Производственная практика 1 этап
В ходе прохождения производственной практики студент должен ознакомиться с базой практики, изучить подсистемы управления в организации, особенности управления организацией с учетом ее отраслевой принадлежности, специфики и масштабов деятельности организации, а также собрать материалы, необходимые для подготовки отчета по практике и контрольных и/ или курсовых работ.
В ходе прохождения производственной практики студент должен выполнить следующие задания:
1) Дать общую характеристику конкретной организации (или одного из подразделений крупной организации).
2) Определить структуру и особенности ключевых подсистем управления в организации (или ее подразделения):
Информационная подсистема — совокупность организационно-технических средств, обеспечивающих каналы и сети организации соответствующей информацией для коммуникаций в управлении организацией.
Экономическая подсистема - обеспечивает совокупность экономических процессов, происходящих в организации: движение капитала, денежных средств: соотношение затрат и доходов, другие экономические показатели.
Производственно-техническая подсистема - материальные средства, комплекс машин, оборудования, сырья, материалов, инструментов, энергии. Призвана обеспечивать переработку входящих ресурсов в готовый продукт или услугу, предлагаемые организацией внешней среде.
Маркетинговая подсистема - обеспечение потребностей клиентов в продуктах и услугах организации путем изучения рынка, создание системы сбыта, организации оптимального ценообразования и эффективной рекламы, а также организация активного воздействия на рынок и существующий спрос для увеличения рыночной доли и повышения рентабельности продаж.
Социальная подсистема — совокупность людей, работающих в организации со сложным комплексом отношений между ними. Основу подсистемы составляет работа с персоналом: подбор, обучение, мотивация, развитие и обеспечение профессионального роста.
3)Выделить факторы внешней среды организации (или ее подразделения) и дать им характеристику.
Программа практики включает в себя обязательное выполнение каждым студентом заданий по плану-графику для данного вида практики (табл.1). Руководитель практики от университета, учитывая особенности организации - базы практики, может внести уточнения в содержание заданий.
Таблица 1
Содержание 1 этапа производственной практики
№ | Содержание программы практики | Сроки |
1. | Согласование программы практики. Знакомство с организацией, изучение и анализ документов, характеризующих систему управления организацией | 2 дня |
2. | Ознакомление с видами деятельности и общей структурой управления организации изучение содержания работы менеджера по общим функциям управления | 3 дня |
3. | Знакомство и описание производственно-технической подсистемы | 1 день |
4. | Изучение особенностей социальной подсистемы | 1 день |
5. | Знакомство и описание экономической подсистемы управления | 1 день |
6. | Изучение информационной подсистемы управления | 1 день |
7. | Знакомство с маркетинговой подсистемой управления. Изучение и описание основных элементов внешней среды организации | 1 день |
8. | Оформление, сдача и защита отчета по ознакомительной практике. | |
ИТОГО: 10 рабочих дней |
1. Знакомство с организацией, изучение и анализ документов, характеризующих систему управления организацией. Знакомство с организацией начинается с экскурсии по основным производствам и ее подразделениям. Данный раздел практики предполагает изучение:
- общих сведений об организации (название, цель создания, организационно-правовая форма, краткая историческая справка, миссия данной организации, стратегия ее развития);
- основных документов, регламентирующих деятельность организации:
- характера организационной собственности: частная, государственная, смешанная;
- принадлежности организации по капиталу и контролю, национальная, иностранная, смешанная;
- организационно-правовой формы организации (ООО, ЗАО, ОАО, кооператив, совместное предприятие и др.);
- характеристики организации с точки зрения масштабов производства, уровня специализации, комбинирования, кооперирования;
Если организация диверсифицированная или крупная специализированная (завод, концерн, холдинг и др.), в этом случае студент рассматривает одно из ее подразделений как самостоятельную организационную единицу.
Дополнительно в приложении к этому разделу представить копии основных организационных документов.
