Формирование российской модели управления на современном этапе
В современных условиях особую актуальность приобретает необходимость формирования российской модели менеджмента, приспособленной к рынку и способной решать кризисные ситуации. Отечественный бизнес все еще в основном повернут внутрь самого себя, в общем, не очень-то склонен к росту и развитию (прибыль капитализации направляется в личное пользование), он оценивает свои возможности не как средство творческой самореализации, а как инструмент насилия над ближними, ненавидит конкуренцию, велико его стремление действовать в обход закона. Копируют цивилизованный бизнес, но не его фундаментальные основы, а внешние признаки.
Российская модель менеджмента должна формироваться исходя из современной концепции менеджмента, которая заключается в том, что:
1. Успех организации определяется не рациональной организацией производства, как считали представители школы научного управления и классической школы, а ее способностью адаптироваться к изменениям (школа науки управления).
2. Организация рассматривается как открытая система, на |которую оказывает влияние большое количество внешних факторов (международное положение, политические и социокультурные факторы, состояние экономики в стране, законы, поставщики, потребители, конкуренты и др.).
3. Процесс управления организацией - это непрерывный, целенаправленный, постоянно повторяющийся процесс, на который оказывают воздействие факторы внешней и внутренней среды. Процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные.
4. Применение к процессу управления организацией ситуационного подхода позволяет принимать управленческие решения в зависимости от сложившейся ситуации и достигать поставленных целей.
5. Ориентация на человека и его возможности, поэтому основное внимание уделяется демократизации управления, проблемам руководства и лидерства, поведению человека, изучению организационной культуры, мотивации и т.п.
Представляется, что эти основополагающие положения менеджмента будут не только сохранены в XXI в., но и получат свое дальнейшее развитие. Кроме того, менеджмент будет развиваться по следующим основным направлениям:
- рациональное сочетание рынка и государственного регулирования;
- широкое использование стратегического планирования и управления в деятельности организаций;
- постоянная корректировка целей организации как реакция на изменения внешней среды;
- достижение стратегических и оперативных целей организации за счет оптимального распределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов по основным направлениям деятельности организации;
- разработка новых методов и приемов управления, позволяющих организации более гибко адаптироваться к изменениям внешней среды;
- резкое повышение уровня квалификации и искусства менеджеров в управлении организацией;
- использование в практике управления оптимальных решений, выбранных на основе тщательного анализа альтернативных вариантов решения проблемы;
- совершенствование структур управления за счет большей централизации функций;
- постоянная забота о повышении квалификации работников организации;
- максимальное использование инноваций;
- развитие информационных систем, широкое использование глобальных информационных сетей (Интернет и др.);
- привлечение сотрудников к управлению организацией.
Базовыми принципами построения российской модели менеджмента можно считать:
- использование в управлении концепции государственного регулирования экономики. Немаловажную роль в этом процессе должно сыграть стратегическое управление. Эту стратегию отличает гибкость и способность к адаптации. Она требует государственного воздействия и регулирования сверху, которое выполняет роль стратегического ориентира. Государственное регулирование предполагает наличие жесткой конкуренции в экономике, исключающей возможность роста монополий. В результате между государством и частным бизнесом устанавливаются паритетные отношения, направленные на повышение международной конкурентоспособности страны.
- свобода выбора концепций для создания оптимальной модели управления в России, не отвергая при этом сложившихся традиционных методов управления.
- управление на основе постоянных нововведений. Важнейшей составной частью менеджмента становятся инновации. Они включают в себя не только технические и технологические разработки, но и все изменения, способствующие улучшению деятельности фирмы.
- отказ от чрезмерной централизации власти в отечественных фирмах и приобретение возможностей менеджеров высшего уровня гибко реагировать на быстро меняющуюся внешнюю ситуацию. Конечно, маловероятно, что большинство наших крупных предприятий сможет быстро внедрить западный опыт управления независимыми подразделениями. Во многом это связано с неготовностью высшего менеджмента предприятий к децентрализации управления и отсутствием необходимого количества подготовленных менеджеров среднего звена, удовлетворяющих этим требованиям.
- выработка стратегии управления, ориентированной на постоянные изменения как в внешней среде, так и внутри фирмы; выделение в качестве основного ресурса выживания человеческих ресурсов, их интеллектуального потенциала и постоянно развивающихся технологий.
