Производственная практика 1 этап

В ходе прохожде­ния производственной практики студент должен ознакомиться с базой практи­ки, изучить подсистемы управления в организации, особенности управления организацией с учетом ее отраслевой принадлежности, специфики и масшта­бов деятельности организации, а также собрать материалы, необходимые для подготовки отчета по практике и контрольных и/ или курсовых работ.

В ходе прохождения производственной практики студент должен вы­полнить следующие задания:

1) Дать общую характеристику конкретной организации (или одного из подразделений крупной организации).

2) Определить структуру и особенности ключевых подсистем управления в организации (или ее подразделения):

Информационная подсистема — совокупность организационно-технических средств, обеспечивающих каналы и сети организации соответствующей ин­формацией для коммуникаций в управлении организацией.

Экономическая подсистема - обеспечивает совокупность экономических про­цессов, происходящих в организации: движение капитала, денежных средств: соотношение затрат и доходов, другие экономические показатели.

Производственно-техническая подсистема - материальные средства, ком­плекс машин, оборудования, сырья, материалов, инструментов, энергии. При­звана обеспечивать переработку входящих ресурсов в готовый продукт или услугу, предлагаемые организацией внешней среде.

Маркетинговая подсистема - обеспечение потребностей клиентов в продук­тах и услугах организации путем изучения рынка, создание системы сбыта, организации оптимального ценообразования и эффективной рекламы, а также организация активного воздействия на рынок и существующий спрос для уве­личения рыночной доли и повышения рентабельности продаж.

Социальная подсистема — совокупность людей, работающих в организации со сложным комплексом отношений между ними. Основу подсистемы составляет работа с персоналом: подбор, обучение, мотивация, развитие и обеспечение профессионального роста.

3)Выделить факторы внешней среды организации (или ее подразделения) и дать им характеристику.

Программа практики включает в себя обязательное выполнение каж­дым студентом заданий по плану-графику для данного вида практики (табл.1). Руководитель практики от университета, учитывая особенности организации - базы практики, может внести уточнения в содержание заданий.

Таблица 1

Содержание 1 этапа производственной практики

Содержание программы практики Сроки
1. Согласование программы практики. Знакомство с организацией, изучение и анализ документов, характеризующих систему управ­ления организацией 2 дня
2. Ознакомление с видами деятельности и общей структурой управ­ления организации изучение содержания работы менеджера по общим функциям управления 3 дня
3. Знакомство и описание производственно-технической подсистемы 1 день
4. Изучение особенностей социальной подсистемы 1 день
5. Знакомство и описание экономической подсистемы управления 1 день
6. Изучение информационной подсистемы управления 1 день
7. Знакомство с маркетинговой подсистемой управления. Изучение и описание основных элементов внешней среды организации 1 день
8. Оформление, сдача и защита отчета по ознакомительной практике.  
ИТОГО: 10 рабочих дней

1. Знакомство с организацией, изучение и анализ документов, ха­рактеризующих систему управления организацией. Знакомство с организа­цией начинается с экскурсии по основным производствам и ее подразделени­ям. Данный раздел практики предполагает изучение:

- общих сведений об организации (название, цель создания, организа­ционно-правовая форма, краткая историческая справка, миссия дан­ной организации, стратегия ее развития);

- основных документов, регламентирующих деятельность организа­ции:

- характера организационной собственности: частная, государственная, смешанная;

- принадлежности организации по капиталу и контролю, националь­ная, иностранная, смешанная;

- организационно-правовой формы организации (ООО, ЗАО, ОАО, кооператив, совместное предприятие и др.);

- характеристики организации с точки зрения масштабов производства, уровня специализации, комбинирования, кооперирования;

Если организация диверсифицированная или крупная специализирован­ная (завод, концерн, холдинг и др.), в этом случае студент рассматривает одно из ее подразделений как самостоятельную организационную единицу.

Дополнительно в приложении к этому разделу представить копии ос­новных организационных документов.

