Классификация правовых актов управления
Правовые акты управления многочисленны и разнообразны. Их особенности наиболее очевидны при классификации. Классификация позволяет также глубже уяснить их сущность, общие и конкретные признаки. Деление актов на виды возможно в зависимости от различных оснований (критериев). В научной литературе наиболее распространенной является классификация по следующим критериям:
1. по юридическим свойствам;
2. по органам, их издающим;
3. по времени действия;
4. по порядку издания.
Юридические свойства являются главным критерием классификации актов управления. Этот критерий дает возможность определить связь актов с нормами права и их место в механизме правового регулирования. По юридическим свойствам правовые акты управления делятся на нормативные (регламентарные) и индивидуальные (нерегламентарные). Нормативные акты содержат нормы права. Они устанавливают, изменяют или отменяют правовые нормы (правила поведения). Правовые нормы заключают в себе общие обязательные правила поведения. Они не имеют конкретного (персонифицированного) адресата, т.е. не обращены к конкретным лицам, рассчитаны на неопределенный круг лиц. Ими регулируется определенный вид общественных отношений. Так, Правила дорожного движения распространяются на всех, кто действует в урегулированной данным нормативным актом области, т.е. пользуется дорогами. Нормативные акты рассчитаны на неоднократное, а значит многократное, непрерывное применение. Например, в Положении о Государственном комитете или о министерстве содержатся нормы, определяющие его права и обязанности, порядок образования, компетенцию, сферу деятельности, полномочия председателя (министра) и т.п. Положение применяется ежедневно, без перерывов, пока не будет изменено (или отменено).
По Закону Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» нормативные акты, кроме того, являются официальными документами установленной формы, издаются в пределах компетенции уполномоченного государственного органа или должностного лица и с соблюдением предусмотренной процедуры. Все эти признаки присущи для любого правового акта управления.
Нормативные акты являются важнейшими источниками права. В них могут находиться нормы не только административного права, а и других отраслей права: гражданского, трудового, экологического, финансового и т.д. Однако в таких актах не может быть норм уголовного и уголовно-процессуального права, которые находятся лишь в законах.
В Республике Беларусь отсутствует правовой акт, в котором бы назывались государственные органы, а тем более, должностные лица, уполномоченные издавать нормативные акты. Конкретно такие полномочия определяются в актах, устанавливающих их правовой статус. Это положения, уставы и т.д. В Законе Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» дан перечень лишь наиболее важных рассматриваемых органов. К ним относятся: Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, республиканские органы государственного управления, включая и Национальный банк Республики Беларусь.
Впервые определение нормативного акта в правовом документе дано в Положении о порядке осуществления правовой экспертизы правовых актов Национального банка, министерств и иных республиканских органов государственного управления. В нем указывается, что: «Под нормативным актом, который подлежит правовой экспертизе в соответствии с данным Положением, необходимо понимать официальный письменный документ, независимо от времени его действия (постоянный или временный) и характера помещенных в нем сведений, принятый Национальным банком, министерством либо иным республиканским органом государственного управления или их должностным лицом с сохранением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры и в рамках компетенции этих органов, который устанавливает, дополняет, изменяет либо отменяет правовые нормы, это означает общеобязательные предписания постоянного либо временного характера, рассчитанные на неопределенное количество лиц и многократное применение, и не носит внутриведомственного характера» (Сборник декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. 1999. № 1.
Ст. 26).
Закон Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», давая подобное определение нормативного акта, справедливо не подчеркивает, что такими актами не могут быть внутриведомственные акты. Внутриведомственные акты, конечно, могут также быть нормативными, если обладают указанными выше признаками. Например, приказом ректора Белгосуниверситета и Государственного высшего аттестационного комитета Республики Беларусь от 10.12.1999 г. утвержден «Порядок присвоения ученых званий профессора и доцента Ученым советом Белорусского государственного университета» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000.
№ 24). Названный правовой акт управления является нормативным и действует лишь в рамках Белгосуниверситета, т.е. имеет исключительно внутренний характер.
