Hw – норма расхода топлива на транспортную работу, д/100ткм
W – объем транспортной работы, ткм
Hs – базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100км
Gгр – масса груза,
Sгр – пробег с грузом,
Gпр – собственная масса прицепа или полуприцепа, т,
Д – поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме в процентах
q – грузоподъемность прицепа, т
Потребность в смазочных материалах определяют исходя из норм расхода по формуле:
Рсм=Qн×Hсм, (масло в литрах, смазка в кг на 100 л топлива)
Рсм=31×0,31= 9,61 л.
где Qн – нормируемый расход топлива, л
Нсм – норма расхода смазочных материалов, л/100
450*0,87 = 391,5140*0,62 = 86,8
Перечень формул, применяемых для решения задач
1. Тема «Основные средства»
1.1. Среднегодовая стоимость основных средств определяется по формуле:
, руб.
где Фн.г. - стоимость основных средств на начало года, руб.;
Фв - стоимость основных средств, вводимых в течение года, руб.;
Фвыб - стоимость основных средств, выбывающих в течение года, руб.;
n1, п2 — количество полных месяцев с момента ввода (выбытия).
1.2. Годовая сумма амортизационных отчислений определяется по формуле:
, руб
где - среднегодовая стоимость основных средств, руб.;
Hа - норма амортизационных отчислений, %.
1.3. Фондоотдача определяется по формуле:
,
где Т - объем товарной, валовой или реализованной продукции, руб.
1.4. Остаточная стоимость определяется по формуле:
, руб.
где Тэ - количество лет нахождения основных средств в эксплуатации;
Фп - первоначальная стоимость основных средств, руб.
1.5. Коэффициент обновления основных средств определяется по формуле:
,
где Фв - ввод в действие основных средств в течение текущего года (периода), руб.;
Фкп - стоимость основных средств на конец периода, руб.
1.6. Коэффициент выбытия основных средств определяется по формуле:
,
где Фвыб - основные средства, выбывшие в течение года, руб.;
Фнг - стоимость основных средств на начало периода (года).
1.7. Коэффициент экстенсивного использования оборудования определяется по формуле:
,
где Тф - фактическое время работы оборудования, час;
Тпл - время работы оборудования по норме (устанавливается в соответствии с режимом работы предприятия и с учетом минимально необходимого времени для проведения планово-предупредительного ремонта), час.
1.8. Коэффициент интенсивного использования оборудования определяется по формуле:
,
где Вф - фактическая выработка оборудованием продукции в единицу времени;
Вн - технически обоснованная выработка оборудованием продукции в единицу времени (определяется на основе паспортных данных).
1.9. Коэффициент интегрального использования оборудования определяется по формуле:
2 Тема « Оборотные средства»
2.1 Норматив отдельного элемента оборотных средств рассчитывается по формуле:
,
где Н- норматив собственных средств по элементу;
О - оборот (расход, выпуск) по данному элементу за период;
Т - продолжительность периода;
Н3 - норма запаса оборотных средств по данному элементу.
2.2 Длительность одного оборота оборотных средств исчисляется по формуле:
О=С : (Т/Д),
где О - длительность оборота, дни;
С - остатки оборотных средств (средние или на определённую дату), руб.;
Т - объём товарной продукции, руб.;
Д - число дней в рассматриваемом периоде, дни.
2.3 Количество оборотов за определённый период, или коэффициент оборачиваемости оборотных средств (Ко), рассчитывается как:
Ко = Т/С, оборотов
2.4 Коэффициент загрузки средств в обороте (К3), обратный коэффициенту оборачиваемости, определяется по формуле:
К3=С/Т
2.5 Средняя продолжительность одного оборота оборотных средств (оборачиваемость в днях) определяется по формуле:
, дни
где Д - число дней в периоде (360,90,30 дней)
2.6. Средний остаток оборотных средств Оср.
, руб.
где О1, О 2 ... Оп - остаток оборотных средств на первое число каждого месяца, руб.
п - число месяцев в периоде
3 Тема: “Планирование хозяйственной деятельности”
3.1 Планирование производственной программы по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава.
3.1.1 Число капитальных ремонтов за год производится по формуле:
где, Lобщ – общий пробег автомобиля, который определяется по формуле:
Lобщ=Lcc×Ac×Др×ab
где Lcc – среднесписочный пробег автомобиля, км
Ас – списочное число автомобилей, ед.,
Др – количество рабочих дней в году, дни
ab - коэффициент выпуска автомобилей
Lкр – расчетный коэффициент до капитального ремонта, км
3.1.2 Количество ТО-2 определяется по формуле:
где LТО-2 – расчетный (скорректированный) пробег автомобиля до ТО-2, тыс. км.