- введение индикативного планирования, предусматривающего разработку долгосрочных прогнозов, среднесрочных планов социально-экономического развития страны, планов использования госбюджета.
- совершенствование методов мотивации и управления персоналом, которые остаются в настоящее время самой актуальной и неразрешенной проблемой. Снижение эффективности управленческих работников происходит под воздействием недооценки их роли со стороны государственных органов управления. За последнее время обострилась проблема кадрового потенциала менеджеров-профессионалов, способных управлять организациями и экономикой страны в рыночных условиях. Одной из причин сложившегося положения является неэффективная система мотивации, действующая на предприятиях и в организациях.
- повышение конкурентоспособности продукции и организаций на рынке, что является главным критерием оценки эффективности системы управления. Конкурентоспособность компании на мировом уровне обеспечивается, прежде всего, конкурентоспособностью ее продукции на внутреннем рынке.
Сформулированные базовые принципы управления находятся в русле общемировых тенденций развития и могут быть положены в основу формирования российской модели менеджмента.
Трудность формирования российской модели менеджмента связана с необходимостью исправления сложившегося положения в экономике страны и кризисной ситуации. Для устранения сложившегося положения необходимы защита системы производства и реализации товаров и услуг от бюрократизма, коррупции и криминала, демонополизация экономики, создание системы регулирования образования цен и тарифов путем применения государственных и, прежде всего, экономических рычагов, ускоренное развитие экономики регионов и т.д.
Экономический кризис рельефно обозначил все наиболее очевидные болевые точки в российской практике корпоративного управления. Во-первых, это формальный и декоративный характер целого ряда корпоративных процедур. Во-вторых, отсутствие необходимых профессиональных качеств и навыков у многих менеджеров и членов советов директоров. В-третьих, очевидный дефицит экспертов в области финансовых рынков среди высшего звена менеджеров. В-четвертых, слабость системы управления рисками. В-пятых, недостаточный уровень прозрачности и избирательный характер раскрываемой корпоративной информации. Более того, нынешний кризис опроверг целый ряд стереотипов, которые были распространены и в теории, и в практике корпоративного управления.
В условиях кризиса менеджер должен одновременно реализовывать две стратегии: стратегию выживания и стратегию развития, поскольку кризис - это, с одной стороны, угроза, но, с другой - всегда шанс для совершенствования. И, наконец, для современной российской модели управления очень важна социальная ответственность собственников и менеджеров, бизнес-сообщества в целом, а также руководителей и чиновников разного уровня.
Таким образом, любая национальная модель управления - это составной феномен, включающий организационный, культурологический, общественный аспекты, это сложная сбалансированная система. Формирование национальной модели управления представляет собой объективный процесс, обусловленный всем комплексом условий развития нации. Следование во всех существенных аспектах традиционному укладу управления создает в обществе предпосылки стабильности, тогда как попытки внесения резких изменений дестабилизируют общество. Соответственно, любые трансформации национальной модели управления происходят медленно, поэтому формирование стиля управления вообще не может ставиться в качестве управленческой или методологической задачи. Положения новой управленческой парадигмы должны выражать объективные потребности реформируемой экономики и общества в целом; они должны содержать главные, ключевые моменты, использование которых при построении новой системы управления поможет ускорить переход к рыночной экономике и осуществить его с наименьшими потерями для общества.
4. Теория и практика реализации российской модели управления на примере предприятия
Рассмотрим подход к у правлению на примере российского предприятия ЗАО завод «Росинка» (г. Липецк).
Основные составляющие блоки управления ЗАО «Росинка»:
Инновации.
Сейчас, когда технологический прогресс набирает обороты и компании конкуренты постоянно представляют на рынок все новые и новые нововведения, «Росинка» делает ставку на изобретения еще более технологически совершенного оборудования.
Компетенция персонала и руководителей.
Если организация хочет добиться максимальной эффективности и успеха, она должна удовлетворять ряду требований. Одно из них состоит в том, чтобы на каждый пост были назначены наиболее способные сотрудники. Должна быть задействована непрерывно функционирующая и постоянно обновляемая образовательная программа, что особенно важно для технического бизнеса, где велика скорость прогресса. Технология прогрессивная сегодня, станет устаревшей в будущем, поэтому каждый член организации должен постоянно находить новые и более эффективные пути выполнения собственной работы.
Отношение к людям.
