Н. Кондратьев: понятия экономической динамики и конъюнктуры
Н. Кондратьев — ученик Туган-Барановского.Николай Дмитриевич Кондратьев (1892 — 1938), выходец из многодетной семьи сельского гравёра-кустаря из Костромской губернии и выпускник Петербургского университета (1915), был даровитейшим учеником М. И. Туган-Барановского, чью память почтил впоследствии творческим портретом. В руководимом Туган-Барановским студенческом Экономическом семинарии, где обсуждалась, в частности, концепция Л. Уорда, Кондратьев ещё первокурсником сделал доклад «Телеологические элементы в политической экономии». В отличие от своего учителя Кондратьев никогда не симпатизировал марксизму; смолоду окунувшись в политическую деятельность, он примкнул к правому крылу партии эсеров; в 1917 году был активным деятелем межпартийной Лиги аграрных реформ, товарищем (замом) министра земледелия в последнем составе Временного правительства. Враждебность коммунистическому Октябрьскому перевороту Кондратьев после перехода большевиков к НЭПу в 1921 г. сменил на лояльную научную и экспертную деятельность при Советской власти, возглавив Конъюнктурный институт (с 1923 — при Наркомате финансов) и управление экономики и планирования сельского хозяйства Наркомзема. В дебаты о методах народнохозяйственного планирования Кондратьев внёс уордовское противопоставление «генетического» и «телеологического», став одним из главных теоретиков «генетического» подхода.
Участие во многих злободневных комиссиях обоих наркоматов и Госплана Кондратьев сочетал с теоретико-методологической разработкой проблем экономической конъюнктуры, начатой в книге «Мировое хозяйство и его конъюнктуры во время и после войны» (1922), где впервые выдвинул гипотезу о существовании больших циклов конъюнктуры. Развёртывая обоснование концепции, Кондратьев, с одной стороны, специально уточнил смысл категорий экономической статики, динамики и конъюнктуры; с другой стороны, распространил на более длительный промежуток времени (порядка 50 лет), две ключевые идеи теории цикла Туган-Барановского, ранее взятые на вооружение германской «юной» исторической школой: о скачкообразном переходе накапливающегося ссудного капитала в масштабные инвестиции и об обновлении капитальных благ как материальной основе периодических колебаний.
Разграничение понятий экономической статики, динамики и конъюнктуры.В докладе-статье «К вопросу о понятиях экономической статики, динамики и конъюнктуры» (1924) Кондратьев отметил, что классическая политэкономия, несмотря на элементы динамической теории (учение Мальтуса — Рикардо о влиянии роста народонаселения на распределение доходов), осталась в целом статичной и после того, как Дж. Ст. Милль противопоставил статику и динамику. Ещё более наглядно статический характер построения теории выявился в школах маржинализма. Историческая школа, выдвигая на первый план проблемы экономической динамики, не могла дать её теорию, замкнувшись в сферу описательного изучения развития хозяйственной жизни. Лишь в началеХХ в. Зомбарт выдвинул принципиальную для теории экономической динамики категорию конъюнктуры(нем. Konjunktur — «сочетание обстоятельств»). Понятие конъюнктуры, введённое в экономическую терминологию ещё Ф. Лассалем (1863), было подхвачено Зомбартом (1904), когда он солидаризовался с Туган-Барановским в предположении о тенденции к сглаживанию, а не усугублению внутренних противоречий капитализма, порождающих кризисы. Зомбарт заявил, что не кризисы, а конъюнктура как форма движения капиталистического хозяйства, которая выражается в смене состояний экспансии и упадка, должна быть предметом теории. Он определил конъюнктуру как «общее положение рыночных отношений в каждый данный момент, поскольку эти отношения определяющим образом влияют на судьбу отдельного хозяйства, слагающуюся в результате взаимодействия внутренних и внешних причин».
Кондратьев, считая такое определение недостаточным, исходил из того, что конъюнктура — видовое понятие по отношению к родовому понятию экономической динамики. Динамика в противоположность статике рассматривает хозяйственные явления как процесс изменения экономических элементов и их соотношений, с присущими ему закономерностями. В динамических процессах можно выделить изменения, с одной стороны, количественные и качественные; с другой стороны, — эволюционные (иначе необратимые) и волнообразные (обратимые), при которых явление, находясь в данный момент в данном состоянии и затем меняя его, может рано или поздно вновь вернуться к исходному состоянию (изменения цен, процента, уровня безработицы и т.д.). Экономическая конъюнктура — это колебательное изменение совокупности экономических элементов, в котором проявляются обратимые волнообразные динамические процессы.
