Иерархические уровни народно-хозяйственного комплекса страны

Иерархические уровни народно-хозяйственного комплекса страны

С точки зрения системного подхода, народное хозяйство страны представляет собой сложную открытую социально-экономическую систему, то есть взаимодействующую с социально-экономическими системами других стран по различным каналам: финансовым, торгово-экономическим, технологическим и другим.

Различают территориальную и отраслевую структуру экономики страны. С отраслевой точки зрения, экономика представляет собой совокупность различных отраслей, взаимодействующих между собой (отрасли народного хозяйства, ВЭД).

С территориальной точки зрения, народное хозяйство представляет собой совокупность территориальных экономик, территориальных производств, комплексов, рассредоточенных по территории страны и взаимодействующих между собой по различным каналам.

Принято выделять три основных иерархических уровня НХК страны:

1) высший, макроэкономический уровень, НХК страны в целом;

2) средний, мезоэкономический уровень, уровень хозяйства, экономики отдельного региона страны;

3) микроэкономический уровень – уровень экономики отдельно взятого хозяйствующего субъекта.

Иерархический уровень Тип хозяйственного комплекса Тип экономики Структуры управления Основные методы управления
Макроэкономичес-кий Народнохозяйст-венный комплекс страны Регулируемая рыночная Федеральные органы представительной и исполнительной власти, ЦБ РФ Финансовые, экономические, правовые, комплекс макроэкономических регуляторов, административные
Мезоэкономический НХК региона – территориально локализованная часть НХК страны Территориально локализованная часть рыночной экономики Органы представительной и исполнительной власти субъекта РФ, территориальные органы федеральных органов управления Финансовые, экономические, нормативно-правовые, административные, психологические.
Микроэкономический Хозяйствующий субъект Саморазвивающаяся на рыночных принципах хозяйственная единица Собственники или представители собственников, менеджмент, администрация Финансовые, экономические, психологические, нормативные, административные

В рамках дисциплины РЭ изучается проблематика функционирования и развития экономических систем промежуточного мезоуровня.

Природные ресурсы региона

К природным ресурсам относят: земельные, ископаемые, водные, лесные, рекреационные ресурсы.

Земельные ресурсы относятся к важнейшим видам ресурсов, ими располагают все регионы страны. Они имеют двойственную природу: с одной стороны, они являются средством производства для ряда отраслей экономики (например, сельское хозяйство), с другой стороны, они являются местом размещения производственных систем.

Земельные ресурсы оцениваются по количественным характеристикам (общая площадь земель) и качественным (черноземы, пески, глины, суглинистые и т.д.), а также степенью вовлечения в хозяйственный оборот и интенсивностью их использования.

Выделяют следующие типы земель:

а) Земли под населенными пунктами – используются наиболее интенсивно, заняты под элементами инфраструктуры производственной и социальной сферы в населенных пунктах.

б) Земли под элементами инфраструктуры региона –под железными дорогами, междугородними автомобильными дорогами, под ЛЭП, путепроводами и т.д.

в) Земли сельскохозяйственного назначения – поля, огороды, пастбища и т.д.

г) Земли, используемые в лесном, охотничьем, водном хозяйствах.

д) Неиспользуемые земли.

Главной задачей регионального управления является обеспечение максимально эффективного использования всех видов земель, вовлечение их в нормальный рыночный оборот, поддержание качественных характеристик земель, обеспечение выполнения земельного законодательства.

К ископаемым ресурсамотносятся: залежи рудных материалов, нерудных материалов, месторождения нефти, газа и другие полезные ископаемые.

Ископаемые ресурсы оцениваются:

- по количественным показателям;

- по качественным показателям;

-по степени доступности (территориальная доступность, наличие транспортных коммуникаций, других элементов инфраструктуры).

Совокупность этих характеристик определяет эффективность ил неэффективность добычи полезных ископаемых.

