Тема 5. Стратегия развития Казахстана до 2050 года

Цель: Ознакомить студентов с основными положениями Стратегии Казахстан-2050, ее приоритетами и направлениями.

Вопросы: 1. Основные положения Стратеги Казахстан-2050. 2. Итоги выполнения Стратегии-2030. 3. Новые вызовы XXI века. 4. Задачи новой стратегии развития: а) инновационная индустрия; б) развитый аграрный сектор; в) «зеленая экономика»; г) транспорт и энергетика; д) малый и средний бизнес; е) образование и наука; ж) здравоохранение; з) казахстанский патриотизм.

Подводя итоги 15 лет выполнения Стратегии «Казахстан 2030», можно констатировать, что Республика Казахстан состоялась как современное, устремленное в будущее и уверенное в себе государство, ответственный партнер на международной арене.

Вместе с тем, сегодня развитие любого государства зависит от способности адекватно и своевременно реагировать на новые вызовы глобализированного мира.

Для решения этой задачи разработана новая Стратегия «Казахстан - 2050», которая определит вектор устойчивого долгосрочного развития нашей страны в ХХІ веке. Ее главная цель – вхождение Казахстана в число 30 наиболее развитых стран мира.

Основными положениями Стратегии являются:

1) дальнейшее укрепление государственности;

2) переход на новые принципы экономической политики;

3) всесторонняя поддержка предпринимательства;

4) формирование новой социальной модели;

5) создание современных и эффективных систем образования и здравоохранения;

6) повышение ответственности, эффективности и функциональности государственного аппарата;

7) выстраивание адекватной новым вызовам международной и оборонной политики.

Новый экономический курс провозглашает всеобъемлющий экономический прагматизм. Страна будет работать как единая корпорация, где решения будут приниматься только с точки зрения экономической целесообразности и развития глобальной конкурентоспособности Казахстана.

Будет кардинально либерализована экономическая система Казахстана через сокращение до минимума участия государства в регулировании предпринимательства, проведение широкомасштабной приватизации и увеличение доли частного сектора практически во всех сферах деятельности.

Денежно-кредитная политика будет переосмыслена с тем, чтобы в приоритетном порядке поддерживать проекты, позволяющие реализовать следующую фазу индустриализации уже с учетом третьей промышленной революции.

Будут созданы наилучшие условия для иностранных инвестиций на всем пространстве Евразии. Максимально ускорится освоение минеральных ресурсов и их экспорт на мировые рынки в обмен на доступ к передовым технологиям и создание новейших производств на территории нашей страны. Казахстан будет форсировать переход на зеленый путь развития.

Казахстан, как и прежде, будет активным участником региональной экономической интеграции, которая должна базироваться на принципах взаимной выгоды и совместного решения насущных социально-экономических проблем.

В рамках синергии политики социальной безопасности и личной ответственности граждан каждому будут гарантированы минимальные социальные стандарты качества жизни, медицинского обслуживания и образования.

Казахстан твердо привержен дальнейшему поступательному развитию демократии, с акцентом на децентрализацию управления, борьбу с коррупцией, обеспечение гендерного равенства.

Будут предприняты шаги по децентрализации управления и переноса ответственности из центра в регионы, с наделением их необходимыми полномочиями и формированием нового профессионального государственного аппарата, не приемлющего какие-либо проявления коррупции. Новый стиль государственного управления будет основываться на принципе Государственно-частного партнерства.

Казахстан станет эталоном толерантности и стабильности. Любой этнос, проживающий на территории Казахстана, есть и будет неотъемлемой частью Казахстанской нации. Сохранение светского государства с полным уважением в отношении мировых религий остается главной задачей для нашего общества.

Все эти меры рассматриваются в качестве ключевых для дальнейшего укрепления нашей государственности. Все эти приоритеты развития Казахстана до 2050 года были изложены в Послании Президента РК, Лидера Нации Н.А. Назарбаева «Стратегия Казахстана – 2050» - Новый политический курс состоявшегося государства.

Итоги «Стратегии Казахстан – 2030»

Вначале своего Послания Президент страны подвел итоги выполнения «Стратегии Казахстан – 2030». Было отмечено, что впервые в истории наше государство обрело четкие, международно признанные границы. Делимитирована государственная граница – а это 14 тысяч километров. Казахстан надежно контролирует ситуацию в своей акватории Каспийского моря. Отныне снята угроза возникновения любых территориальных споров в будущем. Мы не оставили для потомков спорных территорий с соседями. Мы создали сильную, современную, обороноспособную армию, эффективную правоохранительную систему, которые обеспечивают безопасность личности, общества и государства.

