Виды стратегического менеджмента и их особенности
В зависимости от уровня социально-экономической системы (организации, регионы, города, страны) следует различать следующие виды стратегического менеджмента:
• государственное стратегическое управление, решающее задачи стратегического развития государства, регионов, крупных городов, создающее условия для развития предпринимательства. Государственное управление является одним из наиболее важных факторов влияния на деятельность фирм посредством создания благоприятных или, наоборот, неблагоприятных условий для развития среды конкуренции, налогообложения, обеспечения безопасности бизнеса;
• стратегический менеджмент фирмы (компании) — направлен на постановку и решение стратегических задач развития, включая достижение высокой конкурентоспособности на основе инноваций, развития персонала, занятия устойчивых рыночных позиций в долгосрочном периоде;
• стратегический менеджмент развития личности — направлен на рост человеческого капитала руководителей и менеджеров, формирование прогрессивных внутренних ценностей, социальную ответственность личности и является важнейшим средством подготовки персонала для разработки и внедрения стратегий развития фирмы;
• стратегическое самоуправление территории, представляет собой разработку и реализацию стратегии социально-экономического развития территории. Влияет на фирмы посредством выбора стратегий налогообложения, развития инфраструктуры территории, привлечения бизнеса к реализации социально-экономических проектов, создания условий для нормальной жизнедеятельности населения.
Все виды стратегического менеджмента влияют друг на друга и находятся во взаимосвязи. Например, развитие фирм в условиях неэффективной государственной стратегии поддержки предпринимательства, чрезмерно высокого налогообложения, усиления бюрократии может вообще прекратиться. С другой стороны, продуманная государственная стратегия поддержки предпринимательства ведет к быстрому подъему экономики, появлению новых фирм, росту их конкурентоспособности, повышению качества товаров и услуг. Экономическое развитие фирм в свою очередь влияет на рост экономики страны в целом.
Сильно влияют на развитие фирм стратегии самоуправления территорий, на которых они размещаются. Сегодня многие муниципальные образования разрабатывают и внедряют разнообразные программы поддержки и развития предпринимательства, распространения знаний, применяют льготы по налогообложению, содействуют развитию инфраструктуры регионов. Такая политика создает новые условия для стратегического управления фирмами.
Рассмотрим особенности различных видов стратегического менеджмента.
1. Государственное стратегическое управлениепредставляет собой научно-обоснованное, сбалансированное, многоцелевое воздействие руководителей государства, аппарата государственного управления, политических и общественных организаций, на социально-экономическую среду государства, обеспечивающее долгосрочный, устойчивый и инновационный рост экономики и качества жизни, обеспечение безопасности личности и государства, предупреждение чрезвычайных ситуаций [22].
Стратегическое управление государством, регионами и городами определяет направления развития экономики страны и общества, создает внешние условия для развития фирм и направлено на достижение следующих целей (рис. 1.2).
Качество жизни населения это важнейшая стратегическая цель развития страны и общества, отражающая степень удовлетворенности каждой личности и общества в целом условиями жизнедеятельности и перспективами развития. Качество жизни тесно связано со стратегией развития страны, государственным управлением, конкурентоспособностью экономики, способностью институциональной структуры общества эффективно решать возникающие проблемы.
Уровень качества жизни зависит от качества управления процессами обеспечения жизнедеятельности населения, научно- технического прогресса, развития культуры и образования и может быть оценен на основе ряда критериев [23].
Стратегические критерии роста качества жизни образуют систему, отражающую степень удовлетворения наиболее важных потребностей населения в нормальной жизнедеятельности и развитии [24] (рис. 1.3).
Стратегии, обеспечивающие рост качества жизни с научной точки зрения должны основываться на переходе к новым стандартам уровня жизни и безопасности граждан, создании условий для их свободного развития личности, возможности получения образования и медицинского обслуживания, улучшения условий труда и среды жизнедеятельности.
В плане стратегического развития Санкт-Петербурга основной акцент сделан на разработку ряда стандартов проживания в городе, в который включают ожидаемую продолжительность жизни, валовой региональный продукт в расчете на одного жителя города, обеспеченность жильем, легковым транспортом, уровень преступности, индекс развития человеческого потенциала [25, с. 39].
