География основных международных туристских потоков. Основные принимающие
С точки зрения географической направленности можно выделить страны, принимающие и отправляющие туристов. Среди стран, направляющих туристов, наиболее сильны позиции у развитых стран, обеспечивающих своему населению высокие стандарты жизни: Германии, США, Японии, Великобритании, Франции. Поэтому именно в этих странах проходят туристические выставки и ярмарки.
Новейшие индустриальные экономики Южной Кореи, Сянгана, Тайваня и Сингапура, а также стран Юго-Восточной Азии, включая Таиланд, Малайзию и Индонезию, способны поддержать сильный экономический рост, в результате которого развивается средний класс — буржуазия. Оплачиваемое время отдыха и возрастающий доход этого класса расходуются, в частности, на международные путешествия. Таким образом, формируются новые туристические направления, например, страны Юго-Восточной Азии — Австралия.
Реформы общественных отношений, введение рыночной экономики способствовали развитию выездного туризма в России и странах СНГ, где после долгих лет «железного занавеса» появилась возможность «утолить жажду» в международных путешествиях.
Среди стран, принимающих туристов, выделяются США, Испания, Италия, Франция. Все более увеличиваются потоки туристов в Развивающиеся и постсоциалистические страны, такие, например: Китай, Турция, Таиланд, Малайзия и др. Развитые страны осуществляют масштабные инвестиции в туристическую инфраструктуру развивающихся государств. Вместе с тем, не стоит забывать, по данным Всемирного банка, около половины всех доходов от туризма уходит из развивающихся в развитые страны. Европейские страны принимают наибольшее число иностранных туристов. Туристские потоки в основном направлены в центры отдыха Западной и Южной Европы (Франция, Испания, Италия). Великобритания известна образовательным туризмом, а Северная Европа (Скандинавия и Ирландия) специализируются на экологическом туризме. Америка является вторым после Европы регионом по числу иностранных туристов. Это Южная, Центральная и Северная Америки, острова Карибского бассейна. Половина международных прибытий в регион приходится на США и Канаду, а европейцы занимают здесь 1-е место — 15 %. Восточная Азия и Тихоокеанский регион находится на третьем месте в мире по уровню развития туризма.В основном это индустриальные страны — активные экспортёры товаров: Малайзия, Сингапур, Южная Корея, Таиланд, Индонезия, Индия, Пакистан, Тайвань. Хорошо развит туризм в Австралии и Новой Зеландии, в Меланезии и Микронезии. Отдых на островах Тихого океана выигрывает от относительной близости австралийского рынка и имеет хороший имидж в Европе. В Африке наиболее популярные места отдыха туристов расположены: на севере — Тунис, Египет, Марокко; на востоке — Кения, Танзания, Сейшельские острова, Мавритания, Зимбабве. На юге Африки популярным туристским центром является ЮАР, которая возглавляет список первых стран континента по прибытиям и поступлениям.
28. Туристские макрорегионы мира (по определению ВТО) и их специализация. Географическое распределение потоков международного туризма в главных своих чертах сложилось уже давно, но под влиянием общемировых и локальных процессов происходят постоянные изменения. Чтобы понять их сущность, эксперты Всемирной туристской организации (ВТО) на основе обстоятельного и системного изучения географии и состояния туризма в странах мира сгруппировали их по признакам сходства не только природно-географической, социально-культурной, но и общности политической и социально-экономической обстановки в этих странах. В результате было выделено 6 мировых туристских регионов:
1). Европейский – все европейские страны, а также все страны бывшего Советского Союза, включая республики Средней Азии и Казахстан. Сюда же входит и район Средиземноморья, к которому отнесены такие страны, как Турция, Кипр и Израиль; 2).Азиатско-Тихоокеанский – все страны северо- и юго-восточной Азии, а также Австралия и все страны Океании; 3). Южно-Азиатский – все страны Южной Азии; 4). Ближневосточный – страны западной и юго-западной Азии, а также Египет и Ливия; 5). Африканский – все страны Африки, за исключением Египта и Ливии; 6). Американский – всё страны Северной и Южной Америки, а также всё островные страны и территории Карибского бассейна.
Типологические различия между регионами были выявлены с учётом особенностей географического положения, геополитической ситуации, социально-экономического и культурного развития стран. Обладая неодинаковыми возможностями и опытом работы в сфере туризма, в одном и том же регионе могут быть страны-лидеры и страны аутсайдеры туризма. Европейский. выделяется сильно развитой экономикой, концентрацией населения в городах, развитой инфраструктурой и научно-техническим и культурным потенциалом. Развитию туризма в значительной мере способствует проводимые в западноевропейских странах мероприятия. Так, с 26 марта 1995 г. в семи европейских государствах (Бельгии, Нидерландах, Люксембурге, ФРГ, Франции, Испании и Португалии) вступило в действие Шенгенское соглашение, упраздняющее пограничный контроль на внутренних границах. Высокий уровень жизни большинства населения, высокая плотность городского населения, прекрасно развитая транспортная инфраструктура и телекоммуникационная сеть, упрощённый визовый режим делают западноевропейские страны лидерами по степени развития международного туризма. Данный регион доминирует по всем основным показателям и выделяется самой большой напряжённостью туристских потоков. Восточноевропейский регион – лечебно-оздоровительный туризм.Болгария,Чехия и т.д. Страны здесь богаты историко-культурными ресурсами. Как известно, Азия является родиной древнейших цивилизаций, а также крупнейших мировых и этнических религий: индуизма, конфуцианства, буддизма, синтоизма и многих других. Тут находится более 90 памятников, охраняемых ЮНЕСКО. Природно-климатические ресурсы этих стран уникальны, трудно переоценить возможности этого региона для отдыха и лечения. В экономическом отношении этот регион очень пёстрый, наряду с промышленно и технически развитыми странами, такими как Япония, здесь немало развивающихся стран. За последние десятилетия XX в. на Ближнем Востоке и в Азиатско-Тихоокеанском регионе появились новые туристические центры, а именно Китай, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Индонезия, Республика Корея. У туристов несомненный интерес вызывали памятники древних культур и достопримечательности этих стран, природные красоты Индонезии, особенно острова Бали, загадочная тайская культура и «Венеция Востока» - Бангкок. В целом в этих регионах картина развития туризма довольно пёстрая и динамичная. Большинством правительств иностранный туризм рассматривается как важный источник валютных поступлений и рабочих мест. Африка представляет собой пример крайней неравномерности развития туристской индустрии. лидерами туризма в этом регионе можно считать Тунис, Марокко, ЮАР. Хотя и эти страны, как и другие африканские государства, испытывают значительные трудности в развитии туризма. Американский регион обладает разнообразными природно-климатическими ресурсами. Это и обширные пляжи на побережьях Атлантического и Тихого океанов, и солнечная Флорида, и многочисленные реки, чистейшие озёра, удивительные водопады, среди которых, конечно, Ниагарский водопад. Тематические и технопарки, центры и целые города развлечений, как Лас-Вегас, различные исторические и культурные памятники также привлекают немало туристов. Невысокая доля латинской Америки в международном туризме определяется удалённостью этого региона от Европы, дороговизной авиаперелётов, слабым развитием транспортной инфраструктуры и средств телекоммуникаций в странах региона, а также невысоким уровнем сервиса, в том числе и в местных отелях. В большинстве стран этого региона, за исключением Мексики, туристская инфраструктура, не соответствует мировым стандартам. В целом мировая туристическая индустрия продолжает развиваться высокими темпами.
