Многосторонние торговые соглашения ВТО
Правовую основу ВТО составляет Соглашение об учреждении ВТО 1994 года (Марракешское соглашение) и 4 приложения к нему (табл. 8). В Приложении 1 содержатся:
1. Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ 1994 г.);
2. Генеральное Соглашение по Торговле Услугами (ГАТС – от англ. GATS – General Agreement on Trade in Services);
3. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС – от англ. TRIPS - Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights - TRIPS).
Таблица 8 - Многосторонние соглашения по торговле товарами
Наименование соглашения | Краткое описание |
Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 г. (ГАТТ-94) | Определяет основы режима торговли товарами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере |
Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1947 г. | Определяет основы режима торговли товарами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере |
Соглашение по сельскому хозяйству | Определяет особенности регулирования торговли сельскохозяйственными товарами и механизмы применения мер государственной поддержки производства и торговли в данном секторе |
Соглашение по текстильным изделиям и одежде | Определяет особенности регулирования торговли текстилем и одеждой |
Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам | Определяет условия и процедуры применения субсидий и мер, направленных на борьбу с субсидированием |
Соглашение по применению Статьи VI ГАТТ 1994 (антидемпинг) | Определяет условия и процедуры применения мер для противодействия демпингу |
Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных норм | Определяет условия применения мер санитарного и фитосанитарного контроля |
Соглашение по техническим барьерам в торговле | Определяет условия применения стандартов, технических регламентов, процедур сертификации |
Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей | Содержит ограничения применения мер, поощряющих потребление отечественных товаров в связи с капиталовложением |
Соглашение по применению статьи VII ГАТТ (таможенная очистка товаров) | Определяет правила оценки таможенной стоимости товаров |
Соглашение по предотгрузочной инспекции | Определяет условия проведения предотгрузочных инспекций |
Соглашение по правилам происхождения | Определяет принципы происхождения товаров |
Соглашение по процедурам импортного лицензирования | Устанавливает процедуры и формы лицензирования импорта |
Соглашение по защитным мерам | Определяет условия и процедуры применения мер для противодействия растущему импорту |
Таким образом, Многосторонние торговые соглашения охватывают следующие сферы:
- торговля товарами;
- торговля услугами;
- торговые аспекты прав на интеллектуальную собственность.
Особым статусом среди соглашений ВТО обладают только 2, обязательства по которым действительны только в отношении стран, их подписавших. Это – торговые соглашения с ограниченным кругом участников:
- Соглашение о торговле гражданской авиатехникой.
- Соглашение о правительственных закупках.
Ключевое содержание соглашений, составляющих пакет договоренностей Уругвайского раунда, заключается в следующем:
· Создание Всемирной Торговой Организации (ВТО).
Соглашение о создании ВТО определяет главные функции данной организации, устанавливает ее межгосударственные органы. ВТО в своей деятельности будет применять процедуры и методы принятия решения, установившиеся в ГАТТ. ВТО не будет применять каких-либо действий или санкций в отношении стран, нарушающих соглашение (ГАТТ—1994, ГАТС или ТРИПС), но может разрешать пострадавшим странам не применять режим наибольшего благоприятствования к нарушителям. Членом ВТО может стать страна, присоединившаяся ко всем соглашениям и договоренностям Уругвайского раунда. В рамках ВТО действуют общие для всех соглашения, единая система урегулирования споров и механизм обзора торговой политики отдельных стран-участниц.
· Укрепление и развитие системы ГАТТ – 1994.
Соглашение о создании ВТО включает ГАТТ в качестве главной составной части правовой основы, регулирующей международную торговлю товарами в рамках новой торговой организации. В тоже время положения ГАТТ развивают соглашения о защитных мерах, субсидиях и компенсационных пошлинах, антидемпинге. Эти и другие соглашения становятся интегральной частью ГАТТ и создают новое ГАТТ-1994, отличное в правовом отношении от прежнего, получившего название ГАТТ-1947. Важное отличие ГАТТ-1994 от ГАТТ-1947 заключается в том, что страны, принимающие обязательства ГАТТ-1994, должны привести свое национальное законодательство, регулирующее внешнюю торговлю, в полное соответствие с ним, когда ГАТТ-1947 требовало лишь сблизить их в максимально возможной степени.
