Процентное изменение цены товара У
Исходя из ранее изложенного, расширенную формулу перекрестной эластичности спроса по цене можно записать:
(Qx2-Qx1):(Qx2+Qx1)
Edху =
(Py2-Py1):(Py2+Py1)
Где,
Qx1 – объем потребления товара Х до изменения цены товара У;
Qx2 – объем потребления товара Х после изменения цены товара У;
Py1 – цена товара У до изменения;
Py2 – цена товара У после изменения.
Различают три вида перекрестной эластичности спроса по цене:
· Положительная перекрестная эластичность спроса по цене относится к взаимозаменяемым товарам (товарам-субститутам), т.е. при росте цен на товар У объем спроса на товар Х увеличивается, как бы происходит переключение спроса с товара У на товар Х (автобус и такси, мыло и шампунь).
Аксиома:чем больше взаимозаменяемость двух товаров, тем больше величина коэффициента перекрестной эластичности спроса по цене.
· Отрицательная перекрестная эластичность спроса по цене характерна для взаимодополняемых товаров (сопутствующих товаров, комплементарных товаров), т.е. с ростом цены на товар У объем спроса на товар Х сокращается и наоборот (фотоаппарат и фотопленки, магнитофон и кассеты).
Аксиома:чем больше взаимодополняемость товаров, тем больше абсолютное значение отрицательной перекрестной эластичности спроса по цене.
· Нулевая перек4рестная эластичность спроса по цене относится к товарам, которые не являются ни взаимозаменяемыми, ни взаимодорполняемыми, т.е. к независимым или нейтральным товарам. Этот вид перекрестной эластичности спроса по цене показывает, что потребление одного товара не зависит от цены другого товара. Например, зубная паста и обувь, апельсины и стоимость электроэнергии и т.д.
Важными факторами, обуславливающими перекрестную эластичность спроса по цене, являются:
· естественные характеристики товаров;
· способность товаров к замещению друг друга в процессе потребления.
Эластичность предложения
Эластичность предложения по цене – это степень чувствительности предложения к изменению цены товара.
Коэффициент эластичности предложения по цене показывает, на какой процент увеличится (уменьшится) предложение товара при увеличении (уменьшении) его цены на 1%.
Процентное изменение объема предложения
Es =
Процентное изменение цены
Математически формула расчета коэффициента эластичности предложения записывается:
(Q2-Q1):(Q2+Q1)
E =
(P2-P1):(P2+P1)
Где, Q1 – объем предложения товара до изменения цены; Q2 – объем предложения товара после изменения цены; P1 – цена товара до изменения; P2 – цена товара после изменения.
Как видно, метод расчета эластичности предложения тот же, что и спроса, лишь с тем различием, что эластичность предложения всегда положительна, т.к. кривая предложения имеет восходящий характер, а закон предложения описывает прямую зависимость между объемом предложения и ценой, (цена растет – объем предложения растет, цена падает – объем предложения падает). Следовательно, необходимости в замене знака нет.
Различают следующие формы эластичности предложения:
1. Эластичное предложение(Ed > 1). Величина предложения изменяется на больший процент, чем цена. Эта форма эластичности характерна для долгосрочного периода (когда предприятие имеет возможность приспособиться к изменению рыночной конъюнктуры)
Рисунок 3.9. Кривая эластичного предложения
2. Неэластичное предложение (Е < 1).Величина предложения изменяется на меньший процент, чем цена. Эта форма эластичности характерна для краткосрочного периода (когда предприятие, может приспособиться к рыночным трансформациям только за счет ближайших резервов).
Рисунок 3.10. кривая неэластичного предложения
3. Абсолютно (совершенно) эластичное предложение (Е → ∞).Эта форма эластичности предложения имеет место тогда, когда величина предложения бесконечно изменяется при малейшем изменении цены. Она характерна для долгосрочного периода, а кривая предложения принимает горизонтальное положение.
Рисунок 3.11. Кривая абсолютно эластичного предложения
4. Абсолютно (совершенно) неэластичное предложение (Е = 0).Имеет место тогда, когда величина предложения абсолютно не изменяется при изменении цены. Эта форма эластичности свойственна текущему (мгновенному) периоду, а кривая предложения строго вертикальна.