Во-вторых, Казахстан укрепил внутриполитическую стабильность.

Мы сохранили и укрепили внутриполитическую стабильность и национальное единство в стране, где проживают представители 140 этносов и 17 конфессий. Наша политика была успешной. Мы последовательно формируем институты гражданского общества на основе демократической модели развития. Учрежден институт омбудсмена по правам человека. Если раньше у нас никогда не было многопартийности, то сейчас в стране действуют партии, представляющие весь политический спектр. У нас многопартийный Парламент, Правительство парламентского большинства.

Также Глава государства отметил, что в нашем государстве развиваются и другие признаки демократического и суверенного государства.

Развивается гражданское общество, функционируют независимые СМИ. Работает свыше 18 тысяч НПО самой различной направленности. Выходит около 2,5 тысячи СМИ, около 90% из них – частные. Казахстан сегодня является важным международным центром межкультурного и межконфессионального диалога. Именно на нашей земле состоялись первые четыре съезда лидеров мировых и традиционных религий. В ХХI веке Казахстан должен стать мостом для диалога и взаимодействия Востока и Запада.

Он подвел итог также и экономическому развитию и росту рыночной экономики:

Именно в Стратегии «Казахстан-2030» акцент был перенесен на экономический рост.

В результате за 15 лет объем национальной экономики вырос с 1,7 триллиона тенге в 1997 году до 28 триллионов тенге в 2011 году. ВВП страны возрос более чем в 16 раз. С 1999 года ежегодный прирост ВВП Казахстана составил 7,6% и обогнал передовые развивающиеся страны. ВВП на душу населения вырос более чем в 7 раз – с 1 500 долларов США в 1998 году до 12 тысяч долларов США в 2012 году. Казахстан с самого начала стал лидером в СНГ по объему привлеченных прямых иностранных инвестиций на душу населения. Сегодня это уже 9200 долларов США.

В-четвертых, было достигнуто благополучие, здоровье и образование казахстанцев.

Среднемесячная заработная плата возросла в 9,3 раза. Средний размер пенсионных выплат увеличился в 10 раз. В 16 раз возросли номинальные денежные доходы населения. Ежегодно увеличивается объем финансирования здравоохранения. Если в 1999 году финансирование составляло 46 миллиардов тенге, то в 2011 году – 631 миллиардов тенге. За последние 15 лет численность населения увеличилась с 14 почти до 17 миллионов человек. Продолжительность жизни выросла до 70 лет. С 1997 года по всей республике построено 942 школы, а также 758 больниц и других объектов здравоохранения. Мы развиваем сеть интеллектуальных школ и профессионально-технических колледжей мирового уровня.

В области энергетики за эти годы также было достигнуто многое:

Наблюдается устойчивая динамика роста доли нефтегазовой отрасли в ВВП страны, которая выросла с 3,7% в 1997 году до 14,7% в 2006 году и 25,8% в 2011 году.

Мы диверсифицировали рынки сбыта и прочно закрепили свои позиции, тем самым снизив зависимость от одного направления реализации нашей продукции.

Инфраструктура развивается стабильно – постоянно открываются и строятся новые объекты промышленной, транспортной инфраструктуры и инфраструктуры жизнедеятельности и связи.

С каждым годом растет число потребителей телекоммуникационной отрасли. Это касается и стационарных телефонов, и мобильной связи, и Интернета. «Электронное правительство» заметно облегчило взаимодействие граждан с государством. За последние 11 лет на развитие автодорожной отрасли выделено 1 263,1 миллиардов тенге. За эти годы построено и реконструировано более 48 тысяч километров дорог общего пользования, а также 1 100 километров железных дорог.

В настоящее время мы возрождаем Новый Шелковый путь, создавая магистральный транспортный коридор Западная Европа – Западный Китай. Мы открыли доступ к странам Персидского залива и Большого Востока, построив железнодорожную линию Узень – граница Туркменистана. Построив дорогу Коргас – Жетыген, мы распахнули восточные ворота, проложив путь на рынки Китая и всего Азиатского субконтинента. Мы начали строительство железной дороги Жезказган - Бейнеу.

В качестве седьмого достижения Глава государства упомянул профессиональный состав государственных служащих.

Созданная нами система отбора и продвижения кадров, в которой все граждане обладают равными правами и шансами, обеспечила достаточно высокий уровень профессионализма и прозрачность деятельности государственного аппарата. Нам удалось совершить своего рода революцию в госуправлении и переориентировать ее на повышение качества оказания госуслуг населению.

