Направления экономической теории
Тема 1. Предмет, методы и
Направления экономической теории
Экономическая теория как наука и ее место в системе гуманитарных знаний. Цели, задачи и функции экономической теории. Понятие экономики и уровни экономического анализа. Экономические агенты, их деятельность, поведение, отношения, формируемые ими институты и структуры.
Экономические ресурсы. Потребности и блага. Труд и производство. Безразличность потребностей и ограниченность ресурсов.
Экономическая эффективность. Кривая производственных возможностей. Альтернативная ценность и закон ее роста. Собственность и ее формы. Уровни обособленного ведения хозяйства. Предмет экономической теории. Микро- и макроэкономика.
Способы решения основных вопросов о производстве благ. Понятие экономических систем. Виды (модели) экономических систем. Смешанная эко-номика.
Этапы становления экономической теории. Направления и школы теоретического объяснения закономерностей экономики. Классическая политическая экономия. Маржинализм. Марксизм. Неоклассическая экономическая теория. Кейнсианство. Монетаризм. Неоклассический синтез. Институционализм.
Тема 2. Рыночные основы функционирования экономики
Воспроизводство и его стадии. Рынок как сфера обмена. Рынок и рыночные отношения. Рынок как экономический механизм. Рыночная экономика и экономическая свобода. Условия существования рынка. Общественное разделение труда и обособленность хозяйства агентов. Принцип А. Смита о «невидимой руке» рынка.
Структура рынка по объектам сделок и по уровням организации. Взаимосвязь рынков в рыночной экономике. Функции рынка.
Функциональная модель рыночного механизма: спрос, предложение и цена. Законы и кривые спроса и предложения. Неценовые детерминанты спроса и предложения. Индивидуальные и рыночные спрос и предложение. Рыночное равновесие и равновесная цена. Механизм установления равновесной цены: дефицит и излишки. Устойчивость сдвигов кривых спроса и предложения и рыночного равновесия.
Понятие рыночной эластичности. Точечная и дуговая эластичность. Определение, варианты и факторы прямой ценовой эластичности спроса. Связь прямой ценовой эластичности с выручкой продавца. Перекрестная ценовая эластичность спроса и эластичность спроса по доходу, их характеристика товарной массы. Определение, варианты и факторы ценовой эластичности предложения. Возможности практического применения теории эластичности.
Несовершенство и ограниченность рыночной саморегуляции. Типы и варианты экономических функций государства. Общественные блага. Внешние эффекты (экстерналии). Последствия подмены друг другом государства и рынка как регуляторов экономики. Границы участия государства в экономике. Различие взглядов на роль государства в экономике. Связь уровня развития экономики с размерами и эффективностью участия государства в экономике. Формы, типы и методы государственного регулирования. Виды экономической политики государства. Национализация, разгосударствление и приватизация.
Тема 3. Теория потребительского поведения
Полезность в трактовке теории маржинализма. Измерение и оценка полезности: кардинализм и ординализм. Совокупная и предельная полезность. Насыщение потребности и динамика видов полезности. Первый закон Госсена. Принцип убывания предельной полезности.
Удовлетворенность потребительским набором и равенство предельных полезностей благ. Время потребления и бюджетно-ценовые факторы как потребительские и рыночные ограничения процесса потребления. Второй закон Госсена. Рыночное правило потребительского поведения. Эффекты дохода и замещения.
Наборы благ и система предпочтений потребителя. Кривые безразличия, их свойства. Бюджетная линия потребителя, ее свойства (факторы сдвигов). Равновесие потребителя. Предельная норма замещения благ: определение и связь с правилом поведения потребителей. Потребительский излишек.
Тема 6. Экономическая эффективность
Тема 12. Равновесный объем производства и
Мультипликатор
Равновесие на товарном рынке в частной закрытой экономике и два метода его определения. Изъятия (утечки) и вливания (инъекции) в совокупных расходах. Планируемые и фактические инвестиции. Взаимосвязь динамики товарно-материальных запасов в производстве с динамикой изменений в совокупных расходах на рынке при достижении равновесного уровня производства.
