Виды самостоятельной внеаудиторной работы и формы контроля
Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы
ОДП.12 Экономика
по специальности
38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Рассмотрено на заседании методического Совета Алтайского филиала МЭСИ Протокол №1 от «28» августа 2015 г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УМР _______Р.В. Никулина |
Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся разработаны на основе программы учебной дисциплины ОПД.12 Экономикадля специальностей среднего профессионального образования 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Организация-разработчик:
ФБГОУ ВПО Алтайский филиал МЭСИ.
Автор-составитель:
Сова Оксана Владимировна, преподаватель высшей квалификационной категории Алтайского филиала МЭСИ.
Содержание
1. Введение. 4
2. Общие положения. 4
3. Требования к уровню освоения дисциплины «Экономика». 5
4. Виды самостоятельной внеаудиторной работы и формы контроля. 7
5. Содержание самостоятельной работы.. 11
5.1. Методические рекомендации по написанию и оформлению доклада, сообщения 11
5.2. Методические рекомендации по написанию конспекта первоисточника 17
5.3......................... Методические рекомендации по подготовке презентаций. 19
5.4. Методические рекомендации по использованию информационных технологий 22
5.5......... Методические рекомендации по решению экономических задач. 23
5.6. Методические рекомендации по работе в СДО Виртуальный Кампус. 24
5.7... Методические рекомендации по составлению тестов и кроссвордов. 25
5.8............................ Методические рекомендации по подготовке к экзамену. 26
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение. 28
7. Приложения. 30
Введение
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы студентов по дисциплине «Экономика» предназначены для студентов специальности 38.02.01. «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».
Цель методических рекомендаций: оказание помощи студентам в выполнении самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине «Экономика».
Общие положения
Согласно Типовому положению об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года № 71, самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий студентов.
Самостоятельная работа студентов – это средство вовлечения студента в самостоятельную познавательную деятельность, формирующую у него психологическую потребность в систематическом самообразовании и самовоспитании, осуществляемых в интересах повышения профессиональной компетенции.
Сущность самостоятельной работы студентов как специфической педагогической конструкции определяется особенностями поставленных в ней учебно-познавательных задач. Следовательно, самостоятельная работа – это не просто самостоятельная деятельность по усвоению учебного материала, а особая система условий обучения, организуемых преподавателем.
Цель самостоятельной работы студента – развитие общекультурных и профессиональных компетенций, способности и готовности студента к самостоятельной образовательной деятельности в течение всей жизни.
Данная общая цель может быть декомпозирована на её базовые составляющие компоненты:
· формирование готовности (мотивации) студентов к управлению собственной познавательной деятельностью с целью выработки индивидуального стиля деятельности;
· систематизация и осмысление теоретических знаний и практических умений студентов;
· овладение междисциплинарными знаниями и умениями;
· формирование приёмов использования нормативно-правовых, справочных источников;
· развития самостоятельности, ответственности и организованности;
· формирование критического мышления, инициативы способностей к саморазвитию;
· формирование практических (общеучебных и профессиональных) умений и навыков;
· развитие проектно-исследовательских умений;
· выработка навыков результативной самостоятельной профессиональной деятельности на уровне мировых стандартов.
3. Требования к уровню освоения дисциплины «Экономика»
Объем самостоятельной работы студентов определяется государственным образовательным стандартом. Самостоятельная работа студентов является обязательной для каждого студента и определяется учебным планом. Учебная дисциплина «Экономика» является общепрофессиональной дисциплиной и относится к профессиональному циклу. Дисциплина базируется на знаниях, умениях и компетенциях, полученных студентами при изучении дисциплин: «Математика», «Обществознание», «Экономика», «Экономика организации» и др.
Количество часов на освоение учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося _150_ часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося _100_ часов; самостоятельной работы обучающегося _50 часа.
В ходе изучения дисциплина ставиться задача формирования следующих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины студент должен
уметь:
· приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;
· описывать: действие рыночного механизма, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;
· объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, проблемы международной торговли;
знать:
· функции денег,
· банковскую систему,
· причины различий в уровне оплаты труда,
· основные виды налогов,
· организационно-правовые формы предпринимательства,
· виды ценных бумаг,
· факторы экономического роста.
Виды самостоятельной внеаудиторной работы и формы контроля
В учебном процессе Алтайского филиала МЭСИ выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.
Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине «Экономика» выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданиям.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Преподаватель сопровождает самостоятельную работу студентов: предлагает задания различного типа, консультирует студента в процессе его работы, помогает преодолеть возникающие затруднения, оценивает совместно со студентом трудоёмкость и качество выполненной работы, организует публичность обсуждения результатов.
В рамках изучения дисциплины используются следующие виды заданий для самостоятельной работы:
- самостоятельное изучение темы теоретического курса;
- подготовка устных ответов на контрольные вопросы, приведенные после каждой темы;
- выполнение домашних заданий;
- написание рефератов;
- подготовка к практическим занятиям и деловым играм;
- подготовка докладов;
- подготовка эссе;
- подготовка к тестовым заданиям по усвоению материала.
Виды внеаудиторной самостоятельной работы и формы контроля представлены в таблице 1
Таблица 1