Л. Вальрас и В. Парето как социальные философы и экономисты.
Оптимизм и пессимизм на новом уровне.Лозанна — столицашвейцарского кантона Во — дала имя целой школе экономического анализа благодаря тому, что местный университет предоставил кафедру политической экономии двум иммигрантам — Леону Вальрасу (1834 — 1910) и Вильфредо Парето (1848 — 1923). Оба они были не только экономистами, но и социальными философами. Причём социальными философами и вообще людьми очень разными. Можно сказать, что они воспроизвели антитезу либерализма классической школы «оптимизм — пессимизм».
Вальрас, хотя рассматривал свою концепцию как опровержение учения Смита и Сэя о происхождении меновой ценности, подобно им, был убеждён в поступательном прогрессивном развитии общества. Человек для Вальраса — существо, наделённое разумом и свободой, способное на инициативу, «у него всегда есть выбор между хорошим и плохим, и он всё больше идёт от плохого от хорошему».
Вальрас посвятил комплексному анализу человека и его связи с обществом специальную работу (свою последнюю и неоконченную книгу). В ней соединена проблематика человека как существа экономического и как существа морального, разделённая А. Смитом между «Теорией нравственных чувств» и «Богатством народов»[61].
Жёлчный Паретовыдвинул теорию, напоминающую мрачным толкованием «естественных законов» доктрину народонаселения и убывающего плодородия Мальтуса — Рикардо. Человек — существо в плену детерминирующих общественное поведение иррациональных биопсихических «остатков». Эти «остатки» удерживают общество в состоянии неравенства (предопределённого биологически) и чередования внутри правящей элиты[62] людей с повадками жестоких «львов», или коварных «лис».
Парето, сын итальянского маркиза-политэмигранта, родился в Париже, но окончил политехникум в Турине, где защитил докторскую диссертацию по механике в тот самый год (1870), когда завершилось дело жизни его отца — объединение Италии, а Вальрас получил кафедру в Лозанне. Сам Парето служил инженером на железных дорогах и негодовал, когда их национализировали. Затем он стал преподавать в университете Флоренции и нажил себе врагов бескомпромиссным манчестерством, поэтому и принял кафедру в Лозанне (1893).
Вальрас и Парето как носители интеллектуальных традиций Франции и Италии.Как социальные философы, изучавшие экономику, Вальрас и Парето были носителями мощных интеллектуальных традиций стран своих предков. Для француза Вальраса ориентиром была «наука одновременно экспериментальная и рациональная», эталон которой задали астрономия и механика Ж. Л. д'Аламбера, П. С. Лапласа и Ж.-Л. Лагранжа.
Призвание экономиста-теоретика Л. Вальрас нашёл под прямым влиянием отца, школьного учителя математики и экономиста-любителя А. О. Вальраса, и его однокашника по парижской Нормальной школе А. О. Курно. Непризнанная и нераспроданная книга Курно «Исследование математических принципов теории богатства» занимала почётное место в домашней библиотеке Вальрасов. В этой библиотеке также имелись «Трактат о богатстве» (1781) инженера А.-Н. Иснара и «Основы статики» (1803) математика Л. Пуансо. В первой из этих книг содержалось понятие «счётного товара» (numeraire), во второй — картина взаимозависимости большого числа физических переменных, которые под влиянием динамических сил приходят в состояние равновесия относительно своего положения и траектории. Задача, поставленная перед собой Л. Вальрасом, заключалась в отыскании строгих формул для экономических феноменов, о взаимосвязанности которых известно из опыта, — подобно тому, как это было сделано в теоретической механике.
Критика экономического невежества французских социалистов типа Луи Блана и Прудона не привела Вальраса к отказу от проблематики социальной справедливости.
Парето же сделал основательный критический разбор социалистических доктрин, а критикой марксизма вызвал на перепалку П. Лафарга. Парето считал, что экономическое учение Маркса привлекало невежественные массы благодаря страстности изложения, а образованных людей — видимой логической стройностью. Материалистическое понимание истории Парето считал рассчитанным на эмоции довеском к доктрине классовой борьбы, в которой находил, однако, «зерно истины». Но классовая борьба, по мнению Парето, превращая историю в «кладбище аристократии», не может устранить неравенства и «циркуляции элит», в описании которой Парето продолжил традицию политической мысли, заложенную знаменитым флорентийцем Н. Макиавелли.
Как заметил Б. Селигмен, Вальрас был по своему темпераменту буржуазным реформистом, Парето — озлобленным аристократом, для которого демократия и коррупция стали синонимами[63]. Вальрас на склоне лет безуспешно пытался добиться выдвижения своей кандидатуры на присуждение Нобелевской премии мира; Парето надолго уединился в поместье на берегу Женевского озера, но в последний год жизни неожиданно для него самого был произведен в сенаторы Италии пришедшим к власти фашистским диктатором Муссолини[64].
Интеллектуальные основания чистой политической экономии.Вальрас подчёркивал, что был обязан отцу базовыми принципами своей экономической доктрины, а Курно — применением функций при изложении этой доктрины. Антуан Огюст Вальрас (1801 — 1866) разрабатывал собственную теорию ценности, в которой ключевыми были категории редкости (rarete) как отношения между наличным количеством товара и числом нуждающихся в нем людей и счётного товара, используемого в качестве меры ценности. По мнению О. Вальраса только те блага, которые характеризуются редкостью и могут обмениваться посредством торговли, обладают свойством «присваиваемости» и образуют богатство. Л. Вальрас был согласен с отцом в том, что богатство — это совокупность всех вещей (материальных и нематериальных), имеющих цену, поскольку они редкие, т.е. полезные и количественно ограниченные. Полемизируя с трудовой теорией ценности, Вальрас-сын отметил, что если труд имеет ценность и обменивается, то это происходит потому, что является одновременно полезным и количественно ограниченным, потому что он редок.