Изменение равновесного уровня производства и мультипликатор. Модель мультипликатора и особенности его действия. Виды мультипликатора расходов в открытой экономике с участием государства. Утечки в совокупных расходах и парадокс бережливости. Мультипликатор налоговых утечек в экономике с участием государства.
Совмещение модели «совокупного спроса и совокупного предложения» с моделью «совокупных расходов и объема производства». Уровень производства при достижении полной занятости и виды возможных разрывов в совокупных расходах. Гашение эффекта мультипликатора ростом уровня цен.
Инфляция и безработица
Цикличность и неравномерность экономического развития. Экономические циклы и волны. Волны спада и подъема в цикле. Различие подходов экономистов к объяснению причин цикличного развития хозяйства. Период и фазы экономического цикла, динамика экономических показателей на различных фазах цикла. Про-, контр- и ациклические параметры. Виды экономических циклов и их материальные основания. Особенности длинных волн.
Занятость и безработица в теориях равновесия на рынке труда. Естественный тип безработицы. Фрикционная, структурная и циклическая формы безработицы. Полная занятость и сбалансированность рынка труда. Уровень безработицы. Последствия (издержки) безработицы. Закон Оукена.
Инфляция и причины (факторы) ее появления. Открытая и подавленная формы инфляции. Сбалансированный и несбалансированный типы инфляции. Уровень и темп инфляции. Индекс потребительских цен. Время удвоения уровня цен. Виды открытой инфляции по ее темпам: умеренная (ползучая), галопирующая и гиперинфляция. Механизм появления инфляции. Адаптивные инфляционные ожидания. Механизм инфляции спроса. Механизм инфляции издержек. Спираль «зарплата – цена». Кривая Филлипса. Стагфляция и проблема формы кривой Филлипса в долгосрочном периоде. Последствия инфляции.
Стабилизационная политика по борьбе с безработицей и инфляцией. Виды кратко- и долгосрочных мероприятий в стабилизационной политике.
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
План семинарского занятия
1. Экономика и экономические отношения. Предмет экономической теории. Кривая производственных возможностей.
2. Экономические системы.
3. Методы экономической теории.
4. Основные этапы и направления развития экономической теории.
Методические указания
Раскрывая первый вопрос, необходимо всесторонне осветить многообразные проявления экономики как особой и во многом центральной сферы общественной жизнедеятельности людей. Следует на примерах показать прямые и опосредованные варианты действий человека и сообщества, включающихся в ту или иную сферу ведения людьми совместного или обособленного хозяйства. Важно проследить, как в процессе действий возникают те процессы в экономике, которые составляют важнейшие уровни теоретического анализа: деятельность и ее результаты, отношения людей по поводу деятельности, поведение людей в процессе деятельности, а также институты и структуры, регулирующие действия людей. Переходя к освещению предмета экономической теории, необходимо рассмотреть структуру экономической деятельности по преобразованию ресурсов в блага для целей удовлетворения потребностей, проанализировать характеристики труда, виды ресурсов, благ и потребностей. Соотнеся состояние и динамику обеспеченности потребностей ресурсами, следует вывести исходное противоречие «ограниченности – безграничности» между ними и сформулировать проблему альтернативности в деятельности людей. Это позволит рассмотреть категорию «эффективность» как центральную в формулировке предмета экономической теории, а также проиллюстрировать на примере кривой производственных возможностей наличие альтернативной ценности и закона ее возрастания. Далее следует показать связь эффективности с собственностью, раскрыть формы собственности. Анализ собственности необходимо дополнить характеристиками уровня исключения агентов из доступа к ресурсам, выделив как двойственное состояние человека в хозяйстве в качестве производителя и потребителя благ, так и два важнейших уровня обособленного ведения хозяйства. Последний вывод поможет усвоить цели деления теории на микро- и макроэкономику, выяснить их взаимосвязь.
