Разновидности досуга и классификация досуговой деятельности
Виды досуговой деятельности и занятий человека в свободное время весьма многообразны по содержанию, типологическим свойствам, различны по формам проведения и организации. Существовавшие в прошлом, а также современные типы, виды и формы досуга действительно трудно охарактеризовать исчерпывающим образом, так как они
Основы теории культурно-досуговой деятельности
имеют почти безграничный спектр проявлений. Разновидности досуга к тому же постоянно умножаются за счет рождения новых видов и форм.
Свести в единую схему все разновидности досуга и досуговых занятий не представляется возможным. В процессе анализа обычно используются отдельные подходы и частные схемы, позволяющие классифицировать наиболее освоенные разновидности досуга, а также массовые формы его организации. Рассмотрим важнейшие типы досуга по ряду критериев, которые формируют эти типы, виды досуговой деятельности и разновидности досуговых занятий.
Разные направления досуга в зависимости от форм проведения и организации.Как было показано в первой главе, на определенной исторической стадии общественного развития досуг начинает дифференцироваться; в нем можно выделить следующие крупные направления:
♦ досуг, реализуемый человеком или группой лиц на основе этнона-
циональных традиций, приобретающий спонтанный и органичный ха
рактер, проводимый в привычных и распространенных формах. Такой
досуг, как правило, не требует сложных приготовлений, дорогостояще
го оборудования, специальных помещений (хотя определенные условия,
некоторые предметы и товары необходимы). К такому досугу и сегодня
обращаются люди в свободное время, а также в дни общих праздников,
памятных дат. К такому типу досуга следует отнести настольные игры,
застолья, встречи, а также традиционные этнические праздники и обря
ды, народные игры, соревнования, спортивно-оздоровительные занятия
на свежем воздухе, охоту, рыбалку и др. До настоящего времени такие
формы досуга остаются основными как в будни, так и в дни отпуска,
в праздничное время;
♦ специально организованный досуг1 особенно характерен для груп
повых и массовых мероприятий, требует особых навыков разработки,
реализуется после предварительной подготовки и невозможен без кон
троля менеджеров-профессионалов. Досуговые занятия планируются
и реализуются с помощью организаторов (бизнес-структур, работни
ков учреждений культуры, профессиональных аниматоров, обществен-
Его называют также «организованный досуг», что не совсем точно. Спонтанный Досуг в традиционных формах также организован. Правда, эта организация базируется на традиции и привычках, в то время как специально организованный досуг заключает в себе немало нового и целенаправленно может быть трансформирован.
Глава 2
ных организаций, любителей, желающих проявить себя в рамках общественного досуга и др.)- Аудитория, желающая удовлетворить свои до-суговые потребности, включена в организованный досуг на условиях организаторов. Для реализации такого вида досуга необходимы место (помещение или открытое пространство), материально-техническая база, специальное оборудование (техника, тренажеры, мебель и др.), кадры. Таковы многие общественные (индивидуальные, групповые и массовые) формы досуга в городских условиях.
Организованный досуг подразделяется на разновидности, например, в зависимости от того, кто и с какой целью его организует. Так, следует выделить следующие субъекты организации досуга:
♦ специализированные фирмы, предоставляющие досуговые услу
ги разного рода, профиля и назначения на коммерческой основе для
широкого круга потребителей;
♦ специализированные культурно-досуговые структуры (каналы
СМИ, учреждения культуры, а также учреждения социокультурного про
филя государственных, региональных или муниципальных органов вла
сти — музеи, библиотеки, учебные заведения и т.п.), ориентированные
на широкую или на целевую аудиторию;
♦ общественные и политические организации, добровольные объе
динения (партии, общественные движения, культурные сообщества, не
государственные каналы СМИ), организующие досуговые мероприя
тия ради социально значимых целей, а также для своих сторонников;
♦ административно-руководящий состав трудовых коллективов и
предприятий (фирм, коммерческих организаций, производственных
объединений и т.п.), организующий досуг своего персонала;
♦ руководство подразделений военно-силовых и специальных струк
тур, организующее досуг своего контингента (военнослужащих, воль
нонаемных, состава исправительно-трудовых учреждений и др.);
♦ добровольные группы, желающие выступить перед широкой ауди
торией (музыкальные молодежные ансамбли, самодеятельные театраль
ные труппы и др.);
♦ религиозные структуры (церковные организации, религиозные об
щины), организующие свободное время верующих.
Между неорганизованными и организованными направлениями досуга имеется множество промежуточных и смешанных форм, когда досуговые занятия одного типа дополняются занятиями другого типа. Например, семейный праздник проводится не дома, а, допустим, в ресто-
Основы теории культурно-досуговой деятельности
ране. Когда же семья отмечает новогодний праздник, в дом могут быть приглашены из специализированной фирмы Дед Мороз и Снегурочка с подарками для детей.
Досуг разных социальных слоев — возрастных, тендерных, социально-имущественных, образовательных.Для организаторов досуга данная классификация досуга приобретает важное значение. Особо учитывается такой критерий, как возраст субъектов досуговой деятельности. Особое внимание уделяется досугу детей и молодежи (дошкольников, школьников младших, средних, старших групп, подростков, студентов и др.), а также людей старших возрастных групп (лиц пенсионного возраста).
