Б) командно-административная экономика
В основе командной экономической системы лежит государственный монополизм. Именно государство распоряжается всеми хозяйственными ресурсами и организует производство товаров в соответствии с заранее принятым им планом. Имеет место адресное, административное, из единого экономического центра планирование экономики. Государство является собственником всех средств производства. Характерна высокая степень монополизации экономики, т. е. сочетание крупных размеров предприятий и сосредоточения всего производства на них.
Характерным признаком такой экономики можно назвать: высокий удельный вес военно-промышленного комплекса, который выступает основным потребителем ресурсов и квалифицированной рабочей силы. Управление экономикой осуществляется при помощи командно-административных методов (приказы, контроль, наказание, поощрение). Самостоятельность товаропроизводителей в вопросах, касающихся производства и распределения продукции, отсутствует, поскольку такого рода решения принимаются центральными государственными органами. Для этого типа экономики характерна централизованная, затратная система цен, не позволяющая реально оценивать экономическую эффективность. Фактически имеет место диктат производителя над потребителем. Большая часть прибыли, получаемой предприятием, уходит в государственный бюджет, а каждый работник, занятый на производстве, получает строго фиксированную сумму заработной платы. Экономическое положение производителей при данной системе мало зависит от их инициативы и предприимчивости, они теряют стимулы к эффективной работе. Негибкость командной системы приводит к застою экономики и дефициту потребительских товаров.
Классическим примером такой организации хозяйственной жизни была экономика Советского Союза. И хотя с помощью такой экономики можно было решать некоторые социальные вопросы (занятости населения, гарантированного минимального прожиточного минимума и др.), у нее было много отрицательных сторон: дефицит товаров и услуг, неэффективное размещение ресурсов, выражающееся в перепроизводстве некоторых товаров и услуг, отсутствии экономической свободы у граждан. В настоящее время многие черты такой экономики сохранились на Кубе и в Северной Корее.
В). РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА
Рыночная экономика основана на товарном производстве. Товарное производство предполагает связь производителей и потребителей через куплю-продажу. Рыночную экономику часто называют системой свободного предпринимательства. Действительно, при такой организации экономической жизни предприниматель самостоятельно выбирает сферу применения своих капиталов и способностей. Для того чтобы существовала и функционировала рыночная экономика, необходимо наличие прежде всего частной собственности. Кроме этого, важным условием является соперничество между продавцами и покупателями за право наилучшего применения имеющихся у них экономических ресурсов, т. е. конкуренции. Благодаря ей товаропроизводители вынуждены изыскивать способы производства товаров с минимальными издержками, по минимальной цене и как можно лучшего качества. В противном случае им не удастся продать свой товар, и покупатель предпочтет покупать подобный товар у конкурирующей фирмы, потому что покупатели тоже вступают в соперничество между собой за право покупать товар по минимальной цене. Еще одно условие функционирования рыночной экономики - свободные цены как основной источник информации для всех людей и предприятий. Эти цены складываются в результате свободного взаимодействия сил спроса (покупателей) и предложения (продавцов и производителей) на рынке. В условиях ограниченных ресурсов, ориентируясь на существующие цены, осуществляется выбор лучшего, по мнению покупателя, набора товаров и услуг. Производители, принимая решение о производстве товаров и услуг, ориентируются, с одной стороны, на цены факторов производства, а с другой - на предполагаемую цену, по которой будет продаваться товар. Если цена товара, которая складывается на рынке, меньше издержек производства, то предприниматель примет решение о ликвидации бизнеса. Рыночная экономика - саморегулирующаяся система, хотя рынок не может решить некоторых важных социальных проблем (занятости, социального расслоения и т. д.) и предоставить ряд товаров и услуг общественного пользования. Он представляет собой самый экономически эффективный способ координации экономической деятельности. Современный мир состоит, по большей части, из стран с рыночной экономикой.
Однако в современном мире нет экономики, которая основывалась бы только на рыночном механизме, в некоторых случаях его подменяет государство. Рынок не всегда в состоянии выполнить некоторые экономические функции или выполняет их с большими издержками, поэтому роль государства по организации и регулированию хозяйственной жизни во многих странах довольно высока.
Задачи государства по совершенствованию рыночной экономики:
1.либерализация экономической деятельности (свобода торговли, внешнеэкономической деятельности, отказ от централизованного планирования);
2.ликвидация фиксированных цен;
3.прекращение финансовой поддержки приватизированных предприятий, предотвращение невозврата государственных кредитов;
4.борьба с монополизмом, создание рыночной конкуренции;
5.структурная перестройка производства, увеличение производства предметов потребления;
достижение конкурентоспособности продукции.
Рынок и его функции.
Рынок представляет собой совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг. Как механизм, экономически связывающий производителей и потребителей, рынок видоизменялся на протяжении длительного времени.
Условия, необходимые для возникновения рынка:
1.общественное разделение труда;
2.экономическая обособленность производителей;
3.самостоятельность производителей.
Признаки рынка:
Нерегулируемое предложение | Нерегулируемый спрос | Нерегулируемая цена |
Производитель сам решает, что, сколько, для кого производить | Потребитель сам решает, что, сколько, где и как покупать | Цены определяются на рынке в соответствии с законом спроса - предложения |
В современной экономике существует система рынков:
v рынок потребительских товаров и услуг;
v рынок средств производства;
v рынок рабочей силы;
v рынок инвестиций, т. е. долгосрочных вложений;
v рынок иностранных валют;
v рынок ценных бумаг;
v рынок научно-технических разработок и инноваций;
v рынок информации.
С точки зрения соответствия действующему законодательству экономисты также различают легальный (законный) и нелегальный (теневой) рынки. Последний является составной частью так называемой теневой экономики, которая представляет собой подпольное производство, связанное с нарушением каких-либо требований -технологических, экологических и т. п.
Наконец, по пространственному признаку выделяются следующие виды рынков: местный, национальный, региональный, мировой.
Плотность некоторых из этих рынков сегодня весьма высока. Особенно зто касается тех рынков, на которых продается технологически совершенная продукция, например, для того чтобы занять всего 1% мирового рынка телевизоров, производителю необходимо, по разным данным, от 7 до 10 лет.
Рыночная экономическая система выполняет много разнообразных функций,среди которых главными считаются:
1. посредническая функция, состоящая в соединении производителей товаров и их потребителей;
2. функция ценообразования, реализующаяся в процессе рыночной игры и конкуренции и проявляющаяся в установлении равновесной цены на тот или иной вид товаров;
3. информационная функция, заключающаяся в предоставлении рынком информации о размерах того или иного производства и удовлетворении потребительского спроса на конкретные товары;
4. регулирующая функция, предполагающая «перетекание» капиталов из менее выгодных отраслей производства с пониженными ценами в более прибыльные отрасли с повышенными;
5. санирующая (или оздоравливающая) функция, в рамках которой происходит «освобождение» экономики от неэффективной хозяйственной деятельности: банкротство нерентабельных предприятий и процветание общественно полезных производств.
Основные признакисвободного рынка:
v неограниченное число его субъектов иабсолютно свободный доступ на рынок для любого производителя товаров и услуг;
v наличие у каждого участника конкурентной борьбы полного объема информации о ситуации на рынке;
v мобильность материальных, финансовых, трудовых ресурсов, необходимых для производства товаров.
Подобного свободного рынка в реальности не существует - это идеальный образ. Однако элементы его обязательно присутствуют в любой рыночной экономике.