Во втором вопросе необходимо проанализировать общие вопросы, решаемые людьми при выборе форм и методов организации производственной деятельности. Формулировка способов, форм и методов возможной организации деятельности позволит рассмотреть экономические системы и их виды (модели). Следует вывести исходный принцип регуляции в разграничении взаимоисключающих теоретических моделей систем, а затем перейти к анализу видов систем как характеристике различных свойств моделей в исторических примерах их проявления, что позволит прояснить суть современных систем смешанной экономики.
Переходя к третьему вопросу, следует обратить внимание на то, как различные базовые фундаментальные науки (философия, математика, статистика) проявляют свои методы анализа в экономической теории. Необходимо раскрыть такие многообразные методы, как научная абстракция, системный подход, сочетание индукции и дедукции, исторического и логического, анализа и синтеза, а также моделирование и агрегирование. Важно отметить и специфику приближенности экономических наук к рекомендациям по практическому применению формируемых выводов, своеобразие деления экономических суждений на нормативные и позитивные.
В последнем вопросе следует рассмотреть эволюцию взглядов на предмет экономической теории, сформировавшую со времен меркантилизма этапы развития теории. Необходимо показать, как попытка объяснить систему знаний об экономике через анализ отдельных сторон (богатство и золото, труд, производство, затраты, собственность, потребление, рынок и альтернативные регуляторы) рождала смену этапов и ведущих направлений (школ) в теории. Важно отметить вклад в современную науку таких направлений развития теории, как классическое, маржинализм, неоклассическое, кейнсианское, монетаризм и институционализм.
Литература
[3; 14; 15; 20; 23; 26; 28].
ЭКОНОМИКИ
План семинарского занятия
1. Рынок и рыночная экономика.
2. Механизм рынка.
3. Эластичность спроса и предложения.
4. Недостатки рынка и роль государства в рыночной экономике.
Методические указания
Раскрывая первый вопрос, необходимо затронуть разнообразие форм определения рынка экономистами. Следует раскрыть смысл употребленного классиком экономической науки А. Смитом термина «невидимой руки» рынка. Далее необходимо осветить, как потребность в эффективном хозяйствовании формирует два условия, при которых рынок становится необходим. Следует подробно остановиться на структуре и функциях рынка, которые он приобрел в процессе эволюции с древнейших времен до современного состояния. Стоит отметить, что именно эволюция экономики привела к смене господствующего типа хозяйства с натурального на товарный, причем его господство как капитализация хозяйства придало рынку функцию саморегуляции экономики. Следует раскрыть те свойства рыночной организации хозяйства, которые позволяют современную экономику называть рыночной, отождествляя ее с частнохозяйственным капитализмом.
Переходя ко второму вопросу темы, необходимо отметить, что рыночный механизм включает в себя четыре основных элемента, причем три из них формируют функциональную модель рынка, а четвертый – типы рыночных структур. Следует пояснить различия рыночных и индивидуальных характеристик спроса и предложения, сформулировать их рыночные законы как зависимость от цены и показать графическое выражение законов. Далее требуется уяснить значение условия «прочих равных» при выведении модели рынка блага и влияние на действие модели их изменения как детерминант спроса и предложения, сдвигающих кривые влево-вправо.
Необходимо также проанализировать взаимодействие спроса и предложения по формирующимся на рынке ценам, раскрыв категории цен спроса и предложения и возникающие ситуации излишков и дефицита. Следует показать движение к равновесному состоянию и дать определение равновесной цены. Стоит проанализировать и изменение равновесной цены под воздействием детерминант.
