Механизмы обеспечения норм. Жесткие и мягкие нормы

Эффективная экономическая норма требует обеспечения ее исполнения. Для этого необходима система мер – механизм обеспечения исполнения (защиты) нормы. Этот механизм вторичен по отношению к защищаемой им норме и подчинен задаче обеспечить реализацию ее функции. Отсюда обусловленность структуры таких механизмов характером норм. Так, например, неформальная норма не может реализовываться посредством правовых структур, предполагает неформальные механизмы обеспечения.

Однако между характером норм и организацией их исполнения однозначной связи нет. Одна и та же норма может реализовываться при помощи разных структур. Например, взаимодействия двух соседей по поводу ситуаций с потравой земельных угодий одного животными другого может реализовываться и на основе судебного порядка защиты нарушенных прав, и посредством частного порядка урегулирования споров, и с применением внезаконного насилия. В то же время разные по характеру нормы двухсторонних отношений могут базироваться на одной и той же форме обеспечения их исполнения. Примером тому является судебная система, «обслуживающая» множество разнообразных формальных норм.

Функция механизма защиты – приведение в действие предусмотренного нормой стимула в случае возникновения либо угрозы возникновения отклоняющегося поведения. Эта функция закреплена за гарантом нормы. Поэтому действенность стимула на деле и, соответственно, реальная принудительная сила нормы зависит от двух факторов:

- силы стимула, заложенной в норме,

- эффективности гаранта нормы по приведению этого стимула в действие.

В зависимости от силы стимула и эффективности гаранта нормы действующие нормы могут быть оценены по критерию жесткости и подразделены на жесткие и мягкие. Чем значительнее заложенные в норме санкции и чем неотвратимее их наложение на нарушителей, тем более жесткой является норма. Жесткость нормы не имеет прямой связи с типом стимула. В реальности норма, поддерживаемая угрозой административного наказания, может оказаться более мягкой, нежели норма, подкрепленная моральным стимулом.

Механизм обеспечения нормы, опосредующий приведение в действие заложенного в ней стимула, включает две подсистемы:

- Систему контроля исполнения нормы и идентификации фактов ее нарушений. Она характеризуется контролируемыми параметрами, формой и процедурами контроля.

- Систему санкций (наложение наказаний или поощрений, предусмотренных нормой). Характеристиками этой системы являются набор признаков ситуации, предполагающей приведение системы в действие, варианты ситуации и уровень применения санкций в каждом варианте, процедура применения санкций.

Между механизмами контроля и санкций существует обратная зависимость в плане создания предрасположенности к соблюдению нормы. Чем слабее контроль, тем менее вероятно наложение санкций, тем больше склонность к отклоняющемуся поведению и потери от такого поведения. Поэтому создание достаточных побудительных мотивов следования норме требует компенсировать недостаточную эффективность контроля возрастающей силой санкций.

Следует иметь в виду, что эффективность контроля имеет свои границы. Контроль обычно не бывает полным. Причина этого – издержки контроля, которые имеют тенденцию расти по мере роста его уровня. Поэтому наращивание эффективности контроля имеет экономический смысл до момента, покуда они не сравняются с выгодами от санкционированного поведения.

Субъектом контроля и субъектом санкций является гарант нормы. Он наблюдает за поведением адресатов нормы и сопоставляет его с моделью поведения, предписываемой этой нормой. В случае отклонения гарант применяет санкцию к адресатам, упорядочивая их действия. Однако свои полномочия гарант может делегировать иным субъектам.

Институциональная система

Категории «норма» и «институт» не тождественны. Во-первых, помимо нормы институт обязательно включает механизм внешнего стимулирования. Во-вторых, в основе экономического института лежит не любая норма, влияющая на экономическое поведение, а нормы, являющиеся основополагающими для общественной организации производства, обмена и распределения. В-третьих, институт, как правило, представляет совокупность нескольких норм. Это связано с тем, что любая конкретная деятельность – сложное сочетание качественно разных процессов, каждый из которых регулируется особыми нормами. Например, институт контракта отражает не только соответствующие нормы договорного права, но также нормы, относящиеся к сфере прав собственности, деловой этики и т. д.

Совокупность действующих в экономике институтов образует институциональную систему экономики. Эта система неоднородна, поскольку включает самые разные институты, отличающиеся:

- по степени зрелости (развивающиеся, развитые и разрушающиеся);

- по отраслевой принадлежности (институты, функционирующие в строительстве, добывающей, текстильной, пищевой промышленности и пр.);

- по уровню хозяйствования, на которые распространяются (нано-, мини-, микро-, мезо-, макро-, мегаинституты);

- по географическим масштабам распространения (глобальные, национальные, региональные, локальные) и пр.

