Схемы и проекты землеустройства. Различия между ними. Понятие землеустроительного проекта

Схема землеустройства района — основной предпроектный и предплановый документ, определяющий наиболее эффективные направления использования и охраны земельных ресурсов на перспективу (не менее 12—15 лет) в увязке с основными путями развития землевладения, землепользования, агропромышленного комплекса и других отраслей административного района. Первая очередь схемы (этап) имеет, как правило, предпроектный харак­тер и разрабатывается на 5-летний срок. Названный документ предполагает решение следующих вопросов:

- обоснование потребности в земельных ресурсах для различ­ных отраслей промышленности, транспорта, сельского и лесного хозяйства и др. с учетом перспектив их развития, а также потреб­ности в землях граждан (для коллективного садоводства и ого­родничества, дачного и индивидуального жилищного строитель­ства, развития личного подсобного и крестьянского хозяйства и т. д.);

- выявление резервов земель, пригодных для сельскохозяйст­венного и иного использования, обоснование очередности вовле­чения новых земель в сельскохозяйственный оборот;

- межотраслевое перераспределение земель, совершенствование систем землевладения и землепользования с устранением их не­достатков (чересполосицы, дальноземья, вкрапливания и т. д.);

- обоснование показателей интенсивности использования зе­мельных ресурсов и продуктивности сельскохозяйственных уго­дий;

- разработка перспектив развития и размещения хозяйственных центров, объектов производственной и социальной инфраструк­туры;

- обоснование мер по защите земель от эрозии, сохранению и повышению плодородия почв, осуществлению других природоо­хранных мероприятий;

- определение потребности в капитальных вложениях, матери­альных и трудовых ресурсах для реализации намеченных меро­приятий и оценка их эффективности.

В технологической взаимосвязи со схемами землеустройства районов и другими предпроектными материалами разрабатывают проекты межхозяйственного и внутрихозяйственного землеустрой­ства.

Проекты межхозяйственного землеустройства решают вопро­сы образования или упорядочения землевладений и землепользо­вании сельскохозяйственных предприятий и граждан, а также предоставления (отвода) земель промышленным, транспортным и другим несельскохозяйственным предприятиям, организациям и учреждениям.

Проекты внутрихозяйственного землеустройства разрабатываются в конкретных сельскохозяйственных предприятиях. Их основная цель — организация рациональ­ного использования и охраны земель, а также неразрывно свя­занных с ней средств производства. Поэтому проект внутрихо­зяйственного землеустройства затрагивает не только организа­цию территории сельскохозяйственного предприятия, но и расселение, организацию производства, труда и управления в нем.

Таким образом, отличие проектов от схем землеустройства состоит в отсутствии юридического характера, не обязательности реализации, схема не переносится на местность, а реализуется через составленные на ее основе проекты землеустройства.

Землеустройство административного района — это социально-экономический, эколого-хозяйственный процесс и система ме­роприятий по организации рационального использования и ох­ране земель, регулированию землевладения, землепользования и земельных отношений в районе, по территориальному устройству предприятий и хозяйств, окультуриванию природных ландшаф­тов. Эта система координирует межхозяйственное и внутрихо­зяйственное землеустройство в качестве предпроектного дейст­вия и технико-экономического обоснования.

Существенное расширение и усложнение управленческих функций районного звена, необходимость упорядочить действия, проводимые в ходе земельной реформы, повышают значимость землеустройства районов, его согласованности с землеустрои­тельными операциями на других уровнях управления, хозяйство­вания и природопользования.

Главная цель районного землеустройства — эффективное зем­левладение и землепользование, территориальная организация и размещение производства и предприятий, рациональное осу­ществление природоохранных мероприятий. Оценочными крите­риями здесь служат экологическая надежность, социальная при­емлемость, экономическая эффективность. Вместе с внутрихозяйственным и межхозяйственным землеустройством оно опре­деляет структуру и параметры землепользования в стране, регио­нах и субъектах Федерации.

Необходимость землеустройства в границах административно­го района была осознана в конце 60-х годов. Стимулом послужи­ли процессы специализации и концентрации производства на базе межхозяйственной кооперации и агропромышленной интег­рации. В это время научными учреждениями была отработана методика, на основе которой в 70-е годы землеустроительными организациями были составлены схемы землеустройства боль­шинства административных районов страны.

Практика показала, что разработку такой схемы следует начи­нать с инвентаризации и ревизии землепользования. Анализиру­ется состояние использования и охраны земель в районе, выде­ляются особо ценные земли, а также используемые не по целе­вому назначению, в составе менее ценных сельскохозяйственных угодий, с пониженной продуктивностью относительно кадастро­вой оценки. Уточняются границы земель различных категорий, землевладений и землепользовании независимо от отраслевой принадлежности, городов, поселков городского типа, сельских населенных пунктов как в пределах их черты, так и других территорий, находящихся в ведении городских, поселковых и сельских органов самоуправления. В результате формируются общая концепция размещения производств и предприятий раз­личных отраслей экономики, реконструкции системы землеполь­зовании района, основные направления улучшения использова­ния и охраны земель.

Конструктивную часть схемы землеустройства административ­ного района составляют разработки по межотраслевому и внут­риотраслевому перераспределению земель, реорганизации сло­жившейся системы землевладений и землепользовании с выделе­нием специальных фондов земель для организации крестьянских (фермерских) и других хозяйств нового типа с различными зе­мельными правомочиями.

Большое внимание уделяется устранению недостатков зем­лепользования, отрицательные хозяйственные последствия ко­торых особенно резко сказываются в условиях рыночной экономики.

Система землевладения и землепользования органически увя­зывается с системой расселения с целью создания предпосылок для его децентрализации, освоения всех пригодных для исполь­зования земель, восстановления хозяйственной роли заброшен­ных населенных пунктов. Здесь же решаются вопросы размеще­ния и строительства предприятий по переработке сельскохозяй­ственной продукции, сервисного обслуживания АПК, развития дорожной сети и средств связи.

Природоохранное содержание схемы землеустройства района заключается в агроэкологическом районировании, выделении однородных по природным признакам территорий и использова­нии полученной информации при решении всех без исключения производственно-территориальных вопросов. Производится уточнение границ особо охраняемых территорий (природоохран­ного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения). Создается эколого-хозяйственная структура (каркас) организации использования и охраны земель.

В заключительной части схемы разрабатывается ее ресурсное обеспечение — определяется потребность в трудовых ресурсах, ка­питальных вложениях и иных материально-технических средст­вах. Выделяются этапы в осуществлении мероприятий, предус­мотренных схемой, рассчитывается их экономическая эффектив­ность.

Составные части схемы землеустройства: перераспределение земель, перспективы их использования и охраны; развитие и размещение объектов АПК; совершенствование системы землепользования; организация угодий; природоохранные мероприятия; эффективность мероприятий схемы землеустройства и их реализация.

Наши рекомендации