· Торговые барьеры, таможенные тарифы.
В протоколе ГАТТ—1994 предусмотрено снижение среднего уровня таможенных пошлин на промышленные товары на 38% в течение 5 лет, упразднение пошлин по 11 группам товаров1, увеличение доли связанных пошлин[2] до 97% в промышленно развитых странах и до 91% в развивающихся странах. Однако, по оценкам экспертов, после реализации тарифных договоренностей от 30 до 50% всех ставок пошлин в США, ЕС, Японии и Канаде будут на уровне 5% и выше и только от 37% до 48% всех ввозимых товаров не будут облагаться пошлиной. Максимальные ставки на отдельные товары в этих странах будут достигать 70-120%. То есть, даже после Уругвайского раунда сохраняется довольно высокий тарифный протекционизм.
· Нетарифные меры.
Они включают в себя:
- договоренность об отказе от применения нетарифных мер так называемой «серой зоны» (в их числе «добровольные» ограничения экспорта, соглашения об упорядочении сбыта);
- новый кодекс по правилам импортного лицензирования;
- пересчет нетарифных мер, применяемых в сельскохозяйственной торговле, в так называемый «тарифный эквивалент»[3]. Характерно, что тарифные эквиваленты в США, ЕС, Японии и Канаде составляют 450, 280, 552 и 171 % соответственно.
· Торговые барьеры по отдельным группам товаров.
- Товары, производимые на основе природных ресурсов.
Снижение пошлин и увеличение доли связанных пошлин. Доля необлагаемого импорта по этой группе товаров составляет в США, ЕС, Японии и Канаде около 60% товарных позиций.
- Тропические товары.
Снижение максимальных тарифных ставок и увеличение доли связанных тарифов в Канаде, ЕС, Японии и США до 74, 50, 40, 73% по сельхозпродуктам и до 13, 57, 78, 53% по сырьевым товарам соответственно.
- Текстильные изделия и одежда.
Соглашения по текстилю и одежде. Постепенная, в четыре этапа в течение 10 лет отмена Соглашения по изделиям из различных видов волокон (Multi-Fiber Arrangement-MFA) и применение положений ГАТТ. Однако после отмены ограничений, действующие в рамках MFA, средние ставки пошлин на эти товары останутся высокими. В Канаде, ЕС и Японии средний размер пошлин составит 9,4; 7,8; 14,9 % соответственно при очень высоких ставках пошлин на отдельные товары. При этом импортные квоты не должны больше использоваться в торговле текстильными товарами.
- Сельскохозяйственные товары.
Соглашение по сельскому хозяйству направлено на то, чтобы распространить на эту область мировой торговли действие основных положений ГАТТ. Соглашение предусматривает перевод всех мер, ограничивающих импорт сельскохозяйственной продукции, в тарифный эквивалент и постепенное снижение тарифов в среднем на 36% за 6 лет. Второй элемент соглашения — снижение прямой государственной внутренней поддержки сельского хозяйства. Для этого используется сложная методика перевода всех форм поддержки в так называемый агрегированный показатель поддержки (АПП). Экспортные субсидии должны быть сокращены за 6 лет на 36% в расчете на бюджетные ассигнования и на 21% в расчете на количество субсидируемого экспорта. При этом реализация соглашения по сельскому хозяйству сохраняет довольно высокий уровень аграрного протекционизма и обеспечивает сохранение высокого уровня внутренней государственной поддержки сельского хозяйства.
· Субсидии и компенсационные пошлины.
Соглашение о субсидиях и компенсационных мерах становится интегральной составной частью ГАТТ. Оно содержит достигнутое консенсусом определение термина «субсидия». Соглашение определяет те виды субсидий, которые должны быть запрещены (экспортные субсидии и субсидии для национальных товаров, защищающие их на национальных рынках), субсидии, которые разрешены или могут быть применены при условии, что они не нарушают торговые интересы других стран. Соглашение содержит специальное положение для стран переходного периода.
· Применение статьи VI ГАТТ (Антидемпинговый кодекс).
