Основные направления социальной защиты. Концептуальные подходы к реформированию системы социальной защиты населения в России
В России до настоящего времени не произошло формирования достаточно четких подходов к реформированию сложившейся системы социальной зашиты, для которой характерны чрезвычайно высокая патерналистская роль государства и крайне слабо обозначенные'общественные институты. В течение последних лет социальная защита населения России ориентировалась на адресное оперативное решение самых острых, кризисных, жизненных проблем отдельных категорий граждан на заявительной основе. На определенном этапе этот путь был наиболее реальным для практического решения задач в этой сфере и представлялся удачным. Однако время показало, что такой подход не дает долгосрочного эффекта, поскольку не нацелен на профилактику повторений кризисных ситуаций, на перспективную социальную защиту каждого конкретного человека и населения в целом.
Происходящие в стране реформы, нацеленные на упорядочение всех сфер жизни, требуют изменений в социальной сфере, в том числе создания высокоэффективной, ориентированной на ожидания общества системы многопрофильной целевой социальной зашиты населения, которая должна обеспечивать комплексное разностороннее содействие человеку в решении различных,вызывающих необходимость социальной защиты, проблем иа протяжении всей его жизни— начиная с периода вынашивания матерью ребенка и завершая достойным погребением человека. В этой связи социальную защиту следует рассматривать как защиту от социальных рисков потери или ограничения экономической самостоятельности И социального благополучия человека.
Выделим следующие основные направления социальной защиты и подходы к их реформированию:
1. Социальная зашита детей, детства и отрочествадолжна быть ориентированна на создание условий жизни и развития детей, позволяющих всем детям, независимо от того в какой семье они родились и живут, иметь наилучшие возможности для сохранения их здоровья, материального благополучия, свободного доступного образования, дошкольного и школьного воспитания, гармоничного духовно-нравственного развития, реализации своих способностей.
Особое внимание необходимо уделять детям-сиротам, а также детям, из неблагополучных семей. Надо научиться заботится обэтих детях так, чтобы они не чувствовали себя лишними, отчужденными от общества,а государство не представлялось бы им чем-то абстрактным, бесполезным, а то и враждебным.Необходимо искоренить бродяжничество и безнадзорность детей, занятие попрошайничеством вместе со взрослыми или под их давлением. У каждого ребенка должен быть дом, как бы он официально не назывался: родительский, социальный или по иному. Но это должен быть дом теплый, добрый, строгий и балующий. Следует разработать программу чрезвычайных мер по предупреждению и пресечению бродяжничества, безнадзорности и попрошайничества детей, а также эксплуатации детского труда, вплоть до сознания специального межве-
действенного координационного органа, обладающего всеми необходимыми для организации этого дела полномочиями. Надо создать Федеральный Попечительский Совет детей-сирот. Необходимо принять все меры по охране и защите детей, находящихся в особо сложных условиях, в том числе оставшихся без надзора, беспризорных, подвергшихся экономической и сексуальной эксплуатации страдающих социально-обусловленными заболеваниями, включая синдром приобретенного иммунодефицита, детей из числа беженцев, а также находящихся в тюремном заключении.
Однако проблемы детей, находящихся в особо сложных условиях, не исчерпывают многочисленных забот государства обо всех российских детях. Сложное положение женщин в быту и на производстве, разрушенность семейных связей поколений привели к практически бесконтрольному и никем ненаправляемому развитию детей, в том числе со стороны матерей, отцов, бабушек, дедушек. Других старших членов семьи. Практически прекратила играть сколько-нибудь значимую роль в этих процессах школа. Надо изменить сложившееся положение. С этой целью следует провести экспертизу (ведомственную и независимую) существующих разноуровневых нормативно-правовых и программных документов, касающихся проблем детей, выявить состояние исполнения и необходимость корректировки этих документов.
Необходимо упорядочить процесс коммерциализации услуг, предназначенных детям, в сферах образования, охраны здоровья, детского творчества, физкультуры и спорта и определить учреждения, где это уместно.
В отстаивании прав ребенка на охрану здоровья, образования, имущественные интересы крайне слабо обозначены роль и место прокурорского надзора, судебных и правоохранительных органов, а также разнообразных структур, подведомственных Министерству труда и социального развития России, Минобразованию и Минздраву России, иным федеральным и региональным органам власти. Следует, устранить правовые и организационные пробелы в решении проблем детей. Будущее России в наших детях. Это должно быть целью всех усилий, направленных на социальную защиту детей, детства и отрочества. Детоиентрнзм должен стать одним из основных принципов социальной зашиты и социальной политики в целом.
