Таможенные органы как агент валютного контроля
В статье 403 Таможенного кодекса РФ, в которой определены функции таможенных органов, указывается на то, что они осуществляют в пределах компетенции, установленной валютным законодательством, контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу России.
К этим операциям применяются валютные ограничения, требующие: 1) получения резидентами от нерезидентов в сроки, предусмотренные экспортными контрактами, на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся за переданные нерезидентам товары; 2) возврата в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам в соответствии с импортными контрактами, за не ввезенные на таможенную территорию РФ (не полученные на таможенной территории РФ) товары. Поэтому таможенные органы направляют свои основные усилия на обеспечение действия данных ограничений. Кроме того, в их компетенцию входит контроль за соблюдением эквивалентности и сроков встречных поставок при исполнении внешнеторговых бартерных сделок, за действием ограничений, касающихся трансграничных операций, а также контроль за соблюдением законности валютных операций, сопровождающих внешнеторговые сделки, порядка и сроков оформления паспортов сделок.
В осуществлении валютного контроля принимают участие все уровни системы таможенных органов РФ посредством выполнения определенных функций их специализированными подразделениями. На уровне ФТС этим занимается Управление торговых ограничений, экспортного и валютного контроля. Оно обеспечивает формирование и совершенствование ведомственной составляющей нормативной базы валютного контроля, представляет интересы ФТС в государственных и иных органах при рассмотрении вопросов валютного контроля, входящих в компетенцию таможенной службы, осуществляет общее методическое руководство и координацию деятельности таможенных органов, связанной с валютным контролем, контролирует выполнение нижестоящими таможенными органами своих функций, организует информационный обмен, в том числе межведомственный.
Полномочия регионального таможенного управления (РТУ) в сфере валютного контроля определяются Общим положением о региональном таможенном управлении, утвержденным приказом ФТС от 12.01.2005 № 7. Эти полномочия состоят в осуществлении:
1) валютного контроля операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ;
2) контроля исполнения внешнеторговых бартерных сделок;
3) контроля валютных операций, связанных с перемещением валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг через таможенную границу России;
4) координации и контроля деятельности подчиненных таможенных органов;
5) взаимодействия с органами и другими агентами валютного контроля, в обеспечении взаимодействия с ними подчиненных таможенных органов.
На уровне регионального таможенного управления функции валютного контроля выполняются отделом валютного контроля. Основное содержание его деятельности определяется Приказом ФТС РФ от 05.07.2006 № 627 «Об утверждении типовых положений о подразделениях валютного контроля регионального таможенного управления и таможни» и состоит в следующем:
· организации и осуществлении в регионе деятельности РТУ валютного и государственного контроля внешнеторговых бартерных сделок;
· организации проверок соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства и законодательства РФ о государственном контроле внешнеторговых бартерных сделок и анализе результатов проведения проверок;
· возбуждении дел об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) и осуществлении производства по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном КоАП РФ;
· анализе деятельности подчиненных таможенных органов, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений валютного законодательства и законодательства РФ о государственном контроле внешнеторговых бартерных сделок;
· взаимодействии с органами и агентами валютного контроля, правоохранительными, налоговыми и иными государственными органами по вопросам валютного контроля, обеспечении взаимодействия с ними подчиненных таможенных органов;
· разработке проектов профилей риска, методическом руководстве деятельностью подразделений подчиненных таможенных органов по вопросам анализа данных (сведений) для выявления рисков, их идентификации и оценки по направлениям деятельности отдела;
· обобщении и анализе статистических данных о результатах валютного контроля, формировании отчетности, связанной с выполнением таможенных органов региона своих функций, и направлении ее в ФТС по установленным формам и в установленные сроки;
· рассмотрении в пределах своей компетенции обращений физических и юридических лиц по вопросам валютного контроля, осуществляемого таможенными органами региона, и др.
Значительный объем работы по осуществлению валютного контроля приходится на таможню. На таможнях высшей и первой категории эта работа выполняется отделами валютного контроля, на таможнях второй категории – отделами контроля таможенной стоимости и валютного контроля.
