Агропромышленный комплекс (АПК)

Агропромышленный комплекс (АПК) – это совокупность отраслей, занятых производством сельскохозяйственной продукции, промышленной переработкой сельскохозяйственного сырья, хранением и реализацией производственных ресурсов, производством средств производства для сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, агротехническим сервисом. Выделяют организационно-фунциональную, продуктово-сырьевую и территориальную структуры АПК, а также инфраструктуру.

Организационно-функциональная структураАПК включает четыре сферы:

1) отрасли, обеспечивающие АПК средствами производства для всех звеньев АПК: тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; производство оборудования, тары и инвентаря; продовольственное машиностроение; производство минеральных удобрений и химических средств защиты растений.

2) сельское хозяйство, осуществляющее производство продовольствия и сельскохозяйственного сырья;

3) отрасли, обеспечивающие доведение сельскохозяйственной продукции до потребителя (заготовка, переработка сельскохозяйственной продукции, ее хранение, транспортировка и реализация). В их число входят пищевая, мясная, молочная, рыбная, мукомольно-крупяная, комбикормовая промышленность, а также легкая промышленность, работающая на сельскохозяйственном сырье; торговля продовольственными товарами.

4) организации, занятые производственно-техническим обслуживанием (агротехническим сервисом) сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. Сюда относятся организации РО «Белагросервис», предприятия по ремонту сельхозтехники, оборудования животноводческих ферм и др.

Продуктово-сырьевая структура АПК включает ряд подкомплексов продовольственных и непродовольственных товаров: хлебопродуктовый, картофелепродуктовый, овощепродуктовый, плодово-ягодный, свеклосахарный, кормовой, льняной.

Территориальная (региональная) структура АПК включает совокупность соответствующих отраслей в рамках данной территории, т.е. в масштабах республики, области, района. Территориальные (региональные) АПК районов и областей являются составными элементами единого агропромышленного комплекса республики.

Предприятия и организации, обслуживающие АПК, составляют ее инфраструктуру, которая обеспечивает общие условия функционирования производства и жизнедеятельности людей.

В результате реализации Государственной программы возрождения и развития села на 2005-2010 годы в АПК достигнуты многие положительные результаты. Темп роста продукции сельского хозяйства в 2006-2010гг. составил в (сопоставимых ценах) 123%. Валовой объем производства зерна за прошедшее пятилетие достиг 38 млн. тонн, что в 1,3 раза больше сбора зерновых за 2001-2005 годы. Урожайность зерновых культур устойчиво превышает по стране 30 центнеров с гектара.

Построены, реконструированы и оснащены современным технологическим оборудованием 1448 молочнотоварных ферм, 100 комплексов по откорму свиней и 60 птицефабрик. По производству мяса и молока уровень предыдущего пятилетия превышен в 1,6 и 1,5 раза соответственно.

Укрепляется национальная продовольственная безопасность: достигнута полная самообеспеченность по стратегическим видам продуктов питания, а в общем объеме потребления продовольствия импорт составляет менее 10 процентов.

Сельское хозяйство становится существенным источником пополнения валютных резервов страны. Объем экспорта продовольствия за пятилетие увеличился в 2 раза и составил в 2010 году около 3 млрд. долларов США.

Дальнейшее развитие получила социальная инфраструктура села. Создано 1.481 сельское поселение нового типа – агрогородок, где условия жизни максимально приближены к городским. В расчете на душу населения по основным видам сельскохозяйственной продукции Беларусь занимает первое место в СНГ. По ряду позиций она приближается к лучшим европейским показателям. Так, по душевому производству зерна и молока республика занимает четвертое место в Европе, а льна и картофеля - первое место в мире.

Дальнейшее развитие АПК Республики Беларусь будет осуществляться в соответствии с Государственной программой укрепления аграрной экономики и развития сельских территорий на 2011 — 2015 годы.

