А. Следует ли российскому государству препятствовать олигополистическим процессам в отечественном хозяйстве?
Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:
· Взвесьте все известные вам положительные и отрицательные черты олигополии. Какие из них, на ваш взгляд, преобладают?
· Насколько реалистично предположение, что современная рыночная экономика может быть организована как рынок совершенной или монополистической конкуренции и не иметь олигополистических элементов?
· Считаете ли вы российскую экономику в силу объективных причин (географических, исторических, политических и пр.) более или менее других предрасположенной к олигополизации?
· Обдумайте международный аспект проблемы. Может ли, например, в одной стране в определенной отрасли действовать рынок монополистической конкуренции, если в других странах эта отрасль олигополизирована? В каком случае это возможно?
· Выбрав один из возможных вариантов ответа на тему эссе, обдумайте, какие меры надо принять, чтобы минимизировать связанные с ним отрицательные и максимизировать положительные последствия.
Прежде всего, необходимо разобраться, отметить положительные и отрицательные стороны наличия олигополий в стране. В деятельности олигополий, думается, можно рассматривать как те, так и другие стороны. С одной стороны, олигополизация рынка предполагает сговор (чаще всего негласный) производителей, что ведет к установлению более высоких цен, и более низких объемов производства, чем на рынке совершенной конкуренции. Как следствие существуют общественные потери, тем самым снижение уровня жизни населения относительно потенциального (если бы рынок был совершенным). Потребление ниже вследствие немаксимальных потенциальных объемов производства. Однако существуют и позитивные стороны преобладания олигополий на рынке.
В реальной действительности имеются между олигополистами существенные расхождения как в издержках, так и в эластичности спроса на их продукцию, кроме того они могут намечать различные целевые установки, что обуславливает далеко нерыночное их поведение. Кроме того в рамках тайных соглашений, которые фактически блокируют ценовую конкуренцию, могут развиваться неценовые формы конкуренции, сопровождаемые предоставлением скрытых скидок и дополнительных услуг, улучшением форм обслуживания клиентов, обеспечением наилучшим после сбытовым обслуживанием. В частности предоставление скидок может привести к ценовой войне между олигополистами, так как нарушение одним из участников джентельменского или иного неофициального соглашения может вызвать ответную реакцию всех или нескольких олигополистов.
Поведение олигополистов в рамках тайных соглашений предопределяется необходимостью выбора золотой середины. С одной стороны, они вынуждены слишком в больших масштабах максимизировать прибыль, ибо это будет провоцировать вступление в данную отрасль новых конкурентов, так и привлекать внимание контролирующих органов, ответственных за соблюдение антитрестовского законодательства. С другой стороны, получение умеренной экономической прибыли либо сведение ее к нулевому значению позволяет олигополистам блокировать проникновение в эту отрасль новых производителей.
Лидерство в ценах - это одна из форм рыночного поведения фирм-олигополистов, при которой все конкуренты на данном рынке следуют в фарватере ценовой политики ведущей или господствующей фирмы олигополиста.Речь идет о том, что наиболее крупная или наиболее эффективная в отрасли компания выбирает наиболее подходящий момент и место для изменения цены, тогда как все остальные фир-мы-олигополисты автоматически следуют этому изменению. В данном случае фактически отсутствует ценовая конкуренция несмотря на то, что и не имеет место тайный сговор, возможность последнего не исключается полностью.
Однако, когда мы говорим о "лидерстве в ценах", то предполагаем, что никаких соглашений или каких-либо договоренностей между фирмами не имеется. И тем не менее согласование действий олигополистов, несмотря на закамуфлированный характер, в определенном смысле происходит открыто. Ценовой лидер, высказывая публично те или иные намерения в отношении предполагаемого изменение цены, как бы будит реакцию остальных товаропроизводителей. Ответная реакция конкурентов на зондирование лидера отрасли служит своего рода сигналом к осуществлению либо воздержанию от тех или иных мероприятий. Особенность поведения ценового лидера заключается в том, что он, как правило, не реагирует на незначительные колебания в условиях издержек и спроса.