Ископаемые ресурсы относятся преимущественно к невозобновляемым видам ресурсов. Следовательно, с точки зрения стратегии развития региона, добыча и переработка ископаемых ресурсов должна осуществляться таким образом, чтобы в перспективе была создана возможность изменения структуры экономики региона в направлении увеличения удельного веса перерабатывающих отраслей и уменьшения удельного веса добывающих отраслей. Это может быть осуществлено, например, за счет реинвестирования средств, полученных от добычи природных ресурсов, в развитие перерабатывающих предприятий в регионе.

Повышение уровня эффективности функционирования ПЭК региона (увеличение ВРП, создание дополнительных рабочих мест, увеличение доходов в бюджет) определяет также необходимость увеличения глубины переработки сырьевых ресурсов непосредственно в регионе и перехода от вывоза первичных видов сырья к вывозу продуктов его переработки.

Указанное положение является основным направлением экономического развития для регионов с преобладанием добывающих отраслей экономики.

К водным ресурсамотносятся запасы поверхностных и подземных, в том числе минеральных, вод, находящихся в различных водных объектах и которые используются или могут использоваться для удовлетворения нужд населения региона и его хозяйственного комплекса.

Использование водных ресурсов региона должно быть основано на принципе сбалансированного развития экономики региона, с одной стороны, и поддержания экологического состояния региона, с другой стороны.

Отрасль экономики, обеспечивающая использование водных ресурсов региона, называется водным хозяйством. Основной задачей ее функционирования является обеспечение наиболее эффективного использования водных ресурсов, поддержания запасов вод, бесперебойного снабжения населения и хозяйства региона водными ресурсами.

К лесным ресурсамотносятся леса всех видов: леса лесного фонда, городские леса, леса на землях водного фонда, леса на землях сельскохозяйственного назначения.

Рациональное использование лесных ресурсов предполагает их охрану, защиту, воспроизводство, сохранение биологического разнообразия лесных экосистем, повышение ресурсного потенциала лесов на основе их многоцелевого использования.

Указанные направления являются основными задачами функционирования отрасли экономики под названием лесного хозяйства.

На основе использования лесных ресурсов функционируют и другие отрасли – охотничье хозяйство, санаторно-курортная отрасль и др.

Под рекреационными ресурсамипонимается совокупность природно-климатических условий, обеспечивающих отдых и восстановление здоровья людей (экологическая чистота региона, благоприятный климат, леса, водоемы).

На основе использования лесных ресурсов функционирует санаторно-курортная отрасль, туризм, отчасти гостиничное хозяйство.

Как известно, природные ресурсы делятся на две группы: целевого назначения и многоцелевого назначения.

Целевые ресурсы предназначены для выполнения каких-либо конкретных функций. К ним относятся, например, рудные материалы, из которых получаются конкретные виды металлов.

Большинство видов природных ресурсов относятся к многоцелевым. Спектр из использования достаточно широк. В ряде случаев их использование имеет всеобщий характер.

Наличие в регионе целевых видов природных ресурсов создает основу для узкой специализации региона. Наличие ресурсов многоцелевого характера создает основу для развития в регионе диверсифицированной, многоотраслевой экономики.

Неприродные ресурсы региона

К неприродным ресурсам региона, то есть ресурсам, созданным в результате предшествовавшей целенаправленной деятельности человека, относят трудовые, интеллектуальные, историко-культурные и другие виды ресурсов.

К трудовым ресурсамотносятся работоспособное население региона, рабочая сила. Трудовые ресурсы оцениваются по количественным характеристикам (общее количество трудоспособных в регионе), по качественным характеристикам (по профессиям, уровням квалификации), а также по половым и возрастным характеристикам. Чем выше возрастной состав к оптимальному (35-45 лет), тем выше уровень качества трудовых ресурсов, что создает благоприятную основу для развития экономики региона.

Трудовые ресурсы относятся к особому виду ресурсов, поскольку:

- производство и воспроизводство трудовых ресурсов требует значительных затрат бюджетных и внебюджетных средств на финансирование системы образования в регионе;

- необходимо поддерживать максимально возможный уровень использования этого вида ресурсов. Неполное использование трудовых ресурсов региона означает наличие в регионе скрытой и явной безработицы с вытекающими отсюда последствиями.