Содержание данных договоренностей включает уточнение процедур расчета размера демпинга, установления факта ущерба от демпинга и механизма урегулирования споров, введение понятия минимальный ущерб, при котором антидемпинговые меры не будут применяться. Соглашение предусматривает отмену (или продление срок действия) антидемпинговой пошлины по истечении 5 лет с момента ее введения.
Применение антидемпинговых мер вызвало много споров во время Уругвайского раунда, которые были продолжены во время Доха-раунда.
· Правила происхождения товаров.
Соглашение, обязывающее страны-участницы гармонизировать национальные правила происхождения товаров и применять их таким образом, чтобы не создавать дополнительных препятствий для международной торговли.
· Санитарные и фитосанитарные меры.
Соглашение признает право вводить эти меры, но требует гармонизации подобных национальных мер, применения их на недискриминационной основе (национальный режим) и таким образом, чтобы они не создавали дополнительных препятствий для международной торговли.
· Технические барьеры в торговле.
Новая, более четкая редакция Соглашения о технических барьерах в торговле 1979 года.
· Торговые аспекты инвестиционной политики.
Соглашение, запрещающее применение мер инвестиционной политики, противоречащих статье III ГАТТ (национальный режим) и статье XI (ограничения в целях обеспечения равновесия платежного баланса). Соглашение содержит примерный, открытый перечень подобных мер.
· Защитные меры.
Соглашение устанавливает порядок введения защитных мер, определяет временные рамки применения этих мер (не более 8 лет), запрещает применение защитных мер, не регулируемых правилами ГАТТ (меры серой зоны) и требует их устранения в течение 4-х лет.
· Международная торговля услугами.
Генеральное Соглашение по торговле услугами – ГАТС (General Agreement on Trade in Services - GATS) — соглашение, создающее многосторонний механизм, определяющий правила международной торговли услугами. Содержит три части. В первой части излагаются определения торговли и поставки услуг и указывается, что сфера действия соглашения распространяется как на трансграничное движение услуг, так и в рамках национальных территорий стран-участниц. Соглашение определяет принципы использования национального режима и режима наибольшего благоприятствования в сфере торговли услугами. Вторая и третья части ГАТС являются приложениями о специальном статусе отдельных видов услуг и списки первоначальных взаимных уступок по доступу на рынки услуг.
· Торговые аспекты прав интеллектуальной собственности.
Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности – ТРИПС (Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights - TRIPS) устанавливает правила применения национального режима и режима наибольшего благоприятствования. В соглашении содержатся конкретные положения в отношении авторских прав, торговых знаков, географических указаний, промышленных образцов, топологии интегральных схем, торговых секретов, «ноу-хау». Положения соглашения определяют меры, которые должны предпринять таможенные органы для предотвращения ввоза товаров с поддельными товарными знаками и самих поддельных товаров.
В рамках ВТО постоянно идет работа по совершенствованию соглашений с учетом практического опыта их применения и тенденций развития мировой торговли. Рассматривается возможность включения в сферу деятельности ВТО новых актуальных вопросов.
Раунды переговоров ВТО
Работа ГАТТ/ВТО строится в виде раундов переговоров. За время существования ГАТТ было проведено 8 переговорных раундов (таблица 9). На последнем из них – Уругвайском – ГАТТ трансформировано в ВТО. Первый в рамках ВТО – Доха-раунд многосторонних торговых переговоров начался в 2002 году и продолжается до настоящего времени (по данным на 1 января 2010 года).