В практике досуговой деятельности не принято специально выделять досуг мужчин или женщин. Многие досуговые занятия, как правило, пользуются одинаковым спросом у представителей обоих полов. Тем не менее имеются досуговые занятия, к которым тяготеют преимущественно мужчины (рыбалка, охота, участие в некоторых видах спорта и др.) или по большей части женщины (рукоделие, цветоводство и др.). Женщины также в большей степени ценят досуг как средство общения, предпочитают ходить в гости, беседовать с близкими и знакомыми и т.п.
Что касается досуга, свойственного разным социальным (профессиональным, образовательным и т.п.) группам населения, то важность этого аспекта признается как практиками-организаторами, так и теоретиками досуговой деятельности. Предприниматели, организаторы досуга учитывают содержательные предпочтения отдыха представителей разных социальных групп. На эти предпочтения влияют такие показатели, как характер труда, профессия, уровень образования, а также уровень доходов (высокообеспеченные, среднеобеспеченные, малообеспеченные слои населения). Немаловажно также место проживания потребителей досуговых услуг: жители мегаполиса, крупного, среднего или небольшого города, поселка или села. Предпочтения жителей города и села заметно разнятся.
У представителей разных социально-демографических групп сформированы неодинаковые цели, мотивы, содержательные предпочтения, а также поведенческие особенности проведения досуга. Все это влияет на организацию досуга и услуги, которые оказываются в его проведении.
Досуг, связанный с местом проведения.В данном случае выделим Две основные формы досуга: домашний и внедомашний. Такое разделе-
Глава 2
Основы теории культурно-досуговой деятельности
ние, как уже говорилось, зародилось еще в Древнем мире и продолжает оставаться значимым до сего дня.
Домашний досуг (возможность провести свободное время дома, уединенно или с семьей) исключительно важен для каждого человека в течение всей жизни, поскольку связан с развитием внутреннего мира человека.
В рамках домашнего досуга выделяется семейный досуг, а также отдых вдвоем с любимым человеком. Вообще семейный досуг и досуг с любимым человеком возможен и вне дома. Но как домашнее, так и вне-домашнее проведение свободного времени с членами семьи имеет свои цели и формы, наделяется ярко индивидуализированным характером. Содержание досуга в этом случае определяется непринужденными отношениями, душевным и доверительным настроем, семейными традициями. Не случайно, например, во всем мире распространен такой вид досуга, как свадебное путешествие молодоженов.
Если иметь в виду семейный досуг дома, то он может быть проведен:
♦ в условиях непосредственного проживания человека (дома, на
даче);
♦ в домах родственников, знакомых (хождение в гости).
На основе критерия «досуг дома» можно его классифицировать в зависимости от того, с кем человек проводит дома свободное время:
♦ остается один;
♦ с близкими членами семьи;
♦ с членами семьи и другими родственниками;
♦ с друзьями, соседями.
«Досуг наедине» распадается на множество форм и разновидностей (т.е. на разные досуговые занятия):
♦ любительские занятия (чтение, рукоделие, цветоводство, коллек
ционирование и др.);
♦ обращение к аудиовизуальной информации (просмотр телевизо
ра, работа в Интернете);
♦ оздоровительные занятия и физические упражнения;
♦ общение с домашними животными и др.
Домашний досуг в кругу родственников может подразделяться на следующие разновидности:
♦ семейные юбилеи, праздничные застолья;
♦ приглашение гостей и хождение в гости;
♦ общие любительские занятия (музицирование, коллекционирова
ние и др.);
♦ игры (с детьми, настольные, включая азартные игры, и др.);
♦ отдых, любительские занятия на даче или в сельской местности
и т.п.
Досуг, который человек проводит вне дома и за рамками семейно-родственных отношений, также можно подразделить в зависимости от того, где и с кем он проводится. Так, внедомашний досуг люди проводят:
♦ в одиночестве;
♦ с друзьями и знакомыми;
♦ с партнерами по бизнесу, коллегами по работе, учебе;
♦ с малознакомыми или незнакомыми людьми.
В зависимости от места пребывания человека вне дома, досуг можно подразделить на следующие формы:
♦ по месту работы, учебы;
♦ в учреждениях культуры (театрах, музеях), досуговых центрах,
игровых заведениях;
♦ в рамках открытого демонстрационного пространстве, на специ
ально оборудованных зрелищных местах и площадках (пребывание на
стадионе, на ипподроме, на летном поле, выделенном под авиа-шоу
и др.);
♦ в парках (зоопарках), скверах, на городских улицах;
♦ в пунктах общественного питания (в кафе, ресторане);
♦•наприроде, в сельской местности и др.
На основе классификации домашнего и внедомашнего досуга можно сформировать смешанный его вид, когда, например, человек в составе семьи, а также с друзьями и коллегами участвует в праздничном шествии, ресторанном застолье или в туристском путешествии.