Третий вопрос темы раскрывает проблему многообразия форм рыночного состояния, связанных со степенью влияния ценовой динамики на динамику спроса и предложения, а также динамики дохода на динамику спроса. Дав формулы точечной и дуговой (по формуле средней точки) эластичности, необходимо охарактеризовать эластичность спроса и предложения по цене и назвать влияющие на них факторы. Далее следует отметить возможности определения эластичности спроса по цене исходя из взаимосвязи динамики цены и выручки продавца, а также выявить значение для анализа товарной массы характеристик перекрестной ценовой эластичности спроса и эластичности спроса по доходу. Важно выяснить и практическое применение теории эластичности, например, при косвенном налогообложении.
В заключительном вопросе темы необходимо изложить варианты рыночного фиаско, увязав их с функциями государства в экономике. Следует особо остановиться на характеристике внешних эффектов перелива к хозяйствующим субъектам выгод и издержек, на оценке возможностей нейтрализации негативных внешних эффектов. В связи с функцией государства по оптимизации структуры производства благ требуется проанализировать сущность и свойства общественных благ, забота о производстве которых ложится на плечи государства. В заключение необходимо осветить различные взгляды экономических школ на роль и границы государственного участия в рыночной экономике, соотнеся их с возможностями по саморегуляции рынком экономической системы.
Литература
[2; 6; 8; 9; 12; 13; 16; 19; 26; 32].
План семинарского занятия
1. Полезность, подходы к ее измерению, виды. Первый закон Госсена.
2. Второй закон Госсена и правило потребительского поведения. Эффекты дохода и замены.
3. Бюджетная линия и карта кривых безразличия, их свойства. Равновесие потребителя и предельная норма замещения благ.
Методические указания
Раскрывая первый вопрос темы, необходимо уяснить значение теории маржинализма; проследить особенности маржинализма в теории потребления, историко-экономическую эволюцию в росте практической ценности маржинализма. Рассматривая определение полезности, важно обратить внимание на два различных подхода к ее соизмерению как к оценке получения удовольствия от потребления – кардинализм и ординализм. Разница между количеством абстрактных ютилей и порядковым рангом пользы, между пользой от потребления блага и сравнением полезности товарных наборов, между текущей оценкой и наличием системы оценочных предпочтений не должна затенять вывод о том, что это лишь два подхода к теории потребительского поведения. Оценив их, следует охарактеризовать виды полезности и их взаимосвязь, прояснив через первый закон Госсена принцип убывания предельной полезности.
Во втором вопросе темы необходимо соотнести принцип рациональности в стремлении получать максимальное удовольствие с выясненным принципом убывания полезности, а также учесть выражение (в затраченном времени при потреблении благ либо в цене при покупке благ) величины затрат на получение потребительского удовольствия. Исходя из этого следует сформулировать второй закон Госсена как правило потребительского поведения, требующее равной эффективности от различных видов потребления для достижения максимизации совокупного эффекта. Обратите внимание на связь потребительского правила поведения с объяснением нисходящего характера кривой спроса, используя для этого характеристику эффектов дохода и замены.
Переходя к третьему вопросу, необходимо проанализировать придуманный ординализмом инструментарий бюджетной линии и кривой безразличия, раскрыть их свойства и соотнести способы выражения ими совокупных удовольствий и затрат с кардиналистскими аналогами. Далее требуется вывести с помощью новых инструментов состояние потребительского равновесия, сопоставив его как графическую интерпретацию с ранее сформулированным правилом поведения потребителя. Следует обратить внимание и на то, как в ординалистской теории находит применение анализ предельных величин, предложенный ранее кардинализмом. Для этого, во-первых, формулируя предельную норму замещения благ, важно заметить, как в потерях полезности от потребления одних благ ради замены их на другие проявляется принцип несения затрат на получение дополнительного удовольствия. Именно поэтому формула предельной нормы замены благ содержит в иной форме то же правило поведения потребителя, которым он пользуется и при выборе благ. Следует обосновать формулу предельной нормы замены, используя для выведения соотношения предельных полезностей и цен правила кривой безразличия и бюджетной линии с учетом предельно малых изменений. В заключение необходимо рассмотреть, как в процессе рыночного поведения потребителя возникает потребительский излишек, уяснив вывод теории маржинализма о совпадении цены спроса с предельной полезностью последней покупаемой единицы блага.