Тесные взаимоотношения между сотрудниками «Росинки» привели к созданию такой фирмы, которая поддерживает индивидуальную свободу и инициативу. Этому способствовало и введение гибкого графика работы для сотрудников напрямую не связанных с производством, создание атмосферы малой компании, подарки от компании хорошо поставленный отдых.
Политика открытых дверей.
«Политика открытых дверей» один из важных принципов управления необходимый любой преуспевающей организации. Этот принцип поощряет наёмных работников, дает возможность обсудить свои заботы, будь то их личные проблемы или что-то, связанное с работой, с руководителем, который, по их мнению, более подходит к этому. В громадном большинстве случаев таким руководителем будет их непосредственный начальник. Но если работнику неудобно говорить со своим руководителем, он может подняться по управленческой лестнице, чтобы обсудить недопонимание или какие-то другие проблемы с руководителем более высокого уровня.
Политика открытых дверей для компании очень важна, потому что она характеризует стиль управления компании. Она означает, что менеджеры доступны, открыты и участливы. Это постоянная доступность имеет и свои недостатки, потому что возможно чьё-то неуместное вмешательство в текущую работу. Но эти достоинства перевешивает все недостатки, работа идёт эффективно только в атмосфере не формальности и дружеского общения.
Все для покупателя.
Основой успеха любой фирмы является работа, которая ведётся для удовлетворения нужд покупателя. Каждый работник побуждается постоянно думать, как его деятельность соотносится с целевой установкой обслуживания клиентов. Эта концепция начинается с генерирования новых идей и новых технологий, которые в последствии дадут возможность разработать общественно значимую продукцию.
Создать новую, надёжную, и простую продукцию, это главная цель компании «Росинка», именно она удовлетворяет потребности покупателя. Настоящая необходимость состоит в том, чтобы удовлетворить долгосрочную потребность покупателя. Для этого требуется, чтобы люди, работающие в компании на поприще реализации новой продукции, тесно сотрудничали с покупателями, стремясь находить самые приемлемые и эффективные решения проблем потребителя.
Компетентная консультация.
Руководители «Росинки» понимают, что для опережения конкурентов, нужна новая система управления, новое отношение к труду на всех участках работы. Нужно было найти пути к решению вставших задач и быстрее достичь цели.
Итак, россияне достаточно быстро усваивают бизнес-знания. Почти все, что западный менеджмент накопил в XIX-XX вв., наиболее продвинутые российские менеджеры постигли за десять лет. Менеджер-практик должен хорошо ориентироваться в сфере базовых знаний и навыков, а также иметь четкое представление о возможном использовании рациональных технологий менеджмента.
Менеджер-практик постоянно находится в цейтноте: утром - просмотр обычной и электронной почты, оперативное совещание по важному проекту, ответственные переговоры с потенциальным клиентом, еще через час - собеседование по отбору кадров, после обеда - визит к крупному клиенту, затем важное совещание нескольких подразделений. До конца дня еще надо успеть подготовить предложение, обязательно побеседовать с талантливым, но агрессивно-истеричным сотрудником. И так всегда, и так каждый день… И все надо делать быстро, уместно и профессионально.
Практическое применение большинства масштабных трудов по менеджменту зачастую существенно сужается их концептуальной основой. Эти ограничения связаны с определенными исходными предпосылками многих работ.
Современные западные труды по менеджменту, как правило, написаны на основе социально-экономических реалий деятельности определенной прослойки образованных людей в небольшой группе стран. Между тем, даже в высокоразвитых странах сосуществуют самые разнообразные трудовые коллективы, где формируется свой эффективно-конструктивный менеджмент, который зачастую достаточно серьезно расходится со многими положениями разработок академических теоретиков.
Во всех странах в различных ситуациях осуществляется собственный современный эффективный менеджмент XXI в. Но его применение требует достаточно серьезных изменений современных теоретических концепций менеджмента. Подобные картины можно наблюдать и в России. Многие западные работы просто сбивают с толку российского менеджера-практика.
Отечественный менеджер, с одной стороны, уже почувствовал, что ему очень не хватает знаний и навыков, с другой - всем своим существом ощущает неприменимость к своему реальному бизнесу многого из написанного о технологиях современного западного менеджмента. В итоге создается впечатление, что на страницах книг по менеджменту идет своя виртуальная жизнь, существенно отличающаяся от реальной жизни отечественного менеджера-практика.