Типы и виды досуга в зависимости от разного содержания.Назовем типы досуга, основанные на неодинаковой содержательной направленности:
♦ культурно-художественный тип (обращение к произведениям ис
кусства, знакомство с историческими памятниками и др.);
♦ образовательно-развивающий тип (учеба в свободное от работы
время, участие в работе кружков, посещение просветительских мероп
риятий и др.);
♦ природно-рекреационный тип (пребывание на природе, общение
с Домашними животными и наблюдение за дикими животными);
Глава 2
Основы теории культурно-досуговой деятельности
♦ санаторно-оздоровительный и туристский тип (путешествия, от
дых на курорте и др.);
♦ спортивно-зрелищный тип (непосредственные занятия спортом и
наблюдение за спортивными соревнованиями);
♦ самодеятельно-любительский тип (хобби, самодеятельное занятие
художественным творчеством);
♦ зрелищно-развлекательный тип.
Выделенные наиболее распространенные и массовидные типы, безусловно, не исчерпывают содержательных разновидностей досуговых занятий, но позволяют образовать новые, смешенные виды и разновидности досуга. Например:
♦ народные игры, спортивные занятия и игры на свежем воздухе
(разновидности: подвижные игры, игры с мячом, плавание в открытом
водоеме и др.);
♦ любительские занятия на природе (поход, рыбалка, охота);
♦ культурно-художественный туризм (исторический, музейный ту
ризм, посещение международных кинофестивалей, театрально-зрелищ
ных мероприятий и др.).
Весьма разнообразным и широко востребованным является развлекательный тип досуга — достижение рекреационных целей через восприятие определенных видов и жанров искусства. В развлекательном отдыхе задействованы многие разновидности и формы народного искусства (элементы смеховой культуры, бурлеск, веселая музыка и др.), а также профессионального искусства — буффонада, гротеск, эстрадно-зрелищные формы. Базовыми компонентами развлечений становятся смех (юмор, высмеивание), праздничное настроение, легкая музыка (песенно-опереточного типа). Стремление организаторов представить потребителям помпезное и масштабное развлечение рождает в современной индустрии досуга яркое музыкальное зрелище, получившее название шоу. Назначение культурной продукции и содержание досуговых занятий приобретает здесь ярко выраженный рекреационный характер, не требующий от людей серьезных интеллектуальных усилий, ■ не порождающий сложных чувств, хотя острые переживания, радостные эмоции в этом случае не противопоказаны.
Развлекательный тип досуга существует в следующих видах и разновидностях:
♦ карнавалы, праздничные гулянья и мероприятия (праздник смеха,
проводы зимы, масленица и др.);
♦ развлекательные мероприятия в помещениях (цирковые представ
ления, вечера юмора и сатиры в концертных залах, капустники, развле
кательные шоу, скетчи на театральных подмостках);
♦ развлекательные жанры искусства, зрелищные виды художествен
ной продукции (комедии, комиксы, детективы, триллеры, фильмы ужа
сов, видеопродукция с эротическим содержанием и др.);
♦ легкая музыка (оперетта, мюзикл), массовые песни, жанровые ком
позиции;
♦ увеселительные занятия на городских улицах, в парках, в меропри
ятиях развлекательных центров (представления и концерты, аттракционы,
комнаты смеха, викторины, забавы, игры и состязания всех участников на
открытом воздухе, в полузакрытых и закрытых помещениях);
♦ игровая деятельность (включая азартные игры): казино, игровые
автоматы, тотализатор и др.
Обращение к СМИ и аудиовизуальной продукции.Массовые формы досуга формируют особый тип, связанный с обращением людей к СМИ, включая аудиовизульные и глобальные средства связи. В этом случае рассматривают досуг, основанный на обращении людей:
♦ к печатной продукции (чтение журналов, газет, книг);
♦ аудиопродукции (прослушивание радиопередач, музыкальных
звукозаписей и др.);
♦ видеопродукции (просмотр кино-, видеопродукции, телепередач);
♦ средствам мультимедиа (обращение к компьютерным играм, обу
чающим программам, интерактивным презентациям и др.);
♦ глобальным сетям (работа в Интернете, ФИДОнете и др.).
В последние десятилетия XX и в начале XXI в. указанные разновидности досуга, связанные с обращением к аудиовизуальным и глобальным средствам связи, в развитых странах показывают устойчивый и динамичный рост по таким показателям, как массовый охват аудитории, частота обращения людей и время, отводимое ими на это занятие, объемы вложенных финансов и получаемой прибыли и др.
Классификация досуга по числу участников.По мере перехода от малочисленных групп к группам со средним и с высоким и сверхвысоким числом участников меняются организационные приемы и технологии, что связано с изменением материально-технических, финансовых и кадровых показателей. Итак, число участников досуговых групп может быть следующим:
♦ небольшая группа участников досуга (2-7 человек);
Глава 2
Основы теории культурно-досуговой деятельности
♦ средняя группа (до 30 человек);
♦ большая группа (30-100 человек);
♦ сверхкрупная группа (более 100 человек, ориентировочное число
людей, за действиями которых конкретный человек может наблюдать в
стабильной ситуации, продуцируя ответную реакцию).
На многолюдных гуляньях, в местах зрелищно-массовых мероприятий собираются одновременно тысячи и десятки тысяч людей. В этом случае речь идет о массовой аудитории досуга. Безусловно, человек не способен одновременно общаться с таким количеством людей. Здесь нужны особые способы и технологии организации досуговой деятельности.