29. Специализация регионов мира на лечебно-оздоровительном туризме.Путешествия с лечебными целями имеют давнюю историю. Еще древние греки и римляне использовали целебные источники и места с благоприятным климатом для того, чтобы поправить свое здоровье. На курорты прибывали не только больные, но и здоровые люди, желавшие отдохнуть и располагавшие для этого достаточными средствами. В Греции славились Эпидавр и Кос, а в Риме знаменит был светский приморский курорт Байи. В последнее время рынок лечебно-оздоровительного туризма претерпевает изменения. Традиционные санаторные курорты перестают быть местом лечения и отдыха лиц преклонного возраста установятся полифункциональными оздоровительными центрами, рассчитанными на широкий круг потребителей. В моду входит здоровый образ жизни, и во всем мире растет число людей, которые тяг поддерживать хорошую физическую форму и нуждаются в восстановительных антистрессовых программах. Основные типы курортов. Различают три главных типа курортов: бальнеологические, грязевые и климатические. Лечебно-оздоровительный туризм в Европе. Основные районы лечебно-оздоровительного туризма в Старом Свете находятся в Центральной и Восточной Европе. Бывшие социалистические страны имеют богатые традиции курортного дела, располагают широким спектром целебных природно-климатических ресурсов, используют современные эффективные методы профилактики заболеваний, лечения и реабилитации пациентов. Установив сравнительно низкие цены на курортное обслуживание при равно высоком терапевтическом эффекте, они получили конкурентное преимущество и контролируют большую долю европейского рынка лечебно-оздоровительного туризма. Список европейских стран, лидирующих по туристским прибытиям на санаторно-курортное лечение, возглавляет Чехия. Самая крупная и известная чешская здравница - Карлови-Вари. Карлови-Вари сегодня принимают посетителей со всех пяти континентов. Помимо Карлови-Вар, на территории Чехии находятся один (старейших в Европе курорт Теплице) Главным конкурентом Чехии на европейском рынке лечебно-оздоровительного туризма является Венгрия. Ее по праву называют зоной термальных бань. Туристские потоки устремляются по двум направлениям: в Будапешт и на озеро Балатон. Польша представлена на рынке лечебно-оздоровительного туризма бальнеологическими и климатическими курортами. Главные приморские бальнеологические и бальнеогрязевые курорты - Свиноуйсьце, Камень-Поморски, Колобжег - находятся на побережье Балтийского моря. Помимо Чехии, Венгрии и Польши, лечебно-оздоровительный туризм развивается в Болгарии, Румынии и республиках бывшей Югославии. Эти страны имеют выход к теплым морям и предлагают основном оздоровительные программы на курортах приморского климатического типа. Страны Западной Европы, несколько потесненные бывшими социалистическими государствами, отличают глубокие традиции курортного дела. Здесь расположены курорты мирового значения: Баден-Баден и Висбаден в Германии, Виши во Франции, Бат в Великобритании, Спа в Бельгии и т. д. + Израиль (мёртвое море) Лечебно-оздоровительный туризм в Америке. На американском континенте бесспорный лидер на рынке лечебно-оздоровительного туризма - США. Их достижения в области здравоохранения общепризнанны. Но медицинская помощь в США стоит дорого, поэтому все больше американцев уделяют первоочередное внимание своему здоровью, профилактике различных заболеваний и с этой целью отправляются на курорты. Основной тип североамериканских курортов - бальнеологические. Они имеются во многих штатах. Известные курорты на минеральных водах Маммот-Спрингс, Хибер-Спрингс, Хот-Спрингс находятся на юге центральной части США, в штате Арканзас. Лечебно-оздоровительный туризм на Ближнем Востоке. На Ближнем Востоке потоки туристов с лечебно-оздоровительными целями направляются по "дороге жизни" на Мертвое море(Иордания). Район Мертвого моря отличается уникальным сочетанием природных целебных факторов - термальных минеральных вод, лечебных грязей и особых биометеорологических условий, оказывающих благотворное влияние на человека. Лечебно-оздоровительный туризм в Азии, Океании и Африке. В странах Южной Азии, АТР, лечебно-оздоровительный туризм развит слабо. Нетрадиционная медицина, фитотерапия и иглоукалывание, получившие широкое распространение на Востоке, не столь привлекательны для иностранных туристов. При этом, Австралия располагает всеми природными ресурсами, необходимыми для лечебно-оздоровительного туризма. Крупные бальнеологические курорты Дейлсфорд, Морк, Спрингвуд сконцентрированы на юго-востоке материка. Приморские климатические курорты Австралии также известны в мире. Золотой Берег, Дэйдрим-Айленд, Кэрнс считаются идеальным местом для отдыха и лечения. В Африке лечебно-оздоровительный туризм набирает силу. Растет популярность курортов Туниса. В 1996 г. здесь был открыт новый Центр водо- и грязелечения, ставший одним из крупнейших в мире. Он оснащен современным оборудованием и обеспечен высококвалифицированными кадрами. Лечение в Центре включает разные виды массажа с использованием морской воды и грязей. На северном побережье Африки находятся приморские климатические курорты. В Египте - это Хургада, признанный туристский центр на Красном море, курорт международного класса Шарм-эш-Шейх, а также Дахаб и Нувейба; в Марокко - Агадир, Мохаммедия, Танжер, Эль-Хосейма и др. На побережье Индийского океана расположены приморские курорты Кении: Момбаса, Кипини, Малинди, Ламу, Килифи. Есть несколько курортов в ЮАР. Остальные страны Африки не имеют ни природных ресурсов, ни средств для развития курортного дела.