Изменение цен происходит только в том случае, если имеют место заметные отклонения в стоимости или иных факторов производства или изменения в условиях функционирования предприятия либо выпуска продукции. Наконец, цена на олигополизированном рынке может формироваться на основе учета средних общих издержек производства, к которым прибавляется надбавка обычно в размере определенного процента. В дальнейшем мы будем использовать термин "средние издержки" , под которыми в долгосрочном периоде следует понимать всю совокупность издержек, так как деление издержек на постоянные и переменные приемлемо лишь для краткосрочного периода. В связи с тем, что издержки производства изменяются под влиянием масштаба производства, в качестве исходного уровня берется средний предполагаемый объем выпуска продукции в рамках определенного периода времени. Это обуславливает далеко не полную загрузку производственных мощностей .Однако показатель загрузки производственных мощностей (например, 75-80%) включает в себя не только составляющую основу масштаба производства для расчета цены, но определенный процент резервных мощностей как непременное условие для расширения производства в случае необходимости, и для его обновления.
Расчетная цена, образованная на основе средних издержек производства и определенной процентной надбавки в качестве экономической прибыли, служит своего рода стандартной ценой для проведения ценовой политики, которая призвана учитывать действительную или возможную конкуренцию, финансовую-экономическую и рыночную конъюнктуру, стратегические цели и прочие обстоятельства. В заключение следует отметить, что подобная рода форма ценообразования в основном присуща для фирм с высокой степенью дифференциации и диверсификация выпускаемой продукции, что выступает значительным препятствием для точного определения спроса и издержек по каждому отдельно взятому изделию. При этом данный тип олигополистического ценообразования не является несовместимым с использованием прямого тайного сговора или лидерства в ценах. Предпочтение, отдаваемое олигополиями развертыванию неценовой конкуренции по сравнению с ценовой, связано с тем, что обновление продукции, ее модификация, усовершенствование производственных технологий, удачная реклама позволяет создать устойчивость и стабильность на рынке по сравнению с конкуренцией цен.
Последняя может привести к существенным издержкам и истощению конкурентов, а иногда и к нарастанию монополистических тенденций на рынке. В крайнем случае следствием ценовой конкуренции может стать переход от разряженной олигополии к плотной, что открывает путь к прямому тайному сговору конкурентов. Другой причиной предпочтения неценовой конкуренции обусловлено крупными масштабами производства олигополистов, значительными финансовыми ресурсами, которые позволяют им осуществлять мероприятия, обусловленные неценовой конкуренцией.
Б. Свободное эссе по проблемам олигополии. Требования к свободному эссе см. в методических указаниях к рабочим тетрадям.
Олигополия - это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминирует очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно. Товар, реализуемый олигополистическими фирмами, может быть и дифференцированным и стандартизированным.
Обычно на олигополистических рынках господствует от двух до десяти фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта.
На олигополистических ранках, по меньшей мере, некоторые фирмы могут влиять на цену благодаря их большим долям в общем выпускаемом кол-ве товара. Продавцы на олигополистическом рынке знают, что когда они либо их соперники изменят цены или выпускаемый объем продаж, то последствия скажутся на прибылях всех фирм на рынке. Продавцы осознают свою взаимозависимость. Предполагается, что каждая фирма в отрасли признает, что изменение ее цены или выпуска вызовет реакцию со стороны других фирм. Реакция, которую какой-либо продавец ожидает от соперничающих фирм в ответ на изменения установленных им цены ,объема выпуска или изменения деятельности в области маркетинга, является основным фактором, определяющим его решения. Реакция, которой отдельные продавцы ждут от своих соперников, влияет на равновесие на олигополистических рынках.
Во многих случаях олигополии защищены барьерами для входа на рынок, схожими с теми, которые существуют для монопольных фирм. Естественная олигополия существует,когда несколько фирм могут поставлять продукцию для всего рынка при более низких долгосрочных издержках,чем были бы у множества фирм.
Можно выделить следующие черты олигополистических рынков.:
1.Всего несколько фирм снабжают весь рынок.Продукт может быть как дифференцированым,так и стандартизированным.
