Влияние миграции на экономику стран-экспортеров и стран-импортеров рабочей силы
Прежде чем приступить к раскрытию содержания данного пункта курсовой работы необходимо дать определение терминам «страны-импортеры» и «страны-экспортеры». Итак, страны-импортеры(страны – реципиенты) - страны, принимающие трудоспособное население, страны-экспортеры (страны-доноры) - страны, из которых идет отток миграционных кадров. Отдельные государства, в том числе и Россия, являются одновременно и странами-экспортерами и странами-импортерами. Америка выступает экспортером для государств Латинской Америки, Великобритании и Австралии. Однако, Россия, будучи и страной-экспортером и импортером, теряет на уровне профессиональной подготовки трудоэмигрантов и трудоиммигрантов. Трудоэмиграция и трудоиммиграция оказывают противоречивые последствия как для стран-доноров, так и для стран-реципиентов. Рассмотрим подробнее возникающие последствия.
Приток иностранной рабочей силы оказывает положительное влияние на страны-реципиенты.
Одним из, несомненно, положительных следствий притока иностранной рабочей силы является получение странами-реципиентами иностранной квалифицированной рабочей силы, на подготовку которой страна не расходовала ни финансовые средства, ни учебное время.
Так же к положительным влиянием миграции кадров специалисты относят следующие: иностранные рабочие участвуют в создании экономического продукта страны пребывания, а также в ряде экономически развитых государств, и прежде всего в странах Европейского Союза, «арбет-гайстеры» (то есть рабочие гости) нередко используются в неквалифицированных видах труда, на низкооплачиваемых работах и заняты в «непристижных» видах труда: строительство, сфера гостиничного хозяйства, общественного питания, общественного транспорта, разнорабочие и т.д.
Наряду с положительными последствиями миграции кадров существуют и отрицательные. Массовый приток иностранной рабочей силы, особенно когда приглашаются с семьями, осложняет нравственно-культурную среду в местах работы и местах компактного проживания иностранных рабочих, так как трудоиммигранты зачастую являются представителями совершенно другой культуры, религиозных убеждений, обычаев, традиций и менталитета.
Несомненно, и то, что многие ученые из развивающихся стран, повысив свою квалификацию и поработав, например, в США или других развитых странах, возвращаются к себе на родину, положив начало научным школам и направлениям в своих странах. К такой группе людей можно отнести не только ученых. Получив образование и поправив материальное положение, возвращаются и представители других профессий: управляющие, врачи, строители, квалифицированные рабочие. Все они привносят в свои страны новые знания, квалификацию. Важно, чтобы и эти страны научились ценить свои кадры и создавали для них условия для реализации их потенциала, нормальные условия для работы и жизни.
Рассмотрим последствия миграции рабочей силы для стран-доноров. Итак, для стран-доноров отток трудоспособного населения приносит следующие положительные явления:
1) снижает социально-политическую напряженность в обществе, приводит внутренний рынок труда к относительному равновесию, что является позитивным фактором;
2) трудоэмигранты для поддержания своих семей высылают валютные переводы, которые становятся важным фактором притока иностранной валюты в страну донора.
3) трудоэмиграция приносит определенную выгоду странам-донорам и по возвращении граждан, выехавших на временную работу за границу, они привозят накопленные валютные средства, нередко обзаводятся определенными орудиями труда за границей и привозят их с собой, используют производственную культуру из-за рубежа, получают новые умения и знания, которые применяют в своей стране.
В то же время трудоэмиграция сопровождается и негативными последствиями для стран-доноров:
1) определенная часть трудоспособного населения отвлекается от национального производства и не участвует в создании ВВП.
2) часть трудоэмигрантов положительно зарекомендовавшая себя на работе в заграничных фирмах либо лангирует свое там пребывание, либо остается на постоянное место жительства, и страна теряет определенную часть квалифицированной рабочей силы (этим каналом происходит «утечка мозгов»). Например, Россия по оценкам специалистов из-за стихийного потока трудоиммиграции уже потеряла около четверти научных работников. Общий ущерб от выезда ученых и квалифицированных инженерно-технических, а также станочных работников исчисляется миллиардами долларов ежегодных потерь.