Социальная защита детей, детства и отрочества должна эффективно обере--ать детей всех возрастных групп, а также периодов развития, от социальных
(исков;
> обуславливающих:
- мертворождение и патологические роды;
- врожденные и родовые дефекты, травмы и заболевания;
- голодание и нерациональное для детей питание;
- безнадзорность и бродяжничество, экономическую и сексуальную экс
плуатацию;
- пристрастие к вредным привычкам (алкоголю, табакокурению, наркоти
кам и др.);
- негативное психологическое воздействие, дискриминацию по националь
ным, половым, имущественным или любым другим критериям;
- вовлечение в политическую активность и военные действия;
-■ проживание в экологически неблагополучной среде, вовлечение в антигуманные религиозно-культовые организации и движения. в препятствующих:
- охране здоровья;
- пребыванию ребенка в семье;
- получению образования и духов но-нравственного воспитания;
- формированию комфортного психологического климата для каждого ре
бенка в семье, детских коллективах, в регионе проживания, а стране;
- развитию потенциальных профессиональных, творческих и иных общест
венно полезных способностей;
- приобщению к культурным ценностям;
- занятиям физической культурой и спортом;
- созданию условий для игр, других форм разумных развлечений и безопас
ного отдыха;
- выбору вероисповедания;
- целевому использованию пособий и денежных сбережений, предназна
ченных для детей, имущественным интересам детей.
На государственном уровне следует однозначно определиться по вопросу идеологии детских пособий: либо недвусмысленно дать статус этим пособиям как пособиям по бедности, и тогда критерием их выплаты станет доход семьн, либо следует рассматривать такие пособия как проявление государственной политики поддержки отечественного генофонда и рождаемости, и потому выплата пособий не должка зависеть от того к какой по достатку семье принадлежит ребенок.
2. Социальная зашита трудоспособного населения должна предусматривать создание условий, обеспечивающих баланс прав, обязанностей и интересов граждан, когда человек сможет в полной мере реализовать способность к экономической самостоятельности, при этом не ущемляя интересы сограждан и участвуя в социальном вспомоществовании нуждающимся лицам. Труд, его вознаграждение и как результат денежные сбережения, приобретенные ценные бумаги и недвижимость должны стать основными источниками доходов и социального благополучия человека, и никто не имеет право посягать на них. Человек труда должен быть уверен, что самые сложные жизненные ситуации, будь то болезнь, временный период безработицы, либо другие проблемы, ущемляющие его экономическую самостоятельность и социальное благополучие, будут преодолены, если он приложит собственные усилия, поскольку для этого в стране и в конкретны» регионах есть все условия. Социальная зашита трудоспособного населения должна предусматривать механизмы, обеспечивающие гражданам Российской Федерации защиту от социальных рисков, препятствуюших:
• эффективной занятости человека;
• предоставлению регламентированных дополнительных гарантий занятости от
дельным категориям населения, которые нуждаются в особой социальной за
щите и испытывают трудности в поиске работы, в том числе:
- молодежи;
- одиноким и многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолет
них детей или детей-инвалиде в;
- лицам предпенсионного возраста;
- военнослужащим, уволенным в запас;
- бывшим воинам — участникам военных конфликтов; ■
- инвалидам; лицам, пострадавшим в результате техногенных и природных
катастроф, а также пострадавшим в военных конфликтах;
- лицам, продолжительное время не имеющим работы;
- лицам, отбывающим наказание или находившимся на принудительном
лечении по решению суда.
• выплате и получению заработной платы и всех видов социальных посо
бий в размерах и сроках, предусмотренных российским законодательст
вом;
• охране здоровья работающих и профилактике неблагоприятных условий их
труда;
• оказанию и получению материальной и иной помощи лицам, попавшим в кри
зисные материальные И социально-бытовые ситуации;
• равноправию женщин во всех вопросах социальной жизни. В первую очередь
речь, идет о полном фактическом равенстве в оплате труда, продвижении по
службе, доступе к образованию, научной деятельности, культуре и спорту.
Должны быть разработаны специальные меры в целях повышения участия
женщин в органах государственной власти всех ветвей и уровней, в работе му
ниципальных структур, деятельности общественных организаций, средств ин
формации, содействия усилению их вовлечению в деловую активность. Осо
бое внимание необходимо уделять женщинам-матерям и готовящимся ими
стать. У этих женщин многократно возрастают многообразные социальные
риски, и это следует предусмотреть в их социальной защите;
• реализации молодежью своего потенциала в образовательном, научном, культурном и спортивном плане.