Таблица 9 – Раунды переговоров ГАТТ/ВТО
№ | Место открытия | Период времени | Число участвующих стран | Главные направления переговоров | Название раунда переговоров |
Женева (Швейцария) | Снижение тарифов (19%) | Женевская конференция 1947 года | |||
Аннеси (Франция) | Снижение тарифов (2%) | Конференция в Анесси | |||
Торки (Англия) | Снижение тарифов (3%) | Конференция в Торки | |||
Женева (Швейцария) | Снижение тарифов (2%) | Женевская конференция 1956 года | |||
Женева (Швейцария) | 1960-1961 | Снижение тарифов (7%) | Раунд Диллона | ||
Женева (Швейцария) | 1964-1967 | Снижение тарифов (35%), антидемпинговые меры | Раунд Кеннеди | ||
Токио (Япония) | 1973-1979 | Снижение тарифов (34%), нетарифные меры и «рамочные соглашения» | Токийский раунд | ||
Пунто-дель-Эсте (Уругвай) | 1986-1994 | Учреждение ВТО Снижение тарифов (40%), нетарифные меры, торговля услугами, права интеллектуальной собственности, текстиль и одежда, сельское хозяйство и др. | Уругвайский раунд | ||
Доха (Катар) | 2002-2010 | (на 1.01.2010) | Снижение тарифов, вопросы ТРИПС, правила ВТО (субсидии, антидемпинговые меры, региональные торговые соглашения), сельское хозяйство и др. | Доха раунд (раунд развития) |
Доха раунд также получил название «Раунда развития». Прежде всего, благодаря настойчивости развивающихся стран в отстаивании своих интересов в ходе подготовки к Министерским конференциям ВТО в Сиэтле и Дохе. По их мнению, необходимо пересмотреть ряд соглашений Уругвайского раунда, включив конкретные положения о льготном торговом режиме для развивающихся и наименее развитых стран. Кроме того, во время переговоров Доха-раунда обсуждается широкий круг вопросов в развитие положений уже существующих соглашений Уругвайского раунда, прежде всего, по сельскому хозяйству, торговле услугами, защите прав интеллектуальных собственности, антидемпинговому регулированию, снижению импортных пошлин на промышленные товары и т.д..
Целью переговоров Доха-раунда является выработка и новых правил торговли и дальнейшая либерализация доступа на рынки товаров и услуг. Так, обсуждаются вопросы работы стран в рамках региональных торговых соглашений, электронной торговли, природоохранных и экологических аспектов.
Принципы деятельности ВТО
Работа стан по нормам, выработанным ВТО, предполагает, прежде всего, соблюдение принципов деятельности этой международной организации. В тоже время документы ВТО содержат перечень исключений из принципов, что позволяет государствам защищать национальные рынки от иностранных товаров и содействовать «своим» производителям.
Принципы деятельности ВТО сформулированы в преамбуле Марракешского соглашения об учреждении Всемирной торговой организации, в Генеральном соглашении по тарифам и торговле, других соглашениях ВТО. К ним относятся:
- недискриминация на основе предоставления Договаривающимися сторонами во взаимной торговле товарам иностранного происхождения режима наибольшего благоприятствования и национального режима;
- гарантированный и предсказуемый доступ на рынки на основе защиты национального рынка с помощью таможенных тарифов и запрета применения количественных ограничений, лицензий и других нетарифных барьеров;
- прозрачность (транспортентность) (Ст. Х ГАТТ, Ст. III ГАТС).;
- специальный и дифференцированный режим для развивающихся стран;
- прогрессивное снижение таможенных тарифов в ходе многосторонних торговых переговоров;
- проведение консультаций для урегулирования проблем, связанных с международной торговлей;
Принцип недискриминациипредполагает предоставление странами ВТО режима наибольшего благоприятствования (РНБ) и национального режима (НР). Оба этих режима заложены в основных правилах ВТО в отношении товаров, услуг и интеллектуальной собственности.
Режим наибольшего благоприятствования (most-favoured-nation, MFN) означает, что ни одна страна ВТО при импорте или экспорте аналогичного (схожего) товара не должна предоставлять особые торговые преимущества другой стране ВТО или применять в отношении ее дискриминационный подход.
Режим наибольшего благоприятствования должен предоставляться в отношении таможенных пошлин и сборов на импорт и экспорт, на перевод за границу платежей за импорт или экспорт, а также в отношении метода взимания таких пошлин и сборов, всех правил регулирования и формальностей в связи с ввозом или вывозом.
Этот принцип направлен против дискриминации товаров в международной торговле на основе страны их происхождения или назначения.