Nкр – количество капитальных ремонтов.
3.1.3 Количество ТО-1 за год определяется по формуле:
где LТО-1 – расчетный (скорректированный) пробег автомобиля до ТО-1, тыс. км.
3.1.4 Количество сезонных ТО за год определяется по формуле:
Nco=2×Ac
где Ас – списочное число автомобилей, шт.
3.1.5 Годовой объем работ (трудоемкость ТО) определяется по общей формуле:
Ti=Nir×ti
где Nir – годовое число обслуживаний данного вида (NТО-2, NТО-1, NЕО), для данной модели (группы) подвижного состава;
ti – расчетная (скорректированная) трудоемкость единицы ТО для данного вида (tЕТО,tТО-1, tТО-2) для данной модели подвижного состава.
3.1.6 Годовой объем работ ТР для технологически совместимой группы подвижного состава определяется по формуле:
,
где Lобщ – годовой пробег парка (группы) подвижного состава, км
tтр – расчетная трудоемкость работ ТР на 1000 км пробега, чел. час.
3.1.7 Пробег автомобиля до первого капитального ремонта определяется по формуле:
Lкр= ×к1×к2×к3
где - нормативный пробег базовой модели автомобиля для 1 КЭУ, км
к1 – коэффициент корректирования нормативов в зависимости от условий эксплуатации
к2 – коэффициент корректирования нормативов в зависимости от модификации подвижного состава
к3 – коэффициент корректирования нормативов в зависимости от природно-климатических условий
3.1.8 Расчетная трудоемкость на одно обслуживание определяется по формуле:
ti= ×к2×к5
где - нормативная трудоемкость ТО базовой модели автомобиля, чел.ч.
к5 – коэффициент корректирования нормативов трудоемкости ТО и ТР в зависимости от количества обслуживаемых и ремонтируемых автомобилей в АТО и количества технологически совместимых групп подвижного состава.
3.2 Нормирование материально-технических ресурсов.
3.2.1 Потребность в топливе для бортовых грузовых автомобилей, тягачей и автопоездов, фургонов определяют по следующему отношению:
Qн=0,01×(Hsam×S+Hw×W)×(1+0,01×Д)
где S – пробег автомобиля, км
Hsam – норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100км
Hsam =Hs+Hq×Gпр
где Hs – базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100км
Hw – норма расхода топлива на транспортную работу, д/100ткм
W – объем транспортной работы, ткм
W=Gгр×Sгр
Gгр – масса груза,
Sгр – пробег с грузом,
Gпр – собственная масса прицепа или полуприцепа, т,
Д – поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме в процентах
Для самосвалов
Qн=0,01×Hsanc×S×(1+0,01×Д)+Hz×Z)
где Hsanc – норма расхода топлива самосвала (самосвального поезда), л/100км,
Hsanc=Hs+Hw×(Gпр+0,5×q), л/100км,
Hw – норма расхода топлива на транспортную работу и на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100ткм,
Hz – дополнительная норма расхода топлива на каждую ездку с грузом автомобиля-самосвала,
q – грузоподъемность прицепа, т
3.2.2 Потребность в смазочных материалах определяют исходя из норм расхода по формуле:
Рсм=Qн×Hсм, (масло в литрах, смазка в кг на 100 л топлива)
где Qн – нормируемый расход топлива, л
Нсм – норма расхода смазочных материалов, л/100
3.2.3 Потребность АТП в шинах за год определяется по формуле:
Wш=Lобщ×n/Lшин,
где Lобщ – общий пробег автомобиля за планируемый период, км
п – число шин, смонтированных на одном автомобиле, не считая запасного колеса,
Lшин – нормативный пробег шины, км
3.2.4 Потребность в оборотных агрегатах определяется по формуле:
где Hsn – количество оборотных агрегатов на 100 автомобилей соответствующей марки,
Аи – списочный состав автомобилей, ед
3.3 Производственная программа и план эксплуатации пассажирского и грузового автомобильного транспорта.