2.По крайней мере, некоторые фирмы в олигополистической отрасли обладают крупными рыночными долями.Следовательно,некоторые фирмы на рынке способны влиять на цену товара,варьируя его наличие на рынке.
3.Фирмы в отрасли сознают свою взаимозависимость.
Нет единой модели олигополии,хотя разработан целый ряд моделей.
ТЕМА 10. МОНОПОЛИЯ
Логика курса
А. Ответьте на следующие вопросы:
1. Опишите особенности монопольного рынка. Какие барьеры ограничивают доступ на него новых фирм?
Монополия — это крупное капиталистическое предприятие, контролирующее производство и сбыт одного или нескольких видов продукции; это такая структура, при которой на рынке отсутствует конкуренция и функционирует одна фирма. Она производит уникальный, не имеющий аналогов продукт и защищена от вхождения на рынок новых фирм. Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром.
Оказывается, что захватить рынок и стать на нем монополистом очень сложно, но удержать этот рынок в своих руках еще сложнее. Поэтому издавна монополисты научились возводить барьеры на входе в контролируемые ими рынки. Именно эти барьеры мешают проникновению на монополизированные рынки новых конкурентов и изменению там ситуации к лучшему для покупателей.
Барьер для входа в отрасль - ограничитель, который предотвращает появление новых дополнительных продавцов на рынке монопольной фирмы. Барьеры для входа на рынок необходимы для того, чтобы поддерживать монополию в долгосрочном плане. Так, если бы был возможен свободный вход на рынок, то экономические прибыли, получаемые монополистом, привлекли бы на рынок новых продавцов, значит, возросло бы предложение. Монопольный контроль над ценами исчез бы вовсе, так как рынки, в конечном счете, стали бы конкурентными.
2. Рыночное равновесие в условиях монополии.
При формировании механизма рыночного равновесия в условиях монопольных цен необходимо исходить из следующих предпосылок:
• монополия возникает тогда, когда в результате разных причин на рынке товаров возникает единственный производитель в виде фирмы-монополиста или объединения нескольких фирм-монополистов путем заключения договора между ними и их действия в качестве единой фирмы;
• на рынке имеется большое число потребителей данного товара и ни один из них не может оказать существенного влияния на формирование рыночных цен;
• в силу особенностей производства удельные затраты фирмы-монополиста весьма низкие, а объемы производства высокие, что позволяет фирме вытеснить конкурентов с рынка и захватить его целиком;
• отдельные потребители не имеют возможности оказывать влияние на рыночные цены и вынуждены подстраиваться под цены, предлагаемые монополистами. В свою очередь монополист выбирает такие объемы и цену, при которых товар полностью будет реализован с максимально возможной прибылью.
3. Что такое ценовая дискриминация? Какие ее разновидности вы знаете? Распространена ли ценовая дискриминация в России?
Ценовая дискриминация — это разделение единого рынка ни различные сегменты, с тем чтобы один и тот же товар продавался на них по разным ценам.
Ценовую дискриминацию можно подразделить надва вида.Во-первых, это дискриминация по единицам продаваемой продукции. Цены на товары в розничной торговле выше, чем оптовые цены на эти же товары; цена железнодорожного билета на короткое расстояние относительно дороже, чем цены на более долгий путь. Во-вторых, это дискриминация среди покупателей. Цены санаторных путевок для жителей Крыма стоят дешевле, чем цены этих же путевок для жителей России.
4. Что такое Х-неэффективность? Каковы причины ее появления?
X-неэффективность в экономике — различие между эффективным поведением фирм, предполагаемым экономической теорией, и их поведением, наблюдаемым в реальности.
Экономическая теория предполагает, что менеджеры фирм действуют с целью максимизации благосостояния собственников путем снижения риска и повышения экономической прибыли, что достигается уменьшением издержек и увеличением выручки. Согласно классическим представлениям, в условиях совершенной конкуренции, возможности свободного входа фирм на рынок и выхода с него приводят к тому, что фирмы выбирают объем производства, при котором цена совпадает с долгосрочными средними издержками, а долгосрочные средние издержки минимизируются. В связи с этим фирмы получают нулевой экономический доход, а потребители платят цену, равную предельным издержкам производства благ. Этот результат соответствуетраспределительной экономической эффективности.