Обеспечение эффективного использования трудовых ресурсов относится к совместной компетенции федеральных, региональных ОГВ, ОМСУ.

К интеллектуальным ресурсамотносятся результаты интеллектуальной и творческой деятельности человека, объекты интеллектуальной собственности юридических, физических лиц, органов власти и др. (произведения литературы, искусства, результаты научных исследований, товарные знаки, компьютерные программы).

Задачей регионального управления в сфере использования интеллектуальных ресурсов является стимулирование увеличения их объема, обеспечение повышения эффективности их использования, вовлечение в нормальный рыночный оборот, защита интеллектуальной собственности на основе соответствующего законодательства.

Увеличение объема интеллектуальных ресурсов региона, вовлечение их в хозяйственное использование означает движение региона по пути формирования экономики более высокого уклада.

К информационным ресурсамотносятся массивы документов в информационных системах – библиотеках, архивах, компьютерных банках данных, в Интернете. Объем информационных ресурсов, их доступность и качество создают основу для решения стратегических, тактических, оперативных задач регионального управления.

Эффективное использование ресурсов предполагает необходимость:

- защиты и развития всех форм собственности на ресурсы;

- создание и развитие региональных информационных систем и сетей;

- развитие нормально функционирующего рынка информационных ресурсов;

- обеспечение безопасности в сфере использования информационных ресурсов.

К историко-культурным ресурсамотносятся накопленные в регионе результаты культурной деятельности – памятники истории, архитектуры, музейные собрания и др.

Чем больше удельный вес историко-культурных ресурсов в регионе, тем выше его культурный потенциал, что в свою очередь, косвенным образом создает основу для более эффективного развития экономики региона.

11)Сущность и содержание Инфраструктуры региона

Инфраструктурапредставляет собой совокупность систем жизнеобеспечения производственно-экономического, социального комплексов региона. Она представляет собой подсистему РЭС, которая обеспечивает обмен результатами деятельности в общественном производстве и при этом сама является результатом общественного разделения труда.

Инфраструктура также может рассматриваться как внешние условия производства товаров и услуг и как неотъемлемая часть производительных сил.

В составе инфраструктуры принято выделять следующие элементы: дороги, каналы, мосты, туннели, линии связи и электропередач, аэропорты, аэродромы, взлетно-посадочные площадки, порты, емкости и резервуары и т.д.

В соответствии с выполняемыми функциями выделяют следующие составные части инфраструктуры: производственную, социальную, экологическую, инфраструктуру управления и др.

К основным функциям производственной инфраструктуры относятся:

- снабжение производственных отраслей региона топливом, энергией, материальными ресурсами;

- обеспечение сбыта продукции и услуг, производимых предприятиями производственного комплекса региона;

- обеспечение протекания всех видов информационных потоков.

К функциям социальной инфраструктурыотносятся обеспечение жизнедеятельности населения региона, обеспечение его всеми видами услуг социального характера.

Разделение элементов инфраструктуры на производственные и социальные имеет достаточно условный характер. В зависимости от непосредственно выполняемых функций элементы инфраструктуры могут быть отнесены как к производственной инфраструктуре, так и к социальной.

К функциям экологической инфраструктуры(очистные сооружения, отстойники, фильтры, пылеуловители и др.) относятся отвод, утилизация, очистка отходов производства и жизнедеятельности населения с целью сохранения благоприятной экологической ситуации в регионе.

К функциям инфраструктуры управленияотносится обеспечение эффективного протекания процессов управления всеми видами и сферами деятельности в регионе. Здания и сооружения ОГВ, линии обычной и специальной связи, компьютерные системы органов власти и управления и др.

12) Особенности и закономерности функционирования и развития инфраструктуры региона:

1. Поскольку инфраструктура является внешним условием функционирования производственного, социального, финансового комплексов в регионе, то проблемы ее развития в значительной степени относятся к компетенции органов государственного и муниципального управления. Даже в странах с самой либеральной рыночной экономикой развитие инфраструктуры осуществляется с максимальным вмешательством государства.