Общими требованиями, предъявляемыми к нормативным правовым актам по Закону Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», являются:
1. соответствие их принципам нормотворческой деятельности (конституционности);
2. соответствие актов нижестоящих государственных органов (должностных лиц) актам Главы государства и вышестоящих государственных органов;
3. приоритет общепризнанных принципов Международного права;
4. защита прав и свобод, законных интересов граждан и социальной справедливости, научности, согласованности нормативного правового акта с иными нормативными правовыми актами;
5. принятие (издание) их уполномоченным на то органом (должностным лицом) в пределах своей компетенции, в порядке и по форме, установленных законодательством Республики Беларусь, и соответствие акта нормотворческой технике.
Нормативные акты как правотворческие являются важнейшими в системе правовых актов управления. Они представляют собой административные законы, но, несмотря на это, не теряют качества подзаконности. Рассматриваемые акты издаются в силу того, что законами детально не урегулированы все стороны общественной жизни, а потребность в таком регулировании существует.
Нормативные акты управления многосторонние. Их можно классифицировать по различным основаниям. В зависимости от издающего органа акты неодинаковы по юридической силе. Акты вышестоящих органовимеют большую юридическую силу, нежели акты нижестоящих. По этой причине акты нижестоящих должны соответствовать актам вышестоящих органов. Вышестоящие могут отменять и изменять акты нижестоящих органов. Акты органов общей компетенции (Совета Министров Республики Беларусь, местных исполнительных комитетов) возвышаются над актами отраслевой и межотраслевой компетенции и т.п.
По виду (форме), названию одни акты всегда нормативны, другие имеют смешанный характер. К первой группе относятся инструкции, методические указания, разъяснения, ко второй - Указы Президента Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь, приказы, решения.
Классифицированные по адресатам, одни нормативные акты относятся к гражданам Республики Беларусь, другие - к иностранным гражданам и лицам без гражданства, третьи - к государственным организациям и общественным объединениям.
На основании нормативных актов управления издаются индивидуальные акты.
Индивидуальные акты не содержат норм права, принимаются по конкретным вопросам и имеют четко определенного адресата, т.е. персонифицированы. Они вызывают возникновение, изменение или прекращение вполне точных административно-правовых отношений. С их помощью осуществляется применение требований законов и нормативных управленческих актов к конкретным случаям (обстоятельствам), оперативно решаются текущие управленческие задачи. В большинстве своем - это правоприменительные, правонаделительные, распорядительные акты, например, приказ о зачислении в число студентов, о зачислении на должность, о назначении пенсии. Среди индивидуальных актов наличествуют и правоохранительные, юрисдикционные акты. Они принимаются в целях обеспечения охраны прав от нарушения либо восстановления нарушенного права, например, постановление о наложении административного взыскания, приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности. В таких актах дается правовая оценка поведения субъектов управленческих правоотношений. Издаются они специально уполномоченными органами государственного управления (должностными лицами), в ряде случаев - судьями по административным делам и исполнительным производствам. Перечень указанных субъектов дан в КоАП Республики Беларусь. Здесь определена и их компетенция в этой области. Основанием издания таких актов является незаконность поступков, нарушение правовых норм соответствующими лицами - гражданами, служащими (должностными лицами), другими работниками организаций. Установлен определенный официальный порядок их принятия. Нередко требуется предварительное проведение расследования, получение объяснения от соответствующего лица (правонарушителя). Некоторые юрисдикционные акты, например, протоколы об административных правонарушениях, могут служит основанием для издания другого юрисдикционного акта - постановления о наложении административного взыскания; постановление о лишении права на управление автотранспортным средством профессионала-водителя вызывает необходимость издания приказа о переводе его на другую работу или об увольнении. Подобное может быть и при принятии постановления о привлечении к административной ответственности за мелкое хищение, появление на рабочем месте в нетрезвом виде. Рассматриваемые акты обособляются своим содержанием, структурой.
В Законе Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» не указывается, что в индивидуальных актах отсутствуют нормы права, но подчеркивается одноразовость их применения и цель издания - это осуществление организационных, контрольных и распорядительных мероприятий.
Четкое уяснение сущности нормативных и индивидуальных правовых актов управления имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение. Так, в ст. 116 Конституции Республики Беларусь записано, что Конституционный Суд Республики Беларусь осуществляет контроль за конституционностью лишь нормативных актов. Он не вправе принимать к своему рассмотрению ненормативные правовые акты управления, т.е. индивидуальные акты.