3) трудоиммигранты удачно устроившиеся с работой и бытом за границей нравственно расстраивают определенную часть населения своей страны, представители которой трудятся на родине и с такой же отдачей сил и профессиональных знаний, но получают заработную плату намного ниже своих иммигрировавших коллег.
Таким образом, в данном пункте курсовой работы были подробно рассмотрены последствия миграции кадров, как для стран-импортеров, так и для стран-экспортеров.
Содержание, цели и методы миграционной политики
Любая политика — это выбор определенных решений и способов их осуществления в конкретной сфере жизнедеятельности общества. Это инструмент воздействия на различные социальные процессы, в число которых входит и миграция населения.
Миграционная политика — это система общепринятых на уровне властных структур идей и концептуально объединенных средств, с помощью которых, прежде всего государство, а также другие общественные институты, соблюдая определенные принципы, предполагают достижение поставленных целей.
Международные потоки рабочей силы в настоящее время регулируются и ограничиваются как на национальном уровне, так и на уровне межгосударственных отношений. При этом либо ограничивается приток иностранных рабочих в страну, либо стимулируется их отъезд обратно на родину (реэмиграция).
Важно подчеркнуть, что принимающими странами ограничительная практика применяется по отношению далеко не ко всем категориям иммигрантов. В ряде случаев въезд иностранных рабочих не ограничивается. Это может касаться, например, некоторых категорий неквалифицированных рабочих, которые готовы за небольшую плату выполнять те виды тяжёлой, вредной или грязной работы, где существует значительный дефицит рабочей силы. Более того, иммиграция может даже стимулироваться, когда речь идёт о высококвалифицированных специалистах или рабочих редких специальностей, крупных учёных, выдающихся музыкантах или спортсменах и т.д.
Целью государственного регулирования трудовой миграции населения является достижение желательного для принимающей страны масштаба иммиграции, а также отбор нужных работников из общего потока потенциальных иммигрантов.
Регулирование внешней трудовой миграции осуществляется посредством двусторонних и многосторонних межправительственных соглашений. Эти соглашения определяют численность мигрантов, в ряде случаев их возрасти, пол, профессию, состояние здоровья и др.
Экономическое регулирование трудовой миграции включает:
- уплату иммигрантами пошлины на трудоустройство;
- первоочередной приём иммигрантов, осуществляющих инвестиции в экономику страны-реципиента;
- налог на предпринимателей, использующих труд иммигрантов;
-ограничение времени пребывания иностранных работников в принимающей стране.
В принимающих странах могут действовать профессиональные и отраслевые ограничения на использование иностранной рабочей силы в форме запретов. Явные запреты прямо указывают профессии, которыми иностранцам заниматься нельзя. Другие ограничения действуют в форме приоритетных профессий, где может использоваться иностранная рабочая сила (редкие профессии, специалисты высшего класса, работники новых высокотехнологичных отраслей, работники, претендующие на низкооплачиваемую, не престижную, тяжёлую и вредную работу.
Проблемами трудовой иммиграции занимаются государственные институты принимающих стран, действующие на основе национального законодательства, а также подписанных двухсторонних и многосторонних соглашений. Обычно в разрешении проблем иммиграции задействованы как минимум три государственных ведомства: министерство иностранных дел, ведающее через свое консульское управление выдачей въездных виз, министерство юстиции в лице службы по иммиграции или иные органы пограничного контроля, которые непосредственно исполняют определенный законом режим въезда, и министерство труда, надзирающее за использованием иностранной рабочей силы.
Нормативно-правовая база для иммиграции в большинстве принимающих стран предоставлена огромным количеством законов и подзаконных актов.