30. География мировых туристских потоков с целью отдыха и развлечений.Туристские путешествия для отдыха и развлечений являются наиболее массовыми среди других видов. Для этого направления туризма характерно 3 особенности (по данным Александровой А.Ю., 2001): 1. Внутрирегиональные поездки преобладают над межрегиональными. Их соотношение составляет 82: 18. В Европе на внутрирегиональные туристские потоки приходится до 90 % всех отбытий, в Америке и Азиатско-Тихоокеанском макрорегионе – до 75 %. 2. Меридиональная направленность туристских потоков. Туристы из северных стран в основном отдыхают на берегу теплых морей, отмечаются расширения встречных потоков с юга на север. 3. Получил развитие обмен туристами между бывшими метрополиями и колониями. Этому способствуют прочные традиционные связи, отсутствие языкового барьера, упрощенные туристские формальности. Европа является самым крупным рынком для туризма с отдыхом и развлечениями. Здесь формируются и сюда направляются главные туристские потоки. Внутрирегиональный характер туризма выражен более ярко, чем межрегиональный. Интенсивному внутриевропейскому обмену способствуют: • большое количество стран на относительно малой территории; • тесные экономические, культурные и этнические связи между государствами; • развитая сеть наземных транспортных коммуникаций; • упрощенные туристские формальности; • большое разнообразие природных рекреационных и культурно-исторических достопримечательностей; • развитая туристская инфраструктура.
В межрегиональном туристском обмене важная роль приходится на США (7 %). Из Азиатско-Тихоокеанского макрорегиона в Европу едут 3,5 % туристов, из Африки, стран Ближнего Востока и Южной Азии – 1,6 %. Среди регионов на европейском континенте самым посещаемым является Западная Европа – 34,4 %, затем следует Южная Европа – 29,4 %, Центральная и Восточная Европа – 21,9 %. Наиболее посещаемыми странами туризма отдыха и развлечений являются Франция, Испания и Италия. На них приходится свыше 80 млн прибытий на купально-пляжный сезон. География выездного туризма отдыха и развлечений в Европе похожа на пространственную картину въездного туризма. Разница лишь в том, что в межрегиональном обмене возрастает роль Африки, Ближнего Востока и Южной Азии. Самой путешествующей нацией не только в Европе, но и в мире считается Германия. Ежегодно немцы совершают свыше 80 млн туристских поездок. Американский макрорегион по прибытиям занимает 2-е место в мире. Из 4-х регионов Америки наиболее посещаемым является Северо-Американский регион (70 %), стремительно возрастает количество туристов в Южной Америке (14,4 %). В Америке подавляющая часть туристских потоков сосредоточена внутри региона. Особенно интенсивен обмен между США, Канадой и Мексикой. Так, Мексику ежегодно посещает свыше 20 млн туристов из США, Канаду – свыше 15 млн человек. Среди других направлений выделяется быстрорастущий поток в Азиатско-Тихоокеанский макрорегион. Наиболее привлекательными странами для американцев являются Китай, Япония, Республика Корея, Сингапур. В Азиатско-Тихоокеанском макрорегионе туризм еще очень молод. Основные туристские потоки направляются в Восточную Азию (57 %). Странам Юго-Восточной Азии отдают предпочтения 1/3 часть туристов макрорегиона, Сянган, Малайзия. Сингапур, Таиланд, Корея, Индонезия и Тайвань являются наиболее популярными туристскими направлениями. Экономический рывок этих стран привел к резкому развитию индустрии отдыха и развлечений. Эти территории притягивают туристов возможностями пляжного отдыха и экзотикой. Привлекает своей индустрией развлечений Япония. В выездном туризме ведущую роль играет Япония (до 30 млн поездок с целью развлечений и покупок). В Африке на рынке пляжно-купального и экскурсионно-познавательного туризма выделяются Египет, Тунис и Марокко. Ближний Восток в этом направлении играет второстепенную роль. 31. Мировые центры делового туризма.Само понятие Business Travel (деловой туризм) совсем новое. На Западе о нем заговорили как о доходном и самостоятельном виде туризма в 70–80-е годы прошлого века. В настоящее время это одна из самых высокодоходных отраслей мировой туриндустрии. Территориальное распределение деловых поездок характеризуется крайней неравномерностью. Большая часть туристских потоков со служебными целями направляется в Европу. Вместо понятия Business Travel специалисты часто используют термин – аббревиатуру – MICE: Meeting-Intentives-Conferences-Exibitions (деловые встречи – интенсив-туризм – конференции-выставки). Статистика туристских бизнес-поездок. • 70,8 % – Индивидуальные деловые поездки. • 12,6 % – Конференции и семинары. • 10,9 % – Выставки. • 3,3 % Конгрессный туризм. • 2,4 % – Интенсив-туризм
Среди европейских государств, принимающих потоки деловых людей, выделяются Германия, Великобритания, Франция, Нидерланды, Италия, Испания, Швеция, Швейцария. Особое место занимает Бельгия с главным городом Брюсселем, являющимся одновременно и столицей ЕС.