Стратегия роста среднедушевых доходов и сбалансированности соотношения групп населения с высокими и низкими уровнями доходовпредусматривает государственное регулирование соотношения доходов групп населения с минимальными и максимальными доходами, ликвидацию бедности, рост доходов населения. Опыт многих стран и регионов показывает, что при превышении данного соотношения 1: (5—8) общества становились социально нестабильными и в них возникали крупные конфликты. Поэтому многие промышленно развитые страны принимают стратегию выравнивания этого показателя за счет гибкой налоговой политики.
В России процессы ухудшения культуры в последние десятилетия идут особо быстрыми темпами. Снижаются мораль, нравственность и этика. Вместо создания позитивных ценностей большая часть организаций сферы культуры выбрали стратегию получения сверхприбылей на основе дешевых суррогатов культуры. Средства массовой культуры формируют в общественном сознании негативные целевые установки отказа от творчества, полезного труда и человеческих отношений, построенных на взаимном уважении и культуре. На экранах телевидения предлагаются главным образом поведенческие стереотипы насилия, лжи, преступности как средство добиться быстрого успеха, под которым понимается исключительно обогащение любым путем. Социологические исследования показывают, что процесс деформации внутренних ценностей охватил значительную часть населения страны.
В условиях распространения низкой культуры резко снижается качество жизни населения, производительность и качество труда, постепенно исчезает творчество. У людей возникает глубокая неудовлетворенность. В этой обстановке развиваются сектантство, индивидуализм и эгоизм, происходит деградация духовности.
В области сохранения и развития культуры крайне необходима общегосударственная стратегия, длительное отсутствие которой может привести общество к социальной катастрофе.
Стратегия роста безопасности и снижения рисков жизнедеятельностиявляется одним из условий нормальной жизни людей. Криминальные посягательства, чрезвычайные ситуации различного вида, террористические акты, произвол бюрократии, несчастные случаи на производстве и в быту превращают жизнь человека в постоянный стресс. Парадоксом современной жизни является неоправданно высокий уровень опасности и рисков на различных этапах жизни человека, что обесценивает качество жизни в целом.
Стратегия правовой защиты личности и равенства всех перед законом,независимо от накопленного богатства или занимаемой должности, является неотъемлемым признаком цивилизованности общества. В коррумпированных и криминальных обществах этот принцип постоянно нарушается. Многочисленные примеры крупных правовых нарушений, коррупции высоких должностных лиц, невозможности пострадавших от преступников людей добиться правовой справедливости связаны с тем, что правовая система часто соединяется с криминальным миром и фактически работает на него. Предприниматели нередко становятся беззащитными жертвами криминала и коррумпированных работников правоохранительной системы, лишаются своих фирм, как это произошло недавно в ряде городов РФ в результате массовых захватов так называемыми «черными рейдерами» собственности многих компаний, используя механизм коррупции и дефекты правовой системы. Стратегия правовой защиты существенно влияет на развитие фирм и должна создавать условия для добросовестной конкуренции на основе соблюдения законов. Без нее развитие предпринимательства становится неустойчивым и хаотичным, зачастую прекращается вообще.
Стратегия экологической безопасности и защиты окружающей среды, развития инфраструктурыявляется основой нормальной жизнедеятельности общества в условиях развития сверхмощных технологий, накопления опасных отходов производств. Чистая вода, чистый воздух, чистые продукты питания во многих регионах мира превращаются в дефицит. Загрязнение окружающей среды ведет к вымиранию уникальной флоры и фауны, обедняет мир человека, разрушает его здоровье, вызывает генетические деформации. Для решения этих проблем нужны не только инвестиции, но также инновационные идеи и проекты защиты и оздоровления окружающей среды.
2. Стратегический менеджмент фирмыявляется центральным звеном всей системы управления коммерческой организации, определяя цели и направления ее развития, методы достижения стратегических целей и решения стратегических задач.