Вальрас принял за отправной пункт, что меновая ценность товаров является математическим фактом, который «не следует ни из желания покупателя, ни из желания продавца, ни из какого-либо соглашения между ними», а выражает естественные условия большей или меньшей полезности и большей или меньшей редкости вещей. Поэтому чистая политическая экономия как теория меновой ценности благ является абстрактной физико-математической наукой, возводящей идеально типические конструкции. Только по их завершении уместно обращение к практическим вопросам, связанным с фактами благоприятных и неблагоприятных условий увеличения количества благ — индустрией — и с отношениями по поводу присвоения благ — собственностью.
Структура экономической теории по Л. Вальрасу.Три группы фактов определяют деление политической экономии на чистую, прикладную (отраслевую) и социальную. Феномены, изучаемые прикладной и социальной экономиями, проистекают не из игры естественных сил, а из проявлений человеческих воль. Но чистая политическая экономия должна предшествовать рассмотрению отношений людей и вещей при организации сельского хозяйства, промышленности и торговли с точки зрения материального благосостояния (отраслевые экономии), и анализу присвоения вещей и распределения общественного богатства с позиций справедливости как направляющего морального принципа.
Структурирование Вальрасом экономической науки внесло чёткость в дальнейшее разграничение позитивного(теория рыночного механизма)и нормативного (теории оптимального распределения (аллокации) ресурсов и оптимального распределения дохода) экономического анализа.Сам Вальрас систематически разработал только область чистой политической экономии как теории свободного конкурентного рынка, рассматриваемого как отлаженный механизм, позволяющий максимизировать полезность. Таким образом, Вальрас выступал как сторонник принципа laissez-faire, laissez-passer; более того, формулировка закона Вальрасаоравенстве совокупного спроса совокупному предложению в условиях рыночного равновесия воспроизводила закон Сэя.Но в своём введении в социальную экономию Вальрас отверг крайности манчестерской доктрины о невмешательстве государства, полагая, что оно должно предоставить некоторые социальные гарантии экономически слабым слоям общества, следить за денежным обращением и ограничивать спекуляцию.
Но главным для деятельности государства в экономике Вальрас считал обеспечение режима свободной рыночной конкуренции, предохранение его действия от искажений монополиями. В статье, представленной в общество естественных наук кантона Во (1880), Л. Вальрас утверждал, что необходимо устранять монополии, начиная с монополии, лежащей в основе всех других — земельной собственности. Он выдвинул концепцию, похожую на идеи Г. Джорджа: удовлетворение всех потребностей государства возможно за счёт перехода в его собственность всей земли и заменой всех налогов национализированной земельной рентой. В таком случае капитал и труд, избавленные от двойного изъятия (рентных и налоговых платежей) из доходов от своих производительных услуг, в свободной конкуренции смогут наилучшим образом удовлетворить потребности людей.
Элитизм В. Парето: социальная философия и экономика.Парето также был убеждённым сторонником режима свободной рыночной конкуренции, но не отрицал несоответствия предпосылки о рациональном поведении индивидов наблюдаемым реальностям общества. Поэтому он провёл «демаркационную линию» между политической экономией, принимающей в своих моделях рынка поведение как рациональное, и социологией, изучающей нелогические действия людей. Трактат Парето по социологии (1916) сыграл для этой науки в ХХ в. не меньшую роль, чем его «Курс политической экономии» (1896) и «Учебник политической экономии» (1906) — для экономической науки.
Равно существенным для обеих наук стал и установленный Парето на основании статистических данных закон распределения или неравенства доходов — закон Парето.
Ссылаясь на сведения о доходах населения в городах Западной Европы, начиная с XV в., Парето указал, что кривая распределения доходов остаётся «замечательно устойчивой», хотя сильно изменяются обстоятельства времени и места, при которых её наблюдают: всегда примерно 1/5 часть общества (квинтиль) располагает 4/5 общественного богатства. Форма этой кривой, по мнению Парето, зависит от биологически заданного распределения способностей людей (применительно к Италии начала ХХ в. Парето отмечал, что 20% населения владеют 80% земель), и никакая революция и демократия не приведёт к выравниванию благосостояния, а лишь к перераспределению неравенства. Сформируется новая элита, которая притянет к себе бόльшую часть общественного достояния.
Закон Парето, или принцип 80/20, противопоставленный самим Парето социалистическому эгалитаризму (от франц. égalité — равенство), во второй половине ХХ в. получил широкое толкование как «закон значительности немного или незначительности многого». Получила распространение концепция о примерном «раскладе» для любой деятельности: 20% усилий обеспечивают 80% результатов; 20% персонала фирмы — 80% достижений; 20% ассортимента продукции — 80% продаж; 20% постоянных покупателей (или клиентов) — 80% прибыли и т.д. Главным пропагандистом «принципа Парето» был, начиная с «Настольной книги контроля качества» (1951), американский «гуру» японского менеджмента Дж. Джуран (1904 — 2008).
Доказывая неизбежность элиты, Парето выделял среди богатых людей «циркулирующие» типы «рантье» и «спекулянтов». Они соответствуют «львам» и «лисам» в политике. «Рантье» ориентируются на надёжный фиксированный доход; «спекулянты» предпочитают надёжности вложения повышенного риска, сулящие более высокие доходы, изобретают новые финансовые и технологические способы извлечения прибылей.