Во Франции и Бельгии каждое десятое прибытие осуществляется с деловыми целями, а в Великобритании - каждое третье. В начале XXI века усилилась привлекательность Центральной и Восточной Европы для бизнес-туризма. ВТО прогнозирует усиление привлекательности Центральной и Восточной Европы как рынка делового туризма в первых десятилетиях XXI в. В Американском макрорегионе бизнес-туризм развивается бурными темпами. Основные потоки идут в США, Канаду и Мексику. Сюда совершается каждая восьмая поездка со служебными целями. С подъемом экономики, расширением и укреплением торговых связей некоторые страны этого региона (Парагвай, Гватемала, Коста-Рика, Перу) упрочняют свои позиции на рынке делового туризма. В странах АТР каждая третья служебная поездка осуществляется в Сянган, Сингапур и Тайвань. В Африке и на Ближнем Востоке деловой туризм развивается неравномерно. Очень многое зависит от геополитической обстановки в макрорегионе. На африканском континенте деловой туризм развивается быстрыми темпами в Конго, Зимбабве и Эфиопии. Но по абсолютному количеству прибытий лидируют Египет, ЮАР и Марокко. На Ближнем Востоке деловых людей в большей степени ждут в Саудовской Аравии, Кувейте, ОАЭ и Иордании. Наиболее динамично развивается на рынке деловых поездок конгрессно-выставочный туризм. Около 80 % этих мероприятий проводится в Западной Европе и на Северо-Американском континенте (США, Франция, Великобритания). Крупнейшими центрами конгрессно - выставочной деятельности в Европе и Америке являются Амстердам, Барселона, Брюссель, Вашингтон, Вена, Женева, Копенгаген, Лондон, Мадрид, а также Париж и Страсбур. Ежегодно государственные и деловые лица съезжаются в Давос (Швейцария), где проходят форумы по актуальным вопросам развития мирового хозяйства. Для продвижения турпродукта на внутреннем и внешнем рынке в последние 20–25 лет большое значение приобрели специализированные туристские выставки и биржи. Самыми крупными в мире считаются: Международная туристская биржа в Берлине (ITB, 10 тыс. экспонентов из 195 стран, 130 тыс. посетителей); Международная туристская выставка – биржа Фитюр (FITUR) в Мадриде (113 тыс. посетителей, более 5,5 тыс. экспонентов); Всемирная туристская выставка (WTM) в Лондоне (5,2 тыс. экспонентов); Международная туристская биржа в Милане (130 тыс. посетителей, более 5 тыс. экспонентов); Московская международная выставка «Путешествия и туризм» (MITT, 120 тыс. посетителей, 2,5 тыс. экспонентов). 32. География религиозного туризма в мире.Сегодня, как и много веков назад, религиозные убеждения являются одним из главных мотивов путешествий. Каждый год свыше 200 млн. человек (2001г.) в мире совершают паломничество. Из них 150 млн. христиан, 20-30 млн. индуистов, 40 млн. буддистов, мусульман, синтоистов и др. Верующие странствуют для поклонения святыням в надежде обрести душевное спокойствие, избавиться от тяжкого недуга, ощутить единение с духовно близкими людьми. Они отправляются в путь, чтобы исполнить наложенную епитимью, воздать хвалу высшим силам за обретенную благодать или просто выразить благодарность вере, наполняющей их жизнь смыслом. Для географического изучения широкой и весьма пестрой картины паломничества поделим географию Р. Т. в зависимости от вида религии. Иерусалим - крупнейший религиозный центр мира. Особое место среди мировых культовых центров занимает Иерусалим- святое место для приверженцев трех религий - иудаизма, христианства и ислама. Центры христианского паломничества. В отличие от Иерусалима, воплощающего в себе удивительное разнообразие религиозных связей, большинство центров паломничества связано с одной религией. В христианском мире существует много святых мест в различных районах Земли. Но наиболее почитаемые среди них находятся в Европе: Рим (Италия), Париж и Лурд (Франция), Фатима (Португалия), Варшава (Польша), Монсеррат (Испания), Бари (Италия) и др. Миллионы паломников устремляются в эти центры в надежде увидеть чудесное явление или поклониться священным реликвиям и приобщиться к исходящей от них благодати. Особенно почитаемы у христиан реликвии, связанные с крестными муками и смертью Иисуса Христа. Наиболее известное из них - терновый венец - находится в Париже, в соборе Нотр-Дам. Туринская Плащаница хранится в серебряном бронированном ларце в кафедральном соборе Турина (Италия). Один раз в четверть века она выставляется на всеобщее обозрение. В такие годы Турин посещают миллионы паломников. Крупнейшим центром христианского паломничества, где можно поклониться сразу многим святыням, является Рим. Ежегодно его посещают 8 млн. христиан-богомольцев. В Вечном городе находятся смирно известные соборы. Один из них - Сан-Джованни-ин-Латерано был основан в IV в., неоднократно разрушался и вновь восстанавливался. Его величают "матерью и главой всех церквей Рима и земли". В нем собраны священные реликвии: головы святых Петра и Павла, иудейский Ковчег Завета, святой жезл Аарона, накидка Марии, часть стола, за которым проходила Тайная Вечеря, перекладина "истинного креста". Сегодня Лурд (там Образ Пресвятой Девы явился местной девушке) - второй после Рима культовый центр по числу христиан-пилигримов (4,6 млн. человек в год). Подобные святые места существуют в Испании, Португалии, Мексике. В пределах Рима находится государство-город Ватикан - центр католической церкви, резиденция ее главы - Папы Римского. В Ватикане сосредоточены ценнейшие сокровища культуры, в частности собор Святого Петра, поражающий своим величием и великолепием. Миллионы паломников стекаются сюда со всего мира. Вышеназванные христианские святыни не исчерпывают полного их перечня. Такого количества и разнообразия предметов и мест культового поклонения, как в христианстве, нет ни в одной другой религии мира. Центры паломничества мусульман. Мусульмане имеют свои центры религиозного притяжения. Главным среди них считается Мекка в Саудовской Аравии. Слово "мекка" стало синонимом паломничества далеко за пределами мусульманского мира, но лишь приверженцам ислама разрешается посещать священный город, где, согласно религиозному учению, родился пророк Мухаммед. Кааба