Исключение из режима наибольшего благоприятствования допускается лишь в некоторых случаях, среди которых:
- общие исключения, включающие меры необходимые для защиты общественной морали; для охраны жизни и здоровья человека, животных и растений; относящихся к импорту или экспорту золота или серебра; принимаемых для охраны национальных сокровищ художественной, исторической или археологической ценности и др.;
- если страна является членом таможенного союза, зоны свободной торговли и в отношении приграничной торговли;
- если развивающиеся страны на постоянной основе используют четыре категории торговых льгот, такие как тарифные преференции по Всеобщей системе преференций; тарифные преференции, действующие между развивающимися странами; более льготные дифференцированные условия, сформулированные в ряде соглашений «Токио раунда»; специальный режим в отношении наименее развитых стран;
- по соображениям безопасности;
- в отношении исторически сложившихся преференций;
- в исключительных обстоятельствах по решению Конференции министров (Марракешское соглашение Ст. IX.3, «вейвер»).
Оценка основных преимуществ, которые дает РНБ, в целом не поддается формальному анализу [15]. Тем не менее, эксперты выделяют следующие аргументы в пользу данного режима:
- РНБ позволяет перевести на многостороннюю основу взаимное сокращение тарифов, о которых государства могли договариваться в двустороннем порядке;
- РНБ позволяет свести к минимуму искажение «рыночных» принципов: если проводимая государством политика ставит иностранных поставщиков в равные условия, у импортеров и потребителей есть возможность выбрать иностранного поставщика, предлагающего наиболее низкую (или оптимальную по сочетанию различных характеристик) цену;
- РНБ защищает более слабые государства от дискриминации со стороны экономически более развитых государств, не допускает практики «разорения соседа»;
- РНБ обеспечивает выполнение правил, установленных многосторонними соглашениями и повышает издержки, если страна-член ВТО отступает от своих обязательств (так как если какая-либо страна поднимает тариф, она обязана применить этот измененный тариф ко всем странам-членам ВТО, что увеличивает политический проигрыш от данной меры);
- РНБ позволяет снизить издержки, связанные с нормотворчеством, так как выработка множества двусторонних соглашений в процессе переговоров может обернуться очень большими затратами;
- в отсутствие РНБ у государств может появиться стимул к объединению в замкнутые, дискриминационные международные группы [15, с. 262].
Национальный режим(national treatment) означает, что на внутреннем рынке на иностранные товары должен распространятся режим, не менее благоприятный, чем предоставляемый аналогичным (схожим) товарам национального происхождения касательно всех налогов, внутренних сборов и регулирования (законов, правил и требований, относящихся к их внутренней продаже, покупке, перевозке, распределению и использованию).
Налогообложение импортных товаров не должно представлять собой защиту отечественных товаров, непосредственно конкурирующих либо заменяющих импортные товары.
Даже если товары не являются аналогичными, будет нарушение, если товары:
- прямо конкурирующие или взаимозаменяемые (субституты);
- не облагаются сходным образом;
- различное налогообложение применяется с тем, чтобы создавать защиту для отечественного производства.
При разрешении торговых споров для определения являются ли товары аналогичными, прямо конкурирующими либо взаимозаменяемыми (субститутами), критерии устанавливаются в каждом конкретном случае, и, как правило, используются такие как физические свойства товара, конечная цель использования товара (потребления), тарифная классификация, предпочтения потребителей («место на рынке»).
Принцип гарантированного и предсказуемого доступа на рынкипредполагает:
- защиту национального рынка с помощью таможенных тарифов;
- запрещает применение квот, лицензий и других нетарифных барьеров.
Ни одна договаривающаяся сторона не должна устанавливать или сохранять в отношении импорта или экспорта никаких запрещений или ограничений, «...будь то в форме квот, импортных или экспортных лицензий или других мер, кроме таможенных пошлин, налогов или других сборов» (Ст. XI ГАТТ).
Предсказуемость торговой политики достигается, прежде всего, за счет связывания тарифов (binding of tariffs) – принимаемое страной обязательство не увеличивать ставку импортного тарифа сверх установленного предела. Одним из достижений Уругвайского раунда является договоренность стран об увеличении количества связанных тарифов с 78% до 99% в развивающихся странах, с 21% до 73% в развитых и с 73% до 98% в странах с переходной экономикой. В области торговли сельскохозяйственной продукцией все 100% тарифов связанные.