Характер досугового общения меняется в зависимости от аудитории того или иного технического канала связи. В случае, например, телевизионной трансляции с места события общественного или мирового значения за ней следят в режиме реального времени сотни тысяч и миллионы зрителей, однако они не в состоянии общаться между собой, хотя после передачи многие из них, конечно, смогут обсуждать увиденное.
Возможности взаимодействия людей друг с другом возрастают при использовании технических средств, принадлежащих к интерактивным сетям глобальной связи. Правда, и здесь действует правило: чем меньшее число людей задействовано на одном и том же канале связи в определенный промежуток времени, тем более активным может быть их взаимодействие. Чем больше аудитория одного канала, тем труднее участникам взаимодействовать в режиме реального времени. Коммуникация между ними в этом случае может быть растянута во времени. Известно, что аудитория разных конференций, форумов, веб-страниц в Интернете исчисляется сотнями и даже тысячами участников.
Итак, коммуникация между членами одного досугового занятия, может осуществляться на индивидуальной основе, в домашней обстановке, на базе традиционных норм связи, закрепленных в конкретной культуре, а также на основе современных коммуникативно-рекреационных технологий и с помощью технических средств.
Классификациядосуга по сложности характера и строения.До-суговые занятия можно классифицировать по сложности структурного строения. В этом случае можно выделить такие формы культурно-досуговой деятельности:
♦ одно несложное занятие, которое может состоять из ряда этапов и
несходных между собой процедур — уход за цветами, чтение книги дома
или в общественной библиотеке, загорание на пляже;
♦ несколько относительно простых занятий, в которых субъект до
суга может обращаться одновременно или поочередно, с перерывами,
например посещение ресторана. Здесь проходят беседа пришедших вме
сте людей, выбор напитков и блюд, поглощение пищи, прослушивание
музыкальных номеров, участие в танцах; просмотр концертных номе
ров;
♦ сложное по структуре досуговое занятие, которое в свою очередь
может состоять из комплексных мероприятий, одновременно происхо
дящих или следующих друг за другом, каждое из которых собирает свою
аудиторию. Например, во время праздника на городских улицах прохо
дят разные культурные мероприятия, которые зрители наблюдают или
принимают в них участие: аттракционы, выступления артистов на кон
цертных площадках, спортивные соревнования, шуточные состязания в
остроумии, сообразительности, ловкости, выставки, демонстрирующие
предметы искусства или продукцию, связанную с праздничной темати
кой, и т.п. Каждый человек может что-то приобрести (сувениры, укра
шения, изделия культурного-бытового назначения) или посетить пункт
общественного питания (кафе, ресторан), а также купить еду, напитки
на улице.
Еще более сложный характер приобретают некоторые виды досуговой деятельности, в рамках которых организуется ряд самостоятельных и сложных культурных мероприятий. Многие из них имеют несхожий характер, что позволяет участникам выбирать наиболее предпочтительные. 'В этом случае реализация разных видов занятий растягивается на несколько дней и перемежается с занятиями чисто утилитарного назначения. К такому типу культурно-досуговой деятельности принадлежат, например, разного рода биеннале, фестивали, смотры, карнавалы, а также туристические путешествия.
В перечисленных случаях участникам предлагается ряд целевых мероприятий, а также ряд дополнительных развлекательных занятий, в перерывах между которыми они могут осуществлять длительные или кратковременные переезды. В этом случае в программе также выделяется время на реализацию первичных потребностей участников мероприятия — еду, гигиену, физиологический отдых и т.п.
Другие виды и разновидности досуговых занятий.Перечислим критерии разделения досуга, которые широко не распространены в аналитической литературе, они чаще всего имеют вспомогательный харак-' тер.
Глава 2
Выделяют серьезные и обычные виды досуга. Под серьезным досугом понимаются занятия, которые, во-первых, требуют от личности упорства, активности, творческого подхода, во-вторых, свидетельствуют о самосозидании личности, в-третьих, носят не случайный, а устойчивый характер, определяя этапы жизни. В качестве серьезного досуга выступают многие любительские занятия, а также занятия, актуализирующие творческий потенциал, связанные с самореализацией и самоидентификацией человека.
В отличие от серьезного досуга обычные занятия не затрагивают глубинные структуры личности, не формируют творческих качеств личности. Их выполнение требует от человека минимальных усилий и стандартных действий — пассивный отдых дома, прогулки на воздухе, купание в открытом водоеме, загорание на солнце.
Экстравагантные виды досуговых занятий характерны для народов разных исторических периодов, часть из них дошла до нашего времени. Подобные виды досуга, как правило, не встречаются в других местах; нередко сохраняются у жителей определенного поселения или конкретной страны как отголосок далекого прошлого, когда они были праздничной или карнавальной забавой.
Так, в одном из небольших южных городов средневековой Италии зародился праздник, который называют «апельсиновые бои», который жители проводят до настоящего времени и который вызывает немалый интерес у туристов. В праздничный день по главной улице городка едет повозка, в которой стоят несколько мужчин. По краям дороги выстраиваются участники праздника и забрасывают повозку апельсинами. Стоящие в ней мужчины отбиваются. Эта ситуация порождает смех и всеобщее удовольствие.
Во многих странах мира сохранились уникальные в современных условиях зрелища и разновидности общественного досуга. Например, в Объединенных Арабских Эмиратах пользуются немалой популярностью бега с участием одногорбых верблюдов, которых специально выводят для этой цели.
