Схемы и проекты землеустройства. Различия между ними. Понятие землеустроительного проекта
Схема землеустройства района — основной предпроектный и предплановый документ, определяющий наиболее эффективные направления использования и охраны земельных ресурсов на перспективу (не менее 12—15 лет) в увязке с основными путями развития землевладения, землепользования, агропромышленного комплекса и других отраслей административного района. Первая очередь схемы (этап) имеет, как правило, предпроектный характер и разрабатывается на 5-летний срок. Названный документ предполагает решение следующих вопросов:
- обоснование потребности в земельных ресурсах для различных отраслей промышленности, транспорта, сельского и лесного хозяйства и др. с учетом перспектив их развития, а также потребности в землях граждан (для коллективного садоводства и огородничества, дачного и индивидуального жилищного строительства, развития личного подсобного и крестьянского хозяйства и т. д.);
- выявление резервов земель, пригодных для сельскохозяйственного и иного использования, обоснование очередности вовлечения новых земель в сельскохозяйственный оборот;
- межотраслевое перераспределение земель, совершенствование систем землевладения и землепользования с устранением их недостатков (чересполосицы, дальноземья, вкрапливания и т. д.);
- обоснование показателей интенсивности использования земельных ресурсов и продуктивности сельскохозяйственных угодий;
- разработка перспектив развития и размещения хозяйственных центров, объектов производственной и социальной инфраструктуры;
- обоснование мер по защите земель от эрозии, сохранению и повышению плодородия почв, осуществлению других природоохранных мероприятий;
- определение потребности в капитальных вложениях, материальных и трудовых ресурсах для реализации намеченных мероприятий и оценка их эффективности.
В технологической взаимосвязи со схемами землеустройства районов и другими предпроектными материалами разрабатывают проекты межхозяйственного и внутрихозяйственного землеустройства.
Проекты межхозяйственного землеустройства решают вопросы образования или упорядочения землевладений и землепользовании сельскохозяйственных предприятий и граждан, а также предоставления (отвода) земель промышленным, транспортным и другим несельскохозяйственным предприятиям, организациям и учреждениям.
Проекты внутрихозяйственного землеустройства разрабатываются в конкретных сельскохозяйственных предприятиях. Их основная цель — организация рационального использования и охраны земель, а также неразрывно связанных с ней средств производства. Поэтому проект внутрихозяйственного землеустройства затрагивает не только организацию территории сельскохозяйственного предприятия, но и расселение, организацию производства, труда и управления в нем.
Таким образом, отличие проектов от схем землеустройства состоит в отсутствии юридического характера, не обязательности реализации, схема не переносится на местность, а реализуется через составленные на ее основе проекты землеустройства.
Землеустройство административного района — это социально-экономический, эколого-хозяйственный процесс и система мероприятий по организации рационального использования и охране земель, регулированию землевладения, землепользования и земельных отношений в районе, по территориальному устройству предприятий и хозяйств, окультуриванию природных ландшафтов. Эта система координирует межхозяйственное и внутрихозяйственное землеустройство в качестве предпроектного действия и технико-экономического обоснования.
Существенное расширение и усложнение управленческих функций районного звена, необходимость упорядочить действия, проводимые в ходе земельной реформы, повышают значимость землеустройства районов, его согласованности с землеустроительными операциями на других уровнях управления, хозяйствования и природопользования.
Главная цель районного землеустройства — эффективное землевладение и землепользование, территориальная организация и размещение производства и предприятий, рациональное осуществление природоохранных мероприятий. Оценочными критериями здесь служат экологическая надежность, социальная приемлемость, экономическая эффективность. Вместе с внутрихозяйственным и межхозяйственным землеустройством оно определяет структуру и параметры землепользования в стране, регионах и субъектах Федерации.
Необходимость землеустройства в границах административного района была осознана в конце 60-х годов. Стимулом послужили процессы специализации и концентрации производства на базе межхозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции. В это время научными учреждениями была отработана методика, на основе которой в 70-е годы землеустроительными организациями были составлены схемы землеустройства большинства административных районов страны.
Практика показала, что разработку такой схемы следует начинать с инвентаризации и ревизии землепользования. Анализируется состояние использования и охраны земель в районе, выделяются особо ценные земли, а также используемые не по целевому назначению, в составе менее ценных сельскохозяйственных угодий, с пониженной продуктивностью относительно кадастровой оценки. Уточняются границы земель различных категорий, землевладений и землепользовании независимо от отраслевой принадлежности, городов, поселков городского типа, сельских населенных пунктов как в пределах их черты, так и других территорий, находящихся в ведении городских, поселковых и сельских органов самоуправления. В результате формируются общая концепция размещения производств и предприятий различных отраслей экономики, реконструкции системы землепользовании района, основные направления улучшения использования и охраны земель.
Конструктивную часть схемы землеустройства административного района составляют разработки по межотраслевому и внутриотраслевому перераспределению земель, реорганизации сложившейся системы землевладений и землепользовании с выделением специальных фондов земель для организации крестьянских (фермерских) и других хозяйств нового типа с различными земельными правомочиями.
Большое внимание уделяется устранению недостатков землепользования, отрицательные хозяйственные последствия которых особенно резко сказываются в условиях рыночной экономики.
Система землевладения и землепользования органически увязывается с системой расселения с целью создания предпосылок для его децентрализации, освоения всех пригодных для использования земель, восстановления хозяйственной роли заброшенных населенных пунктов. Здесь же решаются вопросы размещения и строительства предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции, сервисного обслуживания АПК, развития дорожной сети и средств связи.
Природоохранное содержание схемы землеустройства района заключается в агроэкологическом районировании, выделении однородных по природным признакам территорий и использовании полученной информации при решении всех без исключения производственно-территориальных вопросов. Производится уточнение границ особо охраняемых территорий (природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения). Создается эколого-хозяйственная структура (каркас) организации использования и охраны земель.
В заключительной части схемы разрабатывается ее ресурсное обеспечение — определяется потребность в трудовых ресурсах, капитальных вложениях и иных материально-технических средствах. Выделяются этапы в осуществлении мероприятий, предусмотренных схемой, рассчитывается их экономическая эффективность.
Составные части схемы землеустройства: перераспределение земель, перспективы их использования и охраны; развитие и размещение объектов АПК; совершенствование системы землепользования; организация угодий; природоохранные мероприятия; эффективность мероприятий схемы землеустройства и их реализация.