3. Социальная защита нетрудоспособных граждан должна быть нацелена
на гумма низанию всех сфер жизни этих людей. 11едоггустимо, чтобы кто-либо из
них ощущал себя лишним человеком, обременяющим близких, общество. Каждый
должен как можно .дольше сохранять желание и возможность проживать в семье,
активно участвовать в экономическом, политическом, культурном развитии обще
ства, пользоваться всеми его благами и по возможности их приумножать. Ведущая
роль в решении проблем этих граждан принадлежит социальному обслуживанию И
пенсионному обеспечению, которые требуют реформирования. Социальное об
служивание нуждается как в развитии патернализма государства, так и общества в
целом, включая благотворительность, попечительство, акты гражданского мило
сердия со стороны отдельных граждан. Все это требует соответствующей правовой
эсновы, как на федеральном уровне, так и на региональном. Реформирование пен-
;ионного обеспечения должно быть направлено на преодоление деформации ос-
iOBHoro его принципа —■ связи с трудовым вкладом, и ориентировано на эволюци
онный переход от принципов безальтернативного социального вспомоществования
d «котлового распределения» на принципы социального страхования и адаптацию
i современным экономическим условиям. Социальная зашита нетрудоспособных
раждан должна включать механизмы, обеспечивающие: j
» всем лицам, постоянно проживающим на территории Российской Федераций
полное социальное обеспечение независимо от расовой и национальной
надлежности, пола, языка, места жительства, рода и характера деятельности в %<словиях многообразия форм собственности и других обстоятельств; полное пенсионное обеспечение в старости, в случае болезни, утраты трудоспособности, при потере кормильца, в других предусмотренных законодательством случаях независимо от того, на территории какого государства приобретено право на пенсионное обеспечение, а также выплату государственных пособий семьям, имеющим детей;
• жесткое исполнение законодательной регламентации пенсионного обеспе
чения, недопущению ни при каких обстоятельствах задержек выплаты
пенсий, как государственных, так и иных;
• осуществление мер по льготному пенсионному обеспечению инвалидов, а
также мер, направленных на профилактику инвалидности, обеспечению соци
альной защищенности инвалидов, созданию им условий, необходимых для
реализации прав и законных интересов, развития их творческих способностей,
беспрепятственного доступа к социальной инфраструктуре, медицинской,
профессиональной" и социальной реабилитации;
• проживанию в семье;
• сохранению денежных сбережений и ценных бумаг;
• имущественным интересам;
• достойному обеспечению ритуальными услугами.
4. Социальная зашита семьи как основополагающей опоры общества и государства предусматривает необходимость всемерно поддерживать институт семьи. Именно семья способна сохранить общество, его ценности. Поэтому семейная политика, ориентированная на обеспечение людям достойных условий для создания, сохранения и развития семьи, неотъемлемая часть социальной защиты населения.
Формы и методы социальной защиты человека должны быгь дифференцированными, но обязательно доступными, полноценными, не унижающими человеческое достоинство, максимально ориентированными на профилактику и способы положительного разрешения отдельной личностью сложных критических ситуаций. Сама система многопрофильной целевой социальной защиты должна включать все амортизаторы негативных влияний на человека и способствовать как профилактике их возникновения, так и ликвидации. И только в тех случаях, когда по каким-либо причинам не срабатывают механизмы социальной защиты или возникают нестандартные, непредусмотренные ситуации, либо человек не согласен с формами и методами его защиты, он будет вынужден заявлять о претенденетве на социальную помощь и услуги в соответствующие компетентные органы.
Разработка механизма функционирования системы многопрофильной целевой социальной защиты населения должна вестись по следующим направлениям:
• определение роли и места социальной защиты населения в социальном разви
тии страны и регионов;
• нормативно-правовое обеспечение социальной защиты, четко определяющее
социальные риски, последствия которых подлежат коррекции, гарантирован
ной государством;
• разработка государственных стандартов услуг в здравоохранении, образова
нии, культуре и социальном обслуживании населения (с учетом региональных
иместных условий воспроизводства рабочей силы и населения) для ихадресного использования в планировании расходов на социальную сферу и их поэтапного повышения;
• нормативно-правовое регулирование профилактики свершения социальных
рисков;
• разработка стратегических сценариев развития социального комплекса;
• разграничение полномочий между федеральными органами и органами власти
субъектов Российской Федерации по социальным вопросам;
• разработка структурного реформирования государственного управления соци
альным комплексом, включая нормативно-правовое обеспечение его развития;
• институциональные и организационные преобразования социального ком
плекса:
- демонополизация;
- развитие инфраструктуры;
- приватизация социальных объектов;
- регулирование платных социальных услуг.