Еще одна разновидность экстравагантных досуговых занятий связана с отдельными увлечениями состоятельных слоев, представители которых во все времени выделялись своими причудами, а иногда и самодурством. Не будем вспоминать время, когда представители, например, аристократических родов развлекались тем, что унижали людей из низших слоев.
Основы теории культурно-досуговой деятельности
В наше время состоятельные люди многих стран мира держат дома диких животных, среди которых имеются даже хищники, не поддающиеся приручению. Многие из таких животных требуют вольерного содержания, специалистов по надзору и специальных мер безопасности.
Более простые случаи — содержание в доме привычных собак или кошек. Экстравагантность заключается в том, что хозяева (чаще всего хозяйки) животных проявляют недюжинную фантазию — создают для них особо комфортные условия жизни: кормят деликатесами, одевают в дорогие и изящные наряды, делают маникюр, модно стригут, украшают драгоценностями. Домашних животных обслуживает целая армия специалистов, которые предоставляют множество услуг. Например, в Чили есть даже фитнес-клуб для собак. Во многих странах искусные хирурги делают животным пластические операции, чтобы собаки или кошки более походили на плюшевых игрушек. Умерших животных хоронят на специальных кладбищах. Подобные факты свидетельствуют, конечно, не о специфике «досуга животных», а скорее о досуге хозяев, и в немалой степени об их отношении к животным.
Еще одна из причин появления экстравагантных досуговых занятий состоит в том, что существует немало любителей острых ощущений. В свободное время они хотят пережить сильные эмоции, получить такие впечатления, которые запоминаются надолго. Подобный спрос во все времена получал предложения. Например, на основе такого спроса родицся экстремальный туризм.
Далеко не всегда стремления любителей острых ощущений, а также желание организаторов удовлетворить спрос на подобные ощущения бывают совместимыми с нравственностью. Так, в Таиланде, побережье которого подверглось в декабре 2004 г. разрушительному действию цунами, одна из турфирм приглашала желающих посетить места катастрофы. В качестве мероприятий при этом предлагалась раздача гуманитарной помощи, обзор разрушений, а также участие в похоронах погибших. В этом случае можно говорить о неразборчивости целей и содержания маршрута, о конфликте со здравым смыслом и общественной моралью.
В особую разновидность досуговых занятий следует выделить такие, которые приобретают в современных условиях откровенно антиобщественный или противоправный характер (антиобщественные, разрушительные для индивидуального развития виды досуговой деятельности, а также виды досуговых занятий, запрещенные законом).
Глава 2
Основы теории культурно-досуговой деятельности
2.4. Структурные компоненты культурно-досуговой деятельности
Рассмотрим структуру культурно-досуговой деятельности с позиции наличия в ней следующих компонентов:
♦ субъектов деятельности;
♦ задействованных культурно-исторических, художественных, ду
ховных ценностей, а также товаров культурного назначения;
♦ природно-ландшафтных, биорастительных комплексов;
♦ материально-технических средств, сопутствующих бытовых то
варов и вещественных ресурсов.
Перечисленные структурные компоненты определяют культурно-досуговую деятельность как единый общественный и экономический феномен, как целостную самостоятельную сферу жизнедеятельности общества и конкретного человека. Рассмотрим их подробнее.
Субъекты культурно-досуговой деятельности.Важнейшими компонентами этой деятельности выступают люди, социальные группы, организации и фирмы, которые определяются в качестве ее субъектов.
Вначале проанализируем индивидуальных и коллективных субъектов досуговой активности, участвующие в ее проведении и организации. Именно они определяют ее цели, задачи, содержание. Под субъектами подразумеваются как конкретные люди (индивиды, обладающие досуговыми потребностями, а также предприниматели, специалисты, работники учреждений культуры, помогающие организовать досуг других людей), так и совокупные субъекты (коллективы фирм, организации и учреждения, представительные и исполнительные органы сферы культуры и др.).
Индивидуальные субъекты культурно-досуговой деятельности подразделяются на:
1) основных субъектов досуговой деятельности; речь идет об индивидах, а также дружеских группах и коллективах работников, желающих реализовать свои потребности в досуговых занятиях.
Среди основных субъектов выделим:
♦ самодеятельных субъектов. Они задействованы в самодеятель
но-активных видах досуга (на дому, в дружеских компаниях и др.)
