Методы проектирования АИС
Наиболее известными являются три метода проектирования АИС:
1) индивидуальный (оригинальный),
2) типовое проектирование,
3) автоматизированный проект (САПР).
Индивидуальное проектирование характеризуется тем, что все виды работ для различных объектов выполняются по индивидуальным проектам. В процессе индивидуального проектирования применяются свои оригинальные методики и средства проведения работ. Состав работ на всех этапах обследования, проектирования и внедрения создаются для конкретного объекта по мере необходимости. Для этого метода проектирования характерны:
- высокая трудоемкость,
- большие сроки проектирования,
- плохая модернизируемость,
- слабое сопровождение.
Типовое проектирование – разбиение системы на множество составных компонентов и создание для каждого из них законченного проектного решения, которое при внедрении привязывается к конкретным условиям объекта. В зависимости от декомпозиции различают:
- элементное проектирование,
- подсистемное,
- объектное.
При элементном методе проектирования, вся система разбивается на конечное множество элементов, каждый из которых является типовым. В качестве элементов могут выступать проектные решения по информационному, техническому, программному видам обеспечения.
Подсистемный метод проектирования характеризуется более высокой степенью интеграции элементов ИС. Декомпозиция системы осуществляется на уровне функциональных подсистем, иногда комплекса задач, каждая из выделенных подсистем представляется в законченном виде ППП.
Объектное проектирование – декомпозиция ИС не производится. Типовой объект создается в целом для некоторого обобщенного объекта, определенной группы.
Наибольшее применение типовое проектирование АИС получило при информатизации следующих видов деятельности:
- бухгалтерский учет, включая управленческий и финансовый;
- справочное и информационное обслуживание экономической деятельности;
- организация труда руководителя;
- автоматизация документооборота;
- экономическая и финансовая деятельность,
- обучение.
В последнее время все большее число организаций, предприятий, фирм предпочитает покупать готовые пакеты и технологии, а если необходимо, добавлять к ним свое ПО, так как разработка собственных ИС и ИТ связана с высокими затратами и риском.
Ø Наибольшее число ППП создано для бухгалтерского учета. Среди них можно отметить «1C: бухгалтерия», «Турбо-Бухгалтер», «Инфо-Бухгалтер», «Парус», «ABACUS», «Бэмби+» и др.
Ø Справочное и информационное обеспечение управленческой деятельности представлено следующими ППП: «ГАРАНТ» (налоги, бухучет, аудит, предпринимательство, банковское дело, валютное регулирование, таможенный контроль); «КОНСУЛЬТАНТ+» (налоги, бухучет, аудит, предпринимательство, банковское дело, валютное регулирование, таможенный контроль).
Ø Экономическая и финансовая деятельность представлена следующими ППП: «Экономический анализ и прогноз деятельности фирмы, организации» (фирма «ИНЕК»), реализующий функции: экономический анализ деятельности фирмы, предприятия; составление бизнес-планов; технико-экономическое обоснование возврата кредитов; анализ и отбор вариантов деятельности; прогноз баланса, потоков денежных средств и готовой продукции.
Ø Многопользовательский сетевой комплекс полной автоматизации корпорации «Галактика» (АО «Новый атлант»), который включает такие важные аспекты управления, как планирование, оперативное управление, учет и контроль, анализ, а для принятия решений – позволяет в рамках СППР обеспечивать решение задач бизнес-планирования с использованием ППП Project-Expert.
Таким образом, при типовом проектировании АИС на основе ППП последовательность работ сводится к следующему:
· выбор ППП для реализации функций управления на данном объекте;
· привязка выбранных ППП к конкретным значениям параметра объектов.
В области автоматизации проектирования ИС в последние годы сформировалось новое направление CASE-технологии (COMPUTER Aided System / Soft Wore Engineering).
CASE-технологии – это совокупность методов анализа, проектирования, разработки и сопровождения ИС с максимальной автоматизацией процессов разработки и функционирования систем.
Организационно CASE-индустрия включает компании трех типов:
· разработчиков средств анализа и проектирования;
· разработчиков специальных средств с ориентацией на узкие предметные области;
· обучающие, информирующие и консалтинговые фирмы, оказывающие соответствующие услуги при использовании CASE-пакетов.
Компании, предоставляющие такие услуги, получили название системных интеграторов.
Следует отметить, что этот термин имеет два понятия. Согласно первому, под термином «системный интегратор» понимаются как компании, специализирующиеся на сетевых и телекоммуникационных решениях (сетевые интеграторы), имеющие в свою очередь, сеть своих продавцов, так и компании – программные интеграторы. Существует и другая трактовка понятия «системный интегратор», которая закрепляет за компанией комплексное решение задач заказчика при проектировании ИС.
При этом имеется в виду, что заказчик полностью доверяет детальную проработку и реализацию проекта системному интегратору, оставляя за собой лишь определение исходных данных и задач, которые должна решать реализуемая АИС.