Основные черты иммиграционного законодательства следующие:
- профессиональная классификация. Законодательства всех принимающих стран устанавливают жесткие требования к уровню образования и стажу работы по специальности. Минимальным требованием к образованию считается окончание полного курса средней школы или профессионально- технического училища, что должно подтверждаться соответствующим дипломом. В большинстве случаев диплом необходимо подтверждать или оценивать в принимающей стране на предмет соответствия требований к специалисту в соответствующей сфере в данной стране требованиям, предъявлявшимся к выпускнику по данной специальности в стране – экспортере рабочей силы. Приоритет при найме на работу отдается принимающими странами специалистам, имеющим как минимум 3-5 лет стажа работы по специальности. Могут потребовать также и рекомендательные письма. Для большинства профессий необходимы квалификационные гарантии в виде диплома о высшем или специальном образовании;
- ограничение личного характера. Разумеется, законодательство принимающих стран предъявляет жесткие требования к состоянию здоровья иммигрантов. В страны не допускаются наркоманы, психически больные люди, люди, зараженные вирусом СПИД. Иммигранты обязаны представить справку о состоянии своего здоровья, заверенную консульским учреждением принимающей страны, или пройти специальное медицинское обследование.
- большинство стран, принимающих иммигрантов, устанавливают их максимальное количество. Количественные квоты могут вводиться в рамках всей экономики в целом, определяя максимальную долю иностранной рабочей силы в числе всех трудовых ресурсов; в рамках отдельных отраслей, определяя максимальную долю иностранных рабочих в числе всех занятых в данной отрасли; в рамках отдельных предприятий, определяя максимальную долю иностранных рабочих на одном предприятии; либо как ограничение на общее количество иммигрантов, приезжающих в страну в течение года. Количественное квотирование является весьма жестким методом государственного регулирования импорта рабочей силы и обычно определяется соответствующими законами, за соблюдением которых надзирают правоохранительные органы;
- экономическое регулирование. Оно вводит определенные финансовые ограничения, обеспечивающие сокращение численности иммигрантов. Что касается юридических лиц, то в некоторых странах фирмы имеют право нанимать иностранную рабочую силу только по достижении определенного объема оборота и продаж или после внесения определенных платежей в государственный бюджет. Частные лица имеют право иммигрировать, только если они готовы инвестировать в экономику принимающей страны определенную законом сумму, доказать легальность происхождения этих денег и создать определенное количество рабочих мест. По законодательству некоторых стран за оформление иммиграции и трудоустройство на местное предприятие иммигранты обязаны платить. Некоторые льготы предоставляются для руководящего состава корпораций, имеющих право заключать сделки от ее лица, состоятельным иностранцам, готовым использовать труд местных граждан в домашнем хозяйстве;
- временные ограничения. Законодательства большинства стран устанавливают максимальные сроки пребывания иностранных работников на их территории, по истечении которых они должны либо покинуть принимающую страну, либо получить от компетентных органов разрешение на продление своего пребывания в ней. Зачастую для лиц, имевших в принимающей стране статус стажеров или студентов, предусматриваются жесткие правила, не позволяющие продлить свое пребывание в ней, требующие обязательного выезда на родину, пребывания там минимум в течение нескольких лет, только после чего они приобретают право вновь приехать в принимающую страну;
- географические приоритеты. Практически каждая страна, принимающая иммигрантов, законодательно устанавливает географическую и национальную структуру иммиграции. Она обычно регулируется с помощью количественных квот на въезд иммигрантов из определенных стран. Иногда, чтобы избежать обвинений в предвзятости и нарушении прав человека, правительства проводят в рамках географических квот лотереи на право иммигрировать между представителями из разных стран из одного географического региона.
Явные и скрытые запреты нанимать иностранную рабочую силу обычно содержаться в законах о профессиях, которыми иностранцам заниматься запрещено. Явные запреты прямо перечисляют отрасли или специальности, в которых работать иностранцам нельзя. Скрытые запреты, напротив, устанавливают перечень отраслей или специальностей, в которых могут работать только граждане данной страны, перекрывая тем самым доступ к ним иностранцев. Обычно для любых передвижений иммигранта, изменения специальности, смены места роботы требуется получать дополнительное разрешение иммиграционных властей, которые могут и отказать в его выдаче.
Разумеется, запрещена нелегальная иммиграция, которая в большинстве стран пресекается полицейскими методами, которые, правда, далеко не всегда эффективны.