Однако эмпирические исследования свидетельствуют о том, что большое количество фирм не производят продукцию в объеме, минимизирующем средние издержки. Частично это может объясняться воздействием условий несовершенной конкуренции. Та часть отклонения, которая не может быть объяснена традиционной экономической теорией, рассматривается как X-неэффективность.
5. Как осуществляется антимонопольная политика в отношении естественных монополий?
Монополистическая ситуация, как правило, сопровождается антимонопольными методами воздействия со стороны государственных органов.
Первая группа мер — административно-правовое воздействие в виде;
• запрета монополии в какой-либо отрасли хозяйства;
• роспуск существующих монополистических объединений;
• расчленение монополий на ряд самостоятельных производств.
Вторая группа мер — административно-экономическое воздействие, направленное на;
. преследование государством торговцев, осуществляющих ценовую дискриминацию (завышение цен, не обусловленное издержками производства);
• преследование торговцев, осуществляющих фальсификацию товаров путем использования рекламы;
• запрещение внеэкономического воздействия на контрагентов путем сговора с целью оказания совместного влияния на изменение рыночной ситуации.
Третья группа мер — экономическое воздействие, проводимое государством:
• использование разных приемов введения налоговой политики, которые вынуждают монополию назначать цены на выпускаемую продукцию, близкие к условиям свободной конкуренции;
• поощрение выпуска товаров-субститутов, т. е. товаров-заменителей. Разнообразие товаров личного и производительного потребления снижает спрос на товары монопольного производства;
• расширение рынка за счет установления международных экономических связей и увеличения импорта; распространение научных и технологических знаний.
6. Проблема национализации и приватизации естественных монополий в мире и в России.
Существует проблема, касающаяся естественных монополий, их статус: государственные или частные. Это связано с тем, что естественные монополии являются весьма специфическим субъектом экономики, который никогда не функционирует по чисто рыночным принципам. Обычные аргументы в пользу национализации связаны с тем, что на государственном предприятии легче проводить правительственную политику в отношении цен, тарифов, объемов производства. Кроме того государственная собственность исклю-чает монополистические злоупотребления с целью обогащения владельцев. Ведь прибыль отнюдь не главная цель гос-ва. Аргументы против национализации связаны с опасениями понижения эффективности работы естественного монополиста. Не имея надобности ориентироваться в первую очередь и превыше всего на коммерческий успех, директор такой фирмы превращается в государственного чиновника. И с готовностью выполняет любые, самые нелепые указания, лишь бы они соответствовали желаниям начальства. Повышаются на государственном предприятии и иждивенческие настроения: нечего бояться убытков, все покроет бюджет. Наконец, возрастает опасность коррупции: слишком большие объемы государственных. При сложном характере коммерческой деятельности таких фирм, уследить за этими деньгами бывает трудно. На практике вопрос о праве собственности чаще всего решается в духе национальных традиций. Страны с государственническим менталитетом предпочитают национализацию естественных монополий. В странах с сильными индивидуалистическими традициями, наоборот, склоняются к частной собственности.
7. Как измеряется степень концентрации производства?
Концентрация - это процесс, направленный на увеличение фирмой объема выпуска продукции (услуг). Концентрация производства может быть достигнута в основном либо за счет увеличения количества машин и оборудования (экстенсивный путь), либо за счет внедрения новой техники с большей производительность (интенсивный путь). От степени концентрации производства в значительной степени зависят экономические показатели работы фирмы: себестоимость, прибыль, рентабельность, производительность труда, материалоемкость и др. Для измерения уровня концентрации используют показатели объема продукции, численности работников, а в отдельных отраслях - стоимости основных фондов.
8. Как осуществляется антимонопольная политика в отношении искусственных (предпринимательских) монополий?