• инвестиционная политика в социальной сфере;
• определение приоритетов развития социальной сферы;
• инновационная политика социальных технологий;
• формирование федеральных социальных программ, ориентированных на
управление социальными процессами;
• формирование федерально-региональных, межрегиональных и региональных
программ социального развития, включая социальную защиту населения;
• создание системы информационного обеспечения населения о правовом, тру
довом и ином регулировании жизни общества, с направленностью на активное
самостоятельное решение людьми своих проблем, а также достоверное, про
стое и доступное определение роли государства в этом процессе.
Особое значение следует уделить разработке государственных социальных стандартов. Краеугольным становится вопрос о минимальных стандартах. В правовом отношении минимизация помощи человеку, нуждающемуся в таковой, абстрактна, а в морально-этическом плане — во многих случаях абсурдна. Следует ввести в нормативно-правовое поле иное понятие — минимальные государственные социальные гарантии, четко сформулировать их толкование и механизм реализации.
Определяющее значение в успехе решения проблем социальной защиты будет иметь адекватность финансовых ресурсов, предназначенных на эти цели, потребностям людей. Сложившееся государственное централизованное финансовое обеспечение привело к непомерной нагрузке на государственный бюджет и неисполнению государственных обязательств по социальной зашите населения, что вызывает недовольство граждан и социальную напряженность в обществе. Для изменения такого положения необходимо создать механизм финансового обеспечения этой сферы на принципах дифференцированного социального налогообложения и социального обязательного и добровольного страхования при условии сохранения социального вспомоществования только тем, кому невозможно помочь иначе, как путем социального патернализма. Законодательноследует четко определить критерии социального налога и социального страхового взноса (обязательного и добровольного), а также порядок их начисления, сбора, аккумуляции Hi использования. Необходимопостепенно отойтиот государственных дотаций по
■тем или иным социальным направлениям и ввести государственные заказы на решения конкретных социальных задач. Привлекать к выполнению социального заказа следует всех желающих юридических и физических лиц на конкурсной основе.Такой подход позволит упорядочить, целенаправить финансовые потоки, сделать их управляемыми и контролируемыми соответствующими государственными органами и общественностью.
решение проблем социальной защиты населения России, обеспечивающих вышеизложенные приоритеты, потребует серьезного анализа состояния социальной сферы, сложившихся форм и методов социальной помощи населению, оценки действующих служб здравоохранения, образования, социальной защиты, занятости, миграции ииных ответственных структур.
Очевидна необходимость поиска принципиально иных подходов к управлению социальными процессами. В основе такого управления должна быть достоверная динамически отслеживаемая информация о потребностях людей в социальной помощи и услугах и о располагаемых для этого ресурсах (финансовых, материально-технических, инструментальных, институционных, организационных).
Такую информацию на федеральном уровне и в регионах следует иметь в виде целевых автоматизированных социальных банков данных о населении, которые должны содержать комплексную информацию о возрастио-половых, профессиональных, социально-бытовых, материальных и иных заданных сведениях о населении, а также о структуре и состоянии социальной сферы. Эти параметры должны быть неслучайным набором сведений, а корреспондировать с критериями социальных гарантий соответственно нормативно-правовым федеральным и местного уровня документам. Данный банк позволит: определить распространенность социальных проблем; выявить наиболее нуждающиеся категории населения; определить нуждаемость в конкретных видах и формах помощи конкретным группам населения; установить приоритетность в решении социальных проблем; наладить учет и контроль ресурсов; разработать стратегические сценарии развития социального комплекса; ввести подготовку кадров соответственно перспективе развития того или иного структурного подразделения социальной сферы; оперативно корректировать принятые решения; формировать целевые программы и социальные заказы, соответствующие потребностям населения и общественным ожиданиям.