Литература
[2; 3; 4; 6; 9; 16; 18; 21; 28; 29].
План семинарского занятия
1. Фирма и ее цели. Конкуренция, ее определения, формы, типы и виды.
2. Производство, его факторы и функция. Изокванта.
3. Периоды времени в производстве. Виды продукта труда. Закон убывающей отдачи и эффект масштаба.
Методические указания
В первом вопросе темы необходимо раскрыть рыночные основы предпринимательской деятельности. Для этого следует вначале выяснить связи предпринимателя как субъекта с фирмой как объектом приложения его действий, создания фирмы с экономией на трансакциях, предпринимательства с инновациями, общерыночной цели максимизации своего дохода (прибыли) с системой производственных целей ее обеспечения через выпуск благ.
Сформулировав общность и различия целей взаимодействия субъектов внутри фирмы между предпринимателем и поставщиками ресурсов, входящих в отношение «предприниматель – фирма», целесообразно перейти к следующему уровню рыночных отношений между субъектами одного типа – к конкуренции. Стоит обратить внимание на наличие общего смысла конкуренции как состояния соперничества, характерного и для потребителей, и для производителей еще и потому, что всякое производство в фирмах есть процесс потребления, но не благ, а ресурсов. Это важно и для обратной трактовки потребления благ как производства выносимого в дальнейшем на рынок ресурса, позволяющей уяснить цели накопления капитала для появления субъекта в «инновационном» для него качестве предпринимателя со своей фирмой. Формулировка различия в инновационной пассивности потребителей (из-за неограниченности их потребностей) и, наоборот, активности предпринимателей как ограничении ими целеполагания (называемом «отказом от потребления») позволяет понять, почему классическим, главным считается определение конкуренции между предпринимателями. Вспомнив деление влияющих на предложение и спрос факторов на цену и детерминанты, следует назвать две соответствующие формы конкуренции, обратив внимание на историческую эволюцию господствующей формы от начальной ценовой к неценовой, связанной с определяющей комплексом потребительских предпочтений. Далее необходимо сосредоточиться на конкуренции как структурном элементе рыночного механизма, выделив типы и виды рыночных структур, а затем и различия их по условиям конкуренции.
Во втором вопросе темы следует охарактеризовать производственную деятельность как применение ресурсов в качестве доставляющих пользу факторов производства, раскрыть суть полезности потребления факторов в виде выпуска продукции и сформулировать производственную функцию. Стоит обратить внимание на возможности табличного выражения производственной функции, дав условный числовой пример. Взаимосвязь производства с потреблением факторов позволяет глубже уяснить и графические особенности выражения производственной функции в форме карты изоквант, в связи с чем необходимо на основе изученного потребительского аналога (кривых безразличия) назвать общие их свойства и различия в используемых для объяснения свойств терминах, вытекающие из производственной специфики.
В заключительном вопросе темы требуется объяснить смысл и особенности выделения в производстве короткого и долгого периодов, раскрыть виды продукта труда и их взаимосвязь через формулы и графики, сформулировать закон убывающей отдачи и объяснить с его помощью требования, предъявляемые к параметрам динамики выпуска при табличном выражении производственной функции. Следует раскрыть содержание показателя производительности труда и назвать основные способы роста производительности труда. Переходя к анализу производства в долгом периоде, необходимо дать определение эффекта масштаба, охарактеризовать отличия его от закона убывающей отдачи и три вида эффекта масштаба, соответствующих динамике параметров в производственной функции.
Литература
[4; 5; 7; 11; 12; 15; 16; 22; 26; 27].
План семинарского занятия
1. Сущность и виды издержек производства. Издержки и прибыль.
2. Динамика издержек в краткосрочном и долгосрочном периодах.
3. Изокоста, правило минимальных издержек и предельная норма технологического замещения. Пути снижения издержек производства.