Эффективный агропромышленный комплекс - одно из приоритетных направлений социально–экономического развития Республики Беларусь на 2011 — 2015 годы. Основными путями повышения эффективности агропромышленного комплекса: переход на интенсивный путь развития и внедрение передовых технологий. Усилия в этой сфере будут сконцентрированы на формировании высокорентабельного и устойчивого сельскохозяйственного производства и переработки сельскохозяйственной продукции с высоким уровнем механизации и автоматизации, соответствующим мировым аналогам.

Сельское хозяйство производит продукты питания и сырье для пищевой и легкой промышленности. Основные особенности сельского хозяйства заключаются в следующем:

1. В качестве главного средства производства выступает земля, так как она является одновременно средством труда и предметом труда.

2. Экономический процесс воспроизводства тесно переплетается с естественным, природным. В качестве средств производства здесь выступают живые организмы (растения, животные, микроорганизмы).

3. Период производства не совпадает с рабочим периодом, что наиболее четко проявляется в отраслях растениеводства (сезонность производства) и требует системы мер по обеспечению занятости работников отрасли.

4. Сельское хозяйство территориально рассредоточено и ведется на больших площадях с различными почвенными и климатическими условиями, с разной потребностью в основных и оборотных фондах для интенсификации производства. Поэтому себестоимость производства единицы однородной продукции сельского хозяйства в разных районах не одинакова.

5. Значительная часть продукции сельского хозяйства (свыше 20%) – семена, корма, часть поголовья животных используется в дальнейшем процессе воспроизводства.

Учет названных особенностей сельского хозяйства является обязательным условием создания правильной системы экономического механизма и управления им.

Сельское хозяйство подразделяется на две крупные отрасли: растениеводство и животноводство.

Растениеводство включает зерновое хозяйство, картофелеводство, овощеводство, плодоводство, ягодоводство, свекловодство, льноводство, кормопроизводство и др., а животноводство – скотоводство, свиноводство, овцеводство, козоводство, птицеводство, коневодство, кролиководство, рыбоводство, пчеловодство.

Каждая отрасль сельского хозяйства имеет свои специфические особенности. Они различаются по виду производимой продукции, применяемым средствам и предметам труда, характеру профессионального состава кадров, применяемой технологии и организации производства.

Развитие сельского хозяйства Республики Беларусь в настоящий период осуществляется в соответствии с Государственной программой укрепления аграрной экономики и развития сельских территорий на 2011-2015 годы.

Важнейшие задачи развития сельского хозяйства заключаются в формировании конкурентоспособного, экологически безопасного производства сельскохозяйственной продукции, обеспечивающего в полном объеме внутренние потребности страны, наращивание экспортного потенциала, а также увеличение рентабельности продаж. К приоритетным направлениям, обеспечивающим повышение сельскохозяйственного производства, относятся:

создание высокоэффективных интеграционных структур корпоративного типа по технологическим продуктовым цепочкам от производства исходного сырья до сбыта готовой продукции;

интенсификация сельскохозяйственного производства на основе эффективного использования производственных и почвенно–климатических условий, трудовых ресурсов, инфраструктуры сбыта внутри страны и за рубежом с ориентацией на потребности перерабатывающей промышленности и спрос на мировом рынке продовольствия;

модернизация организаций, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье, внедрение нового оборудования и технологий, позволяющих осуществлять глубокую переработку сырья, расширять ассортимент, а также обеспечивать выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью;

внедрение новейших высокопродуктивных отечественных сортов сельскохозяйственных культур и пород животных и птиц, расширение и освоение новых рынков сбыта отечественной сельскохозяйственной продукции, интеграция в мировое агропродовольственное пространство;

создание условий для развития личных подсобных и фермерских хозяйств.

Это позволит в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах обеспечить к 2015 г. увеличение рентабельности продаж до 10 — 11 процентов, производительности труда — в 1,5 раза, рост экспорта продукции агропромышленного комплекса не менее чем в 2 раза с доведением его объема до 6 млрд. долларов в эквиваленте. Ожидается, что к окончанию пятилетки (2001-2015 годы) сельское хозяйство в Беларуси станет бездотационным и самоокупаемым.

Отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию.Перерабатывающая промышленность АПК Беларуси представлена рядом отраслей и производств, среди них – пищевая промышленность, отрасли легкой промышленности, связанные с первичной обработкой сырья, мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность.

В структуре перерабатывающей промышленности доля отдельных отраслей составляет: пищевая промышленность – 82,8%; мукомольно-крупяная и комбикормовая – 15,9; легкая промышленность (первичная переработка льна и шерсти) – 1,3% .

Строительный комплекс

Строительный комплекс включает совокупность предприятий, объединений и организаций, деятельность которых направлена на создание, реконструкцию и освоение объектов производственного и непроизводственного назначения. Продукцией строительного комплекса считаются полностью завершенные строительством и сданные в эксплуатацию здания и сооружения, производственные мощности, объекты социальной инфраструктуры.

Строительный комплекс объединяет подрядные и специализированные строительные организации, предприятия промышленности строительных материалов и строительной индустрии, проектно-изыскательские, конструкторско-технологические и научно-исследовательские организации, строительные фирмы, биржи и другие формирования, специализирующиеся в области строительства (независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности), включая отраслевые органы управления. На долю строительного комплекса Республики Беларусь в составе двух взаимосвязанных секторов – собственно строительства и промышленности строительных материалов и конструкций – приходится свыше 10% объема ВВП страны.

Комплекс объединяет более 4,3 тыс. строительных и ремонтно-строительных организаций различных мощностей и форм собственности, в том числе 109 строительных трестов и объединений, более 200 предприятий промышленности строительных материалов и стройиндустрии, свыше 40 проектных институтов, около 20 научно-исследовательских и конструкторско-технологических организаций.

Строительство и производство строительных материалов осуществляют более 20 различных министерств, концернов и объединений, строительно-монтажные работы преимущественно ведут организации Министерства архитектуры и строительства, Министерства транспорта и коммуникаций, Министерства сельского хозяйства и продовольствия, Министерства промышленности, Министерства связи и информатизации, Министерства энергетики (ОАО «Белтрансгаз», ПО «Белтопгаз», ПО «Белэнерго») и др.

Республиканским органом государственного управления строительным комплексом является Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь. Оно проводит в пределах своей компетенции государственную жилищную и технико-экономическую политику в комплексе, осуществляет управление архитектурной и градостроительной деятельностью на территории страны, координирует деятельность Комитета государственного строительного надзора в сфере контроля за проведением проектных и строительных работ. На предприятиях Министерства выпускается до 70% объема строительных материалов и конструкций.

В строительном секторе экономики республики обеспечиваются высокие темпы роста подрядных работ – почти двукратное увеличение за 2006-2010 годы. По строительству жилья в расчете на одного человека Беларусь занимает первое место на постсоветском пространстве.

Основными приоритетами развития строительного комплекса согласно проекту Основных положений программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы являются снижение стоимости и гарантия качества строительства, массовое строительство доступного, комфортного и энергоэффективного жилья. В предстоящем пятилетии должны быть решены задачи по снижению материало – и энергопотребления при строительстве и эксплуатации зданий и сооружений, сокращению продолжительности инвестиционно–строительного цикла, развитию современных производств строительных материалов и изделий, инженерной и социальной инфраструктуры. Основные направления реализации данной задачи следующие:

проектирование и строительство современных экологически безопасных зданий и сооружений, разработка и внедрение технологий для производства в соответствии с европейскими требованиями конкурентоспособных строительных материалов, обеспечивающих экономию материальных и энергетических ресурсов;

расширение индивидуального жилищного строительства, в том числе развитие малоэтажного домостроения;

насыщение внутреннего рынка республики строительными материалами отечественного производства;

наращивание экспортного потенциала и увеличение производства импортозамещающей продукции.

