Аксиома полной (совершенной) упорядоченности.

Потребитель способен упорядочить альтернативные наборы товаров с помощью отношений предпочтения (>) и безразличия (~). Это означает, что для любой пары товарных наборов А и В потребитель может указать, что либо, А > В (А предпочтительнее, чем В), либо В > А, либо А ~ В (А и В равноценны).

Аксиома транзитивности.

Если первый набор товаров сравним со вторым, а второй с третьим, то первый сравним с третьим. Если А > В > С, или А ~ В > С, или А > В ~ С, то А > С. Если А ~ В ~ С, то А ~ С. Эта аксиома гарантирует согласованность предпочтений. В противном случае поведение потребителя противоречиво. В связи с этим говорят, что "предпочтения свернулись в кольцо", то есть изменились вкусы.

Аксиома ненасыщения.

Если набор А содержит не меньшее количество каждого товара, чем набор В, но какого-то товара больше, то набор А предпочтительнее. Подразумевается, что потребности в товарах и услугах не имеют насыщения, а посему - большее количество товара предпочитается меньшему количеству.

Аксиома независимости потребителя.

Удовлетворение потребителя зависит только от количества благ, им потребляемых, и не зависит от потребления других потребителей. Здесь исключаются такие типичные случаи взаимных влияний, как эффект присоединения к большинству (приобретается то, что покупают другие), эффект сноба (доминирует стремление выделиться из толпы), эффект Веблена (престижное или демонстративное потребление, целью которого является создание неизгладимого впечатления).

Эффект замещения и эффект дохода

С точки зрения некоторых экономистов вся концепция полезности вызывает подозрения своей субъективной, не допускающей измерений, природой. Вместо нее они предлагают объяснение закона спроса, основанное на концепциях эффектов замещения и эффектов дохода в связи с изменением цены. Оба подхода к закону спроса вполне состоятельны, однако подход с точки зрения эффекта замещения и эффекта дохода не связан непосредственно с предельной полезностью и измерением полезности.

Эффект замещения.

Одной из причин, по которой люди покупают большее количество того товара, цена которого падает, является тенденция заменить товаром с низкой ценой те товары, которые относительно дороги. В нашем примере мы рассмотрели результаты падения цены пиццы. Изменение цены приведет к тому, что люди заменят пиццей те продукты, которые они до снижения цены тоже вполне могли бы съесть — бутерброды и тому подобное. Возможны и более широкие замещения. Когда цена пиццы становится ниже, чем раньше, люди могут заменить ужин дома на ужин в ресторане или посещение кино вечеринкой с пиццей. Та доля увеличения спроса на подешевевший товар, которая вызвана замещением этим более дешевым товаром остальных, ставших в новых условиях сравнительно более дорогими, называется эффектом замещения изменения в ценах.

Эффект дохода.

Вторая причина, по которой изменение цены вызывает изменение величины спроса, связана с воздействием изменений цены на величину реального дохода.

В экономической теории термином номинальный обозначаются величины, измеряемые самым обычным образом, т. е. в терминах долларовых цен, по которым фактически заключаются сделки. Термин реальный используется для указания на величины, скорректированные так, чтобы учесть влияние изменений цен. Типичным примером является разграничение реального и номинального дохода. Если вы ежемесячно получаете по чеку 1000 долларов, то таков и будет ваш номинальный доход, равный числу полученных долларов. Если ваш номинальный доход остается на уровне этой тысячи долларов, тогда как инфляция удваивает средние цены всех товаров и услуг, то ваш реальный доход (ваша способность покупать те или иные товары с учетом изменения цен) уменьшится вдвое. Имея в своем распоряжении уменьшившийся реальный доход, вы купите меньше нормальных товаров и больше «низших» товаров. Если же ваш номинальный доход остается на уровне 1000 долларов, а средний уровень цен за это время понизился вдвое, то ваш реальный доход удвоится.

При увеличении реального дохода вы купите большее количество нормальных товаров и меньшее количество низших товаров.

Бюджетные линии

Выбор потребителя зависит не только от предпочтений, но и от экономических факторов. Потребитель старается максимизировать полезность, но он ограничен бюджетом. Бюджетное ограничение указывает, что общий расход должен быть не больше дохода. Уравнение бюджетной линии:

Px 1

Аксиома полной (совершенной) упорядоченности. - student2.ru Аксиома полной (совершенной) упорядоченности. - student2.ru Qy = - * Qx +

Py Py

Бюджетная линия - это геометрическое место расположения точек, представляющих наборы благ, покупка которых требует одинаковых затрат (рис.4.3.).

Товар В
Аксиома полной (совершенной) упорядоченности. - student2.ru Аксиома полной (совершенной) упорядоченности. - student2.ru

Рисунок 4.3. Карта бюджетных линий

Поведение бюджетных линий подчиняется определенным закономерностям. Рассмотрим основные свойства бюджетной линии:

1. Если доходы потребителя снижаются, бюджетная линия перемещается параллельно вниз, и наоборот – если доходы растут, бюджетная линия перемещается параллельно вверх.

