Этапы проведения исследований
Любое исследование осуществляется в несколько этапов:
1. Выявление потребностей в проведении исследования. Анализ проблем, вызывающих эти потребности.
2. Выявление предмета и объекта исследования.
3. Выбор методологии проведения исследования.
4. Анализ ресурсов, необходимых для проведения исследования.
5. Выбор метода (методов) проведения исследования.
6. Организация проведения исследования.
7. Анализ результатов исследования. Выработка и обоснование рекомендаций (предложений).
На первом этапе необходимо выявить потребности в исследовании, проанализировать проблемы, стоящие перед конкретной системой управления, выбрать из них главную, определяющую важность и первостепенность проведения исследования. Для этого проблема должна быть четко сформулирована.
Актуальность исследования указывает на необходимость и своевременность изучения и решения проблемы для дальнейшего развития теории и практики функционирования исследуемых систем и явлений, характеризует противоречия, которые возникают между общественными потребностями (спросом на научные идеи и практические рекомендации) и наличными средствами их удовлетворения, которые могут давать наука и практика в настоящее время [5].
Под проблемой понимается несоответствие фактического состояния управляемого объекта (например, производства продукции) желаемому или заданному (запланированному).
Наиболее типичные проблемы, возникновение которых приводит к необходимости принятия управленческих решений:
1. Состояние управляемого объекта и протекающих в нем процессов пришло в несоответствие с целями его деятельности, зафиксированными в законах, планах, программах, положениях, уставах.
2. Функционирование объекта, показатели его деятельности противоречат нормам, стандартам, требованиям, что угрожает потерей устойчивости.
3. Изменились потребности в продукте деятельности объекта, трансформировалась ситуация на рынках, в связи с чем необходимо внесение изменений в функционирование объекта.
4. Возникла непредвиденная чрезвычайная ситуация, резко изменились условия во внешней среде.
5. Появились новые потенциальные возможности значительного улучшения состояния и деятельности объекта.
6. Приняты решения вышестоящих органов, обязывающие внести принципиальные изменения в деятельность объекта управления, провести предписанные этими органами мероприятия [17].
Введение изменений, требующих для реализации ресурсов и времени, должно быть обосновано анализом факторов, оказывающих воздействие на состояние и положение организации.
Совокупность факторов и условий, вызывающих появление той или иной проблемы, называется ситуацией, а рассмотрение проблемы с учетом воздействующих на нее ситуационных факторов позволяет описать проблемную ситуацию. Описание проблемной ситуации, как правило, содержит две части: характеристику самой проблемы (места и времени ее возникновения, сущности и содержания, границ распространения ее воздействия на работу организации или ее подразделений и ситуационные факторы, ведущие к появлению проблемы (они могут быть внешними и внутренними по отношению к организации).
Внутренние факторыв наибольшей мере зависят от самого предприятия. К ним относят: цели и стратегию развития, состояние портфеля заказов, структуру производства и управления, финансовые и трудовые ресурсы, объем и качество работ, в том числе НИОКР и т.д. Внутренние факторы влияют на систему управления и в значительной степени способствуют достижению стоящих перед ней целей. Поэтому изменение одного или нескольких факторов одновременно вызывает необходимость срочного принятия мер, направленных на сохранение равновесного состояния системы.
Внешние факторыв меньшей мере поддаются воздействию со стороны менеджеров организации, так как формируются внешней средой, в которой работает организация. В современных условиях эта среда характеризуется большой сложностью, динамичностью и неопределенностью, что существенно затрудняет учет внешних факторов при принятии управленческих решений.
Учет многочисленных и разнообразных факторов среды, выбор главных среди них и предвидение возможных изменений — сложнейшая задача, стоящая перед менеджерами. Анализ ситуационных факторов позволяет рассмотреть проблему в связи с вызвавшими её событиями и изменениями во внутренней и внешней среде и начать поиск решения.
Таким образом, определить проблему — значит установить границы системы, в пределах которой она рассматривается, уровень, на котором она должна решаться. Субъект, анализирующий ситуацию, определяет проблему в границах управляемой им системы. Однако важным для него является и представление, как система проявляет себя в системах и смежных системах и, главное, какое значение она имеет для суперсистемы, в которую данная (управляемая) система входит как элемент. Это обеспечивает увязку принимаемого решения с общими задачами и решениями вышестоящего звена управления, организацию интегрированного процесса решения данной проблемы.
Итак, на первом этапепроведения исследований анализируются проблемы и совокупность всех факторов, которые необходимо выявить и учитывать при решении проблем.
Содержание второго этапа — закономерное продолжение первого. Это выявление объекта и предмета исследования. Объект исследования — это та совокупность связей, отношений и свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации. Он выступает как носитель проблемной ситуации, на которую направлена познавательная деятельность.
Например, объектом исследования могут выступать организации, отдельные подразделения этих организаций и отдельные процессы, протекающие внутри организаций, персонал организаций.
Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, устанавливают границы научного поиска; в каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования. По своему содержанию понятие «предмет исследования» значительно уже понятия «объект исследования».