Для модернизации предприятий по производству строительных материалов и подрядных организаций предусматривается привлечь как отечественные, так и иностранные инвестиции. Будут реализованы следующие основные инновационные проекты:

строительство и введение в строй трех новых технологических линий по производству цемента, в том числе сухим способом, на основе современных энергосберегающих технологий с заменой природного газа на уголь и альтернативные виды топлива, что обеспечит прирост базовых мощностей по производству цемента в 2 — 2,5 раза и позволит наращивать экспортные поставки цемента с 500 тыс. тонн до 1.500 тыс. тонн в год;

строительство горно–обогатительного комбината и модернизация действующих производств нерудных материалов;

организация современного импортозамещающего производства энергосберегающего, ламинированного, зеркального, гнутого закаленного, полированного стекла сверхтонких номиналов и пеностекла.

Реализация мероприятий по указанным направлениям позволит обеспечить модернизацию строительных организаций, повысить производительность труда в 1,4 — 1,5 раза и приблизить ее к уровню зарубежных стран, увеличить экспорт подрядных работ в 1,3 — 1,5 раза, обеспечить внутренний рынок республики высококачественной строительной продукцией отечественного производства, осуществлять строительство объектов с высокими технологическими и эксплуатационными параметрами. Ввод жилья к концу пятилетки составит 1 кв. метр общей площади на человека в год.

Транспорт и связь

Транспортный комплексстраны – совокупность различных видов транспорта, находящихся во взаимодействии и взаимозависимости, дополняющих друг друга, развивающихся в тесной связи, обеспечивая эффективное использование каждого вида.

Формирование приоритетных направлений развития транспорта и государственного регулирования деятельности объединений, предприятий и организаций транспортного комплекса осуществляет Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.

Удельный вес добавленной стоимости транспорта и связи в ВВП страны в 2010 году составил – 9,5 %. В отрасли транспорта трудится более 7 % занятых в экономике Транспорт является емким потребителем сырья, топлива, отдельных видов промышленной продукции.

Транспорт как направление хозяйственной деятельности делится на транспорт общего и необщего пользования. Транспорт общего пользованияпредназначен для удовлетворения потребностей всех отраслей экономики и населения в перевозках грузов и пассажиров, перемещения различных видов продукции между производителями и потребителями, осуществления общедоступного транспортного обслуживания населения.

Транспорт необщего пользования (ведомственный, промышленный, внутрипроизводственный) предназначен, как правило, для перевозки грузов и пассажиров конкретного предприятия, объединения (ассоциации, концерна, фирмы и т.п.). Выделяют транспорт личного пользования (легковые автомобили, мотоциклы, велосипеды, лодки и т.п.). По характеру выполняемой работы транспорт делится на пассажирский и грузовой.

Виды транспорта отличаются друг от друга использованием разных естественных или искусственных путей сообщения. Транспорт общего пользования делится на железнодорожный, автомобильный, водный (морской, речной), воздушный, трубопроводный, гужевой.

К транспортному комплексу предъявляются следующие требования:

наиболее полное удовлетворение потребностей общества в перевозках грузов и пассажиров;

повышение экономичности перевозочных процессов;

сокращение времени доставки грузов и перевозки пассажиров;

обеспечение интенсивности и регулярности перевозок независимо от времени года, погодных условий и других неблагоприятных факторов;

повышение уровня комфортности при перевозке пассажиров, обеспечение полной сохранности перевозимых грузов, безопасности движения.

Для оценки работы транспорта используется ряд показателей: объем перевозок (отправлений) грузов, объем перевозок (отправлений) пассажиров, грузооборот, пассажирооборот и др. Перевозки грузов – объем грузов, доставленных на транспортных средствах страны; по всем видам транспорта он отражается на момент отправления (на автомобильном транспорте – на момент прибытия); измеряется в тоннах. Перевозки пассажиров – количество пассажиров, отправленных всеми видами транспорта.

Грузооборот определяется как сумма произведений массы каждой партии (отправки) в тоннах на тарифное расстояние перевозки в километрах (т.км). Пассажирооборот характеризует объем выполняемой работы по перевозке пассажиров с учетом расстояний, на которые они были перевезены; измеряется в пассажиро-километрах (пассажиро-км.).