и не обращаются к услугам организаторов-профессионалов. Са
модеятельными субъектами выступают многочисленные любите-
ли охоты, рыбалки, путешествий автостопом, пеших походов и т.п., которые самостоятельно организуют свои досуговые занятия;
♦ субъектов, прибегающих к помощи организаторов со стороны (в их
качестве выступают как отдельные граждане, так и коллективы работников). В этом случае люди, желающие поохотиться, порыбачить, отправиться в туристическое путешествие, развлечься, пользуются услугами соответствующих фирм, которые предоставляют им такие возможности;
2) организаторов, участвующих в досуговой деятельности на профессиональной основе, создающих условия и помогающих основным субъектам деятельности реализовать потребности в отдыхе и развлечении. Здесь также выделяется ряд самостоятельных типов работников:
♦ руководящий состав профессиональных организаторов досуга —
ведущие менеджеры досуговых фирм, режиссеры, руководители учреждений культуры, работающие в разных областях досугово-го и в целом социокультурного сервиса. Представители этой группы — ключевые фигуры в проектировании, организации и реализации основных этапов досуговой деятельности и предоставления услуг потребителям; во многих случаях они несут ответственность за окупаемость и прибыльность области организации досуга;
♦ профессионально-творческий состав работников искусства и
средств массовой информации — представители данной группы
осуществляют непосредственный контакт с аудиторией — артис
ты-исполнители, работающие в разных видах и жанрах искусст
ва, ведущие концертов, концертмейстеры, дирижеры, журналис
ты, ведущие радио- и телепрограмм и т.п. Именно их творческие
способности, профессиональное мастерство, психологическая
подготовка оказываются в центре внимания посетителей указан
ных мероприятий с их участием;
♦ высококвалифицированные работники и специалисты разных от
раслей производства товаров и продуктов культурного назначения,
а также персонал учреждений культуры, организации сферы серви
са (работники печати и издательств, врачи, тренеры, аниматоры рек
реационных центров, мест размещения, руководители туристских
групп, экскурсоводы, инженеры, программисты и провайдеры се
тей связи и др.). В большинстве случаев они причастны к реализа
ции основных этапов организации и осуществления досуга, на
прямую взаимодействуя с потребителями культурного продукта;
Глава 2
♦ рядовые исполнители и производители услуг в области досуга —
работники учреждений культуры, досуговых центров и турфирм, не принадлежащие к руководящему составу, к высококвалифицированным специалистам и творческим работникам. Это рядовые исполнители, их помощники. Часть из них напрямую взаимодействуют с потребителем (официант ресторана, дежурный гостиницы и др.), другие могут эпизодически контактировать или совсем не сталкиваться с потребителями сервисных продуктов;
♦ вспомогательный персонал — технические работники учрежде
ний культуры, персонал охранных фирм и др., не вступающие в
тесный контакт с потребителями услуг. Оставаясь «в тени», эти
работники осуществляют важные функции: предоставляют незри
мые услуги, связанные с поддержанием нормальных условий труда
специалистов-организаторов и досуговой деятельности населения.
Эти работники обеспечивают безопасность отдыха, наличие теп
ла, бесперебойной подачи электричества в закрытых помещени
ях, надежную работу техники и др.;
♦ представители исполнительной и законодательной власти в центре и на местах, а также работники культурных, лечебно-санаторных, спортивно-туристских учреждений, информационных структур и правовых организаций. Работники этих учреждений и организаций реализуют государственную, региональную и муниципальную политику в области рекреационной и кулыурно-досуговой деятельности, контролируют выполнение законодательно-правовых норм в этой сфере;
♦ лица и структуры, осуществляющие предпринимательские функ
ции, связанные с финансированием, а также предоставляющие до
норскую помощь организаторам досуга (продюсеры, органы вла
сти, общественные фонды, спонсоры, меценаты, и др.), а также
партнеры по бизнесу (банковские структуры и др.).
Имеется несколько подходов к классификации коллективных организаторов досуга. Важнейшими критериями их группировки и разделения выступают следующие.
Форма собственности предприятий и учреждений досуга (на примере организаций Российской Федерации):
♦ учреждения федеральной собственности;
♦ учреждения субъектов РФ;
♦ учреждения муниципальной собственности;
Основы теории культурно-досуговой деятельности
♦ организации частной собственности физических или юридиче
ских лиц.
Разновидность деятельности и вид культурно-досугового продукта предприятий и учреждений досуга:
♦ производящие товары и продукты культурного назначения (поли
графические комбинаты, художественные мастерские, фабрики народ
ных промыслов и сувениров и др.);
♦ оказывающие разного рода услуги: материальные (реставрацион
ные, видеозаписи, фотосъемка и др.), нематериальные (обучающие, куль
турно-развивающие, информационные, игровые и др.);
♦ осуществляющие в основном торговлю культурными товарами,
предметами искусства.
Целевая направленность предприятий и учреждений досуга:
♦ культурное просветительство, художественное творчество, разви
тие эстетических чувств аудитории досуга;
♦ отдых и развлечение аудитории.
Способ хозяйственной деятельности предприятия или учреждения досуга:
♦ коммерческий тип. Ориентир на рыночные принципы деятельнос
ти, получение наибольшей прибыли, достижение экономического эф
фекта — фирмы, оказывающие услуги в разных сферах культуры и до
суга, а также частные организации, коммерческие структуры по произ
водству, демонстрации и торговли товарами культурного назначения;
♦ некоммерческий тип. В иерархии целей преобладают культурно-
содержательные аспекты деятельности: сохранение художественных цен
ностей и традиций, эстетическое и нравственное воспитание молодежи,
поддержание культурного престижа нации, развитие художественного
творчества и др. — общественные каналы СМИ, государственные теат
ры, библиотеки, музеи, клубы;
♦ смешанный тип. Некоммерческие по своим целям предприятия и
учреждения ведут предпринимательскую деятельность, а доходы, полу
чаемые от этой деятельности, направляют на свое развитие, перерасп
ределяя дополнительные средства внутри своей организации — в усло
виях недостаточного финансирования в этот тип вливается часть неком
мерческих организаций.