Пользователями этих данных станут все заинтересованные региональныеи федеральные структуры. Это позволит создать единое информационное пространство для всех служб социальной сферы, (это сведет к минимуму ошибки при оценке ресурсов, упорядочит финансовые потоки, идущие на социальные нужды) и перейти к объективному формированию целевых комплексных социальных программ.Кроме того, возникает объективная прозрачность контроля за исполнением принимаемых решений, а потому «социальная справедливость» при осуществлении адресной социальной помощи будет иметь вполне реальный смысл. В регионах, возможно, и на всей территории России целесообразно ввести единого образца документ типа «паспорта получателя социальной помощи» и оговорить со всеми ответственными сторонами кратность и условия предоставления конкретного вида помощи по одному основанию (по усмотрению заявителя). Последнее имеет существенное практическое применение. По действующему законодательству одно и то же лицо имеет право получить один и тот же вид социальной помощи по 10 и более основаниям, как в одном И том же.
так и в разных по ведомственной подчиненности службах. Это положение нсоб димо изменить, безусловно, учитывая политическую конъюнктуру решений.
Все социальные объекты должны пройти паспортизацию, предусматривающую установление их предназначения, структуры, штатно-кадрового соответствия выполняемым работам, проверку лицензий, оценку материально-технического состояния, выявление их насущных проблем. На основании паспортизации эти объекты будут включаться в целевые программы, в том числе капитального строительства, ремонта и реконструкции, технической модернизации, инновационной инвестиционной поддержки и др., а также будут приниматься решения о создании новых социальных объектов.
Во многих регионах России необходимо провести модернизацию учреждений социальной защиты. Это особенно актуально для социальных стационарных учреждений. Достойные условия жизни должны быть созданы тем, кто по разным обстоятельствам находится в домах интернатах, специализированных пансионатах, психоневрологических больницах. Число мест в этих учреждениях должно соответствовать региональной или межрегиональной потребности. Следует уделить внимание развитию учреждений социального обслуживания: увеличить до уровня необходимого численность центров социального обслуживания, отделений дневного пребывания, служб срочной социальной помощи, сеть надомного обслуживания инвалидов. Должного внимания заслуживают специализированные образовательные учреждения, в том числе коррекционные классы в общеобразовательных школах. Вместе с тем следует учитывать, что социальные службы специализированной системы имеют сегрегационные особенности, определяющие высокую затратность и морально-этическую ущербность. Поэтому следует решать социальные проблемы, ориентируясь на использование интеграционных технологий. Так, для одиноких пожилых и инвалидов следует приступить к созданию сети квартир «под уходом», активному задействованию волонтеров, а также лиц, проходящих альтернативную службу в армии.
В России актуальной является проблема социальной помощи людям, оказавшимся В сложных жизненных условиях (бездомные, беженцы, вынужденные мигранты и переселенцы). Необходимо территориальным органам социальной защиты совместными усилиями с другими заинтересованными службами решить проблемы организации домов ночного пребывания, социальных приютов и гостиниц. Не должно быть случаев отказа в помощи людям, попавшим в экстремальные ситуации.
Остро стоит вопрос о закреплении обслуживаюшего персонала в социальных учреждениях, в подавляющем большинстве которых велика текучесть кадров из-за тяжелой работы, низкой зарплаты и непрестижности труда. Федеральным и региональным органам власти следует решение этой проблемы отнести к наиболее значимым д"елам. Надо рассмотреть возможность целевого обучения специалистов для этих учреждений на контрактной основе, предусмотреть создание стимулов для работы в социальных учреждениях, поднимать ее престиж в общественном мнении. К сожалению средства массовой информации обращаются к социальным учреждениям по негативным поводам, невольно формируя отрицательный образ как самих социальных учреждений, так и их работников. Примеры нравственной красоты, бессеребренности, душевной щедрости, столь широко распространенные среди этих людей остаются «за кадром».
Однако не только морального поощрения ожидают врачи, социальные работники, учителя, воспитатели, медсестры, санитарки, другие работники социальной сферы, но и адекватного решения проблемы заработной платы.
В различных территориях России отмечаются разительные отличия в материальном положении работников непроизводственной сферы. Эта ситуация требует самого пристального изучения и поиска адекватного решения.
Обязательства государства по своим социальным гарантиям должны выполняться на всех уровнях. В тех же ситуациях, когда это невозможно сделать, необходимо четко объяснить людям причины и возможные решения проблемы.
При принятии социально ориентированных решений на всех уровнях власти следует учитывать ожидания общества, идти на диалог, обмен мнениями и знаниями по той или иной проблеме. Кулуарность ведомственных экспертных оценок: относительно социальных вопросов без анализа массивов социальных потребностей, отсутствие обоснованных расчетов затрат приводит к заведомо ущербным решениям, объективно отражающим в таком случае не интересы людей, а интересы тех или иных структур. Такие решения малоэффективны, общественно непопулярны, экономически ущербны.