Методические указания
Характеризуя в предыдущей теме эффект масштаба, сравнивали дина-мику выпуска и потребления факторов производства. В данной теме потребление факторов представляет категорию издержек производства. Необходимо классифицировать виды издержек производства по характеру и структуре их проявления в рыночной экономике, а также по уровню подсчета (измерения) затрат. Следует раскрыть сущность фирменных (частных) и общественных, вмененных и примененных затрат, издержек производства и обращения, трансформационных и трансакционных, внешних и внутренних (неявных), бухгалтерских и экономических, краткосрочных и долгосрочных, постоянных и переменных, валовых, средних и предельных издержек.
Стоит обратить внимание на принципы ретроспективности и перспективности во взглядах на издержки, а также на то, что с помощью критерия альтернативности (при делении издержек по уровню подсчета затрат на внешние и внутренние) становится возможным классифицировать оставшуюся часть стоимости продукции. Для этого необходимо проанализировать бухгалтерскую прибыль и подразделение ее экономистами на две части, одна из которых относится к составу издержек и содержит нормальную прибыль, а другая – к более узкому, чем бухгалтерский, термину «экономическая прибыль».
При раскрытии второго вопроса темы следует показать графически взаимосвязи в динамике валовых, средних и предельных издержек, а также формы проявления в них закона убывающей отдачи. Изучая динамику в долгом периоде, необходимо понять, как сдвиг кривой краткосрочных средних издержек по мере изменения масштаба производства формирует три возможных проявления эффекта масштаба. Стоит отметить, что форма кривой долгосрочных средних издержек способна показать различие отраслей по размеру и количеству в них фирм, а также по господствующему в них виду конкуренции. Следует особо остано-виться на связи динамики издержек с появлением отраслей естественной монополии.
Переходя к третьему вопросу, необходимо вновь обратить внимание на характеристики производства как потребления ресурсов. Исходя из изученной ранее теории потребительского поведения требуется сформулировать изокосту и соответствующие ее свойства как производственный аналог линии бюджетных расходов, раскрыть правило минимальных издержек по условиям изокосты и изокванты как форму проявления правила потребительского поведения. Далее через выяснение формулы предельной нормы замещения труда капиталом, также имеющей соответствующий потребительский аналог, следует дать иную формулу правила минимальных издержек по соотношению предельных продуктов и цен факторов. Характеризуя производственный аналог потребительского равновесия, важно дать определение траектории развития фирмы, уточнив, что с ее помощью можно показать, как фирма движется по равновесным состояниям к точке максимизации прибыли точно с тем же принципом, с каким потребитель насыщает потребность в благах.
Завершая анализ издержек производства, следует остановиться на значении выделения долгого периода в производстве и изменения производственных мощностей как его критерия в характеристике издержек производства. Сравнив цель максимизации прибыли со структурой стоимости продукции по делению ее на издержки и прибыль, необходимо выяснить важность экономии издержек производства для фирмы. Анализ динамики издержек показывает один из двух основных способов снижения издержек, связанный с оптимизацией производственных мощностей фирмы. Второй способ экономии издержек связан с сутью предпринимательства и формами ее проявления в производственной деятельности фирмы – это инновации в различных сферах организационно-технологического процесса производства благ фирмой.
Литература
[6; 8; 12; 13; 15; 16; 20; 30; 31].
План семинарского занятия
1. Правила определения объема выпуска совершенно конкурентной фирмой.
2. Эффективность в производстве и в распределении ресурсов при совершенной конкуренции. Показатели эффективности использования ресурсов в фирмах.
3. Общее равновесие и Парето-эффективность.