2. Ознакомление с видами деятельности и общей структурой управления организации. Изучение содержания работы менеджера по об­щим функциям управления. Данный раздел практики предполагает изучение студентом:

- основных функций управления, выполняемых специалистом, на ра­бочем месте которого организовано прохождение практики;

- видов деятельности и объема производства продукции (работ, услуг);

- производственной структуры (подразделения организации, функцио­нальные взаимосвязи подразделений);

- организации управления (схема организационной структуры управ­ления, функциональные взаимосвязи подразделений и служб);

- технико-экономических показателей деятельности за 1-2 года (объем реализации продукции (работ, услуг) в стоимостном и натуральном выражении, себестоимость) (прил. 5);

- ассортимента выпускаемой продукции или услуг, их назначение и основных потребителей;

- взаимоотношений с другими организациями (поставщики, кредитно-банковские учреждения, страховые организации, благотворительные организации и др.);

- внешнеэкономической деятельности.

Необходимо описать структуру управления организацией. Выяснить назначение и содержание блоков общего линейного и функционального руко­водства. Представить перечень должностей, выполняющих функциональные обязанности по каждому блоку. Для этого необходимо ознакомиться со штат­ным расписанием организации и:

1) представить организационную структуру в виде схемы, определить число уровней управления, количество структурных подразделений, сформулировать основную цель работы каждого из них (табл. 2):

2)определить тип структуры управления (линейная, функциональная, ли­нейно-функциональная, матричная, штабная, программно-целевая и т.п.), ука­зать их достоинства и недостатки.

Таблица 2

Характеристика структурных подразделений

Наименование подразделения Цель Решаемые задачи Функции Количество сотрудников
         

Проанализировать виды и содержание деятельности, функции, выпол­няемые менеджером в организации (табл. 3).

Таблица 3

Деятельность менеджера организации

Наименование должности и принадлеж­ность к подразделению организации Содержание деятельности и функций
Перечень видов деятельности, выпол­няемых менеджером  
Перечень функций менеджера
Планирование  
Организация  
Мотивация  
Контроль  

Проанализировать эффективность распределения рабочего времени ме­неджера на основе проведения фотографии рабочего времени (ФРВ) (минимальное количество наблюдений - пять. В качестве объекта наблюдения можно использовать специалиста или менеджера. При обработке данных ФРВ необходимо графически представить результаты по каждому дню наблюдения, а так же сводные результаты):

Оценить эффективность использования рабочего времени специалиста (табл. 4)

Таблица 4

ФРВ деятельности менеджера (наблюдательный лист)

Подразделение:_________________________________

Должность:____________________________________

Дата: «__»____________20___г.

№ п/п Содержание наблюдения Текущее время Продолжительность работы, мин
1. Начало наблюдения 8-00  
2. Подготовка рабочего места. 8-15 15 мин.
  Общее время наблюдения, мин    

Сводка затрат времени

Наименование элемента Количество повторений Удельный вес времени на выполнение работ
п/п
1. 2.      
      100%

При анализе ФРВ:

1) выделить удельный вес времени на выполнение менед­жером (специалистом) творческих и нетворческих операций;

2) оценить ра­циональность использования рабочего времени;

3) выделить факторы нера­ционального использования рабочего времени (выполнение работы за подчинен­ных; скапливающуюся на столе корреспонденцию; отсутствие времени на сбор подчиненных хотя бы 1 раз в неделю; отсутствие планирования рабочего времени; выполнение заданий подчиненных в спешке и т.д.);

4) указать причины, усугуб­ляющие перегруженность менеджера (малая степень делегирования на местах, неправильно выбранные приоритеты, большая перегруженность в решении повседневных дел и т.п.);

5) оценить график работы специалиста (менеджера) с точки зрения гибкости: гибкий цикл, скользящий график, пере­менный рабочий день, очень гибкий график, гибкое размещение.

Дополнительно в приложении к этому разделу представить копию должностной инструкции специалиста организации, обязанности которого выполнялись студентом в период практики.