Негативные социальные проблемы в области социальной защиты населения невозможно устранить за короткие сроки. Для реформирования системы социальной защиты необходимы время:
• различные ресурсы (организационные, правовые, материально-технические
и др.};
• разработка адекватных российским условиям и менталитету, востреоованных
технологий;
• подготовленные специалисты (медики, социальные работники, юристы, орто
педы, протезисты, инженеры, архитекторы, педагоги, психологи и другие);
• активная поддержка общественных организаций, всего населения.
5. Контрольные задания и задачи для самопроверки
1. Социал-демократическая модель социальной защиты отличается от неолибе
ральной модели:
а) высокой ролью государства в обобществлении доходов и существенным зна
чением общенациональных социальных механизмов управления;
б) меньшей степенью государственного вмешательства в социально-экономи
ческие процессы;
в) большим значением частных систем страхования.
2. Поощрительный принцип.социальной защиты населения в России обусловлен:
а) социально-политическими интересами властных структур при определении
условий и видов социальной поддержки етдельных групп населения;
б) гуманными побуждениями в отношении лиц, находящихся в сложных жиз
ненных обстоятельствах;
в) экономическими возможностями государства.
3. Социальная льгота в России — это
а) моральное поощрение отдельных лиц и групп населения;
б) материальное поощрение отдельных групп населения;
в) общественно определенное преимущество одних лиц перед другими.
4. Детоцентризм — это
а) основополагающий принцип социальной политики, определяющий целена
правленность действий государства и общества в интересах настоящих я будущих
поколений;
б) подчинение всех усилий в социальной сфере интересам детей;
в) целенаправленные действия, обеспечивающие выживание и развитие детей в
данном социально-культурном пространстве.
5. Технологии открытого общества для лиц с ограниченными возможностями:
а) экономически затратные и поэтому редко используются;
б) требуют больших организационных усилий и высококвалифицированных
кадров;
в) экономически и этически состоятельные, нуждаются в активной поддержке
общества.
6. Автоматизированный социальный банк данных о населении содержит:
а) широкий набор статистических информационных данных, характеризующих
социально-экономическое положение населения и его отдельных групп;
б) набор сведений, корреспондирующих с критериями социальных гарантий
соответственно нормативно-правовым федеральным и местного уровня докумен
там;
в) сведения о возрастно-половых, профессиональных, социально-экономичес
ких, социально-ролевых и иных параметрах, позволяющих осуществлять социаль
ное структурирование населения и формировать социальные заказы.
Глава 3.4.
СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ
План:
1. Культура в период общественных перемен
2. Государство как субъект культурной политики
3. Цели культурной политики российского государства
4. Приоритетные направления культурной политики
5. Современное ресурсное обеспечение сферы культуры
6. Контрольные задания и задачи для самопроверки
7. Литература
6. Литература
1. Жуков В.И., Займышев И.Г. и др. Теория и методика социальной работы. В 2
томах.М., «Союз», 1994.
2. Мачульская Е.Е. Практикум по праву социального обеспечения. М.,
НОРМА-ИНФРА-М. 1999.
3. Дельпере Николь. Защита прав и свобод граждан преклонного возраста. М,
«Деловая лига». 1993.
4. Нещерский П.И. Исторические корни и традиции развития благотворите;!ь-
иости в России. М.,1993.
5. Бедность: альтернативные подходы к определению и измерению. М., 1998.
6. Государственный доклад «О положении инвалидов в Российской Федера
ции». М., 1998.
7.ФедералъныЙ закон «О ветеранах». М., Издательский дом ИНФРА-М., 2000.
8. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ». М., 2000.
9. Семейный кодекс Российской Федерации. М., «Ось-89», 2000.
I. Культура в период общественных перемен
Демократизация российского общества, либерализация экономики, формирование плюрализма повлекли за собой в социокультурной сфере явления, сходные с теми, наблюдаемые в других странах в переходный период. В это время в культуре настает время проявления рыночных сил и частных инициатив, делаются попытки приватизировать и коммерциализировать части культурной инфраструктуры. Государственное1 влияние на сферу культуры значительно уменьшается, сокращается ее государственное финансирование. Государство, по сути, перестает диктовать культуре свои требования, в его лице она культура утрачивает своего гарантиро-ванногозаказчика.
Острее, чем прежде встал вопрос о создании предсказуемой в финансовом отношении, среды, в которой культура может беспрепятственно развиваться, наличии необходимой организационной составляющей перемен в сфере культуры.