Основными показателями, характеризующими эффективность использования того или иного вида транспорта, являются скорость, пропускная способность, маневренность, надежность, регулярность, безопасность движения, себестоимость и др. Общим показателем для всех видов транспорта является стоимость перевозок.

Беларусь располагает ограниченными топливно-энергетическими и сырьевыми ресурсами. Однако благоприятное экономико-географическое положение и высокоразвитая транспортная инфраструктура позволяют нашей стране с полным правом претендовать на роль «транзитного моста» в торговле между государствами Европейского союза Российской Федерации и странами Азии.

Стратегия в области транзита в прошедшем пятилетии реализовывалась в соответствии с Комплексной программой обеспечения эффективного использования транзитных возможностей Республики Беларусь на 2006-2010 годы. Реализация мероприятий программы позволила улучшить условия транзита и обеспечить их позитивную сопоставимость с определенными странами. Суммарный доход от транзита за 2009 год составил 2017,7 млн.долларов США, или 102% к прогнозному заданию. Отчисления в бюджет превысили 330 млн. долларов США.

По уровню развития дорожной сети Беларусь занимает одно из первых мест среди стран СНГ. За первое десятилетие 21 века сеть автомобильных дорог общего пользования возросла более чем на 30 тыс.км. Автомобильные дороги с твердым покрытием составляет 74 тыс.км., или 86% протяженности автомобильных дорог на 1 кв.км. территории республики составляет 0,4 км, а в европейской части России- 0,2 км.

В 2009 году Беларусь повысила свой рейтинг с 134 на 129 место среди 183 стран по показателю «Торговля через границу», составляемый Всемирным банком. По индексу развития логистики республика заняла 74-е место в рейтинге. В то же время провозные возможности автомобильного транспорта Беларуси были использованы только на 70-76%, а пропускная способность автомобильных дорог по основным направлениям задействована всего лишь на 1/3, Это говорит о большом потенциале развития транзитных грузовых перевозок через территорию республики.

Задачи развития транспорта сформулированы в Основных положениях программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы. Для их выполнения намечается:

создание современных логистических центров и систем, обслуживающих внутренний и внешний рынки, развитие инфраструктуры международных транспортных коридоров, проходящих по территории республики;

концентрация грузов на эффективных транспортных потоках;

повышение технического уровня республиканских автомобильных дорог, реконструкция по параметрам I категории участков дорог в направлении от г. Минска к областным центрам;

пополнение и обновление парков подвижного состава транспортных организаций на основе экономичных и экологичных транспортных средств;

дальнейшая электрификация Белорусской железной дороги;

развитие скоростных перевозок пассажиров транспортом общего пользования;

повышение качества предоставления услуг на пассажирском транспорте;

повышение рейтинга Республики Беларусь по «индексу логистики» и «торговле через границу» и вхождение ее в число пятидесяти ведущих стран мира по этим показателям.

В результате транспортная система Республики Беларусь будет соответствовать международным требованиям по безопасности и экологичности, станет более экономичной, комфортабельной и доступной. Протяженность участков республиканских автомобильных дорог I категории увеличится на 314 километров и к 2015 году составит 1,4 тыс. километров. Повышение скоростей доставки грузов и сокращение перечня дорог, на которые вводятся сезонные ограничения, будет способствовать увеличению в 2015 году доходов от транзита до 2,4 млрд. долларов США, или в 1,6 раза к уровню 2010 года.

Газотранспортная система Беларуси, эксплуатируемая ОАО "Белтрансгаз", включает около 7,5 тыс. км газопроводов, 5 линейных компрессорных станций, 3 подземных хранилища газа, 233 газораспределительные станции, 26 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций, 6 газоизмерительных станций. Белтрансгаз обеспечивает газоснабжение потребителей республики и транзитные поставки российского природного газа в Калининградскую область России, Литву, Украину, Польшу. Выполняет операторские функции на принадлежащем ОАО "Газпром" белорусском участке магистрального газопровода Ямал - Европа протяженностью 575 км линейной части. Акционерами ОАО "Белтрансгаз" в равных долях являются Республика Беларусь и ОАО "Газпром".