Законодательно устанавливаются санкции за нарушение порядка иммиграции. Они могут накладываться как на самих мигрантов, так и на тех, кто помогает им незаконно въехать в страну или нанимает их на работу. Незаконное проникновение в страну считается преступлением. За его совершение предусматриваются депортация, денежные штрафы и/или тюремное заключение. Подобное преступление, совершенное повторно, карается повторной депортацией, большим денежным штрафом и более длительными сроками заключения. За незаконное посредничество или наем на работу нелегального иммигранта, которые также считаются преступлением, предусматриваются настолько крупные штрафы, что они могут вести к разорению некоторых небольших фирм и предприятий.
Миграционная политика Российской Федерации включает в себя:
- Концепцию, которая представляет собой фундамент миграционной политики, систему взглядов, определяющих границы правового, этического и идеологического пространства, в рамках которого могут формироваться программные документы по миграции населения и другим направлениям государственного регулирования демографических процессов. Концепция миграционной политики, если она выступает правовым документом федерального уровня, включает принципы, согласно которым должно осуществляться регулирование миграционных процессов во всех субъектах Российской Федерации. Подобные документы регионального уровня должны соответствовать основополагающим положениям Концепции миграционной политики РФ. Основными элементами Концепции миграционной политики, помимо принципов, определяющих правовое и этическое пространство, в рамках которого допустимо воздействие на миграционные процессы, являются цель, обусловленные ею задачи по всем направлениям миграционной деятельности, приоритеты и механизмы осуществления политики.
Исходным при этом является обоснование цели миграционной политики. Для этого возможны разные подходы: с позиции обеспечения развивающейся экономики трудовыми ресурсами; с позиции характера демографического развития (миграция как компенсатор естественной убыли населения); с позиции геополитических интересов государства, его национальной безопасности. Эти и иные подходы могут использоваться либо самостоятельно, либо одновременно с другими.
Миграционная политика носит территориально-дифференцированный характер. Поэтому в разных местностях существуют разные миграционные проблемы, а следовательно, цели миграционной политики и направления их достижения различны. Соподчиненность целей и дифференциация их по стадиям миграционного процесса, а также по видам миграции и ее направлениям определяют их многоплановость и территориальные различия.
Стратегические задачи миграционной политики Российской Федерации:
- контролировать масштабы, географию выхода и состав иммигрантов, прибывающих в Россию; регулировать характер расселения мигрантов (внутренних и внешних), в наибольшей мере соответствующий геополитическим интересам государства; способствовать созданию условий для добрососедского взаимодействия между местным населением и мигрантами.
Задачи миграционной политики формулируются в русле концепции (цели) и ситуации, сложившейся в миграционной сфере. Острота миграционных проблем определяет выбор приоритетов, очередность решения тех или иных задач.
Собственно, с этим связано и формирование миграционных программ — концептуально единой системы мер и механизмов регулирования различных видов миграции — это вторая часть миграционной политики. Меры эти могут быть стимулирующими и сдерживающими миграционную активность, могут оказывать воздействие на человека непосредственно (это относится в первую очередь к запретительным мерам) и могут быть направлены на создание таких условий, которые будут способствовать добровольному принятию людьми решений, соответствующих национальным интересам государства. Во втором случае регулирующие миграцию средства не ведут к нарушению прав человека, поскольку каждый принимает собственное решение.
- Повседневная деятельность тех государственных органов (занятых в них служащих, подготавливаемые документы и инструкции), в обязанность которых входит регулирование миграционных процессов.
Основными механизмами реализации такой политики должны быть:
- комплексное и универсальное миграционное законодательство;
- единая классификация категорий мигрантов;
- разграничение федеральной и региональной ответственности, а также ответственности предприятий различных форм собственности за решение возникающих проблем;
- система экономических и административных мер государственного регулирования миграционных потоков;
- система гарантированных форм государственной поддержки вынужденных категорий мигрантов;
- концентрация федеральных и региональных бюджетных средств, выделяемых на решение проблем отдельных категорий мигрантов, с целью более эффективного их использования; применение рыночных механизмов привлечения внебюджетных источников финансирования.
Итак, государственное регулирование международного рынка труда осуществляется на основе национального законодательства принимающих стран и стран, экспортирующих рабочую силу, а также на основе межгосударственных и межведомственных соглашений между ними. Регулирование осуществляется через принятия финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование иммигрантов к возвращению на родину (реэмиграция).
ГЛАВА 2 «Россия и международная миграция трудовых ресурсов»