Стремительные изменения в сфере культуры оправданы только в том случае, если они связаны со стабилизацией процесса перехода к новому обществу, достижением нового качественного уровня развития. Для этого необходима сильная и непротиворечивая культурная политика. В условиях перемен понятие культурной политики стало остро нуждаться в уточнении. Оно во многом зависит от определения самой культуры и существующих представлений о её роли в обществе.
Разработка современного понимания культурной политики связана с осознанием ключевой роли культуры в общественном развитии. В последнее десятилетие, когда все более отчетливо ставится вопрос о том, общество должно измениться как целостность, все чаще обсуждаются возможности достижения нового общественного состояния. Они видятся по-разному. Существует множество трактовок сегодняшней социальной трансформации. Общей тенденцией является решительный отход от объяснения сути происходящего новыми достижениями экономики и технологическими сдвигами и выдвижение на первый план системы человеческих интересов и ценностей. Сегодня человек должен искать источники развития не только в окружающей среде, но и внутри себя, в способности своего собственного изменения.
Па определенном этапе поиска новых критериев развития сформировалось понятие человеческого потенциала, который служит мерилом развития и предполагает широкий выбор во всем, что касается возможностей получения образования, здорового образа жизни, обеспечения прав человека, политической, экономической и социальной свободы. Следующий шаг в переосмыслении развития — включение В его стратегии более эффективную практическую программу действий разнообразных аспектов культуры. Укрепляется понимание, что развитие начинается в культуре, определяющей иути развития и образ будущего, воздействующей на образ мыслей, представления, поведение людей, являясь источником изменений и новых путей организации общественной жизни.
В настоящее время в российской культурологической науке происходит преодоление зауженного понимании культуры как художественной культуры и достижения высоких искусств и формирование ее широкого понимания как комплекса определенных духовных, материальных, интеллектуальных и эмоциональных черт, характеризующих данное общество или социальную группу. Такое широкое пони-
мание культуры позволяет увидеть тесную взаимосвязь расцвета культур и устойчивого развития общества, её роль как важнейшего фактора организации жизни в целом, неотъемлемую часть благосостояния людей. Большое значение им ее понимание важности многообразия культур, принципа их диалогового взаимодействия, способствующего достижению взаимопонимания, терпимости между народами, свободе обмена информационными процессами.
По сути, никакие изменения в обществе невозможны, если в практической деятельности не учитываются специфика обычаев, нравов и традиций каждого народа, не ведется работа по повышению творческого потенциала личности и ее общей культуры, развитию интеллектуальных навыков, духовного здоровья нации в целом. Стратегии, игнорирующие сохранение и обогащение культурных ценностей людей, этнического наследия, нормальную совместную жизнь социальных групп, базирующуюся на их самобытности и чувстве общности, являются тупиковыми, ведущими к многочисленным конфликтам.
В целом культура может обеспечивать динамические ресурсы для успеха развития. Поэтому культура социальная основа достижения целей общества, и в этом смысле средство развития. В самом же широком смысле культура — это конечный итог развития, делающий осмысленным само существование человека.
Реализация стратегий развития общества, учитывающих культурные .факторы — это реализация стратегий развития человека, направленных на достижение таких характеристик жизнедеятельности людей, такой суммы свойств и способностей, которые бы обеспечивали формирование человеческого потенциала, адекватного современным задачам. Качественный перелом может быть достигнут через обновление всех сторон жизни человека с учетом повышения значимости его самоорганизации на основе самостоятельности и творчества, формирования динамичной личности. Последняя может эффективно действовать в новой социально-экономической реальности и готова взять на себя полноту ответственности за происходящее, постоянно совершенствовать себя в изменяющихся условиях. Гармонию между культурой и развитием можно достигнуть только при разумном сочетании модернизационной ориентации и сбережения традиционных ценностей, существовании возможностей для индивидуумов (и сообществ) реа-лизовывать свои культурные ценности, сохраняя каждому из них свободу жить по-своему.
Когда культура понимается как основа развития, то понимание национальной культурной политики значительно расширяется. Культурная политика в демократическом обществе интегрирована в стратегии развития, способствует формированию нации как многогранного сообщества, характеризующегося национальным единством, служит социальной интеграции и улучшению качества жизни.
2. Государство как субъект культурной политики
В свете современных научных представлений культурная политика в обществе — это результат множества противоречивых курсов, определяемых различными субъектами, порой впрямую не направленных непосредственно на развитие куль-
туры. Культурную политику в самом широком понимании можно представить как систему постоянно возобновляющихся взаимодействий государственной власти негосударственных структур (политические партии, религиозные конфессии, общественные объединения), личностей (или социальных групп) по вопросам культурного развития общества.
