Меновая стоимость и стоимость товара

Меновая стоимость товара - это количественное отношение, в котором потребительные стоимости одного рода обмениваются на потребительные стоимости другого рода. Например, один топор меняется на две шкуры, как бывало в древности, или тонна рыбы обменивается на три кубометра леса, как это имеет место при современном бартере. Вопрос заключается в том, что лежит в основе этих меновых пропорций, почему они именно такие, а не другие и что позволяет сравнивать не сравнимые ни по каким внешним признакам товары?

На этот счет в экономической науке существуют две теоретические концепции. Первая называется трудовой теорией стоимости, вторая - теорией предельной полезности. Согласно первой, в основе меновой стоимости лежит их стоимость, т. е. затраты человеческого труда. Согласно второй, стоимость товаров является простым синонимом меновой стоимости и в этом качестве определяется не затратами труда на производство товаров, а их полезностью, способностью удовлетворять человеческие потребности, иначе говоря, их потребительной стоимостью.

Расхождение между трудовой теорией стоимости и теорией предельной полезности носит не столько научный, сколько идеологический и политический характер. Первая гласит, что стоимость (ценность) есть продукт общественного труда, вторая - что она есть результат рыночной конъюнктуры. Следовательно, первая подчеркивает первостепенную социальную и экономическую ценность производительного труда, вторая - только торговой, в том числе спекулятивной деятельности. Тем самым первая выражает идеологию и интересы всей массы участников производственного процесса, вторая - только представителей бизнеса.

9. Влияние производительности интенсивности труда на величину стоимости товара.

разное количество труда или рабочего времени. РаВ�бочее время, которое затрачивается на производство товаВ�ров отдельным товаропроизводителем, называется индивиВ�дуальным рабочим временем. Однако величина стоимости Товара не может определяться этим временем. При таком подходе в выигрыше оказался бы тот, кто затрачивает больше времени на производство данного товара. При продаже его по стоимости он получил бы больше дохода, чем прилежный работник.

Величина стоимости товара определяется не индивидуВ�альными, а общественно необходимыми затратами труда, общественно необходимым рабочим временем. ОбщестВ�венно необходимое рабочее время есть то рабочее время, которое требуется для изготовления какой-либо потребиВ�тельной стоимости при наличных общественно нормальВ�ных условиях производства и при среднем в данном общеВ�стве уровне умелости и интенсивности труда. В национальВ�ной экономике в качестве общественно необходимого вреВ�мени выступает рабочее время той части товаропроизводиВ�телей, которая поставляет на рынок основную массу данВ�ного вида товаров.

По мнению сторонников теории предельной полезносВ�ти, только полезность товара может придать затратам труда так называемый общественно необходимый харакВ�тер. Затраты труда на производство тех или иных товаров, по их мнению, осуществляются лишь потому, что люди испытывают потребность в определенных полезностях.

Впервые попытку разграничения индивидуальных и общественно необходимых затрат сделал Д.Рикардо. ОдВ�нако под общественно необходимыми затратами он пониВ�мал худшие условия производства, причем не только в сельском хозяйстве, но и в промышленности. Он также понимал, что в основе изменения величины стоимости лежит изменение производительности труда.

Действительно, решающее влияние на величину стоимосВ�ти товара оказывает производительность труда. ПроизводиВ�тельность труда - это его эффективность, плодотворВ�ность. Измеряется она количеством потребительных стоимосВ�тей, производимых в единицу времени или величиной времени, затрачиваемого на единицу производимой продукции. Чем больше потребительных стоимостей производится в единицу времени, тем выше производительность труда, и наоборот.

Повышение производительности труда приводит к уменьшению рабочего времени, необходимого для произВ�водства товара, и, следовательно, к снижению величины его стоимости. Предположим, что продолжительность раВ�бочего дня 8 ч. За это время производится 16 единиц товара. Величина стоимости каждой из них равна 30 мин. При повышении производительности труда в 2 раза за те же 8 ч будет изготовлено 32 единицы товара и величина стоимости снизится до 15 мин.