2. Ознакомление с видами деятельности и общей структурой управления организации. Изучение содержания работы менеджера по общим функциям управления. Данный раздел практики предполагает изучение студентом:
- основных функций управления, выполняемых специалистом, на рабочем месте которого организовано прохождение практики;
- видов деятельности и объема производства продукции (работ, услуг);
- производственной структуры (подразделения организации, функциональные взаимосвязи подразделений);
- организации управления (схема организационной структуры управления, функциональные взаимосвязи подразделений и служб);
- технико-экономических показателей деятельности за 1-2 года (объем реализации продукции (работ, услуг) в стоимостном и натуральном выражении, себестоимость) (прил. 5);
- ассортимента выпускаемой продукции или услуг, их назначение и основных потребителей;
- взаимоотношений с другими организациями (поставщики, кредитно-банковские учреждения, страховые организации, благотворительные организации и др.);
- внешнеэкономической деятельности.
Необходимо описать структуру управления организацией. Выяснить назначение и содержание блоков общего линейного и функционального руководства. Представить перечень должностей, выполняющих функциональные обязанности по каждому блоку. Для этого необходимо ознакомиться со штатным расписанием организации и:
1) представить организационную структуру в виде схемы, определить число уровней управления, количество структурных подразделений, сформулировать основную цель работы каждого из них (табл. 2):
2)определить тип структуры управления (линейная, функциональная, линейно-функциональная, матричная, штабная, программно-целевая и т.п.), указать их достоинства и недостатки.
Таблица 2
Характеристика структурных подразделений
Наименование подразделения | Цель | Решаемые задачи | Функции | Количество сотрудников |
Проанализировать виды и содержание деятельности, функции, выполняемые менеджером в организации (табл. 3).
Таблица 3
Деятельность менеджера организации
Наименование должности и принадлежность к подразделению организации | Содержание деятельности и функций |
Перечень видов деятельности, выполняемых менеджером | |
Перечень функций менеджера | |
Планирование | |
Организация | |
Мотивация | |
Контроль |
Проанализировать эффективность распределения рабочего времени менеджера на основе проведения фотографии рабочего времени (ФРВ) (минимальное количество наблюдений - пять. В качестве объекта наблюдения можно использовать специалиста или менеджера. При обработке данных ФРВ необходимо графически представить результаты по каждому дню наблюдения, а так же сводные результаты):
Оценить эффективность использования рабочего времени специалиста (табл. 4)
Таблица 4
ФРВ деятельности менеджера (наблюдательный лист)
Подразделение:_________________________________
Должность:____________________________________
Дата: «__»____________20___г.
№ п/п | Содержание наблюдения | Текущее время | Продолжительность работы, мин |
1. | Начало наблюдения | 8-00 | |
2. | Подготовка рабочего места. | 8-15 | 15 мин. |
Общее время наблюдения, мин |
Сводка затрат времени
№ | Наименование элемента | Количество повторений | Удельный вес времени на выполнение работ |
п/п | |||
1. 2. | |||
100% |
При анализе ФРВ:
1) выделить удельный вес времени на выполнение менеджером (специалистом) творческих и нетворческих операций;
2) оценить рациональность использования рабочего времени;
3) выделить факторы нерационального использования рабочего времени (выполнение работы за подчиненных; скапливающуюся на столе корреспонденцию; отсутствие времени на сбор подчиненных хотя бы 1 раз в неделю; отсутствие планирования рабочего времени; выполнение заданий подчиненных в спешке и т.д.);
4) указать причины, усугубляющие перегруженность менеджера (малая степень делегирования на местах, неправильно выбранные приоритеты, большая перегруженность в решении повседневных дел и т.п.);
5) оценить график работы специалиста (менеджера) с точки зрения гибкости: гибкий цикл, скользящий график, переменный рабочий день, очень гибкий график, гибкое размещение.
Дополнительно в приложении к этому разделу представить копию должностной инструкции специалиста организации, обязанности которого выполнялись студентом в период практики.