Связь в Республике Беларусь делится на почтовую и электрическую (телефонная и телеграфная связь, телевидение и радиовещание, радиосвязь, передача данных). Управление отраслью осуществляют Министерство связи и информатизации и Министерство информации (телевидение и радиовещание).

В сфере услуг связи к концу 2015 года до 99,8 процента увеличится охват населения цифровым телевизионным вещанием с применением новых высокотехнологичных средств связи. До 3,5 млн. человек станут абонентами и пользователями стационарного широкополосного доступа в сеть Интернет. Благодаря созданию и обеспечению функционирования государственной системы предоставления информационных услуг на 50 процентов сократится время оказания услуги. Будет обеспечено внедрение передовых информационных технологий в органах государственного управления, реальном и финансовом секторах экономики, других сферах жизни, что позволит значительно повысить производительность труда и качество жизни населения республики. Для этого предусматривается:

формирование современной информационно–коммуникационной инфраструктуры, обеспечение ее доступности на всей территории республики, переход к мультисервисным сетям электросвязи на основе единой аппаратно–программной платформы (IMS–платформы) на опорной сети национального оператора;

развитие цифрового теле– и радиовещания, прогрессивных видов подвижной электросвязи, широкополосного доступа в сеть Интернет на всей территории республики;

расширение использования и доступности информационно–коммуникационных технологий в различных сферах жизни общества (создание электронных правительства, торговли, здравоохранения, обучения);

создание условий по увеличению экспорта услуг в сфере информационно–коммуникационных технологий.

Реализация мер по ускоренному развитию сферы услуг (транспорт, связь, строительство и др.) позволит повысить производительность общественного труда и комфортность жизни людей, решить проблему занятости, расширить перспективные для страны внешние рынки услуг и увеличить объемы их экспорта. Удельный вес сферы услуг в ВВП достигнет 47 процентов, а доля работающих в данной сфере в общем объеме занятых в экономике — 58 процентов.

Литература: [1, стр. 244 – 306], [2, стр. 96-125]

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие отрасли составляют организационно-функциональную структуру АПК?

2. Что представляет собой продуктово-сырьевая структура АПК?

3. Что составляет территориальную структуру АПК?

4. Дайте понятие инфраструктуры АПК.

5. Какова роль сельского хозяйства в АПК?

6. Какие основные особенности сельского хозяйства?

7. Как взаимосвязано сельское хозяйство с другими сферами АПК?

8. Каково состояние растениеводства в Республике Беларусь?

9. Назовите основные направления развития растениеводства?

10. Какие задачи намечается решить для обеспечения повышения продуктивности и конкурентоспособности отрасли животноводство?

11. Какова структура перерабатывающей промышленности АПК Беларуси?

12. Охарактеризуйте основные итоги реализации Государственной программы возрождения и развития села на 2005 - 2010 годы.

13. Каковы перспективы развития АПК в 2011 – 2015 годы?

14. Какие предприятия, объединения и организации включает строительный комплекс?

15. Что является продукцией строительного комплекса?

16. Какова доля строительного комплекса Республики Беларусь в объеме ВВП страны?

17. Дайте оценку состояния строительного комплекса страны.

18. Каковы важнейшие приоритеты в развитии строительного комплекса Беларуси?

19. Как взаимосвязаны предприятия строительного комплекса с другими отраслями хозяйственных комплексов?

20. С какими проблемами сегодня сталкиваются предприятия строительного комплекса Беларуси?

21. Какова роль транспорта и связи в современной экономике?

22. Какие предприятия составляют транспортный комплексстраны?

23. Какие требования предъявляются к транспортному комплексу ?

24. Какие виды транспорта выделяют и чем они отличаются друг от друга?

25. Какие показатели используют для оценки работы транспорта?

26. Какие Министерства и ведомства осуществляют управление отраслью связи?

27. Каковы направления развития связи до 2015 года?

Наши рекомендации