В отличие от естественной, искусственная (или предпринимательская) монополия складывается в тех областях, где единственный производитель не обладает повышенной эффективностью по сравнению с несколькими конкурирующими фирмами. Установление монополистического типа рынка, поэтому не является неизбежным для такой отрасли, хотя на практике может и сложиться, если будущему монополисту удастся устранить конкурентов.
В случае искусственного монополизма основным направлением регулирования является противодействие формированию таких монополий, а порой и разрушение уже сложившихся. Для этого государство использует широкий спектр санкций: это и предупредительные меры (скажем, запрет слияния крупных фирм), и разнообразные, причем часто очень крупные штрафы за ненадлежащее поведение на рынке (например, за попытку сговора с конкурентами), и прямая демонополизация, т.е. принудительное раздробление монополиста на несколько независимых фирм.
Основанием для приведения в действие антимонопольной политики является наличие любого из двух основных признаков монополизации рынка, а именно:
-либо концентрации очень большой доли рынка в руках одной фирмы,
- либо переплетения ведущей фирмы с конкурентами.
При определении степени концентрации в той или иной отрасли государство обычно ориентируется на три показателя деятельности крупнейших компаний: размеры оборота, число занятых и величину капитала. Наиболее важным из них с точки зрения политики является доля оборота фирмы на конкретном рынке, поскольку именно она показывает, какую часть общего предложения товара концентрирует данная фирма.
9. В чем состояли особенности государственного монополизма советской эпохи?
Главная особенность монополизации российского рынка состоит в том, что она сложилась как «наследница» государственного монополизма социалистической экономики.
По оценкам специалистов в настоящее время экономика бывшего СССР оказалась одной из самых монополизированных в мире. Будучи ориентированной на одну форму собственности, она с самого начала была обречена на высочайшую степень монополизации.
Социалистическая экономика представляла собой единый народнохозяйственный комплекс, в котором каждое предприятие не было вполне автономно, а являлось составной частью общегосударственной суперструктуры. При этом удовлетворение потребности всей страны в том или ином виде продукта часто поручалось всего одному-двум заводам.
Причин для такой концентрации выпуска продукции было несколько. Большое значение имело стремление использовать положительный эффект масштаба. Причем тяга к гигантизму была явно гипертрофированной, так как из-за искусственной заниженности цен на энергию, сырье и транспорт вполне рентабельными выглядели проекты даже нерационально крупных заводов. Сырье для них нередко привозилось за тысячи километров, а готовая продукция развозилась по всему Союзу.
Другая причина была связана с удобством централизованного управления крупными предприятиями. Когда все важнейшие решения по развитию экономики страны принимаются общенациональными плановыми органами, управляемость хозяйства тем выше, чем меньше производственных единиц. В самом деле, проконтролировать выпуск определенного вида продукции на одном заводе-гиганте много проще, чем решить ту же задачу, когда названное изделие выпускают две-три сотни мелких заводов.
В итоге народное хозяйство страны в буквальном смысле напоминало единый организм. Подобно тому, как в человеческом организме существуют специализированные органы обеспечения жизнедеятельности всего организма, так и в социалистическом хозяйстве одни заводы удовлетворяли потребность всей страны в одной, другие — в другой продукции. При этом советские монополисты были узко специализированы: один завод выпускал только тяжелые вертолеты (Роствертол), другой — только автомобили высокой проходимости (УАЗ). По своим последствиям для хозяйства прекращение поставок любым из них было подобно отказу определенного органа в человеческом организме.
10. Какие основные пути снижения уровня монополизации российской экономики вы знаете? Их плюсы и минусы.
По мнению специалистов, можно выделить три принципиальных возможности понижения степени монополизации российской экономики:
1) прямое разделение монопольных структур;
2) иностранная конкуренция;
3) создание новых предприятий.
Возможности первого пути в российской реальности сильно ограничены. Единый завод на части не разделишь, а случаи, когда производитель-монополист состоит из нескольких заводов одного профиля, почти не встречаются. Тем не менее, на уровне надфирменных структур — бывших министерств, главков (одно время их стали преобразовывать в так называемые концерны), а также областных властей — такая работа отчасти уже сделана, а отчасти может быть продолжена, принеся пользу в деле понижения степени монополизации.
