Консервативный вызов кейнсианству и «разводнение» мэйнстрима.
США — гегемон капиталистической мир-системы и центр неокейнсианства.Бреттон-вудская конференция (1944) установила новую международную валютную систему — золотодолларовый эталон, приняв план американской делегации, а не проект по созданию новой валюты — «банкора», разработанный британской делегацией во главе с самим Дж. М. Кейнсом. Это решение отразило переход к США безусловного лидерства в капиталистической мир-системе, из которой выпал, но не смог избавиться от её давления, «восточный блок» СССР и других «социалистических» стран.
Вызов — геостратегический и экономический — со стороны «восточного блока» способствовал признанию Западной Европой гегемонии США, а также признанию множественности экономических систем и необходимости преобразования капитализма в смешанную экономику. Теоретической основой смешанной экономики стал кейнсианско-неоклассический синтез, который не только оказывал определяющее влияние на политиков («мы все теперь кейнсианцы», сказал кандидат в президенты США Никсон в 1968 г.), но и вовлекал в русло широко разлившегося в США мэйнстрима экономистов из многих стран. Категоричные противники государственного вмешательства в экономику, доказавшего свою плодотворность (устойчивый экономический рост и «всеобщее благоденствие») в подпериод «серебряных» 1950-х и «золотых» 1960-х, были отодвинуты в идеологический аръергард («новоавстрийцы»).
Через кризисы — к «великой умеренности».Однако промежуточное кризисное десятилетие1970-х «замутило» мэйнстрим, поскольку кейнсианско-неоклассический синтез не выдержал в эти годы испытания одновременным ростом инфляции и безработицы, опрокинувшим «кривую Филиппса» и апробированные рецепты антициклического регулирования. Это десятилетие мировых кризисов — валютного (распад Бреттон-Вудской системы, 1971) и структурного («нефтяные шоки» 1973 и 1979) — было также десятилетием явного застоя плановой экономики СССР и кризиса экспансионизма обеих геостратегически доминирующих сил («сверхдержав»). С одной стороны — военное поражение США во Вьетнаме (1973) и исламская революция в Иране (1975); с другой стороны — неспособность СССР оказать поддержку социалистическому эксперименту в Чили (1973) и опрометчивое введение советского воинского контингента в Афганистан (1979).
Результатом стала смена приоритетов — идеологических и макроэкономических. Наметившаяся было «разрядка» в «холодной войне» сменилась на Западе новой («неоконсервативной») волной воинствующего антикоммунизма; «раскол в кейнсианцах» и критика «справа» неоклассического синтеза — «монетаристской контрреволюцией», политическим торжеством антикейнсианских течений во главе с монетаризмом.
В 1964 г. на президентских выборах в США проиграл свирепый ястреб «холодной войны» и попугай «свободного рынка» сенатор от республиканской партии Голдуотер. Его доверенными лицами были популярный экс-киноактёр Р. Рейган и лидер сформировавшегося монетаризма, автор книги «Капитализм и свобода» М. Фридмен. Для обоих неудачная кампания их кандидата стала, однако, началом политического взлёта, и в 1980 г. Рейган выиграл президентские выборы в США и стал проводить макроэкономическую политику в соответствии с рекомендациями Фридмена и его последователей.
Результаты этой политики, близкой той, что проводили сменившие у власти социал-демократов правительства Великобритании (консерваторы), ФРГ (ХДС/ХСС) и даже Швеции (либералы и независимые министры), оказались благоприятными для возобновления на Западе стабильного, хотя и не столь быстрого, как в 1950 — 1960-е гг., роста при умеренной инфляции. Поэтому заключительный подпериод (1980 — 90-е гг.) экономической мысли США в ХХ в. получил название «великой умеренности» (Great Moderation; буквально «умеренность», «сдержанность»). Наиболее успешным он оказался для десятилетия 1990-х, когда США торжествовали победу в «холодной войне», роль единственной мировой сверхдержавы и время расцвета «новой» экономики, основанной на слиянии информационных технологий с финансовыми спекуляциями.
«Пресноводные» и «солоноводные» экономисты. «Поток» монетаризма, поколебав русло мэйнстрима, поднял на поверхность течение «новой классической мАкроэкономики», сторонники которой выступили с интерпретацией экономического цикла как равновесного процесса, колебания которого вызваны случайными воздействиями, и с перенесением на макроэкономическую проблематику мИкроэкономических зависимостей, переформулированных в категориях ожиданий. Но кейнсианская макроэкономика, хотя и была потеснена, не исчезла из мэйнстрима, перелившись в новые концепции и школы. Для разногласий между двумя потоками американских макроэкономических исследований была предложена шутливая метафора «пресноводного» и «солоноводного»направлений.Название«пресноводное» подразумевает ведущую роль в нём чикагской школы, признанного центра монетаризма, и вовлечённость экономистов из других городов, расположенных в штатах, примыкающих или близких к американским Великим озёрам. Название «солоноводное»намекает на ведущую роль экономистов из городов на океанических побережьях США — восточном (Гарвард, МТИ, Пенсильванский университет) и западном (Йельский, Стэнфордский и другие университеты).
«Встроенные стабилизаторы» и дискреционная политика.Консервативный характер вызова кейнсианству означает, что монетаризм и примыкающие к нему направления, считая сбои механизма рыночной конкуренции не внутренне присущей ему чертой, а результатами внешнего (правительственного или центробанковского) вмешательства, возвращаются к образу «невидимой руки» А. Смита, закону Сэя и формуле laissez faire. Они отрицают фискальные «встроенные стабилизаторы» рыночного механизма и дискреционную (англ. discretional[115]) монетарную политику, обоснованные неокейнсианцами как необходимые инструменты сдерживания экономики в период бума и её «подкачки» в период спада.
Основные «встроенные стабилизаторы», это:
1) прогрессивная шкала налогообложения личных доходов и прибылей корпораций;
2) пособия по безработице (налоги, из которых они финансируются, возрастают во время бума и высокой занятости) и другие социальные трансферты;
3) программы помощи фермерам, включая денежные доплаты и поглощения излишков продукции при буме и выброс на рынок товаров с государственных складов при спаде.
Дискреционная политика «дешёвых» или «дорогих» денег рассматривалась неокейнсианцами как механизм облегчения или затруднения доступности кредита в зависимости от того, стоят задачи преодоления спада или сдерживания инфляции. Основные инструменты — 1) операции ФРС (Федеральной резервной системы) на открытом рынке(покупка — продажа государственных ценных бумаг); 2) понижение — повышение нормы обязательных банковских резервов; 3) понижение — повышение учётной ставки процента. Схема действия такова:
Политика дешевых денег | Политика дорогих денег |
Проблема: спад и безработица | Проблема: инфляция |
ФРС покупает облигации, понижает резервную норму или учётную ставку | ФРС продает облигации, увеличивает резервную норму или учётную ставку |
Денежное предложение возрастает | Денежное предложение сокращается |
Процентная ставка падает | Процентная ставка возрастает |
Инвестиционные расходы возрастают | Инвестиционные расходы сокращаются |
Возрастает объём национального продукта | Инфляция уменьшается |
Монетаристы и другие неолиберальные экономисты, отвергая фискализм и настаивая на более «плоском» налогообложении, выступили также с резкой критикой дискреционной политики переменной денежной массы, противопоставив ей целенаправленное поддержание денежной массы на уровне, пропорциональном росту ВВП.