Индивидуальные акты управления должны соответствовать нормативным актам. Это положение также имеет существенное практическое значение.
По одному названию правового акта далеко не всегда можно определить, является он нормативным или индивидуальным. Все зависит от его свойств, признаков. Например, Указом Президента Республики Беларусь от 24 февраля 1999 г. «О некоторых мерах по совершенствованию организации и деятельности Белорусского государственного университета» установлено, что ректор Белорусского государственного университета назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь. Данный правовой акт является нормативным, поскольку он имеет, общий характер и обезличен. В нем не оговаривается конкретная личность (лицо), не называется его «имя», а речь идет о наиболее общем свойстве, о безличностных, неперсонифицированных отношениях. Указ Президента Республики Беларусь от 13 июля 1999 г. «О награждении многодетных матерей орденом Матери», которым награждено 29 матерей, является индивидуальным актом, поскольку в нем индивидуализируется каждая в отдельности награжденная.
Нормативные акты доводятся до всеобщего сведения (обнародуются) путем опубликования, об индивидуальных актах делается сообщение, но извещение об их издании возможно и путем опубликования. Опубликование нормативного акта связано, как правило, с вступлением его в действие.
Нормативные акты некоторых органов государственного управления (Национальный банк, министерства и иные республиканские органы) подлежат правовой экспертизе (исключая акты внутриведомственного характера). В отношении индивидуальных актов этих органов осуществление правовой экспертизы не требуется.
Нормативные акты не порождают приобретенных прав, такие права возникают лишь на основании индивидуальных актов. Например, права по должности, на получение персональной надбавки к заработной плате, осуществлять студенческие права и т.п. могут быть получены лишь после издания соответствующего приказа.
Нередко принимаются акты об изменении отдельных норм (положений), находящихся в других актах, или иные акты признаются утратившими силу и утверждаются другие акты (положения, уставы, инструкции и т.п.). Например, могут излагаться отдельные нормы (статьи, положения) в новой редакции, делаться лишь некоторые их уточнения (дополнения, изменения) или заменяться, исключаться отдельные положения из нормы (статьи, пункта), признаваться утратившими силу другие правовые акты управления. Такие акты следует рассматривать как нормативные или индивидуальные, руководствуясь правилом: если этими актами вносятся соответствующие коррективы в другие нормативные акты, то они являются нормативными, ибо не нормативными актами подобное сделать невозможно. Индивидуальными актами могут вноситься изменения только в им подобных актах.
Правовые акты управления, утверждающие или одобряющие другие акты управления: положения, уставы, инструкции, программы в научной литературе рассматриваются как нормативные акты, так как они действуют длительный срок, а не однократно1. Между тем не все они обладают иными признаками, присущими нормативным актам: в них по существу отсутствуют правила, нормы права и они имеют конкретный характер. Например, Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2000 г. утвержден «Перечень оздоровительных учреждений, обороты по реализации путевок, в которых освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость». В постановлении нет никаких иных предписаний. Подобные акты, вероятно, правильным будет рассматривать как отдельный вид правовых актов под условным названием «санкционирующие акты», «акты-санкции», так как ими санкционируются, одобряются, утверждаются другие правовые акты. Не все из них могут выступать источниками права в силу отсутствия правовых норм, правил поведения. В свою очередь регламенты, инструкции, правила, уставы, программы, различные перечни являются самостоятельными правовыми актами управления и не могут рассматриваться в качестве какой-то части - указа, постановления и т.д., которым они утверждены (одобрены). Индивидуальные акты управления весьма не одинаковы. В научной литературе их классифицируют на оперативно-исполнительные и правоохранительные (юрисдикционные).
К оперативно-исполнительным относятся акты применения права. Ими реализуется диспозиция нормы права.
Правоохранительными актами управления обеспечивается в сфере управления охрана права от нарушения. Например, приказ о наложении дисциплинарного взыскания, постановление о привлечении к административной ответственности.
Важное значение имеет деление актов управления по органам, их издающим. Согласно действующему законодательству каждый тип органов государственного управления вправе издавать предписанные ему право вые акты управления.