CASE-технологии проектирования ИС ориентируются на архитектуру готовых программных изделий. Это обусловлено необходимостью:
- быстрее создавать и внедрять ИС при меньших затратах;
- обеспечить единый простой интерфейс;
- сократить усилия на обслуживание существующих приложении при их адаптации к условиям конкретного предприятия.
В целом мировой опыт разработки проектов АИС свидетельствует о следующем:
1) Начальные фазы проекта сильно влияют на конечный результат, так как на них принимаются основные решения, определяющие качество ИС. На 30% качество будущих ИС обусловлено этапом разработки концепции и технического предложения, на 20 – фазой проектирования, на 20 – фазой изготовления, на 30% – фазой сдачи объекта и завершения проекта ИС.
2) На обнаружение ошибок, допущенных на этапе системного проектирования, расходуется вдвое больше времени, чем на последующих этапах, а их исправление обходится в пять раз дороже, поэтому на начальных этапах проекта разработку ИС следует делать особенно тщательно.
3) Наиболее частыми ошибками, допускаемыми на начальных этапах проекта ИС, являются:
- неполное определение интересов заказчика;
- концентрация на маловажных, второстепенных интересах;
- неверная постановка исходной задачи;
- неполное или недостаточное понимание специфики и действий объекта управления.
2. ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ
ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
Выделяются несколько этапов создания ИС:
I этап – предпроектный (обследование, составление отчета, технико-экономического обоснования и технического задания);
II этап – проектный (составление технического и рабочего проектов);
III этап – внедрение (подготовка к внедрению, проведение опытных испытаний и сдача в промышленную эксплуатацию);
IV этап – сопровождение и анализ функционирования (выявление проблем, внесение изменений в проектные решения и существующие ИС).
Содержание документации на каждом этапе определяется составом и спецификой работ.
Предпроектный этап:
· обследование объекта и обоснование необходимости создания ИС;
· формирование требований пользователя к ИС;
· оформление отчета о выполненной работе и заявки на разработку ИС;
· разработка и утверждение технического задания ИС.
Проектный этап:
· разработка проектных решений по системе и ее частям;
· разработка документации на ИС;
· разработка и оформление документации на поставку изделий для комплектования ИС;
· разработка рабочей документации на систему или ее части;
· разработка или адаптация программ.
Этап внедрения:
· подготовка объекта автоматизации к вводу в действие;
· подготовка персонала, проводится обучение персонала;
· строительно-монтажные работы, в том случае, если строится специализированное здание;
· проведение предварительных испытаний;
· проведение опытной эксплуатации;
· проведение опытных испытаний;
· введение в промышленную эксплуатацию.
Этап сопровождения и анализа функционирования:
· гарантийное и послегарантийное обслуживание;
· внесение изменений в проектные решения.
Основными участниками процесса создания ИС являются предприятие-заказчик, для которого она создается и предприятие-разработчик, выполняющий работы по проектированию ИС. Юридические и организационные взаимоотношения конкретно заказчиков и разработчиков регулируются заключенными между ними договорами.
Заказчик обязан:
- заключить договор на создание ИС, приобрести технические средства, подготовить задание на строительство или реконструкцию помещения, если необходимо, совместно с разработчиком выполнить работы предпроектного этапа, в необходимые сроки подготовить помещение, приобрести и установить технические средства, разработать и осуществить мероприятия по совершенствованию организации управления и производства;
- на этапе проектирования необходимо обеспечить обучение персонала, обеспечить запись необходимой информации на машинные носители и ее контроль, обеспечить уточнение исходных данных по составу и структуре информационной базы, завершить ее формирование, подготовить контрольные примеры, организовать поэтапную приемку рабочих программ с проверкой на контрольных примерах;
- при подготовке объекта к внедрению заказчик выполняет следующие работы: внедряет локальные и общегосударственные классификаторы, унифицированные формы документов, проводит в намеченные сроки мероприятия по подготовке объекта к внедрению ИС;
- при вводе системы в действие заказчик завершает ввод в эксплуатацию технических средств, завершает опытную эксплуатацию комплекса задач и принимает в промышленную эксплуатацию. Разрабатывает и согласовывает с разработчиком программу приема сдаточных испытаний и организуют работу приемочной комиссии по проведению испытаний системы.
Основная цель разработчика – создание ИС.
Разработчик обязан:
- на предпроектном этапе провести обследование объекта, обрабатать материалы обследования, определить задачи, комплексы задач, подлежащие автоматизации, определить экономическую эффективность;
- на этапе ТП разрабатывает документацию, в соответствии с утвержденным ТЗ осуществляет методическое руководство работами по созданию классификаторов, внедрению унифицированных систем документации, разрабатывает структуру информационной базы, принимает участие в обучении персонала заказчика;
- на этапе рабочей документации осуществляет разработку ПО, генерацию рабочих программ, участвует в разработке должностных инструкций управленческого персонала, технологических инструкций пользователя;
- при вводе системы в действие разработчик осуществляет методическое руководство, вносит корректировки в проекты, принимает участие в сдаче задач и комплексов задач в промышленную эксплуатацию и участвует в работе комиссии по приемке системы в промышленную эксплуатацию.