Методические указания
Раскрывая первый вопрос темы, необходимо уяснить, что предпринимателя интересует такой выпуск продукции фирмой, при котором максимизируется его прибыль как разность валовых дохода и издержек. Следует отметить также, что открытие фирмы приводит к несению ею постоянных издержек (например, по закупленному или арендованному оборудованию), которые остаются у нее и после закрытия. Учитывая, что валовые величины есть суммы предельных, фирма имеет два метода определения прибылемаксимизирующего (или убыткоминимизирующего) выпуска продукции. При изложении их правил важно помнить об относительности убыточности, так как под прибылью понимается экономическая ее часть, а также о совпадении кривой предложения фирмы с восходящей кривой предельных издержек. Формула MR (P) = MC позволяет не только определить краткосрочные действия фирмы, но и учесть при сравнении цены с величиной средних издержек долгосрочные приспособления по входу – выходу фирмы на рынке. Следует вывести условие долгосрочного равновесия фирмы и сформулировать вывод о влиянии условий совершенной конкуренции на сведение к нулю экономических прибылей и убытков при долгосрочном равновесии.
Переходя ко второму вопросу темы, необходимо проанализировать формулу долгосрочного равновесия по равенству в нем цены с минимумом средних издержек и с предельными издержками. Следует показать, как в этих двух правилах содержится соответствующее доказательство производственной эффективности и эффективности распределения ресурсов при совершенной конкуренции.
Стоит заметить далее, что равенство MR = MC для совершенного типа конкуренции содержит в себе не только общественную эффективность распределения ресурсов, но и эффективное внутрифирменное использование ресурсов. Речь идет об оплате ресурсов по их эффективности как предельной производительности, в иной форме отображающей то же правило равенства предельных издержек и дохода. Необходимо показать, как по правилу минимальных издержек в производственном равновесии (касании изокостой изокванты) фирма движется к точке максимизации прибыли, соблюдая по каждому используемому фактору требование достижения равенства между ценой оплаты фактора и его предельной отдачей (производительностью). Для закрепления следует сравнить полученные правила экономической эффективности при современной конкуренции – MR (Pп) = MC по выпуску продукции и MRP = MRC (Pр) по использованию факторов, обратив внимание на соответствие цен предельному доходу и предельным издержкам (Pп – цена продукта, Pр – цена ресурса). Стоит проанализировать также показатели, отслеживаемые фирмой для контроля за эффективностью использования ресурсов (производительность труда, фондоотдача, фондовооруженность, различные варианты емкости применения ресурсов при выпуске продукции), сформулировать основные пути их роста.
В третьем вопросе темы следует переформулировать выводы об экономической эффективности при совершенной конкуренции, используя для этого термины Парето-оптимальности и Парето-предпочтительности в рыночном распределении ресурсов и благ. Стоит обратить внимание на то, что взаимозависимость рынков приводит к соответствию максимизации благосостояния общего и каждого отдельного лишь через достижение общего равновесия, причем как для производственных, так и для потребительских обменов (рынков), а потому и для процессов производства и потребления по заданным изначально их условиям. Необходимо показать эту максимизацию на примере построения кривой взаимовыгодных контрактов в диаграмме Эджуорта вначале для потребительского обмена, а затем и для производства, где она называется кривой эффективности. Стоит обратить внимание на связь производственного обмена факторами в диаграмме Эджуорта с кривой производственных возможностей, сформулировав затем предельную норму трансформации благ как связующее звено между ценами на рынке благ и предельными издержками перераспределения ресурсов на блага через рынок ресурсов. В заключение следует вспомнить рассмотренные ранее причины и варианты несостоятельности рынка в обеспечении эффективности и уточнить роль несовершенства конкуренции как источника возможных потерь в эффективности.
Литература
[6; 8; 13; 15; 18; 22; 26; 30; 31].
План семинарского занятия
1. Причины образования, сущность и формы монополии. Индекс Лернера.
2. Ценообразование в условиях олигополии. Индекс Герфиндаля.
3. Монополистическая конкуренция.
4. Потери от несовершенной конкуренции. Факторы, противодействующие монополизации рынка.
