Почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания
Почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания проводятся в целях получения информации о состоянии земель, в том числе почвы, а также в целях выявления земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям.
Полученная в результате почвенного обследования информация используется для агроэкологической оценки земель и принятия органами государственной власти и органами местного самоуправления решений по введению ограничений в использовании земель, восстановлению, сохранению и повышению плодородия почв, улучшению природных ландшафтов, а также для разработки систем земледелия, мероприятий по организации рационального использования и охраны земель, ведению учета качественного состояния земельных ресурсов, мониторинга и оценки земель, установления платы за землю.
Масштаб почвенных обследований устанавливается в зависимости от интенсивности использования земель, сложности почвенного покрова, специализации хозяйств и их размеров.
Согласно общесоюзной инструкции по почвенным обследованиям в районах нечерноземной полосы, почвенные обследования проводятся в масштабе 1: 10000, в лесостепи - 1:10000 - 1:25000, в степной зоне -1:25000. В лесостепных и степных районах при большой пестроте почвенного покрова, а также в районах со значительным распространением эродированных почв обследования проводятся в масштабе 1:10000, в степных, сухостепных и полупустынных районах на землях, используемых под пастбища, - в масштабе 1:50000.
В горных земледельческих районах в зависимости от местных условий почвенные обследования пахотных земель проводят в масштабе 1:10000, а на пастбищных угодьях - в масштабе 1:25000 - 1:50000.
В хозяйствах с особенно интенсивным использованием земель (орошаемых, осушенных и рассоленых, а также проектируемых для этих целей) почвенные обследования проводят в масштабе 1:10000, а иногда 1:5000 и 1:2000 на картографической основе соответствующего масштаба.
При почвенном обследовании крестьянских (фермерских) хозяйств рекомендуется масштаб от 1:2000 до 1:25000 - в зависимости от зоны размещения хозяйства, сложности почвенного покрова, состава выращиваемых культур, размера земельного участка.
В связи с реформированием сельскохозяйственных организаций и созданием на их базе хозяйствующих субъектов на различном праве (крестьянские (фермерские) хозяйства, акционерные общества, товарищества, кооперативы, подсобные сельские хозяйства и др.), требуют совершенствования вопросы организации проведения почвенных обследований. Эти работы должны проводиться, как правило, в границах административных районов, других муниципальных образований и на стандартных листах государственной топографической карты, что дает возможность объединения результатов почвенных обследований с другими видами топографо-геодезических и физико-географических работ, а также согласованного вычисления площадей и их последующей корректировки, в том числе на базе применения ЭВМ.
Материалы геодезических и картографических работ являются основой для проведения почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, инвентаризации земель, оценки качества земель, планирования и рационального использования земель, описания местоположения и установления на местности границ объектов землеустройства, внутрихозяйственного землеустройства.
Геодезические и картографические работы выполняются в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 года N 209-ФЗ "О геодезии и картографии".
ГАРАНТ:См. комментарий к статье 10 настоящего Федерального закона
ТЕМА 8: Оценка качества земель
Оценка качества земель проводится в целях получения информации о свойствах земли как средства производства в сельском хозяйстве.
Оценка качества земель, являющихся исконной средой обитания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проводится в целях установления продуктивности оленьих пастбищ и наличия биологических ресурсов, необходимых для обеспечения традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации
Инвентаризация земель
Одним из видов землеустроительных работ является инвентаризация земель. Основной задачей инвентаризации земель является получение информации о количественном, качественном состоянии и использовании земель, необходимой для разработки землеустроительной документации, ведения государственного земельного кадастра, мониторинга земель, государственного контроля за использованием и охраной земель, государственной регистрации прав на землю, а также определение и опознание на местности бесспорного положения границ земельных участков и их площадей.
При проведении инвентаризации земель выполняется комплекс землеустроительных работ по уточнению или установлению границ административных районов, поселений, других муниципальных образований, местоположения земельных участков, их юридических и фактически сложившихся границ (без закрепления на местности), размеров, правового статуса земельных участков, по выявлению неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению земельных участков, получению других необходимых количественных и качественных характеристик земель, отражаемых в государственном земельном кадастре и документах государственной регистрации прав на землю, а также иных сведений, необходимых для принятия органами государственной власти и органами местного самоуправления решений об управлении земельными ресурсами, решения спорных вопросов по границам и площадям земельных участков.
Инвентаризация земель как единовременное мероприятие требует координируемого участия как ряда органов государственной власти и органов местного самоуправления, так и самих правообладателей земельных участков. Для эффективного проведения инвентаризации правообладатели земельных участков должны быть либо заинтересованы в ее проведении, либо нормативным правовым актом обязаны участвовать в этом процессе. В связи с этим инвентаризация земель должна проводиться на основании решений Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или по ходатайству о проведении инвентаризации земель правообладателей земельных участков.
В зависимости от поставленных целей может проводиться полная или целевая инвентаризация земель.
Полная инвентаризация земель проводится на всей территории Российской Федерации и на землях всех категорий, независимо от форм собственности на землю.
Целевая инвентаризация земель проводится на территориях субъектов Российской Федерации, на территориях административных районов и других муниципальных образований, на землях отдельных категорий, в территориальных зонах, в которых существует угроза возникновения процессов, оказывающих негативное воздействие на состояние земель, в отношений групп земельных участков или на отдельных земельных участках.