Президент Республики Беларусь уполномочен Конституцией Республики Беларусь издавать декреты, указы и распоряжения. Это акты, которые присущи только для Главы государства. С помощью их могут решаться и управленческие вопросы, а, следовательно, такие акты являются правовыми актами управления. В Конституции не определено, когда должен издаваться тот или другой вид актов. Статьей 101 Конституции Республики Беларусь предусмотрено два вида декретов. Палата представителей и Совет Республики законом, принятым большинством голосов от полного состава палат, по предложению Президента вправе делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. До настоящего времени от Президента подобного предложения не поступало. Следовательно, ему не предоставлено право издавать указанные декреты.
Второй вид декретов Президент может издавать в силу особой необходимости по своей инициативе либо по предложению Правительства. Эти декреты имеют силу закона и являются временными до рассмотрения их палатами Национального собрания. Если они не отменены не менее чем двумя третьими голосов от полного состава каждой из палат, то сохраняют силу и продолжают действовать. Декреты всегда нормативны, и ими регулируются самые разнообразные вопросы государственной и общественной жизни. Издание декретов предусмотрено Конституцией Республики Беларусь.
Указы по юридической силе находятся ниже декретов. Ими регулируются вопросы, не требующие вмешательства Парламента, следовательно, менее значимые. Указы могут быть нормативными и ненормативными (индивидуальными).
Распоряжения по юридической силе ниже указов. Они, как правило, имеют индивидуальный характер и издаются преимущественно по вопросам внутриорганизационного характера.
Совет Министров Республики Беларусь принимает постановления. Это единственная форма правового акта, который вправе принимать Правительство. Постановления - акты коллегиальные, так как они могут быть приняты на заседаниях Правительства или его Президиума (малого Совета Министров). По особым неотложным вопросам либо вопросам, которые не требуют обсуждения, постановления Совета Министров могут приниматься и путем опроса членов Президиума Совета Министров, т.е. без рассмотрения на заседаниях. Постановления могут быть как нормативными, так и индивидуальными. Они издаются на основании Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь и в целях их исполнения.
Председатель Совета Министров издает распоряжения. Эти акты индивидуального характера. По результатам заседаний, совещаний у Премьер-министра или его заместителей могут приниматься решения в форме протоколов, указаний, поручений. Такие правовые акты являются только индивидуальными. Все они имеют меньшую юридическую силу по сравнению с постановлениями и должны им соответствовать и не противоречить. Это акты единоначального руководства и принимаются по вопросам компетенции премьер-министра, не имеющим столь значимого характера, но требующим оперативного разрешения.
Министерства, государственные комитеты и комитеты при министерствах и государственных комитетах издают приказыи инструкции, многие из них вправе давать указания. Органы надведомственного характера, кроме того, могут издавать государственные (отраслевые) стандарты, методические указания, рекомендации, нормы, правила.
Местные исполнительные комитеты и местные администрации принимают решения. Председатель исполнительного комитета (руководитель местной администрации) издает распоряжения.
Руководители предприятий, учреждений и организаций издаютприказы и распоряжения. Подобные акты издают отделы, управления и другие структурные подразделения местных исполнительных комитетов и администраций.
По времени действия правовые акты управления бывают постоянного действия и временного действия. Акты постоянного действия не ограничены временными рамками, они действуют до отмены. К ним относятся, в первую очередь, нормативные акты. Однако такими актами могут быть и индивидуальные, например, приказы о зачислении на должность, о назначении пенсии, о зачислении в число студентов. Поэтому вряд ли можно согласиться с утверждением Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» о том, что ненормативные акты имеют одноразовое применение.
По порядку издания акты делятся на коллегиальные и единоначальные (единоличные). Коллегиальные акты принимаются на заседаниях Совета Министров Республики Беларусь, его Президиума, на заседаниях местных исполнительных комитетов, местных администраций, на заседаниях административных комиссий, комиссий по делам несовершеннолетних и других коллегиальных органов. Принятие их зависит от кворума, от количества лиц, принимавших участие в заседании и проголосовавших «за». В соответствии с действующим законодательством такие акты принимаются простым или квалифицированным большинством от общего числа членов коллегиального органа или от числа присутствующих на заседании. Так, решения местного исполнительного комитета принимаются простым большинством голосов от установленного состава исполкома. Решения Правительства Республики Беларусь принимаются большинством голосов его членов, присутствующих на заседании. Заседание является правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов Правительства.