Образование как приоритетная отрасль экономики
Образование, как известно, с давних пор относится к значимой сфере человеческой деятельности, обеспечивающей социальный прогресс. Но оно на протяжении многих столетий не было непосредственно связано с производством, не оказывало на него заметного влияния и не выделялось в самостоятельную отрасль.
В наши дни в развитых странах свыше половины экономически активных граждан заняты не физическим, а умственным трудом. Около 90% вновь открывающихся рабочих мест рассчитаны на работников, имеющих полное среднее образование.
К числу важнейших современных экономических закономерностей, свойственных различным странам, относится процесс интеллектуализации экономики и других сторон социальной жизни.
Процесс этот проявляется двояко: возрастает роль таких отраслей социальной сферы, как образование и наука; усиливается значение интеллектуальной деятельности внутри других отраслей народного хозяйства.
Обе эти тенденции способствуют формированию и совершенствованию образовательного, профессионального, научного, духовного потенциала общества и являются теперь важнейшими факторами социально-экономического развития.
Что же такое образование? Многие сводят образование к процессу приобретения знаний, умений и навыков. Некоторые добавляют: и воспитание всесторонне развитой личности. Это определение образования дается только с точки зрения педагогики.
Нас будет интересовать не сам процесс обучения и воспитания, а те особые производительные силы и производственные отношения, которые обеспечивают этот процесс.
Так как объект «образование» имеет множество сторон, могут быть различными и его определения. Образование многофункционально, т.е. выполняет разнообразные роли.
Как сложный социально-экономический организм образование одновременно выступает в виде единства четырех его качеств: образования как ценности, как процесса, как системы и как его результата.
Объективно образование относится к числу высших ценностей для человека и общества, поскольку оно выступает предпосылкой их существования и развития. Именно в сфере образования последовательно формируются способности и жизненные устремления всего населения, определяющие судьбы любой страны на многие десятилетия вперед.
Образовательный процесс выступает, прежде всего, как процесс педагогический. В то же время именно здесь тесно переплетаются экономические, социальные и педагогические процессы.
Нередко под образованием понимается одновременно и процесс, и результат обучения. Определяется также образование и как результат усвоения систематизированных знаний, умений, навыков и воспитания соответствующих психологических, нравственных и иных социальных качеств личности. Так, в статье 2 проекта Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (редакция на 1 января 2012 года) дается следующее определение: «образование – общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций, определенных объема и сложности».
Главная цель и ценность образования – удовлетворение потребности людей в знаниях, умениях и навыках в интересах успешного развития духовных сил и способностей, творческого потенциала личности и общественного прогресса в целом.
Полнокровная характеристика образования в качестве сложного социально-экономического организма невозможна без научно обоснованного системного подхода к его анализу.
В соответствии со статьей 15 проекта Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (редакция на 1 января 2012 года) Система образования Российской Федерации представляет собой совокупность:
1) федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований, образовательных стандартов и требований, устанавливаемых университетами; образовательных программ различного вида, уровня и направленности, а также программ профессионального обучения;
2) организаций, осуществляющих образовательную деятельность, их работников и обучающихся;
3) органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, создаваемых ими консультативных, совещательных и иных органов;
4) организаций, осуществляющих научно-методическое, методическое, ресурсное, производственное и информационно-технологическое обеспечение образовательной деятельности и управления системой образования, оценку качества образования;
5) объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере образования.
Однако в этом определении недостаточно выявлен экономический аспект. В раскрытие этого понятия надо было бы включить и систему экономических отношений.
Чем объясняется выдвижение на первый план содержательной стороны образования – образовательных программ? Тем, что именно образовательные программы того или иного цикла учебных предметов обусловливают содержание образования соответствующего уровня и направленности.
По своему целевому назначению реализуемые образовательные программы разделяются на две большие группы: общеобразовательные и профессиональные. Те и другие, в свою очередь, подразделяются на основные и дополнительные.
Основные образовательные программы призваны обеспечивать достижение такого уровня обучения, который соответствует государственным стандартам. Дополнительные – выходят за пределы основной образовательной деятельности и учеба по ним обычно осуществляется на платных началах.
Государственные образовательные стандарты в непременном порядке определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.
Эти стандарты устанавливаются органами государственной власти (управления) и выступают основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.
Почему важна роль государственных образовательных стандартов? Для сохранения целостности и успешного функционирования отрасли образования, как и любой другой отрасли народного хозяйства, необходимы свои особые нормативы (стандарты). Каково их назначение?
1. Образовательные стандарты выполняют своего рода функцию «ключа», который позволяет запустить в работу механизмы Закона «Об образовании», начиная от аккредитации учебных заведений до порядка финансирования образования каждого человека, где бы он ни учился.
2. Стандарты предназначены для обеспечения качества общего и профессионального образования.
3. Федеральное ядро стандарта должно выполнять функцию социальной защиты учащегося, его право продолжить образование в учебных заведениях любых республик, областей и городов.