2. Элементы инфраструктуры распределены по территории государства повсеместно, во всех регионах, но с различной степенью плотности. Принято считать, что уровень развития инфраструктуры характеризует, определяет общий уровень социально-экономического развития той или иной территории.

3. Инфраструктура, как часть производственной системы, имеет ярко выраженный региональный характер. Ее элементы привязаны к территории конкретного региона. Следовательно, проблемы обеспечения развития элементов инфраструктуры относятся в большей степени к компетенции региональных органов власти. Развитие элементов инфраструктуры, обеспечивающих межрегиональные материальные, информационные потоки относится к совместной компетенции федеральных и региональных органов власти и управления.

4. Поскольку, как отмечалось выше, инфраструктура является внешним, обеспечивающим условием функционирования производственных, социальных комплексов региона, уровень ее развития должен соответствовать общему уровню социально-экономического развития региона. Отставание в уровне развития инфраструктуры приводит к тому, что производственная, социальная, финансовая сфера региона будет развиваться в неэффективных условиях. Материальные, информационные, финансовые потоки в этом случае будут затруднены.

5. Стимулирование государственными и муниципальными органами управления опережающего развития инфраструктуры является эффективным методом косвенного воздействия государства на развитие экономики в целом.

Определение и типология СЭЗ

Общепринятой типологии СЭЗ в настоящее время нет. Существует множество подходов, классифицирующих свободные экономические зоны.

В мировой практике существуют два основных подхода к созданию СЭЗ – территориальный и режимный. В практике чаще всего используется территориальный подход. При подобной форме организации механизма свободной экономической зоны льготный режим предоставляется предприятиям, расположенным на конкретной территории. При режимном подходе определенные преимущества предоставляются предприятиям вне зависимости от их размещения. А уже в рамках каждого из этих подходов существует все многообразие видов свободных экономических зон.

Производя дальнейшую классификацию, современные исследователи используют дополнительные характеристики, которые позволяют объединить существующие в мире СЭЗ в четыре группы по следующим критериям:

• по характеру деятельности или функциональному предназначению (свободные зоны, экспортно-производственные зоны, научно-промышленные парки, офшорные зоны);

• по степени интегрированности в мировую и национальную экономику (выделяют два типа СЭЗ: зоны, ориентированные на внешний рынок (анклавы, исключенные из таможенной территории государства), и зоны, интегрированные в национальную экономику);

• по отраслевому признаку;

• по характеру собственности (государственные, частные и смешанные).

В зависимости от способа оформления границ зоны и режима их функционирования СЭЗ делятся на два типа: анклавные (замкнутые) и интеграционные.

Анклавные СЭЗ полностью ориентируются на экспорт всей производимой на ее территории продукции с целью получения выручки в свободно конвертируемой валюте. Они обычно создаются на территориях страны, естественным образом отделенных от нее (острова, полуострова, морские побережья и т.п.), но могут создаваться и внутри города.

Интеграционные зоны тесно связаны с национальной и мировой экономикой, имеют более свободный режим их функционирования. Они наиболее характерны для стран с развитой рыночной экономикой, широко включенных в международное разделение труда.

Зоны свободной торговли представляют собой компактные территориальные образования, выделенные за пределы национальной таможенной территории. СЭЗ специализируются на операциях по складированию и обработке ввезенных товаров в соответствии с условиями внутреннего рынка сбыта (упаковка, маркировка, контроль качества, простейшая доработка и т.п.). В зависимости от выполняемых ими функций зоны свободной торговли подразделяются на:

• зоны свободного транзита;

• свободные таможенные зоны;

• торгово-производственные зоны.

Зоны свободного транзита предназначены для обслуживания большого интернационального грузопотока, в зонах обеспечивается минимум формальных процедур при пересечении товарами границ. В свободных таможенных зонах устанавливается особый режим таможенного контроля, в торгово-производственных зонах торгово-коммерческая деятельность сочетается с промышленно-производственной.