3.3.1 Суточная производительность, приходящаяся на среднесписочную автомобиле-тонну определяется по формуле:
где ТН – время в наряде, час,
VT – техническая скорость, км/час,
b - коэффициент использования пробега,
Yc – статический коэффициент использования грузоподъемности,
Ler – расстояние перевозки (ездки с грузом), км
tn-p – время на погрузочно-разгрузочные работы, час
ter – время перевозки грузов
Суточная производительность приходящаяся на среднесписочную автомобиле-тонну, в тонно-километрах:
где Yg – динамический коэффициент использования грузоподъемности,
3.2.2 Среднесписочное число автомобилей определяется:
где А1 – число автомобилей на начало года, шт.
А2 – число автомобилей поступивших в течение года, шт.
А3 – число автомобилей выбывающих в течение года, шт.
Ди – продолжительность планового периода, дни
Ди1 – число дней пребывания поступивших автомобилей в работе
Ди2 – число дней недоработки выбывающих автомобилями
3.3.3 Годовой объем перевозок в тоннах определяется по формуле:
Qгод=N×Qc×Acc×ab
где N – количество рабочих дней в году,
Асс – среднесписочное количество автомобилей,
ab - коэффициент выпуска автомобилей на линию,
Qc – суточная производительность на среднесписочную автомобиле-тонну, в тоннах
3.3.4 Грузооборот определяется по формуле:
Ргод=N×Pc×Acc×ab
4 Тема " Организация, нормирование и оплата труда".
4.1 Среднесписочная численность работников за месяц определяется путём деления суммы списочной численности персонала за все календарные дни на количество календарных дней в месяце. Например:
Числа месяца | Списочная численность | В том числе не подлежащая включению в среднесписочну ю численность | Подлежат включению в среднесписочну ю численность (гр. 2 - гр. 3) |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 2 3 (суббота) 4 (воскресение) 5 и т.д. 31 (суббота) | 253 257 257 257 260 314 | 3 3 3 3 3 2 | 250 254 254 254 257 312 |
Сумма | 8675 |
Чсс=8675 /31=280 человек
Численность показывается в целых числах.
4.1.1 Среднесписочная численность работников за квартал определяется суммированием среднесписочной численности работников за все месяцы работы организации в квартале и деления полученной суммы на 3.
4.1.2 Среднесписочная численность работников за год определяется
путём суммированием среднесписочной численности работников за все месяцы отчётности деления полученной суммы на 12.
4.2.1 Списочная численность рабочих рассчитывается по формуле:
Чс=Чн×Кн,
где Чн - нормативная явочная численность рабочих;
Кн - коэффициент учитывающий планируемый процент невыходов.
Кн= 1 +(%планируемых невыходов/100)
4.2.2 Явочное число рабочих в смену определяется по формуле:
=(Q×HBp)/(T×KBH),
где Q – производственное задание (объём работ) в смену в принятых единицах измерения;
НВр – норма времени на единицу измерения;
Т – сменный фонд рабочего времени одного рабочего;
Квн – коэффициент выполнения выработки.
4.3 Коэффициент приёма кадров (Кн) определяется:
Кн=(Чн/Ч)×1ОО,
где Чн – численность принятых работников, чел.;
Ч – среднесписочная численность персонала, чел.
4.4 Коэффициент выбытия кадров (Кв) и коэффициент текучести кадров (Ктк) определяется:
Кв=(Чув/Ч)×100,
Ктк=(Чунк/Чсс)×100,
где Чув – численность уволенных работников, чел.
Чунк – численность работников, уволенных по неплановым причинам.
4.5 Уровень производительности труда по выработке определяется по формуле:
ПТ=В/Чсс, или ПТ=В / ЗТ,
где В – объём продукции в натуральном, стоимостном или трудовом выражении, произведённой за рассматриваемый период;
Чсс – среднесписочная численность работников (промышленно-производственного персонала ППП) или рабочих предприятия;
ЗТ – затраты труда на данный объём производства продукции, в чел.-час.
4.6 Влияние роста производительности труда на увеличение объёма производства продукции:
DВпт=(ПТ0ТЧ - ПТбаз) × ,руб
где DВ – прирост (+) или сокращение (-) объёма выпускаемой продукции в данном периоде за счёт изменения производительности труда;
ПТотч, ПТбаз – соответственно производительность труда отчётного и базового периода, руб.
DВчр =ПТбаз×( - )
где - среднесписочная численность базисного периода, чел;
- среднесписочная численность отчётного периода, чел.