Выбор предмета исследования:
– ориентирует на тот набор переменных и связей между ними, которые наиболее выпукло выражают центральный вопрос проблемы;
– очерчивают границы (рамки) предпринимаемого исследовательского поиска.
Определение объекта и предмета является необходимым условием целевой ориентации и концентрации исследовательского процесса.
Объект и предмет исследования могут выступать в трех видах:
1) организационные, экономические (материальные) отношения;
2) отношения личностные и безличностные, общие и общесоциальные, основой которых являются экономические (производственные) отношения;
3) система понятий, категорий, накопленных знаний.
На третьем этапе необходимо выбрать методологию проведения исследования, под которой понимаем совокупность целей, методов, приемов управления при проведении исследования, а также подход менеджеров к принятию решений и учет традиций организации [8, 14].
Целями исследования могут быть развитие теории или совершенствование практики. Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. На основе опыта можно выделить и сопоставить следующие цели исследования [5].
Теоретико-прикладная | Практически-прикладная | |
1. Выявление основного противоречия, создающего проблему (на основе анализа источников), и его локализация на конкретных объектах. 2. Выявление обстоятельств, сопутствующих возникновению проблемы, и факторов, определяющих изучаемые процессы, разработка теоретической концепции исследования. 3. Конструирование методик исследования, их апробирование и последующий отбор информации на объекте изучения. 4. Детальный анализ полученных данных в соответствии с концепцией и гипотезой исследования; определение путей решения проблемы. | 1. Анализ литературы и консультации со специалистами для выявления типового способа решения практической проблемы на данном объекте. 2. Сбор фактических данных о ситуации на объекте для определения способов применения типового варианта решения проблемы к данному объекту. 3. Разработка вариантов решения проблемы и их проверка путем обсуждения с экспертами и в конечном итоге экспериментально. 4. Анализ итогов эксперимента, коррекция предлагаемых нововведений, оценка достигнутого эффекта, план практических действий на перспективу. |
Цели исследования конкретизируются и развиваются в задачах исследования.
Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, природы, структуры изучаемого объекта.
Вторая – с анализом реального состояния предмета исследования, динамики, внутренних противоречий развития.
Третья – со способностями преобразования, моделирования, опытно-экспериментальной проверкой.
Четвертая – с выявлением путей и средств повышения эффективности, совершенствования исследуемого явления, процесса, т.е. с практическими аспектами работы, с проблемой управления исследуемым объектом.
Методы исследования представляют собой способы, приемы проведения исследований. Их рациональное применение способствует получению достоверных и полных результатов исследования проблем, возникших на предприятии. Выбор методов исследования, интеграция различных методов при проведении исследования определяется знаниями, опытом и интуицией специалистов, проводящих исследования [5].
На четвертом этапе проводится анализ ресурсов, необходимых для проведения исследования. К таким ресурсам относятся материальные, трудовые, финансовые ресурсы, оборудование, информация. Анализ ресурсов необходим для успешного проведения исследования и достижения его результатов.
Пятый этаппредполагает выбор методов проведения исследования с учетом имеющихся ресурсов и целей исследования.
Шестой этапзаключается в организации проведения исследований. Здесь необходимо определить порядок проведения исследований, распределить полномочия и ответственность и отразить это в регламентирующих документах, например в должностных инструкциях. Здесь же необходимо уточнить или определить технологию подготовки и утверждения управленческих решений при проведении исследований [8].
Существуют различные формы организации ИСУ. В каждом конкретном случае приходится выбирать, какая из форм может оказаться наиболее приемлемой или наиболее эффективной.
Выделяют пять основных форм организации ИСУ.
1. Увеличение нагрузки собственного персонала дополнительными обязанностями по проведению исследований.
2. Создание специализированных групп из наиболее творческой и активной части персонала с освобождением участников этих групп на определенное время от основной работы.
3. Создание собственных консультационных, а лучше образовательно-исследовательских структур в организационной структуре предприятия, позволяющих совместить повышение профессионального уровня сотрудников фирмы с организацией исследований и обеспечением их необходимого качества.
4. Приглашение специалистов консалтинговых фирм на договорной основе и предоставление им организационных и информационных возможностей для проведения исследования и разработки соответствующих рекомендаций.
5. Возможна комбинация вышеперечисленных форм, и во многих случаях она оказывается более эффективной. Например, создание творческих коллективов, состоящих как из собственных работников, так и из приглашенных специалистов консалтинговой компании.
В состав группы по проведению исследований должны входить: специалисты в области системного анализа — руководители групп и будущие руководители проектов; инженеры по организации производства; экономисты, специализирующиеся в области экономического анализа, а также исследователи организационных структур и документооборота; специалисты по использованию технических средств и компьютерной техники; психологи и социологи [5].
На седьмом(завершающем) этапе следует зафиксировать и проанализировать полученные результаты. Такими результатами могут быть отдельные рекомендации, новая модель системы управления, улучшенные нормы управляемости, более совершенные методики, способствующие оперативному и успешному разрешению проблемы. На этом этапе необходимо предварительно подсчитать эффективность исследований, т.е. соразмерить затраты на проведение исследований и полученные результаты [8].