Дело в том, что еще одна специфическая российская разновидность монополизма состоит в диктате ведомств и госорганов, продолжающих и в наше время активно вмешиваться в деятельность предприятий. Формально-юридических прав на это они не имеют — предприятия находятся в частной собственности. Но реальные рычаги давления у органов власти есть. Например, не допустить в отрасль (или в регион) стороннего производителя с помощью частокола инструкций и распоряжений они вполне могут.
Второй путь — иностранная конкуренция — явился, вероятно, самым действенным и эффективным ударом по отечественному монополизму. Когда рядом с изделием монополиста на рынке находится превосходящий его по качеству и сопоставимый по цене импортный аналог, все монополистические злоупотребления становятся невозможными. Монополисту приходится думать о том, как бы вообще не оказаться вытесненным с рынка.
Однако, из-за непродуманной валютной и таможенной политики, импортная конкуренция в очень многих случаях оказалась избыточно сильной. Вместо того чтобы ограничить злоупотребления она фактически уничтожила целые отрасли промышленности (вспомним про исчезнувшие с прилавков отечественные телевизоры, радиоприемники, бытовые приборы, почти пропавший русский текстиль, и многое другое).
Очевидно, что использование столь сильнодействующего средства должно быть очень осторожно. Импортные товары, бесспорно, должны присутствовать на российском рынке, являясь реальной угрозой для наших монополистов, но не должны превращаться в причину массовой ликвидации отечественных предприятий.
Третий путь — создание новых предприятий, конкурирующих с монополистами, — предпочтителен во всех отношениях. Он устраняет монополию, не уничтожая при этом самого монополиста как предприятие. К тому же новые предприятия — это всегда рост производства и новые рабочие места.
Проблема в том, что в сегодняшних экономических условиях в России находится мало отечественных и иностранных компаний, готовых вложить деньги в создание новых предприятий. Тем не менее, определенные сдвиги в этом отношении даже в кризисных условиях может дать государственная поддержка наиболее перспективных инвестиционных проектов. Не случайно, при всей ужасающей остроте финансовых проблем в рамках центрального бюджета в последнее время стали выделять так называемый бюджет развития, в который направляются средства на поддержку инвестиций.
В долгосрочной перспективе все три пути снижения степени монополизации российской экономики, несомненно, будут использованы. Описанные огромные трудности продвижения по ним, однако, заставляют прогнозировать, что в близком будущем хозяйство нашей страны сохранит высокомонополизированный характер. Тем большее значение в этих условиях приобретает текущее регулирование деятельности монополий.
11. Существует ли связь монополизации российской экономики и глубины современного кризиса в ней?
В России проблема монополизации экономики стоит очень остро. Главная особенность монополизации российского рынка состоит в том, что она сложилась как "наследница" государственного монополизма социалистической экономики.
Социалистическая экономика представляла собой единый народнохозяйственный комплекс, в котором каждое предприятие не было вполне автономно, а являлось составной частью общегосударственной суперструктуры. При этом удовлетворение потребности всей страны в том или ином виде продукта часто поручалось всего одному-двум заводам. Так, в конце 80-х годов более 1100 предприятий были полными монополистами в производстве своей продукции. Еще чаще встречалась ситуация, когда число производителей по всей гигантской стране не превышало 2-3 заводов. Всего из 327 товарных групп, выпускавшихся промышленностью страны, 290 (89%) было подвержено сильной монополизации.
Таким образом, если в странах с рыночной экономикой монополизация обычно проходила путем организационного объединения первоначально независимых компаний, то социалистический монополизм базировался на сознательном создании только одного производителя (или очень узкой группы производителей).
Начало рыночных реформ в нашей стране привело к резкому усилению монополистических тенденций. Отчасти это было связано с распадом СССР и ослаблением экономических связей между бывшими союзными республиками. К прежним монополистам добавились новые, а именно предприятия, не являвшиеся единственными производителями в рамках всего Союза, но ставшие таковыми на сократившейся территории.
