Особенности развития предпринимательства в России
Национально-исторические особенности экономики России.
На развитие русской экономической мысли 9-16 вв. влияли в основном два фактора: феодальный уклад хозяйственной жизни и христианство.
Особенностями экономики России являются следующие характеристики:
1. это крупномасштабная экономика, что определяется ее территорией
2. большое богатство и разнообразие природных ресурсов — земельных, минеральных, лесных, водных
3. Россия отличается значительным социокультурным разнообразием, накладывающим отпечаток на социально-экономические отношения. На ее территории проживают представители более 100 национальностей и народностей
4. Смена модели экономического развития, переход к открытой экономике привели к включению России в мировую экономику.
Теперь покупатели свободны в выборе российских или импортных товаров. К тому же товарные потоки между бывшими республиками Советского Союза приобрели характер внешней торговли. В результате поток импортных товаров устремился на российский рынок, вытесняя отечественных товаропроизводителей и углубляя кризис.
Особенности развития предпринимательства в России.
В России становление и развитие предпринимательства имеет свои особенности, важнейшей из которых является то, что предпринимательство пока недостаточно развитое явление. В России и других бывших социалистических странах в течение десятилетий предприниматель и его деятельность (предпринимательство) легитимно, по сути, отсутствовали. Свободное предпринимательство, начиная с 1929 г. в России было свернуто, произошло полное огосударствление экономики. Государство не только не создавало экономических и правовых условий для предпринимательства, но и гасило его экономическими, административными и уголовными методами.
В России предпринимательство, особенно производственное, находится в начальной стадии. На сегодняшний день производственным предпринимательством занято приблизительно 4 %, финансовой деятельностью — 3 %, коммерческой — 93 %. Предпринимательство в России зарождалось, прежде всего, в сфере торговли, где главным источником дохода является разница в ценах при покупке и продаже товаров. В условиях быстрой либерализации экономики наблюдался взрывной рост финансового сектора и кризис производственного.
Разработка направлений совершенствования планирования и экономического стимулирования.
Основными целями совершенствования системы планирования являются:
• обеспечение связи системы планирования с системой стратегического управления компании;
• обеспечение контроля достижения целевых показателей подразделениями компании;
• повышение эффективности использования основных фондов, материальных и финансовых ресурсов;
• обеспечение возможности оперативного получения информации о результатах выполнения планов по уровням управления;
• подготовка данных для системы планирования и управленческого учета компании на будущие периоды.
Экономическое стимулирование - система мер, использующая материальные средства с целью побуждать участников производства трудиться для создания общественного продукта. Характер, формы и методы Э. с. зависят от господствующих производственных отношений общества.
Научная организация труда, ее внедрение в планы развития народного хозяйства.
Научная организация труда (НОТ)—это комплекс мер (организационно-технических, экономических, санитарно-гигиенических), наилучшим образом способствующий соединению техники и человека в едином производственном процессе. В современных условиях научной принято считать такую организацию труда, которая основывается на достижениях науки и передовом опыте, систематически внедряемых в производство, обеспечивает наиболее эффективное использование материальных и трудовых ресурсов, непрерывное повышение производительности труда, способствует сохранению здоровья человека, постепенному превращению труда в первую жизненную потребность. НОТ решает следующие очень важные задачи:
¾ экономические: наиболее эффективное использование материальных и трудовых ресурсов, непрерывное повышение производительности труда, улучшение качества и снижение себестоимости продукции;
¾ психо-физиологические: 'сохранение в процессе труда здоровья человека, повышение содержательности и привлекательности труда, повышение культуры и эстетики труда;
¾ социологические: воспитание коммунистического отношения к труду, всестороннее развитие человека, превращение труда в первую жизненную потребность.
Разрушение административно-командной системы управления.
Уже в начале 1990-х гг. стало ясно: надо уходить от командно-административной системы управления национальным хозяйством. Выбор был сделан в пользу свободной рыночной экономики, основанной на частном предпринимательстве. Весь расчет строился на том, что так называемая «невидимая рука» - свободный капиталистический рынок - будет выполнять роль хозяйственного механизма.
В 1992 г. - российское правительство одномоментно уничтожило органы административного регулирования экономики. Перестал существовать Государственный комитет по материально-техническому снабжению, который в соответствии с народнохозяйственным планом обеспечивал все отрасли средствами производства.
Правительство России в 1993 г. - признало, что в итоге государственные предприятия оказались неподконтрольны ни рынку, которого еще не было, ни плану, которого уже не стало, ни государству как собственнику. Была разрушена вся управленческая деятельность государства.
Практика хозяйственного развития в 1990-х гг. убедительно показала, что в России необходимо полностью исключить известные крайности в макроэкономическом управлении. Основной путь к созданию современного эффективного управления предполагает оптимальное сочетание государственного и рыночного регулирования хозяйственной деятельности.
№2. Что понимают под предприятием; основные цели деятельности.
Предприятие – самостоятельно хозяйствующий субъект экономики, производящий продукцию или выполняющий работу и оказывающий услуги в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Предприятие – главное звено общественного производства, где происходит непосредственное решение основной экономической задачи национальной экономики.
Цель – получение прибыли. Она достигается через удовлетворение общественных потребностей. Эта цель должна быть подкреплена системой получения заказов на свою продукцию, а также трудовыми, материальными и финансовыми ресурсами.
Основными целями предприятия могут быть:
- завоевать или удержать большую долю какого-либо рынка для своего товара;
- добиться более высокого качества своего товара;
- занять в отрасли лидирующее положение в области технологии;
- добиться максимального использования имеющихся сырьевых, людских и финансовых ресурсов;
- повысить прибыльность своих операций;
- добиться максимально возможного уровня занятости.