Государство занимает особую роль в ряду субъектов культурной политики. В соответствии со своими функциями оно должно формировать культурную жизнь общества в целом. С одной стороны, оно обязано проводить собственную культурную политику, а с другой, выполнять сверхзадачу согласования культурных потребностей и интересов всех социально значимых групп и слоев общества.
Среди главных культурных приоритетов нового века справедливо называется задача государства не снимать с себя ответственность за развитие культуры. Государство главный гарант реализации конституционного права граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, равного доступа к ценностям культуры, информационным ресурсам, создания базовых условий для доступа к культурным благам.
Культурная политика государства должна быть направлена на формирование национального единства на основе разделения общих гуманистических ценностей; на улучшение качества жизни людей. Культура должна стать частью взаимозависимых социальных стратегий. В основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации в качестве стратегических целей культурной политики государства зафиксированы: развитие культурного потенциала и сохранение культурного наследия страны, обеспечение единства культурного пространства и доступности культурных ценностей широким слоям населения.
Движение к рынку остро ставит вопрос о корректировке государственного воздействия на сферы, связанные с формированием человеческого потенциала, в том числе сферы культуры. Существуют различные подходы к сути и объему культурной политики, в том числе представления, связанные с выполнением государством очень умеренных _функций в культуре. Культура часто «передается» на муниципальный уровень или общественным советам, иногда спонсорство становится почти единственным механизмом поддержки культуры. Но такого рода решения должны быть осознанным решением общества и подкрепляться реальными изменениями в социальной жизни, в том числе цивилизованным функционированием художественных рынков, появлением системы соответствующих фондов, а также формированием общественного мнения, когда становится престижно поддерживать отечественную культуру и т.д.
В период общественной трансформации, когда отсутствует налаженная система регуляции со стороны бизнеса и общественных организаций, государство обязано осуществлять значительную поддержку сфере культуры. Основное внимание перемещается на вопросы взаимодействия государства с другими субъектами культуры, соотношение роли государственного, коммерческого и некоммерческого секторов в сфере культуры.
Взаимодействие различных секторов важно с методологической точки зрения. Важнейшей проблемой деятельности государства является поддержание культурного плюрализма, который только и может обеспечить максимальное удовлетворение культурных интересов и потребностей всех социально значимых групп И|
слоев общества. В то же время государство не должно пытаться обеспечить полный охват услуг, расширять свою деятельность в сфере культуры, — это ведет к нерациональному использованию ресурсов и усилению нагрузки на бюджет. Установленная законодательством обязанность государства поддерживать сферу культуры не означает, что оно отвечает полностью за производство необходимых услуг или товаров. Это лишь один из способов реализации обязанностей.
Государство осуществляет управление обществом и ему как единственному субъекту принадлежит право законодательного регулирования культурной жизни. Именно с этих позиций определяется суть культурной политики государства в Основах законодательства РФ о культуре. Культурная политика представлена как совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры.
Российское законодательство закрепляет широкий спектр обязанностей государства в области культуры: разработку и реализацию федеральных государственных программ сохранения и развития культуры, воплощающих культурную политику государства, обеспечение условий для развития национальных культур РФ, обеспечение доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ, обеспечение свобод и самостоятельности всех субъектов культурной деятельности, создание условий для самореализации талантов, сохранение памятников истории и культуры, ведение статистики культуры, деятельность по преодолению монополии в области культуры.
Острейший вопрос сегодняшнего дня становится — выполнение государством обширного перечня взятых па себя социальных обязательств, об их ресурсном обеспечении, наличии соответствующих механизмов их реализации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Последний из них нельзя рассматривать в отрыве от первых двух уровней, так как именно на нем и происходит выполнение государством своих социальных обязательств.
Смысл культурной деятельности государства порой неверно сводится к отрицанию «плохой» культуры и приобщению населения к «хорошей». На самом деле его важнейшая задача — с позиций видения стратегических путей, по которым движется культура, создать условия для развития культурных процессов, и включив организационно-финансовые и законодательные рычаги, способствовать тому, чтобы облечь культурный интерес масс в подлинно культурную форму, постоянно повышать уровень культурного предложения, «переводить» потребителей на новый культурный уровень. Культурные потребности людей играют подлинно формообразующую роль, если говорить о качестве и образе жизни населения.