расположена в мечети аль-Харам - самом большом в мире храме под открытым небом. Каждый год на богомолье на его территории собираются до 2 млн. человек. Путешествие в Мекку является одной из основных обязанностей мусульман. Другая их святыня находится в г. Медина, также расположенном в Саудовской Аравии. Центры буддийского паломничества. Ортодоксальные буддисты не совершают паломничества в том смысле, какой вкладывают в него христиане или мусульмане. Однако они имеют свои святыни и предпринимают к ним индивидуальные путешествия в поисках духовного совершенства. Священный г. Лхаса, что расположен в Гималаях на высоте 3650 м. Здесь находятся монастырь и дворец Далай-ламы - духовного главы буддистов. Другая святыня буддийского мира расположена в г. Канди (Шри-Ланка). В самом центре города на берегу искусственного озера стоит обнесенный рвом храм Далида Малигава, в котором как величайшее сокровище хранится левый клык Будды. По мнению верующих, это - главное достояние страны, залог и гарантия ее суверенитета. 33. Пляжный туризм: основные районы мира.Пляжный отдых это то, о чем мечтает почти каждый человек. Отдых, как и люди мечтающие о нем, бывает разный. Пляжный отдых на Сардинии, Кипре, Крите или Сан Тропе, одни из самых респектабельных мест отдыха в Европе, это дневное уединение, смешанное с роскошной ночной жизнью. Пляжный отдых на экзотических островах - это отдых в таких местах, где время останавливается. Не надо никуда торопиться, думать о том, как в течение срока пребывания посетить десяток экскурсий и обойти сотню магазинов. Спрос на пляжный отдых неизменен. Каждый человек получает духовное наслаждение: это незабываемое ощущение, которое возникает от понимания того, что ты находишься в тысяче километров от своего дома, что все проблемы остались там, а здесь начинается новая фаза жизни. И самое главное, никуда не надо торопиться. Есть время подумать, поразмышлять: Есть время жить!Пляжный отдых является одним из наиболее популярных в мире. Три четверти туристов предпочитают проводить отпуск вблизи воды - на реках, озерах, морском побережье или в морском путешествии. Наиболее привлекательными остаются морские побережья, как составная часть формулы пассивного отдыха, известной как «три S»: море-солнце-пляж (Sea-Sun-Sand). Для 70% туристов, прибывающих в Испанию, Грецию, Таиланд и ряд других стран, основным мотивом является отдых у моря. Для островных государств и территорий (Кипр, Гавайи, Куба, Бермуды, Мальдивы и многие др.) купально-пляжный отдых иностранных туристов стал весьма доходной отраслью хозяйства. Отдых на воде и у воды включает разные рекреационные занятия: купание, солнечные ванны, прогулки по побережью, спортивные игры на берегу (например, пляжный волейбол), серфинг и виндсерфинг, катание на лодках, катерах, водных лыжах и велосипедах, подводное плавание, рыбалка и др. Страны мира: Италия, Франция, Испания, Греция, Кипр, Мальта, Тунис, Египет, Тайланд, ОАЭ, Индия (Гоа). 34. Специализация стран и регионов мира на экологическом туризме.В мощной туристической сфере бизнеса как отдельное направление выделился в последние годы экологический туризм, причем специалисты во всем мире признают его одним из самых перспективных видов туризма. Экологический туризм служит главным источником доходов для Кении, Коста-Рики и одним из главных – для ряда других стран. По различным оценкам экологический туризм составляет 10–20% от всего рынка мирового туризма и является наиболее динамично развивающейся отраслью. Организация Объединенных Наций даже объявила 2002-й год «Годом экологического туризма». Определение, данное Обществом экотуризма США, гласит: «Экотуризм – это путешествия в места с относительно нетронутой природой с целью, не нарушая целостности экосистем, получить представление о природных и культурно-этнографических особенностях данной территории. Экотуризм создает такие экономические условия, когда охрана природы становится выгодной местному населению». Если расшифровать это краткое определение, станет понятно: для того, чтобы заслужить право называться экологическим, туризм должен соответствовать весьма жестким требованиям. Среди принимающих стран лидируют Лаос, Кения, Танзания, Эквадор, Коста-Рика, Непал, Австралия, Новая Зеландия и ЮАР. В развитых странах Европы и США экотуристы часто путешествуют по своим странам (национальные парки). США Гавайские вулканы, Гранд-Каньон, Йеллоустоун, Мамонтова пещера, Редвуд, внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
35. Спортивный и экстремальный туризм в мире.Спортивный туризм, который в России принято называть активным туризмом, включает походы по маршрутам определенной категории сложности и соревнования по технике туризма. Он нацелен на повышение мастерства туристов, совершенствование маршрутов, отработку различных приемов страховки и освоение новых видов снаряжения. Как и в спорте, в активном туризме существуют ступени (разряды) и звание мастера спорта. Сложность похода определяется категорией сложности маршрута. В настоящее время к активным видам туризма относят пешеходный, лыжный, водный, велосипедный, горный, конный, авто- и мототуризм и спелеотуризм. Самые массовые из них - пеший, водный, горный и лыжный. Наиболее динамично развиваются горный и водный туризм. Спортивный туризм - это прежде всего средство повышения мастерства туриста и серьезная физическая нагрузка. Если это становится вторичным, а на первое место выходят испытание резервов человека, острые ощущения, новые впечатления и открытия, спортивный туризм превращается в экстремальный, то есть спортивный туризм на уровне самых высоких категорий сложности. В этом случае в нем появляются элементы риска, реальной опасности. Абсолютно экстремальные виды туризма - дельтапланеризм и полеты на парапланах. Спелеотуризм предполагает посещение естественных или рукотворных пещер и лабиринтов. Он интересен разнообразием их рельефа, создающего препятствия для прохода (колодцы, завалы, узкие щели, подземные реки и т.