Товарная структура импорта и экспорта японии
Товарная структура внешней торговли Японии тесно связана со структурой народного хозяйства и формируется под влиянием ряда факторов, таких как: обеспеченность природными и трудовыми ресурсами, исторически сложившимися экономическими связями и др. Она отражает уровень развития национальной экономики и характер ее участия в системе международного разделения труда.
Таблица 10. Товарная структура импорта Японии в 2002 и 2010 годах
Разделы СМТК | Среднегодовые темпы роста (%) | ||||
Стоимость (млн. долл. США) | % к итогу | Стоимость (млн. долл. США) | % к итогу | ||
Всего, в т.ч. | 379 662,9 | 762 533,9 | 109,11 | ||
Продовольственные товары и живые животные | 40 976 | 10,79 | 53 712,4 | 7,04 | 103,44 |
Напитки и табак | 4895,9 | 1,29 | 0,82 | 103,04 | |
Сырье непродовольственное (кроме топлива) | 25 809,6 | 6,80 | 54 841 | 7,19 | 109,88 |
Минеральное топливо, смазки и подобные им материалы | 77 488 | 20,41 | 267 784,3 | 35,12 | 116,77 |
Химические продукты | 25 747,7 | 6,78 | 54 543,3 | 7,15 | 109,84 |
Обработанные изделия, классифицированные по материалам | 35 398,8 | 9,32 | 67 685,1 | 8,88 | 108,44 |
Машины, оборудование и транспортные средства | 105 924,3 | 27,90 | 158 860,3 | 20,83 | 105,20 |
Разные обработанные (готовые) изделия | 56 387,7 | 14,85 | 83 952,7 | 11,01 | 105,10 |
Товары и сделки, не заключенные в соответствующие разделы СМТК | 6440,7 | 1,70 | 1,73 | 109,38 |
Из таблицы мы видим, что основными статьями импорта Японии в 2002 году являлись минеральное топливо, смазки и подобные им материалы, а также машины, оборудование и транспортные средства, причем последние занимали лидирующую позицию – доля в импорте страны составляла 27,90%. В 2010 году на первое место выходит минеральное сырье, его доля вырастает более чем в полтора раза, а среднегодовые темпы роста составляют 116,77%, что позволяет нам говорить об этой статье импорта, как о наиболее динамично развивающейся. На мой взгляд, это связано с тем, что Япония имеет скудные природные запасы топлива и сырья, поэтому она вынуждена импортировать их из-за рубежа, к тому же развитие машиностроения и высокотехнологичных отраслей ведет к увеличению потребления минерального топлива, сырья и химических продуктов (эти статьи импорта также имеют хорошие показатели динамики развития).
Более наглядно структура импорта Японии в 2010 году представлена на рисунке.
(1 – Продовольственные товары и животные; 2 – Напитки и табак; 3 – Сырье непродовольственное (кроме топлива); 4 – Минеральное топливо, смазки и подобные им материалы; 5 – Химические продукты; 6 – Обработанные изделия, классифицированные по материалам; 7 – Машины, оборудование и транспортные средства; 8 – Разные обработанные (готовые) изделия; 9 – Товары и сделки, не заключенные в соответствующие разделы СМТК)
Теперь рассмотрим товарную структуру экспорта Японии за 2002 и 2010 годы.
Таблица 10. Товарная структура экспорта Японии в 2002 и 2010 годах
Разделы СМТК | Среднегодовые темпы роста (%) | ||||
Стоимость (млн. долл. США) | % к итогу | Стоимость (млн. долл. США) | % к итогу | ||
Всего, в т.ч. | 479 247,6 | 781 412,2 | 106,30 | ||
Сырье непродовольственное (кроме топлива) | 3269,6 | 0,68 | 10 227,1 | 1,31 | 115,32 |
Минеральное топливо, смазки и подобные им материалы | - | - | 18 775,8 | 2,40 | - |
Химические продукты | 33 906 | 7,07 | 69136,6 | 8,85 | 109,31 |
Обработанные изделия, классифицированные по материалам | 47 916,6 | 10,00 | 97 629,7 | 12,49 | 109,30 |
Машины, оборудование и транспортные средства | 32 8476,2 | 68,54 | 48 4399,1 | 61,99 | 104,98 |
Разные обработанные (готовые) изделия | 43 988,4 | 9,18 | 55 186,9 | 7,06 | 102,88 |
Товары и сделки, не заключенные в соответствующие разделы СМТК | 17 691,1 | 3,69 | 42 079,9 | 5,39 | 111,44 |
Основной статьей экспорта Японии являются машины, оборудование и транспортные средства. Однако, несмотря на то, что ее доля на 2010 год составляет более шестидесяти процентов всего экспорта страны, можно увидеть, что этот показатель снизился по сравнению с 2002 годом. Более того, среднегодовые темпы роста этой статьи экспорта невелики (104,98%) и уступают большинству статей экспорта Японии. Это связано прежде всего с мировым экономический кризисом, который ознаменовал падение спроса на товары длительного пользования, в частности на автомобили. В периоды экономического подъема население начинает активнее покупать такую продукцию. В то же время именно на ней люди экономят, когда ситуация на рынке ухудшается, что мы и наблюдаем на данном этапе.
Судя по показателям среднегодового темпа роста, наиболее динамично развивающимися статьями экспорта являются непродовольственное сырье (кроме топлива) и товары.
Более наглядно товарная структура экспорта Японии показана на рисунке.
(1 – Сырье непродовольственное (кроме топлива); 2 – Минеральное топливо, смазки и подобные им материалы; 3 – Химические продукты; 4 – Обработанные изделия, классифицированные по материалам; 5 – Машины, оборудование и транспортные средства; 6 – Разные обработанные (готовые) изделия; 7 – Товары и сделки, не заключенные в соответствующие разделы СМТК)
Заключение
Внешнеэкономические связи играют центральную роль в экономике Японии. В ходе анализа динамики развития внешней торговли страны, мы выявили, что в целом показатели внешнеторговой деятельности увеличиваются, однако этот рост происходит нестабильно. На протяжении всего периода с 2002 по 2010 год экспорт страны превышал ее импорт (об этом позволяет судить коэффициент покрытия), однако темпы роста импорта значительно превосходили темпы роста экспорта, что может привести к появлению отрицательного сальдо торгового баланса.
Рассмотрев географическое распределение внешней торговли страны, мы выяснили, что крупнейшими торговыми партнерами Японии являются США, Республика Корея, Германия и Китай. При этом стоит отметить, что наиболее активно идет развитие торговых отношений с Китаем, о чем мы можем судить, сравнивая долю Китая в экспорте и импорте Японии за 2002 и 2010 годы.
Анализ товарной структуры внешней торговли Японии позволил определить наиболее значимые статьи экспорта и импорта в экономике страны. В структуре импорта лидирующее место занимают минеральное топливо и машины, оборудование и транспортные средства, хотя доля последних имеет тенденцию к снижении. В структуре экспорта основной статьей являются машины, оборудование и транспортные средства. Однако, судя по показателю среднегодового темпа роста за рассматриваемый период, наиболее динамично развивается экспорт непродовольственного сырья (кроме топлива).
Япония – страна с высокоразвитой экономикой, прочными внешнеэкономическими связями. Однако, несмотря на это, кризис тяжело сказался на экономике страны. Но все же, огромный экономический потенциал позволяет Японии даже в период упадка сохранять лидирующие позиции на мировой арене.