В широком смысле стратегический менеджмент фирмыозначает управление процессом достижения ею в долгосрочном периоде устойчивых конкурентных преимуществ, роста прибыли и эффективности, высокого потенциала на основе разработки и реализации стратегий и стратегических планов.
Стратегический менеджмент фирмы направлен на развитие фирмы и ее основных подразделений как целостной системы на основе решения стратегических задач, включающих:
— разработку комплексов долгосрочных целей, стратегий и стратегических сценариев развития фирмы с учетом изменений внешней и внутренней среды;
— достижение и сохранение высоких и устойчивых конкурентных преимуществ, на основе инновационного развития, мотивации персонала;
— устойчивый рост прибылей, экономической эффективности, отдачи инвестиций, рост активов и рыночной стоимости бизнеса;
— рост научного, человеческого и технического потенциалов фирмы;
— непрерывное обучение и самообучение персонала фирмы;
— развитие организационной культуры фирмы;
— обеспечение социальной ответственности бизнеса.
На стратегическое управление развитием фирмы влияют ее собственники, менеджеры и персонал. Следует различать внешний менеджмент, осуществляемый ее собственниками и инвесторами и внутренний менеджмент, реализуемый ее руководителем и менеджерами (рис. 1.1). Как собственники фирмы, так и менеджеры заинтересованы в успешном развитии фирмы, но оценивают они это развитие по разным критериям, решают различные стратегические задачи и нередко между ними возникают конфликты в связи с противоположными подходами к оценке эффективности развития.
Собственники и инвесторы заинтересованы, прежде всего, в высокой отдаче инвестиций, росте дивидендов, рыночной стоимости и активов фирмы, получении фирмой высоких прибылей. Одной из основных задач для них является создание эффективной команды топ-менеджеров, которым они могут доверить свои финансовые средства и активы. Как правило, большинство собственников и инвесторов не вникают во внутренние процессы менеджмента организации, так как не работает в фирме, не обладает необходимой квалификацией и возможностями.
Собственники и инвесторы обладают исключительной властью в принятии стратегических решений. Если они принимают решение о ликвидации фирмы или прекращении ее инвестирования, фирма, как правило, прекращает существование. Возможен переход фирмы в коллективную собственность персонала, применение так называемой формы собственности ESOP. В этом случае персонал фирмы выкупает у прежних владельцев компанию и самостоятельно организует на ней управление на основе разделения собственности на паи между собой. В ряде случаев эта стратегия оказывается удачной, так было с рядом шахт в Великобритании, в период их закрытия собственниками из-за нерентабельности.
В отличие от собственников и инвесторов руководители и менеджеры строят стратегию на основе комплекса стратегических задач, включающих рост конкурентоспособности на основе инноваций, развитие и рост отдачи человеческого капитала, совершенствование системы управления, развитие обучения и самообучения персонала, рост внутреннего потенциала фирмы.
Одной из новых стратегических задач управления фирмами, возникшей в последние годы, в связи с быстрым ростом влияния персонала на результаты работы фирмы, является обеспечение роста человеческого капитала фирмы.
Человеческий капитал фирмыпредставляет собой синтез квалификации, опыта, знаний, трудовой активности персонала, и достигаемых за счет этого роста конечных результатов рыночной деятельности, увеличения ценности создаваемых продуктов и услуг, прибыли и отдачи инвестированного в развитие фирмы капитала.
3. Стратегический менеджмент развития личностиявляется важнейшим фактором рыночного успеха фирмы и одновременно влияет на прогресс общества в целом. Во многих компаниях человеческий фактор ошибочно считается вторичным по отношению к технологическим и финансовым, главными принимаются финансовые показатели развития фирмы. Однако исследования ведущих специалистов показывают, что шансов добиться успеха и сохранять его длительное время в условиях высокой конкуренции у таких фирм немного. Наоборот успеха добиваются менеджеры, которые способны путем продуманных управленческих действий превратить человеческий фактор в ведущий и приоритетный фактор разработки и реализации стратегии развития фирмы.
Опыт управления показывает, что, имея одни и те же ресурсы и возможности, фирмы добиваются различных результатов в зависимости от уровня их человеческого капитала, способностей руководителей и менеджеров, квалификации персонала, его трудовой активности, способности людей слаженно работать в командах управления.