Величина стоимости товара изменяется в зависимости от интенсивности труда. Под интенсивностью труда поВ�нимаются затраты рабочей силы в единицу времени. Рост интенсивности труда означает увеличение затрат труда в течение одного и того же промежутка времени. Более интенсивный труд воплощается в большем количестве проВ�дуктов и создает большую по величине стоимость в единицу времени. Допустим, что в нашем примере интенсивность труда возросла в 2 раза. Это означает, что товаропроизвоВ�дитель за те же 8 ч затратит в 2 раза больше труда, который воплотится в 32 единицах, а стоимость единицы товара останется без изменения (30 мин).

Таким образом, при повышении как производительносВ�ти труда, так и его интенсивности количество изготовленВ�ных потребительных стоимостей увеличивается. Однако в первом случае стоимость единицы продукции снижается, величина же стоимости массы производимой продукции остается неизменной, а во втором – возрастает величина стоимости массы продукции, а стоимость единицы продукВ�ции остается неизменной. Другими словами, величина стоимости товара изменяется прямо пропорционально коВ�личеству и обратно пропорционально производительной силе труда.

На величину стоимости товара оказывает влияние и степень сложности труда. Труд ювелира сложнее труда слесаря, а последний сложнее труда лесоруба. Труд работВ�ника, не требующего специальной подготовки, называется простым трудом. Труд, для выполнения которого необхоВ�димо предварительное обучение, называется сложным труВ�дом. Сложный труд следует рассматривать как умноженВ�ный или возведенный в степень простой труд. Сведение

сложного труда к простому происходит в процессе обмена. При определении величины стоимости товара за основу берется общественно необходимое количество простого труда.

10. Функции денег.
Деньги проявляют себя через свои функции. Обычно выделяют следующие четыре основные функции денег: мера стоимости, средство накопления (тезаврации), средство обращения, средство платежа. Часто выделяют и пятую функцию денег — функцию мировых денег, проявляющуюся в обслуживании международного товарообмена.
Мера стоимости.
Деньги выполняют функцию меры стоимости, т.е. служат для измерения и сравнения стоимостей различных товаров и услуг. Мера стоимости является основной функцией денег. Все разновидности денег, действующие в национальной экономике в данный момент времени, предназначены для выражения стоимости товаров. В каждой стране установлена собственная денежная единица, которая является мерой стоимости всех товаров и услуг, присутствующих на рынке. В России мерой стоимости, например, является рубль, в США — доллар, в Японии — иена.
Стоимость товара, выраженная в деньгах, представляет собой его цену. Цена, следовательно, есть форма выражения стоимости товара в деньгах. Поэтому, когда говорят об изменении цен товаров под влиянием различных условий, подразумевают изменения их стоимости, выраженной в деньгах.
Средство накопления.
Функция средства накопления — тезаврации — является второй функцией денег. Функция средства накопления порождается развитием обмена и переходом от эпизодических и разрозненных обменных актов к регулярной торговле как более развитой и прогрессивной форме обмена результатами хозяйственной деятельности.
Выступая как средство накопления, деньги превращаются в особый актив (имущество), который обеспечивает его владельцу возможность покупать различные товары в будущем.

Средство обращения.
Деньги как средство обращения выполняют роль посредника в движении товаров от продавцов к покупателям и служат для покупки товаров и услуг, а также для осуществления иных платежных операций. Эта функция появляется у денег тогда, когда в обществе совершается переход от натурального обмена к регулярной торговле.
В роли средства обращения деньги становятся постоянным посредником в движении товаров. Деньги как функция средства обращения способствуют уходу от бартера — формы торговли, при которой происходит прямой обмен товара на товар. Использова ние денег позволяет отделить акт покупки от акта продажи, и продавец обуви, продав ее и получив деньги, может приобрести на рынке все, что ему необходимо.
Средство платежа.
Функция средства платежа возникает, когда товары и услуги продаются в кредит, т.е. с отсрочкой платежа. Регулярное систематическое производство для рынка генерирует в обществе устойчивые хозяйственные связи, основанные на разделении труда и специализации товаропроизводителей. В денежной сфере создаются условия для распространения кредитных отношений в качестве устойчивого экономического явления. Продажа товаров с условием отсрочки платежа становится необходимым элементом хозяйственной жизни и составной частью производственного процесса. Она применяется при оплате сырья и полуфабрикатов, готовой продукции, при оплате труда и во многих других операциях. Регулярным явлением становится и рыночная торговля в кредит. Возникает необходимость общественной гарантии исполнения платежа, что осуществляется путем соответствующего государственного законодательства.
В качестве средства платежа деньги способны обслуживать не только движение товаров, но и движение капитала. Поэтому средство платежа — это высшая из всех известных функций денег.
Функция средства платежа наиболее полно воплощается в кредитных деньгах, но это воплощение становится возможным благодаря тому, что она прежде уже существовала и постепенно набирала силу в эпоху натуральных и металлических денег.