3. Знакомство и описание производственно-технической подсис­темы (организация основного производственного процесса). После знаком­ства с основным, вспомогательным и обслуживающим производством органи­зации и ее структурными подразделениями:

- дать характеристику производственного процесса;

- описать особенности его организации (массовое или крупносерийное; непрерывное производство);

- определить форму организации технологического процесса (единичное, мелкосерийное или индивидуаль­ное);

- представить структуру производственного цикла в виде схемы;

- назвать используемые технологические процессы (технологии произ­водства);

- перечислить задействованное оборудование, режимы его работы;

- обозначить необходимость и перспективы совершенствования техно­логического и производственного процессов (по мнению специали­стов организации);

- указать основные и вспомогательные обслуживающие процессы;

- описать организацию одного из обеспечивающих или обслуживаю­щих производств (организацию ремонтного, транспортного и склад­ского хозяйств и др.);

4. Изучение особенностей социальной подсистемы. Познакомиться с работой службы управления персоналом и его отделами. Обратить внимание на кадровую документацию и отчетность. На основе полученных материалов:

- перечислить функции службы управления персоналом;

- перечислить используемые в организации кадровые технологии;

- перечислить социальные программы в организации, выделив их на­правленность, категорию работников, планируемую эффективность:

- описать используемые в организации методы управления и подтвер­дить их практическим примером.

5. Знакомство и описание экономической подсистемы управления. После знакомства с программой данного раздела необходимо:

- указать, какие службы занимаются финансовыми и планово-экономическими вопросами;

- охарактеризовать показатели динамики и структуры объема деятельности предприятия (прил. 6).

- охарактеризовать показатели динамики, структуры, состава, движения и эффективности использования основных средств (прил. 7, 8, 9).

- охарактеризовать показатели динамики, структуры, состава и движения оборотных средств (прил. 10, 11);

- проанализировать затраты предприятия (прил. 12);

6. Изучение информационной подсистемы управления. После зна­комства с работой специалистов, организацией их работы на примере менед­жера - специалиста конкретного подразделения необходимо рассмотреть и описать:

- техническое оснащение рабочего места менеджера (наличие ПК, АРМ, локальной сети, электронной почты, Интернет, баз данных, сканеров, ксероксов, факсов, телефонов и т.д.), по возможности ото­бразить графически;

- вид технологии (бумажная или электронная), преобладающей работе менеджеров;

- информационные каналы менеджера;

- программное обеспечение деятельности менеджера и основные паке­ты прикладных программ, используемые в работе специалистов раз­ных подразделений (бухгалтерия, маркетинг, кадры и т.д.);

- организацию системы информационной безопасности (как организо­ван доступ менеджера к содержанию конфиденциальной информации и информационной системе).

7. Знакомство с маркетинговой подсистемой управления. Изуче­ние и описание основных элементов внешней среды организации.Данный раздел практики предполагает:

- описание подхода, который используется организацией при взаимо­действии с рынком (производственный или клиентский);

- описание положения организации на рынке (характеристика внешней среды).

Внешняя среда организации представляет собой совокупность активно дейст­вующих субъектов и сил, которые находятся вне сферы непосредственного контроля со стороны менеджеров организации и могут оказать влияние на ее развитие и выбор стратегии (прил. 13). Совокупность всех факторов внешней среды организации представлена на рис. 1.

Производственная практика 1 этап - student2.ru

Рис.1. Модель внешней среды организации

На основе наблюдения, личного непосредственного контакта с руководителя­ми и сотрудниками организации необходимо выделить и назвать основные элементы внешней среды организации: макросреды (политические, экономи­ческие, социокультурные, технологические) и микросреды (клиенты, потреби­тели продукта, поставщики: конкуренты, общественные группы);

- особенности стратегий организации на отечественном и/ или внеш­нем рынке;

- характеристику ключевых факторов успеха отрасли, в которой рабо­тает организация (табл. 5).

Ключевые факторы успеха (КФУ) - это общие для всех организаций отрасли переменные, реализация которых дает возможность улучшить конкурентные позиции организации в отрасли. Они зависят от экономической и технической характеристики отрасли, используемых в отрасли как механизмов конкурент­ной борьбы, н-р, пищевая отрасль - имидж производителя, качество продук­ции, простота технологии, эффект масштаба, сбытовая сеть, ориентация на физиологические потребности; нефтегазовая - местоположение источников сырья, коммуникации и инфраструктура; фармацевтическая - исследователь­ская база, инновации, сбытовая сеть и др.

Таблица 5

Характеристика КФУ отраслевой организации

Отрасль КФУ
   

8. Оформление, сдача и защита отчета по учебной практике.По материалам практики делается заключение, содержащее выводы по каждому разделу практики.

Наши рекомендации