В XX в. на Западе в традициях менеджмента превалировал догматизм. Менеджеры должны были педантично придерживаться алгоритмов действий, основанных на знаниях из классических учебников. Ситуация начала постепенно меняться лишь во второй половине ушедшего века. Именно в этот период больших успехов достигают те предприниматели, которые творчески подходят к использованию стандартных методик менеджмента, а то и вовсе игнорируют их.
На их примере западные ученые и менеджеры постепенно стали осознавать, что для достижения успехов в бизнесе нельзя оперировать только строгими категориями. Необходимо учитывать множество плохо предсказуемых и малоосязаемых факторов, причем не только экономико-финансовых, но и эмоционально-психологических, политических и т.д. На Западе появилось немало работ по различным аспектам эффективного ведения бизнеса, основанных на более широком видении мира.
Отечественные теоретики и практики, наоборот, тяготеют к интуитивному менеджменту «делового чутья» и склонны недооценивать значение стандартных технологий. В известной степени это связано с конкурентными преимуществами россиян - гибкостью, приспособляемостью, природной способностью работать в условиях неопределенной среды. Этому западные менеджеры только начинают учиться. Но достоинства россиян порождают и их недостатки. В данном случае продолжением способности к оригинально-творческому мышлению является недооценка значения базовых знаний и навыков. В связи с этим особое значение приобретают отечественные разработки, созданные на основе мирового опыта и вместе с тем учитывающие реалии нашей деловой жизни. В сущности, любая деятельность начинается как искусство, затем создаются технологии, и эта работа становится ремеслом. Потом появляются новые творцы, и все начинается сначала.
По мнению О.С. Виханского, в XXI веке доминирующим будет принцип дифференциации в управлении, а управленческие теории будут учить тому, как не быть таким, как все остальные, т.е. основой управленческого успеха в XXI веке будет стремление быть непохожими на других, уходить от стандартов. Следование данному методологическому правилу станет основным способом создания и ведения бизнеса в условиях жесткой глобальной конкуренции. Смена управленческой парадигмы представляет собой научную революцию в менеджменте. Можно со всей определенностью утверждать, что в XXI веке произойдет смена управленческой парадигмы, но что будет лежать в основе современной управленческой методологии: принцип дифференциации - быть отличным от других, или принцип бенчмаркинга - сравнивать свое управление с управлением в других организациях и измерять это сравнение, покажет только время.
Таким образом, если рассматривать менеджмент с точки зрения его функционального предназначения, то эффективность менеджмента определяется степенью результативности основной (производственной) деятельности предприятия, т.е. степенью достижимости поставленных целей. Если же относиться к менеджменту как к процессу или деятельности по выработке, принятию и реализации управленческого решения, то его эффективность сводится к эффективному управлению данным процессом в организации.
Заключение
В целом же можно констатировать, что опыт управления многих российских предприятий нуждается в более глубоком изучении с целью его обобщения и выработки новой парадигмы отечественного менеджмента.
Важнейшим фактором, влияющим на специфику менеджмента, является менталитет нации. В настоящее время в выдвигаемых основных концепциях формирования российского менеджмента ментальности придается различное значение.
Концепция создания российской теории менеджмента исходит из полного учета особенностей российской ментальности с использованием аспектов мирового опыта управления. При этом невозможно ни слепое копирование западного и восточного опыта, ни полное отрицание достижений западной и восточной школы менеджмента. И первое, и второе одинаково неприменимо. Поэтому, российский менеджмент должен иметь свое специфическое содержание, формы и методы управления, соответствующие специфике российского менталитета.
Сегодня во многих российских организациях отмечаются позитивные изменения в сфере управления, внедряются более совершенные методы работы с персоналом, совершенствуется отбор кандидатов на руководящие должности. Вместе с тем практика выдвигает ряд серьезных проблем в данной области.
Многим руководителям порой не хватает профессиональных знаний и желания их постоянно развивать; они не способны всесторонне оценивать последствия принимаемых решений, адекватно реагировать на меняющиеся обстоятельства. Современный руководитель, осуществляющий свою деятельность в российских условиях, находится в очень сложном положении. Он в большой степени зависим от внешней среды, ему приходится пристально следить за постоянно меняющимся законодательством, темпами инфляции, политической обстановкой, решать острые социальные проблемы коллектива, и, между делом, совершенствовать свое профессиональное мастерство.