Однако гораздо большее значение имело изменение условий хозяйствования. Благодаря им резко усилились последствия монополизации и ее влияние на экономику. Дело в том, что превращение российских заводов в частные предприятия создало мощный стимул для получения монопольных прибылей. А свобода установления цен и выбора объемов производства дали в руки фирм средства достижения этой цели. Все три важнейших последствия монополизации (занижение производства, завышение цен, получение монопольных сверхприбылей), до той поры сдерживавшиеся социалистическим государством, вырвались наружу. При этом старый порок советских монопольных производителей - неэффективность - сохранился везде, где осталась монополия. Усиление проявлений монополизма, в свою очередь, негативно повлияло на общий ход реформ в стране.
Б. В терминах микроэкономики объясните, что пытается определить продавец в следующей ситуации: Вы покупаете на рынке фрукты и спрашиваете: «Сколько стоит один лимон?» Ответ: «8 рублей». Вы отходите от прилавка, а вам вслед несется: «Давай за 6 рублей». Вернувшись, Вы покупаете лимон по цене ниже, чем первоначально было объявлено. Зависит ли первоначальная цена от внешнего вида покупателя? Вы купили лимон за 7 рублей. Означает ли это, что всем другим покупателям продавец будет предлагать лимоны по 7 рублей?
Продавец предпочитает получить деньги как можно раньше, поэтому он прибегает к торгу, предлагая меньшую цену, рассчитывая на заключение сделки. Чтобы при этом действительно было равновесие, покупатель должен в своей стратегии быть благожелательным по отношению к продавцу, то есть принять его предложение.
Первоначальная цена может зависеть от внешнего вида покупателя, так как продавец может завышать или занижать ее, оценивая уровень дохода покупателя.
Следовательно, если вы купили лимон за 7 рублей, то это не означает, что всем другим покупателям продавец будет предлагать лимоны по 7 рублей
Тесты и задачи
Тест | Обоснование |
1. Причиной монопольной власти фирмы не может служить: a) патентное законодательство; b) количество фирм на отраслевом рынке; c) явный или неявный сговор между фирмами данной отрасли; d) государственные стандарты по охране окружающей среды; e) квоты на импорт. | Если на нем много фирм, причем они не сильно отличаются друг от друга по размерам, то маловероятно, что одна из фирм будет способна существенно повлиять на цену. |
2. К числу черт монополии не относится: a) единственный производитель; b) уникальность продукта; c) непреодолимость барьеров; d) совершенная информация; e) все предыдущие ответы соответствуют чертам монополии. | Т.к. все пункты относятся к чертам монополии |
3. В отличие от фирмы, действующей в окружении конкурентов, монополия: a) работает в условиях абсолютно неэластичного спроса; b) может установить произвольно высокую цену; c) может установить цену, максимизирующую прибыль; d) может полностью контролировать объем предложения на рынке; e) может при любых условиях получать экономическую прибыль. | Потому что монополия обладает исключительным правом на это. |
4. Нечестной конкуренцией нельзя называть: a) демпинг; b) лишение сырья; c) введение в заблуждение потребителя; d) использование чужих торговых марок; e) все перечисленное является формами нечестной конкуренции. | Демпинг осуществляется государством и/или компаниями в расчёте на возмещение в будущем текущих убытков, когда за счёт демпинга будет достигнуто желаемое положение на рынке. |
5. Фирма способна присвоить весь излишек потребителя, если: a) является единственным производителем (монополией); b) осуществляет ценовую дискриминацию первой степени; c) осуществляет ценовую дискриминацию второй степени; d) осуществляет ценовую дискриминацию третьей степени; e) является естественной монополией, производящей абсолютно незаменимый продукт. | При ценовой дискриминации первой степени продавец продает каждую единицу товара каждому покупателю по его цене спроса. |