Зоны свободной торговли создаются главным образом с целью увеличения экспорта и поощрения иностранных инвестиций, а также стимулирования экономического развития в этих зонах. Преимущества этого типа зон состоят в том, что они требуют незначительных стартовых капиталовложений и характеризуются быстрой окупаемостью.

Промышленно-производственные зоны создаются как территории со специальным таможенным режимом, где промышленные компании производят экспортную или импортозамещающую продукцию, пользуясь определенными фискальными и финансовыми льготами. По признаку преобладающих рынков сбыта промышленно-производственные зоны подразделяются на:

• зоны замещения импорта (внутренний рынок страны);

• экспортные зоны (внешние рынки);

• экспортно-импортозамещающие зоны (смешанная сбытовая ориентация).

В зонах научно-промышленного или технико-внедренческоготипа сконцентрированы национальные и (или) зарубежные исследовательские, проектные и научно-производственные фирмы, пользующиеся единой системой фискальных и финансовых льгот. Наиболее близкими к данной модели зон являются научные парки и технополисы.

Сервисные зоны представляют собой территории с льготным режимом предпринимательской деятельности для фирм и институтов, оказывающих различные виды финансовых и нефинансовых услуг. К сервисным зонам относятся также офшорные образования.

Комплексные зоны формируются путем введения особого, льготного по сравнению с общим, режима хозяйственной деятельности на территории отдельных административных образований.

Цели и варианты создания зон различного типа неодинаковы, однако общими чертами большинства зон являются следующие:

• создание зон нацелено на решение задач развития определенной территории;

• зоны создаются на ограниченное время;

• в них предусматривается минимальное вмешательство государства в дела предпринимательства, а налоговое бремя по сравнению с другими территориями сокращено.

На практике СЭЗ редко может быть четко отнесена к одному из типов, поскольку в ней могут сочетаться элементы разных типов.

Иерархические уровни народно-хозяйственного комплекса страны

С точки зрения системного подхода, народное хозяйство страны представляет собой сложную открытую социально-экономическую систему, то есть взаимодействующую с социально-экономическими системами других стран по различным каналам: финансовым, торгово-экономическим, технологическим и другим.

Различают территориальную и отраслевую структуру экономики страны. С отраслевой точки зрения, экономика представляет собой совокупность различных отраслей, взаимодействующих между собой (отрасли народного хозяйства, ВЭД).

С территориальной точки зрения, народное хозяйство представляет собой совокупность территориальных экономик, территориальных производств, комплексов, рассредоточенных по территории страны и взаимодействующих между собой по различным каналам.

Принято выделять три основных иерархических уровня НХК страны:

1) высший, макроэкономический уровень, НХК страны в целом;

2) средний, мезоэкономический уровень, уровень хозяйства, экономики отдельного региона страны;

3) микроэкономический уровень – уровень экономики отдельно взятого хозяйствующего субъекта.

Иерархический уровень Тип хозяйственного комплекса Тип экономики Структуры управления Основные методы управления
Макроэкономичес-кий Народнохозяйст-венный комплекс страны Регулируемая рыночная Федеральные органы представительной и исполнительной власти, ЦБ РФ Финансовые, экономические, правовые, комплекс макроэкономических регуляторов, административные
Мезоэкономический НХК региона – территориально локализованная часть НХК страны Территориально локализованная часть рыночной экономики Органы представительной и исполнительной власти субъекта РФ, территориальные органы федеральных органов управления Финансовые, экономические, нормативно-правовые, административные, психологические.
Микроэкономический Хозяйствующий субъект Саморазвивающаяся на рыночных принципах хозяйственная единица Собственники или представители собственников, менеджмент, администрация Финансовые, экономические, психологические, нормативные, административные

В рамках дисциплины РЭ изучается проблематика функционирования и развития экономических систем промежуточного мезоуровня.

Наши рекомендации