При этом данные подразделения выполняют в пределах своей компетенции широкий круг функций, которые также определены приказом ФТС РФ № 627. Вот их основной перечень:
· принятие решений по вопросам валютного контроля и контроля за внешнеторговыми бартерными сделками, возникающими в ходе таможенного оформления и таможенного контроля;
· проведение контроля за соблюдением структурными подразделениями таможни, подчиненными таможенными постами порядка осуществления валютного контроля и контроля за внешнеторговыми бартерными сделками;
· организация и проведение проверок соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства, законодательства РФ о регулировании внешнеторговых бартерных сделок и анализ результатов проверок;
· возбуждение дел об административных правонарушениях (АП) в соответствии с КоАП РФ, а также направление протоколов об административных правонарушениях, составленных должностными лицами валютного отдела в соответствии со статьей 15.25 КоАП РФ, для рассмотрения в уполномоченные органы;
· осуществление мероприятий по реализации системы управления рисками в рамках изданных профилей риска по вопросам валютного контроля и контроля за внешнеторговыми бартерными сделками, а также организация работы по анализу данных (сведений) для выявления рисков, их идентификации и оценки по направлениям деятельности отдела;
· формирование и анализ электронных баз данных, обеспечивающих деятельность отдела и учет его результатов;
· учет, обобщение и анализ данных о перемещении через таможенную границу РФ физическими и юридическими лицами валюты РФ, иностранной валюты, внутренних и внешних ценных бумаг в документарной форме;
· учет и систематизация карточек с образцами оттисков печатей уполномоченных банков, используемых для целей валютного контроля, а также доведение их до подчиненных таможенных постов;
· анализ деятельности структурных подразделений таможни, подчиненных таможенных постов, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений валютного законодательства и законодательства РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности в части осуществления внешнеторговых бартерных сделок;
· подготовка и представление в РТУ в соответствии с установленным порядком требуемых статистических и отчетных данных о деятельности таможни по осуществлению валютного контроля и контроля за внешнеторговыми бартерными сделками;
· рассмотрение в пределах своей компетенции обращений физических и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции отдела;
· разработка мероприятий, направленных на предотвращение и устранение нарушений валютного законодательства, законодательства РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности в части осуществления внешнеторговых бартерных сделок.
Таможенные посты – низший уровень организации таможенной системы РФ – участвуют в осуществлении валютного контроля в ходе выполнения их должностными лицами своих основных функций по таможенному оформлению и таможенному контролю товаров и транспортных средств при пересечении ими таможенной границы РФ.
Итак, являясь агентом валютного контроля, таможенные органы осуществляют деятельность в данном качестве на системной основе, посредством четкого распределения компетенции по различным уровням своей организации, обеспечивая тем самым выполнение в полной мере функции, установленной Законом.
Основные выводы
1. Валютный контроль как инструмент прямого метода валютного регулирования обеспечивает действие валютных ограничений, прежде всего во внешнеторговой сфере, поэтому его необходимость обусловлена их применением.
2. Несмотря на то, что валютный контроль является одним из элементов единого механизма валютного регулирования, он обладает специфическими нормативно-информационными основами, особой субъектной стороной, собственным сложным содержанием, механизмом действия, особым путем становления как системы.
3. Нормативно-правовую базу валютного контроля составляют три соподчиненных уровня соответствующих актов, которыми руководствуются контролирующие органы и их должностные лица: 1) Конституция РФ; 2) федеральные законы; 3) подзаконные акты.
4. Информационную основу валютного контроля составляют сведения, содержащиеся в документах, перечень которых определен действующим Законом «О валютном регулировании и валютном контроле», а также данные, которыми обмениваются контролирующие органы при выполнении своих функций.
5. Субъектная сторона валютного контроля воплощается в его органах и агентах, которые имеют определенный Законом состав и присущую им компетенцию.
6. Важную роль в осуществлении валютного контроля играют таможенные органы, деятельность которых в качестве его агентов организована на всех уровнях таможенной службы, а поэтому имеет системный характер.
Ключевые понятия
Агенты валютного контроля
Валютный контроль
Информационная основа валютного контроля
Нормативно-правовая основа валютного контроля
Органы валютного контроля
Вопросы для самоконтроля
1. Как связаны между собой валютные ограничения и валютный контроль?
2. В чем состоит содержание валютного контроля?
3. Что представляет собой нормативно-правовая основа валютного контроля?
4. Как организована нормативно-правовая основа валютного контроля?
5. Какие федеральные законы входят в состав нормативно-правовой основы валютного контроля?
6. Что представляет собой информационная основа валютного контроля?
7. Какие документы содержат информацию, необходимую для осуществления валютного контроля?
8. В чем состоят особенности субъектной стороны валютного контроля?
9. Кто осуществляет валютный контроль в России?
10. Кто является органом валютного контроля?
11. Кто является агентом валютного контроля?
12. Чем отличаются права органов валютного контроля от прав его агентов?
13. Как организована деятельность таможенных органов как агента валютного контроля?
14. Какие задачи решаются на уровне ФТС при осуществлении валютного контроля?
15. Какие функции при осуществлении валютного контроля выполняются РТУ?
16. Какие функции при осуществлении валютного контроля выполняются таможней?