3. Знакомство и описание производственно-технической подсистемы (организация основного производственного процесса). После знакомства с основным, вспомогательным и обслуживающим производством организации и ее структурными подразделениями:
- дать характеристику производственного процесса;
- описать особенности его организации (массовое или крупносерийное; непрерывное производство);
- определить форму организации технологического процесса (единичное, мелкосерийное или индивидуальное);
- представить структуру производственного цикла в виде схемы;
- назвать используемые технологические процессы (технологии производства);
- перечислить задействованное оборудование, режимы его работы;
- обозначить необходимость и перспективы совершенствования технологического и производственного процессов (по мнению специалистов организации);
- указать основные и вспомогательные обслуживающие процессы;
- описать организацию одного из обеспечивающих или обслуживающих производств (организацию ремонтного, транспортного и складского хозяйств и др.);
4. Изучение особенностей социальной подсистемы. Познакомиться с работой службы управления персоналом и его отделами. Обратить внимание на кадровую документацию и отчетность. На основе полученных материалов:
- перечислить функции службы управления персоналом;
- перечислить используемые в организации кадровые технологии;
- перечислить социальные программы в организации, выделив их направленность, категорию работников, планируемую эффективность:
- описать используемые в организации методы управления и подтвердить их практическим примером.
5. Знакомство и описание экономической подсистемы управления. После знакомства с программой данного раздела необходимо:
- указать, какие службы занимаются финансовыми и планово-экономическими вопросами;
- охарактеризовать показатели динамики и структуры объема деятельности предприятия (прил. 6).
- охарактеризовать показатели динамики, структуры, состава, движения и эффективности использования основных средств (прил. 7, 8, 9).
- охарактеризовать показатели динамики, структуры, состава и движения оборотных средств (прил. 10, 11);
- проанализировать затраты предприятия (прил. 12);
6. Изучение информационной подсистемы управления. После знакомства с работой специалистов, организацией их работы на примере менеджера - специалиста конкретного подразделения необходимо рассмотреть и описать:
- техническое оснащение рабочего места менеджера (наличие ПК, АРМ, локальной сети, электронной почты, Интернет, баз данных, сканеров, ксероксов, факсов, телефонов и т.д.), по возможности отобразить графически;
- вид технологии (бумажная или электронная), преобладающей работе менеджеров;
- информационные каналы менеджера;
- программное обеспечение деятельности менеджера и основные пакеты прикладных программ, используемые в работе специалистов разных подразделений (бухгалтерия, маркетинг, кадры и т.д.);
- организацию системы информационной безопасности (как организован доступ менеджера к содержанию конфиденциальной информации и информационной системе).
7. Знакомство с маркетинговой подсистемой управления. Изучение и описание основных элементов внешней среды организации.Данный раздел практики предполагает:
- описание подхода, который используется организацией при взаимодействии с рынком (производственный или клиентский);
- описание положения организации на рынке (характеристика внешней среды).
Внешняя среда организации представляет собой совокупность активно действующих субъектов и сил, которые находятся вне сферы непосредственного контроля со стороны менеджеров организации и могут оказать влияние на ее развитие и выбор стратегии (прил. 13). Совокупность всех факторов внешней среды организации представлена на рис. 1.
Рис.1. Модель внешней среды организации
На основе наблюдения, личного непосредственного контакта с руководителями и сотрудниками организации необходимо выделить и назвать основные элементы внешней среды организации: макросреды (политические, экономические, социокультурные, технологические) и микросреды (клиенты, потребители продукта, поставщики: конкуренты, общественные группы);
- особенности стратегий организации на отечественном и/ или внешнем рынке;
- характеристику ключевых факторов успеха отрасли, в которой работает организация (табл. 5).
Ключевые факторы успеха (КФУ) - это общие для всех организаций отрасли переменные, реализация которых дает возможность улучшить конкурентные позиции организации в отрасли. Они зависят от экономической и технической характеристики отрасли, используемых в отрасли как механизмов конкурентной борьбы, н-р, пищевая отрасль - имидж производителя, качество продукции, простота технологии, эффект масштаба, сбытовая сеть, ориентация на физиологические потребности; нефтегазовая - местоположение источников сырья, коммуникации и инфраструктура; фармацевтическая - исследовательская база, инновации, сбытовая сеть и др.
Таблица 5
Характеристика КФУ отраслевой организации
Отрасль | КФУ |
8. Оформление, сдача и защита отчета по учебной практике.По материалам практики делается заключение, содержащее выводы по каждому разделу практики.