11. Закон стоимости - это объективный закон, регулирующий связи между

товаропроизводителями, распределение и стимулирование общественного труда в

условиях товарного производства. Согласно данному закону, производство и обмен

товаров осуществляются на основе их стоимости, величина которой измеряется

общественно необходимыми затратами труда.

Свои потребительские свойства товар приобрёл в силу качественной определённости

того труда, с помощью которого он изготовлен. Определенный труд, необходимый

для изготовления данной потребительской стоимости, мы называем

конкретным трудом.

Человеческий труд вообще, необходимый для создания любого товара, называется

абстрактным трудом. Именно абстрактный труд создаёт стоимость.

Труд, производящий товары, может быть сложным (квалифицированным0 и

простым (неквалифицированным), не требующим особого обучения. Всякий

сложный труд представляет собой умноженный простой труд, ибо в него входит

труд, необходимый для обучения. К. Маркс указывал: “ Производительная сила

труда определяется разнообразными обстоятельствами, между прочим средней

степенью искусства рабочего, уровнем развития науки и степенью её

технологического применения, общественной комбинацией производственного

процесса, размерами и эффективностью средств производства, природными

условиями.”

Естественной мерой труда является рабочее время. Но стоимость создаётся не

просто трудом, а общественным трудом, то есть величина стоимости измеряется не

индивидуальными затратами труда того или иного производителя, а

общественно необходимыми затратами труда.

По определению Маркса “ общественно необходимое рабочее время есть то

рабочее время, которое требуется для изготовления какой-либо потребительской

стоимости при наличных общественно нормальных условиях производства и при

среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда.”

Общественно нормальными (или типичными) условиями производства являются те,

при которых создаётся подавляющая часть товаров данного вида. Рынок не

признаёт индивидуальных затрат труда. На рынке одинаковые потребительские

стоимости будут иметь одну и ту же стоимость - на уровне тех затрат, которые

считаются общественно необходимыми, то есть средними в данных условиях.

Таким образом, единицей общественно необходимого рабочего времени является

час труда, совершаемого при типичных производственных условиях.

Следовательно, величина стоимости определяется временем, общественно

необходимым для производства данного товара.

Производительность труда определяется количеством продукции, произведенной в

единицу рабочего времени. Она выражается формулой:

ПТ= К

В

где ПТ - производительность труда;

К - количество произведенной продукции;

В - время, затраченное на производство продукции.

Практически производительность труда измеряется либо путём деления объёма

произведенной продукции на затраченное время, либо путём деления затраченного

рабочего времени на объём произведённой продукции. В связи с этой пропорцией.

Таким образом, мы можем теперь увидеть, что закон стоимости несёт в себе

следующие функции:

1) Стимулирует тех производителей, у которых индивидуальные затраты труда

ниже общественно необходимых.

2) Обуславливает дифференциацию товаропроизводителей в зависимости от

соотношения их индивидуальных трудовых затрат с общественно необходимыми.

3) Стимулирует снижение затрат.

4) Регулирует распределение труда по сферам производства.

5) Проявляется как закон цен - в основе цен лежит стоимость. Его функции

осуществляются как при равенстве цены со стоимостью, так и при их

расхождении.

6) Создаёт основы стоимостного или рыночного механизма регулирования

пропорций производства.

Итак стоимость есть общественное, а не природное свойство вещей; она выражает

собой общественное отношение товаропроизводителей, опосредованное через вещи.

Как показывает исторический опыт, стимулы и давление, создаваемые законом

стоимости, весьма действенны и эффективны. И последствия и примеры действия

закона стоимости не ограничиваются экономической сферой, но проявляются и в

социальной сфере.