Основными принципами проведения работ по инвентаризации земель в настоящее время должны быть следующие:
- полнота охвата всех земель территории;
- отражение современной фактической ситуации в части границ и использования земельного участка;
- использование земельного участка в качестве основной единицы при государственном учете земель и государственной регистрации прав на земельные участки;
- установление всех субъектов права и землепользователей;
- установление ограничений и обременении в использовании земельных участков и объектов их обусловливающих.
Инвентаризация земель проводится для выявления неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, других характеристик земель.
Часть вторая утратила силу.
Информация об изменениях: Федеральным от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ в статью 14 настоящего Федерального закона внесены изменения
Планирование и организация рационального использования земель и их охраны
Планирование и организация рационального использования земель и их охраны проводятся в целях совершенствования распределения земель в соответствии с перспективами развития экономики, улучшения организации территорий и определения иных направлений рационального использования земель и их охраны в Российской Федерации, субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.
Планирование и организация рационального использования земель и их охраны включают в себя следующие основные виды работ:
разработка предложений о рациональном использовании земель и об их охране;
природно-сельскохозяйственное районирование земель;
абзацы четвертый - шестой утратили силу.
Информация об изменениях: См. текст абзацев четвертого - шестого части второй статьи 14
Планирование и организация рационального использования земель и их охраны в городских и сельских поселениях проводятся в соответствии с градостроительной документацией.
ГАРАНТ:О правилах землепользования и застройки см. Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ
См. комментарий к статье 14 настоящего Федерального закона
Информация об изменениях: Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ в статью 15 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г.
Описание местоположения границ объектов землеустройства
Порядок описания местоположения границ объектов землеустройства определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
ГАРАНТ:См. комментарий к статье 15 настоящего Федерального закона
Установление на местности границ объектов землеустройства
Порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации
ГАРАНТ: См. Инструкцию по межеванию земель, утвержденную Роскомземом 8 апреля 1996 г.
См. также Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденные Росземкадастром 17 февраля 2003 г.
См. комментарий к статье 17 настоящего Федерального закона
Внутрихозяйственное землеустройство
Внутрихозяйственное землеустройство проводится в целях организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и их охраны, а также земель, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни.
При проведении внутрихозяйственного землеустройства выполняются следующие виды работ:
организация рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также организация территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни;
разработка мероприятий по улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель, восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.
Глава IV. Землеустроительная документация
Виды землеустроительной документации
К видам землеустроительной документации относятся:
генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации, схема землеустройства территорий субъектов Российской Федерации, схема землеустройства муниципальных образований, схемы использования и охраны земель;
абзацы третий - четвертый утратили силу;
Информация об изменениях:См. текст абзацев третьего - четвертого части первой статьи 19
карты (планы) объектов землеустройства;
проекты внутрихозяйственного землеустройства;
проекты улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, рекультивации нарушенных земель, защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий;
материалы почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель;
тематические карты и атласы состояния и использования земель.
Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться другие виды землеустроительной документации.
Состав, содержание и правила оформления каждого вида землеустроительной документации регламентируются соответствующими техническими условиями и требованиями проведения землеустройства.
ГАРАНТ:См. комментарий к статье 19 настоящего Федерального закона
Информация об изменениях:Федеральным законом от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ статья 20 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции
См. текст статьи в предыдущей редакции
ТЕМА 9: Карта (план) объекта землеустройства
Карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики.
Карта (план) объекта землеустройства составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности.
Форма карты (плана) объекта землеустройства и требования к ее составлению устанавливаются Правительством Российской Федерации.
ГАРАНТ:См. комментарий к статье 20 настоящего Федерального закона
Тематические карты и атласы состояния и использования земель
Тематические карты и атласы состояния и использования земель составляются для отображения в них характеристик состояния и использования земель, данных зонирования и природно-сельскохозяйственного районирования земель, определения мероприятий по организации рационального использования земель и их охраны.
ГАРАНТ:См. комментарий к статье 21 настоящего Федерального закона
Землеустроительное дело
Землеустроительное дело включает в себя землеустроительную документацию в отношении каждого объекта землеустройства и другие касающиеся такого объекта материалы.
Землеустроительное дело формируется и хранится в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
ГАРАНТ:См. комментарий к статье 22 настоящего Федерального закона
Информация об изменениях:Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ в статью 23 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г.
См. текст статьи в предыдущей редакции
Согласование и утверждение землеустроительной документации
Порядок согласования и утверждения землеустроительной документации устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
ГАРАНТ:См. Положение о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 514
См. комментарий к статье 23 настоящего Федерального закона
Информация об изменениях:Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ в статью 24 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г.
См. текст статьи в предыдущей редакции
Государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства
Государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, формируется на основе сбора, обработки, учета, хранения и распространения документированной информации о проведении землеустройства.
Порядок создания и ведения государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, а также порядок их использования определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
ГАРАНТ:См. Положение о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 514
Землеустроительная документация, включенная в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, является федеральной собственностью и не подлежит приватизации.
Лица, осуществляющие проведение землеустройства, обязаны бесплатно передать экземпляр подготовленной ими землеустроительной документации в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.
ТЕМА 1.2 Экономическое и административное регулирование земельно-имущественных отношений территории.