д.), а также экстремальными - неблагоприятными - физическими условиями. Горный туризм - это путешествие в горах по склонам, гребням, ледникам, через перевалы и горные потоки. Чаще всего под горным туризмом подразумевают только альпинизм, а между тем к нему относятся также геотуризм и минерологический туризм. Альпинизм считают экстремальным видом спорта, поскольку он связан с реальными опасностями - преодолением крутых склонов и гребней, щелей, трещин, а также риском попадания в снежные лавины, камнепады, сели - в условиях плохой погоды, низкого атмосферного давлении и высокой солнечной радиации. Особенно экстремален альпинизм в зимнее время. Водный туризм - походы по рекам, озерам, морям и водохранилищам на надувных лодках (рафтах), разборных байдарках, катамаранах, плотах и пр. Сочетает в себе элементы познавания, активного отдыха, оздоровления и спорта и доступен всем здоровым людям. Велосипедный туризм - это путешествия и спортивные походы на велосипедах по равнине, оврагам, пескам, горным тропам, рекам (вброд) на дорожных, спортивных и горных (т.н. маунтинбайки) велосипедах. Этот вид транспорта наиболее экологичен. Распространен практически везде. 36. Всемирная туристская организация: значение, функции, история создания, структура, состав участников.Всемирная туристская организация (ЮНВТО), специализированное учреждение Организации Объединенных Наций, является ведущей международной организацией в сфере туризма и путешествий. Штаб-квартира в Мадриде (Испания). Всемирная организация по туризму занимается развитием устойчивого и общедоступного туризма. Генеральный секретарь — Талеб Рифаи (Иордания) (раньше был заместителем).До него Франческо Франжиалли (гражданин Франции). Миссия ЮНВТО - пропаганда и развитие ответственного, устойчивого и общедоступного туризма, призванного способствовать экономическому развитию, международному взаимопониманию, миру, благосостоянию, а также взаимному уважению, безусловному соблюдению гражданских прав и основных свобод. Главная цель ВТО - способствовать развитию туризма как основного фактора обеспечения международного мира и взаимопонимания, мировой торговли и укреплению мирохозяйственных связей между государствами. Согласно Уставу основными целями ВТО являются: ■ ускорение и расширение содействия развитию туризма (международного и внутреннего), взаимопониманию, здоровью и процветанию людей во всем мире; ■ помощь людям в получении доступа к образованию и культуре посещаемых стран во время путешествий; ■ улучшение стандартов проживания и пребывания в менее развитых районах мира посредством помощи в обеспечении необходимой материально-технической базы для иностранного туризма и развития транспортных путей, соединяющих с данными регионами ■ расширение возможностей стран, принимающих туристов, и тем самым увеличение вклада в развитие их экономики; ■ координация туристских интересов стран — членов ВТО; ■ содействие в установлении постоянных взаимоотношений между разными объединениями туроператоров. Создана в 1925 как Международный конгресс официальных туристических ассоциаций в Гааге. После Второй мировой войны переименована в Международный союз официальных туристических организаций (со штаб-квартирой в Женеве), в который входили 109 национальных туристических организаций и 88 ассоциированных членов. В 1967 преобразован в межправительственный орган, сотрудничающий с другими организациями ВОЗ, ЮНЕСКО и др. В 1969 Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию, в которой признавалась роль, которую преобразованный Международный союз официальных туристических организаций должен играть в сфере туризма. В 1974 Международный союз был преобразован во Всемирную организацию по туризму. Первая генеральная ассамблея прошла в Мадриде в мае 1975. 27 сентября 1970 г. (будущий Всемирный день туризма) - принятие устава Всемирной туристской организации в Мексике 27 сентября 1979 года Генеральной ассамблеей Всемирной туристской организации в Маниле учрежден Всемирный день туризма. В 2003 ВТО получила статус специализированного учреждения Организации Объединённых Наций. В 2007 г. в состав ЮНВТО входят 150 стран, 7 территорий и около 300 Присоединившихся членов, представляющих предприятия частного сектора, учебные заведения, туристские ассоциации и местные туристские администрации. Сейчас 154 гос-ва. Члены ВТО делятся на 3 категории:- действительные члены (представители суверенных гос-в) - ассоциированные члены (представители стран и территорий непризнанных гос-в (Гонконг, Абхазия) - присоединившиеся члены (проф.тур.объединения – туроператоры, гостиницы)
Структура ВТО.Генеральная ассамблея. - является высшим органом ВТО. Ассамблея созывается раз в два года для обсуждения бюджета Организации и ее программы работы, а также актуальных проблем в области туристского сектора. Раз в четыре года Генеральная ассамблея избирает Генерального секретаря Организации. Генеральная ассамблея состоит из голосующих делегатов из числа Действительных и Ассоциированных членов. 1) Исполнительный совет. - является руководящим органом ЮНВТО. Исполнительный совет проводит свои заседания два раза в год. Этот орган состоит из 29 членов, избираемых Генеральной ассамблеей из расчета одно место в Совете от каждых пяти Действительных членов. Испания как страна, размещающая у себя Штаб-квартиру ЮНВТО, имеет одно постоянное место в Исполнительном совете. 2) Региональные комиссии. В ЮНВТО имеется шесть региональных комиссий: для каждого региона - для Африки, Американского региона, Ближнего Востока, Азиатско-Тихоокеанского региона, Европы и Южной Азии. Комиссии проводят на свои заседания не реже одного раза в год и состоят из всех Действительных и Ассоциированных членов из соответствующего региона. 3)Комитеты. В ВТО существуют специальные комитеты, образованные членами ВТО для разработки рекомендаций по управлению и содержанию программы работы:
¾ Комитет по программе,
¾ Бюджетно-финансовый комитет,
¾ Комитет по статистике и макроэкономическому анализу туризма,
¾ Комитет по исследованию рынка и продвижению туризма,
¾ Комитет по устойчивому развитию туризма,
¾ Комитет по обеспечению качества,
¾ Комитет ЮНВТО по образованию,
¾ Деловой совет ЮНВТО
¾ Всемирный комитет по этике туризма.