Связь предпринимательства с конъюнктурой. Для Кондратьева понятиеконъюнктуры подразумевает народное хозяйство, построенное на началах рыночного обмена с системой товарных цен «в качестве центрального узла, связывающего между собой хозяйственные единицы», и с чередованием более или менее благоприятных периодов для предпринимательства. Зомбарт распространил на теорию конъюнктуры свою концепцию «капиталистического духа» с двумя его сторонами — спекулятивно-стяжательской и калькуляторско-организационной. Период подъёма — это период «популяризации капиталистического духа», когда основной чертой хозяйственных начинаний является порыв, экспансия; осуществляются рискованные затеи; стяжательский азарт охватывает через посредство механизма биржевой спекуляции не только предпринимателей, но и прочих обывателей, включая рабочих. Эта фаза приучает публику к установкам и требованиям капиталистического хозяйства. Периоды спада являются периодами внутреннего усовершенствования капиталистической системы, когда надо умело калькулировать, ломать голову над техническими и организационными нововведениями. В застойные периоды руководство хозяйственной жизнью переходит от «завоевателей» к «организаторам»; но одновременно «производится смотр предпринимателям и предприятиям: только сильные выживают».
Блага конъюнктурного подъема.Зомбарт выделил в структуре основного капитала «неорганические блага длительного пользования» — железные дороги, энергосиловое оборудование, доходные дома, транспортные средства — которые задают тон конъюнктурному подъёму. Для расширения их производства требуется расширение «вторичных благ конъюнктурного подъема» — машин и конструкционных материалов. Расширение производства благ обоих типов приводит к созданию предприятий, преимущественно крупных размеров. В такие предприятия больше и легче притекает денежный капитал. Возрастает количество привлекаемого сырья и вспомогательных материалов; развиваются средства сообщения. Наконец, быстро увеличивается число наемных рабочих.
Однако импульсивное расширение производства наталкивается на диспропорции, главной из которой Зомбарт считал диспропорциональность между размерами производства в отраслях, опирающихся на неорганическую основу, и в отраслях, перерабатывающих аграрные продукты и отстающих в темпах роста. Эта диспропорциональность «покрывается» другой: между изобилием основного капитала и недостатком денежного. Беспрерывный рост оборотов обгоняет возможности кредитования; оно достигает предела, за которым для большого числа предприятий оказывается невозможным платить по своим обязательствам — начинается попятное движение в цепи спроса.
Наличие долгосрочных тенденций конъюнктуры.Наряду с Зомбартом ведущим исследователем конъюнктуры, выдвинутым «юной» исторической школой, был профессор Боннского университета Артур Шпитгоф (1973 — 1957). Он также придавал решающее значение в циклических колебаниях диспропорциональности в отраслевом развитии, которую заслоняет движение средств между рынком капиталов и денежным рынком. И тоже полагал, что со временем «упорядочивание» капиталистического производства позволит умерить промышленные катастрофы, смягчить переходы от процветания к депрессии.
Шпитгоф предложил понятие «ведра капиталообразования», расширяющегося вследствие новых изобретений и новых рынков (например, в отсталых странах). В периоды процветания «ведро» заполняется инвестициями в новые элементы основного капитала, однако затем происходит перенасыщение, и так как спрос на капитальные блага и на материалы, служащие для производства товаров длительного пользования, неэластичен, происходит перепроизводство промышленного оборудования.
Шпитгоф обращал особое внимание на ожидания прибылей от капиталовложений, ориентиром для которых является норма процента, и в соответствии с эмпиризмом исторической школы обобщил материалы о движении процентной ставки за много лет. Он обнаружил существование двух типов длительных периодов экономической динамики, охватывающих несколько циклов: один характеризуется общей повышательной тенденцией, другой — общей понижательной тенденцией. Шпитгоф эмпирически датировал периоды с понижательной тенденцией — 1822 — 1843 гг. и 1874 — 1894 гг., а периоды с повышательной тенденцией — 1843 — 1874 гг. и 1894-1913 гг., установив, таким образом, две волны: 1822 — 1874 гг. и 1874 — 1913 гг. Однако Шпитгоф не предпринял попытки какого-либо теоретического объяснения этой тенденции.
Такую теорию, или гипотезу больших циклов конъюнктуры постарался обосновать Н. Д. Кондратьев, учитывая не только работы М. И. Туган-Барановского и «юной» исторической школы, но появившиеся в начале ХХ в. исследования по циклам экономистов из Франции, Швеции, Англии, США.