В Совете ЕС, в соответствии с повесткой дня (например, внешняя политика, сельское хозяйство, транспорт), заседают соответствующие министры стран ЕС. Число голосов у каждого министра зависит от численности населения страны. Так у Германии, Великобритании, Франции и Италии по 29 голосов, у Испании, Польши по 27, Чехии и Венгрии по 12 голосов, также как и у Греции, Бельгии и Португалии.
Европейская комиссия является исполнительным органом (своего рода правительство) и несет ответственность за соблюдение выполнения странами Договора о Европейском Союзе, претворяет в жизнь решения Европейского совета и Совета Европейского Союза, а также обладает правом законодательной инициативы. Еврокомиссия состоит из 20 комиссаров, ведающих определенными вопросами (сельское хозяйство, энергетика и т.д.) и назначаемых на 5 лет национальными правительствами (но не зависящих от последних) после одобрения их кандидатур Европейским парламентом. Председатель Еврокомиссии одновременно является членом Европейского совета. Штаб-квартира находится в Брюсселе.
Европейский парламент избирается с 1979 г. прямым голосованием граждан во всех странах-членах ЕС и состоит из 535 депутатов, избираемых на 5 лет. Парламент принимает бюджет ЕС, контролирует деятельность Еврокомиссии, занимается законотворческой деятельностью.
Подготовка работы Парламента происходит в постоянных комитетах, подкомитетах, временных комитетах или комитетах по изучению конкретных проблем, заседания которых проходят обычно в Брюсселе. Пленарные заседания Парламента проходят в течение недели каждый месяц в Страсбурге (Франция) во Дворце Европы. Секретариат Европарламента расположен в Люксембурге.
Суд европейских сообществ – высший судебный орган, призванный обеспечивать выполнение договоров и реализацию основополагающий принципов ЕС.
Европейский центральный банк (ЕЦБ) – наследник Европейского валютного института – был основан 1 июня 1998 г. и находится во Франкфурте-на-Майне. ЕЦБ определяет финансовую политику в зоне евро. Приоритет деятельности банка – стабильность цен и контроль за инфляцией. Банк не наделен правом выдавать кредиты государствам, всецело независим от национальных правительств и организаций европейского сообщества.
В процессе принятия решений в ЕС все указанные органы активно взаимодействуют. Так, Еврокомиссия готовит предложения по решению какой-либо проблемы, Европарламент высказывает мнения о предложениях Комиссии, Совет министров принимает окончательное решение, а Европейская комиссия отвечает за выполнение принятых решений.
Европейский парламент совместно с Европейским советом и Европейской комиссией принимают следующие акты:
· постановления – юридически обязательны для всех государств-членов и заменяют национальное законодательство;
· директивы – обязательны для выполнения и адресуются отдельными государствами, при этом в директиве указывается только цель, которая должна быть достигнута государством, а национальное правительство само выбирает средства ее достижения;
· решения – касаются конкретных вопросов и являются обязательными только для государств, которым они непосредственно адресованы;
· заключения и рекомендации относятся к тенденциям развития и направлениям политики стран ЕС и не имеют обязательной силы.
Большое значение для развития ЕС имеет тот факт, что там сформировалось единое правовое пространство, т.е. правовые документы ЕС являются неотъемлемой частью национального права стран-участниц и обладают преимущественной силой при возникновении разногласий с национальным правом. Комиссия ЕС следит за тем, чтобы принимаемые национальные нормативные акты не противоречили праву ЕС. Система регулирования и контроля в рамках ЕС осуществляется на основе соответствующих уставов, договоров и соглашений в рамках Союза о единой таможенной и валютной политике, едином законодательстве в рамках Европарламента и других принципах интеграционного международного сотрудничества.
Экономическая интеграция в Западной Европе не ограничивается только ЕС. В 1960 году был заключен договор о создании Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), куда вошли семь государств: Великобритания, Австрия, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария (в настоящее время членами ЕАСТ являются 4 страны: Норвегия, Швейцария, Исландия, Лихтенштейн). С 1993 года действует Соглашение между Европейским Союзом и ЕАСТ о едином европейском экономическом пространстве (ЕЭП), согласно которому снимаются все барьеры в торговле между двумя интеграционными объединениями.
В декабре 1992 года было подписано Соглашение о создании Северо-Американской ассоциации свободной торговли (НАФТА) между США, Канадой и Мексикой, которое вступило в силу 1 января 1994 года. НАФТА отражает новый подход в теории и практике интеграции. Впервые государство «третьего мира» добровольно объединилось с двумя высокоразвитыми странами. В соответствии с подписанным Соглашением о североамериканской интеграции на протяжении 15 лет все торговые и инвестиционные барьеры между странами-участницами НАФТА должны быть ликвидированы, а таможенные пошлины отменены. Вопрос о политической интеграции не рассматривается.
В рамках НАФТА происходит постепенная ликвидация тарифных барьеров во внутренней торговле (в канадско-американской торговле они уже отменены), снимается большинство других ограничений для экспорта и импорта (кроме определенной номенклатуры товаров – сельхозпродукция, текстиль и некоторые другие). Создаются условия для свободного движения не только товаров, но и услуг, капиталов, профессионально подготовленной рабочей силы. Практически отработаны подходы для предоставления национальных режимов для осуществления прямых иностранных инвестиций. Стороны договорились о необходимых мероприятиях по защите интеллектуальной собственности, гармонизации технических стандартов, санитарных и фитосанитарных норм. Документ содержит обязательства сторон относительно создания механизма по разрешению споров (антидемпинг, субсидии и др.). Следует отметить, что Соглашением не предусматривается решение проблем, относящихся к социальной сфере, таких как безработица, образование, культура и т.д.
Участие каждой страны в Соглашении имеет свои экономически обоснованные преимущества. НАФТА дала возможность США увеличить число рабочих мест за счет наращивания экспортных поставок в Мексику. Кроме того, снизился уровень издержек производства, и повысилась конкурентоспособность некоторых отраслей американской промышленности за счет перенесения трудоемких, материалоемких и экологически дорогостоящих производств из США в Мексику. Мексиканские нефтяные скважины обеспечивают США поставку нефти с низкими транспортными расходами. В Канаде увеличилась прибыль высокотехнологичных отраслей (производство измерительных приборов, компьютеров, средств связи и т.п.) от сбыта ноу-хау и расширения рынка. Увеличились канадские инвестиции в Мексику, в основном в горнодобывающую промышленность, банковское дело и телекоммуникации. В Мексике введена система мер по либерализации финансовой сферы, начался интенсивный приток иностранных инвестиций. Экспорт Мексики в страны-члены НАФТА: по сравнению с 1993 годом увеличился на 225%. Объем взаимной торговли стран НАФТА с 1993 г. - на 119%.
Успешное развитие экономической интеграции в странах Западной Европы оказалось привлекательным для многих регионов мира и с 60 годов повышенный интерес к экономической интеграции стали проявлять и развивающиеся страны, которые рассматривают создание интеграционных объединений как одно из основных средств диверсификации внешнеэкономической деятельности и ослабления зависимости от промышленно развитых стран.