Вывод: расстояние бюджетной линии от начала координат зависит от размера доходов потребителя, т.е. чем выше лежит бюджетная линия, тем больший доход характерен для потребителя.

2. Если цены на оба товара пропорционально возрастают, т.е. в одно и тоже количество раз, реальные доходы потребителя сокращаются и бюджетная линия смещается параллельно вниз, и наоборот – если цены пропорционально снижаются, бюджетная линия перемещается параллельно вверх, свидетельствуя о том, что потребитель стал несколько богаче.

Вывод: это свойство бюджетной линии широко применяется при проведении социальной политики, а именно индексации доходов граждан. Смысл последней состоит в том, что государство должно обеспечивать (как минимум) пропорциональное смещение цен и доходов с целью недопущения снижения уровня жизни населения (при пропорциональном увеличении цен и доходов бюджетная линия не изменяет своего положения).

3. Если происходит изменение цены одного товара при зафиксированном доходе и неизменной цене другого товара, изменяется угол наклона бюджетной линии. Так, при росте цены угол наклона становится более острым, а при снижении – более тупым. В первом случае потребитель становится беднее, во втором – его реальные доходы возрастают (см. рис. 4.4).

Аксиома полной (совершенной) упорядоченности. - student2.ru Аксиома полной (совершенной) упорядоченности. - student2.ru

Рисунок 4.4. Поведение бюджетной линии при изменении цены одного из двух товаров при фиксированном доходе

Кривые безразличия

Графически система предпочтений потребителя изображается с помощью кривых безразличия (впервые применены английским экономистом Ф.Эджуортом в 1881 г.).

Кривая безразличия — геометрическое место точек, каждая из которых представляет такую комбинацию двух видов товаров (х и у), что потребителю безразлично, какую ему выбрать. Другими словами, кривая безразличия показывает альтернативные наборы товаров, обеспечивающие получение одинакового уровня полезности (см. рис. 4.5.).

Аксиома полной (совершенной) упорядоченности. - student2.ru Аксиома полной (совершенной) упорядоченности. - student2.ru

Рисунок 4.5. Карта кривых безразличия

На представленной карте кривых безразличия мы выделили четыре равно полезные комбинации двух благ в точках А, В, С, D. Эти комбинации дают потребителю одинаковое общее удовлетворение, то есть А ~ В~ С~ D. Комбинации благ, представляющие для потребителя большую или меньшую полезность, будут находиться либо выше, либо ниже нашей кривой безразличия. Любая точка, взятая наобум, вместе с другими точками, дающими ту же величину удовлетворения, может образовать кривую безразличия.

Набор кривых безразличия для одного потребителя и одной пары благ образует карту безразличия:

Свойства кривых безразличия вытекают из тех аксиом, на которых базируется порядковый подход:

1. Наборы на кривых безразличия, более удаленных от начала координат, обеспечивают потребителю большую полезность, а потому — предпочтительнее, чем наборы па менее удаленных кривых. Это вытекает из предположения, что большее количество благ предпочитается меньшему.

2. Касательная, проведенная к любой точке кривой безразличия, имеет отрицательный угол наклона.

Пусть точка А представляет определенный набор товаров X и У. Проведем через нее две взаимно перпендикулярные прямые. Все точки, лежащие в III квадранте, представляют большие, а все точки, лежащие в 1 квадранте — меньшие количества товаров X и У, чем точка А. В соответствии с аксиомой ненасыщения наборы, представленные в III квадранте, предпочтительнее, а наборы в I квадранте - менее предпочтительны, чем набор А. Значит, наборы, эквивалентные А, должны быть представлены точками, находящимися во II и ГУ квадрантах (С, D, В, К). Следовательно, кривая безразличия имеет отрицательный наклон.

Представим обратное. Предположим, что две кривые безразличия пересекаются в точке А . Наборы А и В находятся на одной кривой i1. Значит, они эквивалентны. То же самое можно сказать о наборах А и С, которые расположены на одной кривой i2. Если В ~ А - С, то В ~ С. Но набор С соответствует большему количеству X и У. Отсюда следует, что С > В. Поскольку потребитель не может одновременно предпочитать С перед В и не делать различия между ними, пересечение двух кривых означает противоречие.

Предельной нормой замены благом X блага У (МRSху — marginal rate of substitution) называется количество блага У, которое должно быть сокращено при увеличении блага X на одну единицу так, чтобы уровень удовлетворения потребителя не изменился.

ΔY

Аксиома полной (совершенной) упорядоченности. - student2.ru MRSxy = - U = const

ΔX

Если перейдем к бесконечно малым изменениям (приблизим точку В к точке А), то

МКSxу = — Lim ( -ΔУ/ Δх ) = - dх/ dу U=const

Δx →о

Предельная норма замещения, или чем определяется конфигурация кривой безразличия?

В этом случае МКS равна угловому коэффициенту наклона касательной к кривой безразличия в точке А. Знак минус означает, что изменения количества двух благ происходят в противоположных направлениях, то есть положительному изменению одного блага соответствует отрицательное изменение другого. Это является дополнительным доказательством того, что касательная, проведенная к любой точке кривой безразличия, имеет отрицательный угол наклона.

Наши рекомендации