Неоднородность системы норм проявляется и в том, что некоторые из них обладают большей значимостью по сравнению с другими, т.е. выполняют в рамках институциональной системы конституирующую функцию. Такие нормы называются конституционными.

Институциональная система упорядочивает взаимодействия людей, повышает их предсказуемость и снижает издержки, связанные с их осуществлением. Однако разные ее составляющие играют в этом процессе неодинаковую роль. В этом плане в составе институциональной системы можно выделить два уровня:

- институциональную среду;

- институциональные соглашения.

Институциональная среда включает совокупность основополагающих норм и форм упорядочения взаимодействий: типы организационных структур, формальные нормы, обычаи, традиции, ценности, устойчивые образцы поведения. Характер и состав институтов, образующих институциональную среду, отражает состояние макросреды экономической деятельности (экономической, демографической, политической, правовой, социокультурной, географической, технологической и др.). Воздействие институциональной среды на экономику носит общий характер в том смысле, что образующие ее институты имеют значение для всех форм экономической деятельности вне зависимости от их отраслевой специфики и локализации.

Институциональные соглашения представляют договоренности между участниками взаимодействий, отражающие и конкретизирующие существующий экономический порядок, диктуемый институциональной средой. В отличие от институциональной среды институциональные соглашения не обладают универсальностью в плане регулирования экономического поведения. Разные области экономических взаимодействий предполагают свои, особые типы соглашений.

Глоссарий

Адресат нормы –лицо, чье поведение должно соответствовать предписанию, содержащемуся в норме.

Гарант нормы– лицо, следящее за выполнением предписания, содержащегося в норме.

Жесткая норма – норма, нарушение которой непременно влечет за собой реакцию в виде санкции.

Институциональная система -совокупность правил и норм и механизмы обеспечения их исполнения.

Интернализация норм – психологический процесс, в ходе которого нормы усваиваются человеком и становятся неотъемлемой частью его сознания.

Мягкая норма – норма, нарушение которой не влечет за собой неотвратимой реакции в виде санкции.

Неформальные нормы – правила поведения, не имеющие документальной формы и существующие в неявном виде как элемент сознания.

Отношенческая рутина – рутина, возникающая у индивида в процессе взаимодействия с другими людьми.

Поощрение – реакция на соблюдение норм в форме похвалы, премирования, жалования высокой должности, размещения фотографии в газете, на доске почета и пр.

Рутина – предсказуемый образец поведения, следование норме как устойчивая реакция на то или иное событие.

Санкционированное поведение – выбор в пользу соблюдения правил и норм.

Санкция – реакция на нарушение норм в форме общественного осуждения, выговора, письменного замечания, денежного штрафа, силового прекращения начатого деяния, силового принуждения к повторению совершенного деяния, ограничения нарушителя в его правах, лишения свободы и пр.

Технологическая рутина – рутина, складывающаяся в процессе взаимодействия индивида с природой.

Фокальная точка – вариант поведения, который спонтанно выбирается всеми индивидами, оказавшимися в заданной ситуации.

Формальные нормы– правила поведения, документально зафиксированные в официальных документах (государства, фирм и пр.) и выстроенные в виде иерархии.

Экономическая норма – санкционированный способ поведения в конкретной ситуации распределения и использования ограниченных ресурсов.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое санкционированное поведение?

2. Верно ли следующее утверждение: «Предписание, заключенное в норме, может содержать требование к реализации определенных альтернатив поведения»?

3. Приведите синоним термина «гарант нормы».

4. Верно ли следующее утверждение: «Адресат – это лицо, чье поведение должно соответствовать предписанию, содержащемуся в норме»?

5. Верно ли следующее утверждение: «Формальные нормы не закреплены в законах»?

6. Могут ли формальные и неформальные нормы противоречить друг другу?

7. Приведите пример ситуации, в которой формальные и неформальные нормы взаимодополняют друг друга.

8. Что такое «интернализация нормы»?

9. Может ли рутина как предсказуемый образец поведения наследоваться?

10. Какое понятие по смыслу является противоположным понятию «рутина»?

ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ

Вопросы темы

1. Собственность и ее характеристики.

2. Спецификация и обеспечение прав собственности.

3. Система собственности. Режимы прав собственности.

4. Теории возникновения и изменения прав собственности.

Материал для подготовки к семинарским занятиям

Наши рекомендации