Это основные задачи, которых, по мнению Президента удалось добиться досрочно, остальные находятся в процессе выполнения.

Мы приняли Стратегию-2050, чтобы казахстанцы крепко держали в своих руках штурвал будущего страны. Сегодня по долгосрочным планам работают многие успешные страны - Китай, Малайзия, Турция. Стратегическое планирование в ХХI веке является правилом номер один. Ибо никакой ветер не будет попутным, если страна не знает маршрута и гавани прибытия.

Первый этап «Казахстан - 2030» предполагал полную модернизацию государства, которую развитые страны прошли в индустриальную эпоху. В своем послании глава государства ссылался на примеры таких стран как Южная Корея и Сингапур, совершивших резкий скачок развития.

Сейчас в период до 2030 года в планах развить традиционные отрасли казахстанской экономики и создать обрабатывающую индустрию.

Первый этап охватывает период до 2030 года, когда потребуется совершить модернизационный рывок, используя «окно возможностей» в ХХI веке. В это время Казахстану предстоит сделать то, что развитые страны совершили в период индустриального бума прошлого столетия. Это вполне осуществимо.

Второй этап «Казахстан - 2050» характеризуется переходом на наукоемкую экономику. Это предполагает развитие робототехники, мобильных, мультимедийных, нано- и космических технологий, генной инженерии, альтернативных источников энергии и экологической энергетической техники.

Новые вызовы XXI века

После подведения итогов в своем послании, президент определил новые вызовы ХХI века для нашей страны и региона. Ими стали: глобальный демографический дисбаланс и тесно связанная с ней угроза продовольственной безопасности, дефицит воды, энергии, исчерпаемость природных ресурсов, социальная нестабильность, кризис цивилизационных ценностей и угроза новой мировой дестабилизации.

Историческое время стремительно ускорилось. Мир интенсивно трансформируется, и скорость происходящих изменений поражает. С каждым днем обостряется глобальный демографический дисбаланс.

Общемировой тренд – старение человечества. Высокие темпы роста мирового народонаселения резко обостряют продовольственную проблему.

Уже сегодня в мире десятки миллионов людей голодают, около миллиарда человек на постоянной основе испытывают нехватку в пище.

За последние 60 лет на планете потребление питьевой воды возросло в 8 раз. К середине столетия многие страны будут вынуждены импортировать воду.

Все развитые страны увеличивают инвестиции в альтернативные и «зеленые» энергетические технологии. Уже к 2050 году их применение позволит генерировать до 50% всей потребляемой энергии.

Очевидно, что постепенно подходит к своему концу эпоха углеводородной экономики. Наступает новая эра, в которой человеческая жизнедеятельность будет основываться не только и не столько на нефти и газе, сколько на возобновляемых источниках энергии.

Нам принципиально важно переосмыслить наше отношение к своим природным богатствам. Мы должны научиться правильно ими управлять, накапливая доходы от их продажи в казне, и самое главное – максимально эффективно трансформировать природные богатства нашей страны в устойчивый экономический рост.

Человечество находится на пороге Третьей индустриальной революции, которая меняет само понятие производства. Технологические открытия кардинально меняют структуру и потребности мировых рынков. Мы живем уже в совершенно иной технологической реальности, нежели ранее.

В настоящее время одна из самых больших мировых проблем – усиливающаяся социальная нестабильность. Ее основная причина - социальное неравенство.

Мир переживает острый мировоззренческий и ценностный кризис. Все чаще раздаются голоса, возвещающие о противоборстве цивилизаций, конце истории, провале мультикультурализма.

«Все мы видим, что происходит сейчас в мире. Это не новая волна кризиса, а продолжение кризиса 2007 – 2009 годов, из которого мировая экономика еще не вышла. Глобальная экономическая система может дать серьезный сбой уже в 2013 – 2014 годах, вызвать, в частности, обвал мировых цен на сырье».

Так, Президент объяснил важное значение каждого новоявленного вызова XXI века.

Также Президент предупредил, что, как и в случае со стратегией «Казахстан-2030», с течением времени и по мере изменения обстоятельств, будут вноситься коррективы.

Программа полностью была разработана в соответствии с вышеперечисленными угрозами безопасности.

В связи с этим, Глава государства отметил, что необходима качественно новая программа, достойно отвечающая всем новым вызовам. «2050 год – не просто символичная дата. Это реальный срок, на который сегодня ориентируется мировое сообщество», - сказал Президент. ООН, например, разработала Глобальный прогноз развития цивилизаций до 2050 года, как и Всемирная продовольственная организация, установившая свой прогнозный доклад к этому же времени.

Наши рекомендации