4. Федеральные стандарты образования призваны выполнять функцию соединительной ткани, предохраняющей образовательное пространство России от распада.
5. Стандарты закладывают основы для объективной оценки деятельности учебных заведений, реализующих образовательные программы.
Какие критерии лежат в основе определения отрасли? Под отраслью народного хозяйства понимается качественно однородная совокупность предприятий, учреждений и других хозяйственных единиц, характеризующихся общностью (сходством) условий труда (производства), профессионального состава кадров, выполняемых функций в системе общественного воспроизводства, производимой продукции или услуг [1, с.517].
На первый взгляд, может показаться, что образование не имеет достаточных оснований называться отраслью народного хозяйства. До недавнего времени так и считали.
Ведь по традиционной для нашей страны классификации в народном хозяйстве выделялись две крупные сферы: материального производства и так называемая «непроизводственная сфера». Образование при этом без всяких оговорок относилось к «непроизводственной сфере». Так, долгое время считалось, что труд в сфере образования непроизводительный, не создает никакого «продукта».
В то же время образование представляет собой систему образовательных учреждений, организаций и предприятий, осуществляющих главным образом образовательную деятельность, направленную на удовлетворение многообразных потребностей населения в образовательных услугах и подготовку квалифицированных работников.
Таблица 1.
Образовательные учреждения и численность обучающихся (студентов) (на начало учебного года)[1]
2010/11 | 2011/12 | |
Число общеобразовательных учреждений (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений | ||
в том числе: | ||
государственных и муниципальных | ||
негосударственных | ||
Численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений, тыс.чел. | 13317,7 | 13445,8 |
в том числе: | ||
государственных и муниципальных | 13244,2 | 13362,3 |
негосударственных | 73,5 | 83,5 |
Число образовательных учреждений начального профессионального образования | ||
Численность обучающихся в образовательных учреждениях, реализующих программы начального профессионального образования, тыс. чел. | 1006,6 | |
Число образовательных учреждений среднего профессионального образования | ||
Численность студентов в образовательных учреждениях, реализующих программы среднего профессионального образования, тыс. чел. | 2125,7 | 2081,7 |
Число образовательных учреждений высшего профессионального образования | ||
в том числе: | ||
государственных и муниципальных | ||
негосударственных | ||
Численность студентов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, тыс. чел. | 7049,8 | 6490,0 |
в том числе: | ||
государственных и муниципальных | 5848,7 | 5453,9 |
негосударственных | 1201,1 | 1036,1 |
Труд в области образования стал одним из самых массовых видов человеческой деятельности, начиная с раннего детства вплоть до завершения трудовой деятельности. По количеству занятых людей сфера образования превосходит такие отрасли как добыча полезных ископаемых строительство, транспорт и связь. В 2009 году в образовательных учреждениях России трудилось около 5,9 млн. работников.
Таблица 2
Среднегодовая численность занятых по видам экономической деятельности, тыс. чел.[2]
Занятых в экономике | |||
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | |||
Добыча полезных ископаемых | |||
Обрабатывающие производства | |||
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды | |||
Строительство | |||
Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования | |||
Транспорт и связь | |||
Финансовая деятельность | |||
Образование | |||
Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
Достижение весьма большого масштаба образовательной отрасли – явное свидетельство важности той продукции массового спроса, которую поставляет эта отрасль населению.
Это единственная отрасль, которая удовлетворяет запросы населения в образовательных услугах, специализируется на воспроизводстве главной производительной силы общества – квалифицированных работников для всех отраслей материального и нематериального производства, а также для различных видов непроизводственной деятельности.
Кроме того, отрасль образования сама для себя готовит профессиональных работников – преподавательские кадры. Учителя и профессорско-преподавательский состав вузов и других учебных заведений относятся к работникам высококвалифицированного и квалифицированного интеллектуального труда.
Таким образом, образование охватывает специфическую отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности общества в образовательных услугах, занята подготовкой кадров, формированием их знаний, умений и навыков, необходимых для разнообразных видов трудовой и иной деятельности.
Образование как система характеризуется такими свойствами: целенаправленность, целостность, много структурность, взаимосвязь ее элементов, устойчивость, управляемость, самонастройка, способность к самосовершенствованию, т.е. к развитию. Но это не замкнутая система. Она составляет особое единство с окружающей средой, с системой более общего порядка.
Каждая из отраслей нематериального производства удовлетворяет общественные потребности в неразрывном единстве с соответствующими отраслями материального производства. Дополняя друг друга, эти сферы общественного производства образуют единый народнохозяйственный комплекс.
Как две разновидности воспроизводственной деятельности материальное и нематериальное производство различаются между собой не только по используемому производственному потенциалу, результатам труда, а и по той роли, которую они выполняют в социально-экономической структуре общества. Однако это одновременно и объединяет их.