Характеристика транспортной системы развитых и развивающихся стран
Развитые | Развивающиеся | ||||
1. Высокий технологический уровень ТС (монорельсовые дороги) и транспортных средств(поезда на магнитных подушках). 2. Максимальная густота ТС. 3. Высокая транспортная подвижность населения. 4.Широкое распространение смешанных перевозок с участием различных видов транспорта | 1. Транспорт является отстающей отраслью экономики. 2. Преобладает один или два вида транспорта. 3. Распространение гужевого, вьючного транспорта, велорикш. 4. Не сформированы транспортные системы. | ||||
Виды транспорта | |||||
Железнодорожный Зародился в начале ХIХ в и основной на протяжении столетия. С 20-х г. ХХ в. темп развития замедляется. Происходят радикальные изменения направленные на: -освоение и внедрение новых технологий, -электрификацию ж/д, -переход к системам автоматизации и механизации, -использование вычислительной техники, -создание сверхскоростных магистралей, -новую организацию пассажирского и грузового движения. Характеризуется: протяженностью ж/дсети (США – 224 тыс.км., Россия – 124, Китай – 91, Индия – 64, Канада – 46, Германия -41); густотой сети (Германия-107 км/тыс.км2 тер., Польша-75, Великобритания-68, Франция-58, Япония-53, Россия-8. Степень электрификации ж/д: Грузия-100%,Люксембург-95%, Армения-91%,Бельгия-74%, Россия-50%. В Канаде и Австралии электрифицированных дорог нет, а в США-1% - они ориентируются на дизельную тягу. Грузооборот ж/д транспорта в 2003 г: Китай-1725 млрд.т./км Россия-1669 Украина-225 Казахстан-147 Лидеры пассажирооборота ж/д: Китай, Россия, Франция, Германия, Украина. | Автомобильный Важнейший показатель-протяженность дорог. Лидеры по протяженности: США-6300 тыс.км., Индия-3350, Бразилия-2000, Япония-1150, Россия и Канада-900. Густота автодорог (небольшие по территории страны Европы и Япония). Бельгия-4700 км/тыс.км2, Япония-3000, Германия-1800, США-670, Бразилия-230, Канада и Австралия-90-100, Россия-43, Китай-12. Размеры автопарка: США-215 млн. шт. из них 207 – легковые, Япония-70 млн., в т.ч. 50 легковых, Германия-45 млн., в т.ч. 42 легковых, Италия-33 млн., в т.ч. 31 легковых, Франция-32 млн., в т.ч. 27 легковых. Автомобилизация по личному авто на тыс.жителей: Бруней-575, Италия-560, США-520, ФРГ-500, Австралия-490, Кувейт-360, Центр.Африка-0,1, Мозамбик-0,3, Бангладеш-0,5. | Трубопроводный Характеризуется наличием нефтепроводов и газопроводов. Есть в странах с нефтедобычей (США, Россия, Канада, Мексика) и экспортирующих странах (Саудовская Аравия, Иран, Ирак, Ливия, Алжир, Венесуэла). Страны-лидеры по длине нефтепроводов: США-276 тыс.км., Россия-63, Канада-23, Мексика-40. Газопроводы в экономически развитых странах. Лидеры по длине газопроводов: США-331 тыс.км., Россия-150 тыс., Германия-98 км., Канада-75 км. Грузооборот нефтепроводов ≈ к 4 трлн.т/км; газопроводов ≈ к 2,5 трлн.т/км. Лидеры по газо- и нефте-обороту - Россия и США. | Водный а) морской и б) внутренний (речной и озерный). Япония и Великобритания-98% всех внешнеторговых перевозок обслуживает морской транспорт, в США-90%. Лидеры по кол-ву судов: Панама-7986, США-6371, Япония-6150, Индонезия - 5763, Китай-4080, Россия-3485. Лидеры по тоннажу: Панама-105 млн/брут.т., Либерия-54, Багамские о-ва-29, Мальта-28, Греция-25. Порты: универсальные (генеральные, наливные, насыпные, навалочные) –Сингапур(2м), Шанхай(1место в 2004 г.), Роттердам(3м),Нинбо(КНР-4м) , Батон Руж (5м),Новый Орлеан, , Тиба, Пусан и специализированные (погрузка одного массового груза) – преимущественно в развивающихся странах Рас-Танура (Аравия), о.Харк (Ирак), Бонни (Нигерия), Там-Пико (Мексика), Тампа (США). Самый высокий грузооборот у универсальных портов. Лидеры: Сингапур-325 млн.т., Роттердам- 320, Новый Орлеан-225, Шанхай-185. Каналы: Суэцкий, Панамский, Кильтский. Внутренний водный транспорт. США лидер в речном озерном флоте с тоннажем в 20 млн.т. В Японии и Монголии такой транспорт отсутствует. Международность рек. Международных речных бассейнов насчитывается 214. В бассейне р.Дунай-12 стран, Нил-Конго-9 стран. Лидеры по грузообороту: США, Китай, Россия, ФРГ, Канада, Нидерланды. | Воздушный Развивается очень динамично. В мировом пассажирообороте доля воздушного транспорта увеличивается (с 70 млн. до 2250 млн. чел.). Пассажирооборот: с 30 млрд/пас/км до 2,2 трлн/пас/км. Грузооборот 300 млрд/т/км. Лидеры по пассажироперевозке: США-570 млн/чел/год, Япония-95, Великобритания-65, Китай-55, Франция-42, Германия-40. Лидеры по размерам пассажирооборота: США, Япония, Великобритания, Германия, Франция, Китай, Австралия. Невозможен без сети аэропортов. Всего в мире 15 тыс., из них 1100 международные. Крупнейшие аэропорты: Хитроу – Лондон, Рейн-Ман – Франция, Шарль-де-Голь – Париж, Схип-Хол – Амстердам, Чангин – Сингапур, Нальта – Токио. Крупные по грузообороту – Мемфис (США). Сянган (КНР), Токио - Нарита (Япония), Анкоридж (США), Сеул (Р.Корея) | |
В настоящее время все виды транспорта перевозят более 1трлн пассажиров и свыше 100 млрд. т грузов в год. За период 1950 – 2000 гг. мировой пассажирооборот увеличился с 2,5 трлн. до более чем 19 трлн. пасс./км. В эти же годы мировой грузооборот вырос с 7 трлн. до 50 трлн. т/км