Культурно-художественные ценности, товары культурного назначения.В досуговой деятельности нередко бывает задействован немалый объем культурно-художественных ценностей, а также товаров культурного назначения.
Глава 2
Основы теории культурно-досуговой деятельности
Прежде всего, речь идет о культурно-исторических и художественных ценностях, находящихся в музеях (тематические экспонаты, картины, предметы прикладного искусства, драгоценные камни, украшения, старинные костюмы и утварь и т.п.), расположенных на исторических территориях (исторические памятники, архитектурно-исторические объекты, технические сооружения прошлых веков и др.). В большинстве стран эта совокупность культурно-исторических и художественных ценностей представляет национальное или мировое достояние и находится под охраной государства. Но могут существовать также ценности регионального, локального или частного значения, к которым потребители также проявляют интерес.
Сохранение культурно-исторических ценностей требует немалых усилий со стороны их собственников, в частности, финансовых вложений, кадрового обеспечения и др. Но эти усилия и расходы во многом оправдываются. Во-первых, возникает культурно-воспитательный эффект: происходит знакомство и освоение этих ценностей представителями молодых поколений, местными жителями, которые отождествляют свою локальную культуру с этими ценностями и гордятся ими. Во-вторых, культурно-исторические ценности окупаются за счет того, что они входят в экономическую инфраструктуру, позволяя приглашать и обслуживать туристские и экскурсионные потоки, жителей других городов, граждан зарубежных стран.
Велика роль в осуществлении досуга предметов и товаров культурного назначения: книжной продукции, настольных игр, изопродукции, компакт-дисков, аудио- и видеокассет, коллекционной и сувенирной продукции и др. Эту продукцию основные субъекты досуговой деятельности могут приобретать в личное пользование, обращаясь к ней в свободное время. Однако немалая часть товаров культурного назначения может оседать и в учреждениях культуры: библиотеках, музеях, досуговых центрах.
Расположение центров, хранящих культурно-художественные и исторические ценности, а также производство и продажа товаров культурного назначения — важные элементы досуговой инфраструктуры конкретного города, страны или мирового региона.
Природно-ландшафтная основа, растительный и животный мир как компоненты досуговой деятельности.В современной досуговой деятельности населения развитых стран данные компоненты приобретают исключительно важное значение. Особенно высок спрос на экологически чистую окружающую среду, здоровый ландшафт и климат (на-
личие водоемов, древесная, кустарниковая растительность, представители животного мира, ясная и теплая погода). В разных странах, особенно в тех, которые притягивают крупные потоки туристов, специально выделяются и охраняются масштабные чистые зоны: рекреационные, курортные, заповедные, особо охраняемые зоны отдыха, а также заказники-заповедники, крупные парки (национальные, прогулочно-пей-зажные, аквапарки). В определенных поселениях и особенно в городах выделяются локальные рекреационные пространства: зеленые насаждения, городские сады, скверы и парки, зоны отдыха, площадки развлечений. Сохранность природных комплексов и нейтрализация в них негативных последствий от рекреационных нагрузок — заслуга владельцев, в роли которых, как правило, выступают государственные органы или местные власти.
Досуговые занятия, в процессе которых человек обращается с растительным миром, представителями животного мира, — сфера деятельности зоопарков и зоомагазинов, а также сервисных фирм, занятых разведением и продажей домашних животных, комнатных растений и растений, высаживаемых в открытом грунте.
Ныне естественные компоненты ландшафтной среды, флоры и фауны нередко вводятся в помещение учреждений досуга и центров развлечений. Так, широко используются декоративные растения, бассейны или аквариумы с рыбами, клетки с поющими пернатыми и даже вольеры с рептилиями.
Материально-технические средства, сопутствующие товары и вещественные ресурсы культурного назначения.К ним относятся материальные сооружения и постройки, технические приспособления, специальное оборудование, приспособления, товары и вещественные ресурсы повседневного спроса, сопровождающие кулыурно-досуговую активность.
Материальные сооружения и постройки характерны для досуга, проводимого как в помещении, так и на открытых площадках (стадионы), в природной среде (национальные парки). В одних случаях (отдых в ресторане, культурном учреждении, фитнес-клубе и т.п.) помещение специально сооружается или в крайнем случае переоборудуется под досуговое помещение. Для этого в каждой стране вырабатываются строительные (СНиПы) и инженерно-технические стандарты, технологии и нормативы для возведения таких построек и обслуживания в них людей. Речь идет о расчете свободной площади на одного посетителя, об уровне комфорта, о требованиях
Глава 2
безопасности и т.п. Когда сооружение для отдыха больших групп людей возводится не по нормативам, рассчитанным на специфические геоклиматические условия, когда игнорируются традиции и досуговые навыки населения, возможны крупные аварии.
Многие сооружения, приспособления и оборудование мест для отдыха могут носить менее регламентированный характер — беседки и скамейки в сквере, места для отдыха на территориях, предназначенных для прогулок, рыбалки, охоты и т.п. Однако здесь также должны соблюдаться требования, предъявляемые к безопасности, прочности и удобству подобных сооружений и средств отдыха.