2) Секретариат. Секретариат, которым руководит Генеральный секретарь, имеет в своем составе около 90 сотрудников, работающих в штаб-квартире ЮНВТО в Мадриде. Генеральному секретарю помогает его Заместитель. Сотрудники ЮНВТО отвечают за реализацию программы работы ЮНВТО и выполнение задач, которые ставят члены Организации. Официальными языками ВТО являются английский, арабский, испанский, русский и французский. К числу организаций ООН, занимающихся вопросами развития международного туризма эпизодически, относятся Конференция ООН по туризму и путешествиям, экономический и социальный Совет (ЭКОСОС), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международная организация труда (МОТ), Международная ассоциация транспортной авиации (ИАТА).
37. Международное регулирование туристкой деятельностью.
Под международным регулированием в туризме понимается комплекс мер и мероприятий, направленный на регулирование тур. Деятельностью в мире.
Меры: 1) экономические (создание свободных эк. Зон, кредитование, льготы, гуманитарная помощь…) 2) политические (принятие законов, стандартизация, сертификация, лицензирование) – правовые 3) социальные (повышение образования, проведение конференций, обмен опытом)
4) и т. д. инструменты регулирования-это различные мероприятия (конференции, встречи, форумы, конгрессы…) международные документы (декларации, резолюции, соглашения, протоколы, рекомендации) международные организации классифицируются:
по общественно-государственному признаку: - правительственные – общественные - частные
По территории: - межденародные – региональные – национальные По сфере деятельности: - транспортные – турагентские – туроператорские - локальные профсоюзы
По виду деятельности: - регулирующие - проектные организации - обучающие организации
- издательские организации - поставщики услуг
Так же по виду деятельности: - правительственные – неправительственные 3 модели управления тур деятельностью:
1) отсутствие государственного регулирования туристской деятельности (США)
2) предусматривает наличие министерства (Россия)
3) вопрос развития туризма решается на уровне многоотраслевого министерства (Европа).
38. Структура управления туризмом в России.
3 модели управления тур деятельностью:
1) отсутствие государственного регулирования туристской деятельности (США)
2) предусматривает наличие министерства (Россия)
3) вопрос развития туризма решается на уровне многоотраслевого министерства (Европа).
39. Лицензирование, стандартизация и сертификация в туризме.
Лицензирование.Лицензирование - это тот механизм, с помощью которого государство влияет на уровень обслуживания туристов.Лицензия выдается на срок не более трех лет.
В странах Западной Европы, прежде чем получить лицензию, фирма должна доказать свою надежность, наличие необходимого стартового капитала, проинформировать лицензионный орган о страховых гарантиях или банковских залогах. В ряде стран от предпринимателя потребуют предоставить годовой баланс и данные аудиторской проверки. Практически везде турфирма не вправе заниматься ничем другим, кроме туризма.
Требования к кадровому составу: 1) для турагентской и внутрироссийской туроператорской деятельности - не менее одного работника, имеющего специальное образование или стаж работы в сфере туризма не менее 3-х лет; 2) для международной туроператорской деятельности - более 20% работников (или не менее пяти работников), имеющих специальное образование или стаж работы в сфере туризма не менее 3-х лет.
Стандартизация. Стандартизация - это деятельность по установлению норм, правил и характеристик по упорядочению деятельности в какой-либо области посредством широкого и многократного использования установленных положений, требований, норм для решения реально существующих, планируемых или потенциальных задач.
Цель стандартизации — достижение оптимальной степени упорядочения в той или иной области посредством широкого и многократного использования установленных положений, требований, норм для решения реально существующих или потенциальных задач.
Сертификация. По определению международной организации по стандартизации (ИСО), сертификация - это процедура подтверждения соответствия результата производственной деятельности товара, услуги нормативным требованиям, "посредством которой, третья сторона документально удостоверяет, что продукция (процесс) или услуга соответствует заданным требованиям". Сертификация может быть как обязательной, осуществляемой в законодательно регулируемой сфере, так и добровольной, осуществляемой в нерегулируемой сфере хозяйствования. Обязательная сертификация является инструментом для защиты общества и граждан от товаров и услуг, способных нанести вред здоровью, имуществу и окружающей среде. Добровольная сертификация составляет неотъемлемую часть современных рыночных отношений, являясь фактором повышения конкурентоспособности товаров и услуг, развивается, как правило, при поддержке государства.
Российская сертификация находится в стадии развития. Она была введена в 1992 году как защитная мера в связи с тем, что на несовершенный российский рынок хлынули товары, среди которых было много недоброкачественных или просто опасных для жизни.
Элементами системы регулирования безопасности товаров и услуг являются:
1. системы выдачи лицензий на право ведения какой-либо деятельности;
2. нормативы безопасности и качества;
3. процедура оценки и подтверждения соответствия товаров и услуг установленным требованиям.
40. Важнейшие декларации в области международного туризма.
Манильская декларация по мировому туризму
Принята Всемирной конференцией по туризму, проходившей в Маниле (Филиппины) с 27 сентября по 10 октября 1980 года, созванная Всемирной туристской организацией в целях выяснения реальной, сущности туризма во всех его аспектах и той роли, которую туризм, призван играть в динамичном и значительно изменяющемся мире, а так же для рассмотрения ответственности государств за развитие туризма в современных обществах в качестве деятельности, выходящей за пределы чисто экономической области в жизни стран и народов.
Хартия туризма
Важнейшим событием в деле развития международного туризма можно считать утверждение ВТО на VI сессии ее Генеральной Ассамблеи в 1985 г. Хартии туризма и Кодекса туриста. На этой же сессии была принята специальная резолюция о роли туризма в деле укрепления мира и резолюция по молодежному туризму.
Хартия туризма представляет собой основной международный документ, в котором зафиксированы нормы и принципы отношений государств в области туристской деятельности.
Принципы:
периодический отпуск, а также право свободно передвигаться без ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом»;
«государства должны разрабатывать и проводить политику, направленную на обеспечение гармоничного развития внутреннего и международного туризма»;
«государствам следует содействовать упорядоченному и гармоничному росту как внутреннего, так и международного туризма»;
«государства должны проводить туристскую политику в соответствии с политикой общего развития, проводимой на различных уровнях — местном, региональном, национальном и международном, — и расширять сотрудничество в области туризма как на двусторонней, так и многосторонней основе».