4.7 Норма времени на изготовление единицы продукции определяется по формуле:
Тшт=Топ(1+а+b)+Тпз ,
где Топ — оперативное время, мин;
а - время на обслуживание рабочего места, в % оперативного времени;
b - время на отдых и личные надобности, в % оперативного времени;
Тпз – подготовительно-заключительное время, мин.
4.8 Заработная плата при простой повременной оплате определяется по формуле:
ЗПпр.пов=Тчас(дн.)×Тэф ,руб.
где Тчас(дн.) – часовая (дневная) тарифная ставка соответствующего разряда в руб.;
Тэф - отработанное время, часы, дни.
4.9 Заработная плата при повременно-премиальной системе оплаты труда определяется по формуле:
ЗПпов.прем =Тчас(дн.)×Тэф.+ПР, руб.
где ПР – сумма премии, руб.
Премия определяется по формуле:
ПР=(ЗПтар× %ПР)/100,
где ЗПтар- тарифный заработок, руб.;
%ПР- установленный размер премии, руб.
4.10 Заработная плата при прямой сдельной (индивидуальной) оплате труда определяется по формуле:
ЗПпр.ед =Р×В, руб.
где Р- расценка за единицу продукции, руб.;
В – количество выработанной продукции в натуральном выражении.
Расценка определяется по формуле:
Р= Тчас(дн.)/Нвырчас(дн.), или Р=Тчас×Нвр.,
где Нвыр час(дн.)-норма выработки за час, смену;
Нвр - норма времени на единицу продукции, час.
4.11 Заработная плата при сдельно-премиальной оплате труда определяется по формуле:
ЗПсд.прем.=Р×В+ПР, руб.
Премия определяется по формулам:
ПР=(Р×В+%ПР)/100,руб или ПР=(ЗПтар×%ПР)/100,руб.
5 Тема: “Показатели деятельности предприятия автомобильного транспорта в условиях рыночной экономики”
5.1 Себестоимость автомобильных перевозок для грузовых АТП, руб/ткм определяется по формуле:
C=(Cпер×Vэ+Sпост)/åРткм
где Спер – сумма переменных расходов на 1 км пробега, руб.
Vэ – эксплуатационная скорость, км
Sпост, Sпер – сумма соответственно постоянных и переменных расходов на 1 час работы
Рткм – транспортная работа, ткм
Переменные расходы на 1 час работы:
Sпер=Спер×Vэ
Общая сумма расходов на выполнение транспортной работы (без расходов на содержание дорог и погрузочно-разгрузочные работы):
åS=Sпер+Sпост
5.2 Себестоимость для пассажирских АТП, руб/пассажиро-км
С=(Спер×Vэ+Sпост)/ åРпасс-км
5.3 Себестоимость 1 км платного пробега, руб/км
С1=åS/åLплат=(Спер×Vэ+Sпост)/ åL×bn
где bn – коэффициент использования пробега.
Стоимость 1 ч оплаченного простоя
С2=åS/åtоп
где tоп – время оплаченного простоя
5.4 Валовые доходы Двал определяются суммированием доходов, полученных от всех видов деятельности АТП (перевозочной работы Дпер, транспортно-эксплуатационных операций ДТЭО, погрузочно-разгрузочных работ Дп-р и прочих работ и услуг Ддр):
Двал=Дпер+ДТЭО+Дп-р+Ддр
5.5 Балансовая прибыль АТП определяется как разность между суммой доходов от всех видов деятельности и суммой расходов:
Пбал=[(Дпер – 0,02Дпер)+ДТЭО+Дп-р+Ддр] – (Sпер+SТЭО+Sп-р+Sдр)
где Sпер, SТЭО, Sп-р, Sдр – затраты соответственно на перевозки, транспортно-эксплуатационные операций, погрузочно-разгрузочные и другие работы;
0,02Дпер – отчисления в размере 2% от доходов по перевозкам на строительство и реконструкцию автомобильных дорог.
5.6 Общая рентабельность:
Rобщ=Пбал/Фосн+Ооб
где Пбал – балансовая прибыль, руб.
Фосн – среднегодовая стоимость основных производственных фондов, руб.
Ооб – среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств, руб.
Расчетная рентабельность:
где п – норматив платы за основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства,
Б – платежи по процентам за банковский кредит, руб.
Фп – фиксированные платежи в бюджет.
Григорьян Т.А., Карамышева И.И. Планирование на автотранспортном предприятии