Соблюдение принципа прозрачности (транспортентности)торговой политики достигается на основе:
- Механизма обзора торговой политики (МОТП);
- публикации документов, регулирующих внешнюю торговлю.
Цель МОТП – содействие функционированию многосторонней торговой системы путем коллективной и регулярной экспертизы торговой политики членов ВТО, с тем, чтобы обеспечить соблюдение ими своих обязательств, и в условиях открытости давать оценку внутригосударственным и международным последствиям принимаемых ими мер.
Частота проведения обзоров отдельных стран определяется их долей в мировой торговле. Обзор торговой политики Европейского Союза, США, Японии и Канады – раз в 2 года, 16 следующих по значению в мировой торговле стран-членов ВТО – раз в 4 года, наименее развитых стран – более 10 лет.
Отчитывающаяся страна обязана представить развернутый письменный доклад о своей внешней торговле и торговой политике. В свою очередь Секретариат ВТО на базе собственных источников информации подготавливает параллельный доклад на ту же тему. Торговая политика страны обсуждается на заседании Генерального совета ВТО. В ходе заседания заслушивается устная информация представителя отчитывающейся страны, задаются вопросы, а участники обзора выступают со своими критическими замечаниями. Материалы каждого заседания публикуются для общего сведения. В период между обзорами члены ВТО представляют краткие отчеты, если имеются значительные изменения в их торговой политике. Статистическая информация в согласованной форме предоставляется ежегодно.
Обзорами торговой политики занимается не только сама ВТО, но и другие международные организации (ЮНКТАД, МВФ, Всемирный банк, ОЭСР, АТЭС) и неправительственные структуры, такие как Всемирный экономический форум, научные организации, частные компании.
Принцип транспортентности предполагает, что члены ВТО обязаны публиковать нормативные акты, регулирующие сферу внешней торговли; создавать и поддерживать институты для анализа решений, затрагивающих внешнюю торговлю; отвечать на запросы других стран-членов о предоставлении информации; уведомлять ВТО об изменениях во внешнеторговой политике. Публикация торговых правил дает возможность правительствам и коммерсантам ознакомится с ними. Быстрой публикации подлежат законы, правила, судебные решения и административные распоряжения общего применения, применяемые любой договаривающейся стороной, касающиеся классификации или оценки товаров для таможенных целей, или ставок пошлин, налогов или других сборов, или требований, ограничений или запрещений импорта или экспорта или перевода платежей за них, или влияющие на их продажу, распределение, транспортировку, страхование, хранение на складах, осмотр, выставление на обозрение, обработку, смешивание или другое использование.
Исключение: раскрытие конфиденциальной информации, которое противоречило бы общественным интересам или нанесло бы ущерб законным коммерческим интересам отдельных государственных или частных предприятий.
Принципспециального и дифференцированного режима для развивающихся странпредполагает, чторазвивающиеся страны берут на себя в основном те же обязательства, что и экономические развитые страны, но многие соглашения ВТО предусматривают более мягкие обязательства в отношении данных стран и более продолжительный переходный период их реализации. Так, допускается применять гибкую тарифную структуру, количественные ограничения, субсидирование экспорта и др.Специальный и дифференцированный режим предусматривает не носящие обязательного характера «максимальные усилия» со стороны экономически развитых стран, которые должны ускорить реализацию обязательств по доступу на рынки товаров, экспортируемых из наименее развитых стран.
В результате следованияпринципу прогрессивного снижения таможенных тарифов в ходе многосторонних торговых переговоров средний уровень импортного тарифа в результате раундов многосторонних торговых переговоров ВТО снизился в развитых стран на промышленные изделия с 6,3% до 3,8%. Значительно увеличилась доля импортных товаров, в отношении которых применяется беспошлинный режим. Так, в ЕС 21% от общего числа ставок таможенных пошлин являются нулевыми. Существенно возрос уровень связанных тарифов. Обязательства об обеспечении доступа к рынкам через снижение тарифов, которые в ходе Уругвайского раунда взяли на себя свыше 120 стран, зафиксированы в национальных тарифных списках.