Стратегический менеджмент развития личности предусматривает решение следующих стратегических задач:
— формирование внутренних позитивных ценностей, прежде всего, на основе мотивации достижения работниками стратегических целей, без чего невозможна реализация стратегии фирмы. Еще в 30-е годы прошлого века А. Чандлер выдвинул положение, что если подчиненные внутренне не хотят выполнять решение менеджера, то оно либо не будет выполнено вообще, либо будет выполнено так плохо, что принесет фирме скорее вред.
Внутренние ценности человека характеризуют его отношение к труду, фирме, клиентам, конкурентам, обществу в целом, характеризуют его социальную ответственность, сильно влияют на культуру коллектива, в котором он работает;
— рост профессиональной квалификации, опыта и знаний, влияющих на отдачу человеческого капитала. Работник может иметь глубокие знания и большой опыт, но слабо использовать это в производстве. Рост квалификации, знаний и опыта работников и их использование в производстве одна из наиболее сложных задач современного стратегического менеджмента;
— непрерывное обучение и самообучение. В современной экономике опережающий рост знаний является одним из основных факторов рыночного успеха. Стратегии современных фирм основываются на непрерывном обучении и самообучении персонала. Наряду с этим важно использование этих знаний в производственных процессах. Стратегия обучения и самообучения работника существенно зависит от личности работника, его мотивации к обучению и самообучению;
— развитие навыков эффективных коммуникаций, работы в командах и группах является одним из основных условий работы в современных фирмах, так как для большинства задач необходимо объединение усилий различных работников, Во многих фирмах основная часть деятельности многих работников связана с их участием в различных проектах и командах. Отсутствие качеств эффективных коммуникаций, умения работать в команде может существенно снизить потенциал личности и всей группы в целом. Известны случаи, когда плохие коммуникации приводили к провалу крупных проектов, на которые были затрачены огромные средства. Например, одной из причин катастрофы космического челнока «Челленджер» считаются ошибки коммуникации между сотрудниками, работавшими в разных командах и отделах, приведшие к просчетам и катастрофе.
4. Стратегическое самоуправление городов и территорийвозникло в древние времена и существовало в различных регионах (города Древнего Шумера, Древней Греции, средневековые города Европы). В конце XX — начале XXI века самоуправление приобрело особую значимость в связи с развитием процессов демократии и необходимостью передачи многих властных полномочий на нижний уровень и расширения функций и сфер влияния самоуправления для повышения эффективности управления. Органы муниципального управления многих стран занимаются не только коммунальным хозяйством, но и процессами поддержки предпринимательства, создания благоприятной среды для бизнеса, повышением квалификации населения, трансфером (передачей) новых знаний и технологий, ростом занятости населения, разработкой стратегий защиты региональных природных и культурных ценностей в условиях всеобщей стандартизации и глобализации. Местное самоуправление может существенно влиять на среду бизнеса, разрабатывая и реализуя стратегии поддержки и стимулирования развития предпринимательства.
Система стратегических задач самоуправления включает обеспечение (рис. 1.1):
— жизнеспособности территории на основе развития ее инфраструктуры, системы коммунального хозяйства, информационных коммуникаций, дебюрократизации управления;
— роста занятости населения на основе создания условий для притока инвестиций;
— подъема уровня экономики территорий путем стимулирования развития бизнеса, использования природных ресурсов, создания синергии во взаимодействии различных социально-экономических процессов;
— роста стандартов уровня жизни населения на основе регулирования и стимулирования социально-экономических процессов развития территории как единого целого, стимулирования развития отраслей, обеспечивающих максимальный рост доходов населения;
— социального прогресса территорий, развития культуры и образования посредством социально-экономических программ, стимулирующих развитие культуры, и рост образования населения;
— предотвращения чрезвычайных ситуаций путем контроля состояния и соблюдения экологических нормативов опасными и вредными производствами, находящимися на территории муниципального образования, а также посредством применения системы мер по предотвращению вероятных природных, технических или биолого-социальных катастроф.