6. Регулирование естественных монополий преследует все перечисленные ниже цели, кроме: a) ограничение цен; b) увеличение объема производства; c) установление размера приемлемых избыточных прибылей; d) установление цен на уровне средних издержек (АС); e) установление цен, обеспечивающих нормальную прибыль. | главными целями и задачами для естественных монополий являются: § достижение экономической эффективности, т. е. стимулирование фирмы к оптимальному варианту поведения - производству большего объема продукции с меньшими затратами при одновременном отказе от установления монопольно высоких цен; § рост общественного благосостояния; § обеспечение наилучшего типа экономического развития страны в це-лом; § надежность поставок; § социальные цели (социальная справедливость, доступность продукции естественных монополий); § задачи охраны окружающей среды; § решение глобальных задач (повышение конкурентоспособности, обороноспособности страны). |
7. Х-неэффективностью называют: a) навязывание потребителю монопольно завышенных цен; b) бесхозяйственность, ведущую к превышению реальными издержками уровня кривой средних общих издержек; c) искусственное сдерживание монополией технического прогресса; d) сознательное занижение монополией объема производства; e) получение монополией экономических прибылей. | Согласно классическим представлениям, в условиях совершенной конкуренции, возможности свободного входа фирм на рынок и выхода с него приводят к тому, что фирмы выбирают объем производства, при котором цена совпадает с долгосрочными средними издержками, а долгосрочные средние издержки минимизируются. В связи с этим фирмы получают нулевой экономический доход, а потребители платят цену, равную предельным издержкам производства благ. |
8. К числу недостатков социалистической монополии относились: a) сильная мотивация монополистических злоупотреблений; b) сознательное занижение монополией объема производства; c) получение монополистом экономических прибылей; d) Х-неэффективность; e) монопольное завышение цен. | Монополия сопряжена с целым набором резко отрицательных последствий для экономики страны. Недопроизводство, завышенные цены, неэффективное производство при этом составляют лишь вершина монополистических злоупотреблений. Те же причины, которые вынуждают клиента фирмы-монополиста мириться с высокими ценами, заставляют соглашаться и с плохим качеством продукции, ее устарелостью (замедлением технического прогресса), отсутствием сервиса и другими проявлениям пренебрежения интересами потребителя. |
9. К числу достоинств поведенческого подхода к регулированию монополий не относится: a) эффективность применения к регулированию уже существующих монопольных образований; b) использование карательных санкций только при наличии действительных монопольных злоупотреблений; c) сохранение эффективно работающих гигантских предприятий; d) простота идентификации фирм-монополий; e) все перечисленные варианты. | Сторонники поведенческого подхода рассматривают монополию как особое поведение доминирующего на рынкe субъекта для использования своегo положения в собственных интересах. Поведенческий подход в принципе точнее соответствует целям антимонопольной политики, поскольку направлен против реальных, а не потенциально возможных монополистических злоупотреблений. При его применении понижаются шансы необоснованного наказания крупного предприятия, не допускающего в своей практике таких нарушений. Недостатком же этого подхода является трудность его осуществления на практике. |
Задача №1. Сравните три рынка: рынок №1, на котором действуют три фирмы, контролирующие 50%, 40% и 10% производства, №2, на котором действуют фирмы, контролирующие 35%, 35% и 30% производства, №3, на котором действуют три фирмы, контролирующие 55%, 25% и 20% производства. Какой рынок сильнее монополизирован?
Ответ: Сильнее монополизирован №2, так как фирмы контролируют практически равное количество производства.
Задача №2. 1)На рынке действует ряд крупных фирм. Доля крупнейшей – 25%. Вторая и третья по размеру фирмы имеют по 15%. Остальная часть рынка занята 10 равными по размеру фирмами.
Насколько велик риск монополизации? Подсчитайте необходимый индекс.
Обоснуйте ответ.
2) Верно или неверно следующее утверждение: «Монополия может увеличить общую прибыль, устанавливая на свой продукт разные цены на разных рынках». О каком экономическом явлении идет речь?
Рассчитаем индекс концентрации: 25%+15%+15%=55%. Риск монополизации достаточно высок.
Утверждение верно. Чистая монополия существует тогда, когда на рынке функционирует одна компания, являющаяся единственным производителем, продавцом товара, и аналогов данному товару нет.
Эссе