Гаагская деклаация
В 1989 г. в Гааге (Нидерланды) состоялась Межпарламентская конференция по туризму.
Декларации можно свести к следующему:
- туризм — эффективное средство содействия социально-экономическому росту страны;
- основным условием развития туризма является естественная, культурная и человеческая окружающая среда;
- туризм носит исключительно гуманный характер;
- каждый человек имеет право на свободные путешествия;
- основа развития туризма — упрощение формальностей путешествий;
- важнейшим условием развития туризма является безопасность и защита туристов, уважение их достоинства;
- государства должны принимать меры по борьбе с терроризмом, совершенствовать качество туристских услуг, планировать развитие туристской инфраструктуры.
41. Международные туристские организации: правительственные и общественные. Международные организации – это объединения государственных или национальных обществ неправительственного характера, созданные для достижения общих целей в какой-либо области человеческой деятельности. Правительственные организации созданы правительствами различных стран и обладают государственными полномочиями.Неправительственные организации подразделяются на общественные организации и ассоциации.Международные туристские организации могут носить названия: организация, союз, ассоциация, группа ассоциаций, федерация, конфедерация, объединение, ассамблея, комиссия, комитет, фонд, совет, центр, бюро, институт или агентство. Всемирная туристская организация (ЮНВТО), специализированное учреждение ООН, является ведущей международной организацией в сфере туризма и путешествий. Служит в качестве глобального форума в области туристской политики и практического источника туристского ноу-хау. ВТО играет центральную и решающую роль в пропаганде и развитии ответственного, устойчивого и общедоступного туризма, призванного способствовать экономическому развитию, международному взаимопониманию, миру, благосостоянию, а также взаимному уважению, безусловному соблюдению гражданских прав и основных свобод. ВТО была создана в 1925 г. в Гааге. В 2007 г. в состав ВТО входят 150 стран, 7 территорий и около 300 присоединившихся членов. Устав ВТО был принят 27 сентября 1975г. Генеральная ассамблея является высшим органом ВТО. Ассамблея созывается раз в два года для обсуждения бюджета Организации и ее программы работы. Исполнительный совет является руководящим органом ЮНВТО. В составе ВТО имеется 6 региональных комиссий: для Африки, Американского региона, Ближнего Востока, Восточной Азии и Тихоокеанского региона, Европы и Южной Азии. Комитеты. В ВТО существуют специальные комитеты, образованные членами ВТО для разработки рекомендаций по управлению и содержанию программы работы. Секретариат. Секретариат имеет в своем составе около 90 сотрудников, работающих на полной ставке в штаб-квартире ЮНВТО в Мадриде.
Международная ассоциация воздушного транспорта (International Air Transport Association – IATA) - всемирная организация для всех международных авиаперевозчиков, основанная в 1919 г. и реорганизованная по окончании второй мировой войны в 1945 г. IATA представляет собой профессиональную ассоциацию авиационных компаний, осуществляющих международные рейсы.
Международная организация гражданской авиации (International Civil Aviation Organization – ICAO) - организация, с 1948 г. по специальному соглашению работающая под эгидой ООН. Главной задачей ICAO является развитие и обеспечение безопасного, специализированного и экономически эффективного международного рынка авиаперевозок согласно международным стандартам и нормам.
Международная конфедерация студенческого туризма(International Student Travel Confederation – ISTC)- По инициативе ЮНЕСКО в 1949 г. была учреждена ISTC, цель – содействовать развитию студенческого туризма, образовательных и культурных обменов, поощрять распространение знаний о разных странах и культурах, способствовать укреплению взаимопонимания между народами.
Всемирная Федерация ассоциаций туристских агентств (УФТАА) -организация была создана 22 ноября 1966 г. в результате слияния двух межд. Орг.: Международной федерации туристских агентств и Всемирной организации ассоциаций туристских агентств. Всемирная федерация объединяет 76 национальных ассоциаций и организаций и более 1400 индивидуальных членов. Вместе они представляют интересы более чем 30000 туристских бюро и агентств 80 стран мира.
Международная гостиничная ассоциация - основана 18 марта 1946 г. в Лондоне по инициативе швейцарского общества владельцев гостиниц.
42. Страхование как отрасль мировой экономики. Основные понятия и роль в туризме. Страхование - одна из трех сфер финансовой системы. Страхование связано с распределением совокупного общественного продукта и части национальных богатств. Для страхования в то же время характерны экономические отношения только по перераспределению доходов и накоплений, связанных с возмещением материальных и иных потерь. Таким образом, страхование связано с вероятностным движением денежной формы собственности.
Страховой риск– это предполагаемое событие, на случай наступления которого производится страхование.
Страховой случай– фактически наступившее событие, которое предусмотрено законом или договором страхования и влечет возникновение обязанности страховщика произвести страховую выплату.
Страховая премия– плата за страхование, которую страхователь (выгодоприобретатель) обязан уплатить страховщику в порядке и в сроки, которые установлены договором страхования.
Страховой взнос– часть страховой премии, если она подлежит уплате в рассрочку.
Страховой тариф– ставка, взимаемая страховщиком с единицы страховой суммы с учетом объекта страхования и характера страхового риска, которая используется для расчета размера страховой премии.
Страховой интерес– заинтересованность двух сторон в совершении договора страхования.
Страховая сумма– сумма, которую при наступлении страхового случая по договору личного страхования страховщик обязуется выплатить страхователю.
Страховой полис– это исходящий от страховщика документ, подтверждающий факт заключения договора страхования. В понятие страхового полиса также включаются свидетельство, сертификат и квитанция.
Страхование в туризме, по юридическому определению, представляет собой отношения между страхователями (туристскими организациями, туристами) и страховщиками (юридическими лицами любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством России) по защите имущественных (материальных) интересов дееспособных и недееспособных туристов (застрахованных, выгодоприобретателей и третьих лиц) при наступлении определенных событий (страховых случаев) в период путешествия. Следовательно, основными сторонами таких отношений являются страховщики (страховые компании), страхователи (туроператоры и турагенты) и туристы, выезжающие за рубеж.