В организации современного досуга постоянно растет доля машин, технических средств и механизмов. В настоящее время множество видов досуговых занятий связано не только с отдельными механизмами, но и с системой технических комплексов. Это парки развлечений, досуговые и спортивные центры, в рамках которых работает множество площадок с техническими средствами — аттракционами, тренажерами, оборудованием для детских площадок, тиров, бильярдных залов, боулинг-и фитнес-клубов. Сложные технические комплексы разрабатываются специально для центров с искусственным климатом, тематических парков и аквапарков, бассейнов. Для театральных помещений, концертных площадок, стадионов существуют разнообразные светотехнические, лазерные и акустические установки. Современные казино и игровые залы снабжаются немалым числом специальных автоматов и разнообразной игровой техникой. Многие центры досуга оборудованы современными камерами слежения, которые фиксируют все происходящее внутри помещения или вне его.
Свой вклад в технизацию досуга вносит компьютерная техника. Ныне компьютер может быть использован для игры и развлечений в разных местах и жизненных ситуациях. Играть в электронные и компьютерные игры, слушать музыкальные записи можно как дома, так и в интернет-кафе или во время транспортного передвижения по городским улицам.
Специально разработанного оборудования требует проведение массовых праздников на городских улицах или специальных площадках — стадионах, летном поле, открытом пространстве. В этом случае используют декорации, стенды, материалы для украшения домов и улиц, техника для светодизайна городской среды, фейерверки, светотехническое, лазерное и акустическое оборудование, а также оборудование для временных сценических площадок.
Основы теории культурно-досуговой деятельности
Немалое количество промышленных товаров и ресурсных средств различного характера и назначения связано с содержанием досуговой деятельности или с обслуживанием людей в этом процессе. Например, в ресторане к таким ресурсам относятся пищевые продукты, напитки, в туризме и занятиях спортом — соответствующая одежда, спортивные товары и тренажеры, в оздоровительных комплексах — лечебно-оздоровительные препараты, санитарно-гигиенические принадлежности, тренажеры и т.п.
Участие людей в художественной самодеятельности сопряжено с покупкой специальных костюмов, обуви, украшений для театрального или концертного исполнительства. Даже традиционное проведение досуга дома, как правило, сопровождается тем, что люди делают друг другу подарки, покупают книги, музыкальные диски, а также товары, вещи, сырье и продукцию для любительских занятий (разведение домашних животных, выпиливание, вышивание и др.).
Главное требование к материалам, товарам, технике и автоматам для досуговых занятий связано с их удобством, безопасностью, простотой в обращении. Потребности населения в такого рода продуктах, товарах, технике способствуют развитию определенных сегментов индустриально-промышленного производства.
Контрольные вопросы и задания
1. Охарактеризуйте эволюцию научных знаний о досуге, начиная с античнос
ти и до наших дней.
2. Какие предметно-дисциплинарные подходы использованы в анализе куль
турно-досуговой деятельности?
3. Что такое содержание досуга и каковы важнейшие содержательные направ
ления современной досуговой деятельности?
4. Почему анализ целей и мотивов досуговой активности населения важен для
представителей власти и бизнеса?
5. Перечислите и охарактеризуйте основных субъектов культурно-досуговой
деятельности.
6. Назовите важнейшие подходы к классификации досуга и досуговых занятий.
7. Каковы важнейшие компоненты культурно-досуговой деятельности?
8. Перечислите и охарактеризуйте неодушевленные компоненты, сопровож
дающие культурно-досуговую деятельность людей.
Литература
Ованесова Г. А. Сервисная деятельность: историческая и современнаяпрактика, предпринимательство, менеджмент. М., 2006.
Глава 2
Джил О. Игра в семейной терапии. М., 2003.
Домрачева Л. Г. Теоретические основы регулирования межнациональных отношений средствами культурно-досуговой деятельности. М, 1995.
Михайлова Л. Н. Социология досуга. М, 1999.
Морозова Е. Я., Тихомирова Э. Д. Экономика и организации предприятий социально-культурной сферы. СПб., 2002.
Мосалев Б. Г. Досуг: методология и методика социологических исследований. М 1995.
Мячкин А. В Способности и потребности личности: диалектика формирования. М.( 1983.
Орлов А. С. Социология рекреации. М., 1995
Петрова 3. А. Методология и метод социологического исследования культурно-досуговой деятельности. М., 1990.
Погрешаева Т. А. Самосозидание личности в свободное время. Саратов, 1999.
Развитие творческих способностей личности в сфере досуга. Куйбышев, 1990.
Розин В. М. Природа и генезис игры // Вопросы философии. 1999. № 6.
Санаторно-гигиенические правила и нормы. М., 2004.
Скрипунова Е. А, Морозов А. А. О предпочтениях городской молодежи // Социс. 2002. № 1.
Современные технологии социокультурной деятельности. Тамбов, 2002.
Стрельцов Ю. А. Культурология досуга. М., 2002.
Стрельцов Ю. А. Общение в сфере свободного времени. М., 1991.
Стрельцов Ю. А. Человек в мире общения: основы досуговой синергетики. М., 1999.
Титов Б. А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. СПб., 1996.
Человек и рекреация. Сочи, 1992.
Шамсутдинова Д. В. Социально-культурная интеграция личности в сфере досуга. Казань, 2001.
Глава 3