Методические указания
При изучении первого вопроса важно понять исторически закономерную логику движения общества от свободной конкуренции до современной несовершенной конкуренции. Следует показать роль НТП в становлении крупного производства, уяснив при этом, почему данный процесс создает как необхо-димость, так и возможность образования монополий.
Обратите внимание на то, что увеличение масштабов производства в процессе концентрации и централизации осуществляется по следующим направлениям: горизонтальная, вертикальная интеграция, диверсификация. Рассмотрите организационные формы монополий: картель, синдикат, трест, концерн, конгломерат, консорциум. Особо следует выделить ситуацию так называемой ес-тественной монополии, объяснить причины ее существования.
Для того чтобы понять рыночное поведение фирмы-монополиста, необходимо уяснить, что в случае несовершенной конкуренции монополист обладает определенной властью над ценой. Степень монопольной власти определяется с помощью индекса Лернера. При этом важно показать, что власть над ценой у монополиста не абсолютна. Следует понять, что монополия, максимизирующая прибыль, стремится произвести меньший объем продукции и установить более высокую цену на свой товар по сравнению с совершенной конкуренцией.
Во втором вопросе прежде всего следует дать определение термина «олигополия», показать причины, лежащие в основе развития олигополии. Концентрацию рынка и степень власти над ценой в условиях олигополии, как и при монополии, можно измерить с помощью индекса Герфиндаля.
Обратите внимание на то, что ключевым признаком олигополии является взаимозависимость фирм, распространяющаяся на все сферы конкуренции: цену, объем продаж, долю рынка, инновационную деятельность, рекламу, услуги покупателям и т. д. Процесс принятия подобных решений целесообразно рассмотреть на примере модели Курно.
Необходимо уяснить, что ценообразование в условиях олигополии отличается разнообразием. Для этого проанализируйте основные типы (модели) олигополистического поведения.
В третьем вопросе предлагается анализ рынка монополистической конкуренции с дифференциацией продукта. Важно понять, что цена в условиях дифференциации продукта не является единственным методом конкуренции. Особенно важны издержки сбыта, а наиболее характерная форма затрат на сбыт и его стимулирование – реклама. Следует заметить, что на практике предприниматель, действующий в условиях монополистической конкуренции, стремится к такой особой комбинации цены, продукта и стимулирующей сбыт деятельности, которая будет максимизировать прибыль.
В четвертом вопросе необходимо проанализировать потери от несовершенной конкуренции, которые несет общество в связи с монополизацией хозяйственной жизни. В конечном счете проблема монополизации сводится к власти над ценой. Объясните, опираясь на гипотезу Шумпетера, почему несовершенная конкуренция несет обществу определенный выигрыш.
Заслуживает внимания анализ факторов, противодействующих монополизации рынка, как экономических, так и административных. Государство берет на себя ответственность за создание условий эффективного функционирования рынка. Следует проанализировать основные направления и проблемы антимонопольной политики в России.
Литература
[2; 3; 5; 7; 8; 10; 16; 22; 26; 32].
План семинарского занятия
Методические указания
Приступая к рассмотрению первого вопроса, следует выяснить, что представляет собой труд как фактор производства. Для этого необходимо дать определение труда, его производительности и интенсивности. Целесообразно рассмотреть основные теоретические подходы к анализу рынка труда (неоклассический, кейнсианский, монетаристский и др.).
Дав определение рынка труда следует охарактеризовать условия его формирования и развития. Рынок труда предполагает наличие спроса на трудовые услуги и их предложения. Выявите факторы, определяющие спрос на труд, и факторы, определяющие предложение труда. Далее следует охарактеризовать модели рынка труда (конкурентный рынок труда, рынок труда в условиях монопсонии, модель двусторонней монополии).
Завершая рассмотрение первого вопроса, следует проанализировать различные теоретические взгляды на проблему воспроизводства рабочей силы. Необходимо раскрыть сущность заработной платы, разобраться в ее формах и системах, проследить их эволюцию.
Приступая к расс<