Рисунок 3.12. Кривая абсолютно неэластичного предложения
Понятие «эластичность предложения» применимо к таким переменным, как:
· ставка процента;
· уровень заработной платы;
· цены на сырье и полуфабрикаты, применяемые при производстве данной продукции.
Следует отметить, что для большинства промышленных товаров эластичность предложения по отношению к ценам на сырье отрицательна, т.к. повышение цен на ресурсы приводит к увеличению издержек, а это, в свою очередь, сокращает объемы выпуска товаров.
На эластичность предложения оказывают влияние разнообразные факторы.
Основным фактором, влияющим на эластичность предложения, является фактор времени, т.е. количество времени, имеющееся в распоряжении производителей, для того чтобы отреагировать на изменение цены товара.
По способности и скорости реакции предприятия на рыночную ситуацию выделяют три временных периода.
Мгновенный (текущий) период – это период, в течение, которого производители не имеют возможности приспособиться к изменению цены, т.к. товар уже произведен и доставлен к месту продажи. Кривая предложения принимает строго вертикальный вид (Sм). Это означает, что предложение в этом периоде абсолютно неэластично, т.е. Es = 0.
Sk
Sм
P
Еs=0 Es>0
Sd
Es>0
Qs Q
Рисунок 3.13. Влияние на эластичность предложения фактора времени.
Краткосрочный период – это период, в течение которого предприятие может подстроиться под спрос, используя ближайшие резервы, не осуществляя никаких капиталовложений. Кривая предложения в этот период (Sк) начинает отклоняться от строго вертикального положения в направлении, определяемом законом предложения. Однако существует предел расширения предложения в краткосрочный период. Приближаясь к этому пределу (объем Qs), предложение начинает «вести себя», как и в мгновенный период, а эластичность предложения начинает стремиться к нулю. Для того чтобы преодолеть этот предел, необходимы расширение и реконструкция производства, что и осуществляется в долгосрочном периоде.
Долгосрочный период (Sd) – это период, в течение которого предприятие формирует новый спрос, осваивая капиталовложения, путем закупки нового, более производительного оборудования, дополнительного найма рабочей силы, строительства новых производств. В долгосрочном периоде, предприятие не только способно полностью удовлетворить сформировавшийся на рынке спрос, но, и сформировать новый.
Помимо цены на эластичность предложения влияют другие факторы:
1. Цены других товаров (в том числе ресурсов). Речь идет о перекрестной эластичности предложения.
(Qx2-Qx1):(Qx2+Qx1)
Eху =
(Py2-Py1):(Py2+Py1)
Где, Qx1 – объем производства товара Х до изменения цены товара У; Qx2 – объем производства товара Х после изменения цены товара У; Py1 – цена товара У до изменения; Py2 – цена товара У после изменения.
Перекрестная эластичность предложения бывает:
· положительнаядля взаимодополняемых товаров, т.е. при увеличении цены на товар У объемы предложения товара Х увеличиваются, и наоборот (производство фотоаппаратов и фотопленки);
· отрицательнаядля взаимозаменяемых товаров, т.е. с ростом цен на товар У объемы предложения товара Х сокращаются, и наоборот (автобус и такси);
· нулеваядля независимых или нейтральных товаров, т.е. цена товара У вообще не влияет на объемы производства товара Х (тетради и бананы).
2. Способность товаров к длительному хранению и стоимость их хранения (чем более длительное время может храниться товар, и чем меньше стоимость его хранения, тем больше его эластичность, например, столы и молоко).
3. Фактор времени. Существование долговременных тенденций в изменении цен приводит к росту эластичности предложения (об этом мы говорили ранее).
4. Уровень достигнутого использования ресурсов. Если резервов (людских, материальных и других) нет, то возможности реагирования предложения весьма ограничены (чем больше ограничен доступ к ресурсам, тем меньше эластичность предложения).
5. Степень монополизации отрасли и возможности перелива капитала из других отраслей (чем больше возможностей по привлечению капитала и чем выше уровень конкуренции, тем больше эластичность предложения).