12. закон стоимости.

экономический закон, согласно которому производство и обмен товаров происходят на основе их стоимости, величина которой определяется общественно необходимыми затратами труда. Если затраты труда больше общественно необходимых, то та часть затрат, которая превышает последние, обществом не признается, что позволяет регулировать величину товарного производства. Закон стоимости предполагает формирование у каждого отдельного товаропроизводителя индивидуальных затрат труда и ресурсов и, соответственно, формирование индивидуальной стоимости и индивидуальной цены, однако рынок признает не эти индивидуальные стоимости и, соответственно, цены, а стоимости и цены общественные, рыночные, в основе которых лежат ОНЗТ[3].

Закон стоимости имеет объективный характер, однако, эту объективность нельзя понимать в том смысле, что никакие внешние факторы не в состоянии влиять на рыночные цены. Конкретные формы и уровни рыночных цен испытывают на себе влияние самых различных факторов, а не только влияние ОНЗТ.

Закон стоимости есть закон цен, ибо внешней формой проявления стоимости являются цены. Стоимость – это содержание рыночных отношений между участниками рынка, цена – форма этого содержания. Закон стоимости и внутриотраслевая конкуренция формируют отраслевые уровни рыночных цен.
Индивидуальные цены могут не совпадать с отраслевым уровнем цен, поэтому товаропроизводители одной отрасли получают различные величины прибыли на единицу капитала. Закон стоимости и межотраслевая конкуренция формируют межотраслевые рыночные цены производства. Товаропроизводители различных отраслей получают на единицу капитала различные величины прибыли, что ведет к переливу капитала и формированию цен производства, которые обуславливают получение равной прибыли на равные капиталы.

Сумма цен производства в масштабе общества равна сумме стоимостей, перераспределение стоимости в результате перелива капитала отражает учет затрат капитала, однако общий уровень цен производства и их изменение в конечном счете предопределяются уровнем и изменением рыночной стоимости, уровнем и изменением ОНЗТ.

Подведем итог. Сущность закона стоимости состоит в том, что в товарном производстве основу пропорций обмениваемых товаров определяет рыночная стоимость, величину которой, в свою очередь, предопределяют общественно необходимые затраты труда.Спрос, объем спроса, функции спроса, закон спроса.

Спрос на какой-либо товар или услугу - это желание и возможность потребителя купить определенное количество товара или услуги по определенной цене в определенный период времени.

Различают:

индивидуальный спрос - это спрос конкретного субъекта;

рыночный спрос - это спрос всех покупателей на данный товар.

Объем спроса - это то количество товара или услуги, которое потребители согласны купить по определенной цене в течении определенного периода времени.

Изменение в величине спроса - это движение вдоль кривой спроса. Происходит при изменении цены товара или услуги при прочих равных условиях.

Закон спроса: при прочих равных условиях, как правило, чем меньше цена товара, тем больше потребитель готов его купить, и наоборот, чем больше цена товара, тем меньше потребитель готов его купить.

Факторы, оказывающие влияние на спрос:

доходы потребителей;

вкусы и предпочтения потребителей;

цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары;

запасы товаров у потребителей (ожидание потребителей);

информация о товаре;

время, затраченное на потребление.

При изменении прочих факторов и постоянной цене товара произойдет изменение самого спроса. В результате изменения спроса потребители готовы покупать больше (или меньше) товаров, чем раньше, при той же цене, или готовы платить за прежнее количество товаров более высокую цену.

Функция спроса — функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него факторов.
Законом спроса называется обратная зависимость между ценой и величиной спроса.
Кривая спроса показывает какое количество экономических благ готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени.
Если влияет ценовой фактор, то изменяется величина спроса. (Движение вниз и вверх вдоль кривой D). QD=f(P)

Факторы влияющие на спрос (неценовые)
1. Изменение доходов потребителей
2. Изменение вкусов и предпочтений
3. Ценовые и дефицитные ожидания
4. Изменение расходов на рекламу
5. Изменение цен на товары — субституты и комплиментарные товары
6. Изменение количества покупателей

Наши рекомендации