Подчинение системы государственных институтов пределенным группам интересов

Система государственных институтов — правила и нормативы, которые регламентируют экономическую деятельность, — определяет величину трансакционных издержек, стимулы и препятствия к соблюдению установленных требований, а также тех, кто выигрывает и кто проигрывает от этих требований. Зачастую отдельные субъекты или группы заинтересованы в создании такой системы институтов, которая выгодна им самим, но может препятствовать общему экономическому развитию страны[153].

Данная проблема получила развитие в теории прав собственности на основе групповых интересов[154]. В этой теории фундаментальные социальные и политические институты общества выступают как заданные, и ставится задача объяснения схемы прав собственности в различных отраслях в терминах взаимодействия между группами, преследующими свои особые интересы на политическом рынке. Сформированные таким образом права собственности приводят к чистым потерям общественного благосостояния и обычно трактуются в терминах трансакционных издержек, проблемы «безбилетника», рационального игнорирования и асимметрии информации[155].

Несмотря на огромное число данных, свидетельствующих о том, что такая система не может быть устойчивой и продуктивной в течение длительного времени, история показывает, что те, кто смог нажиться за ее счет или приспособиться к ней, а также те, кто вложил большие средства в такую систему, кровно заинтересованы в ней и часто даже имеют ресурсы для поддержки этой системы в течение достаточно продолжительного времени.

Авторитарные режимы и страны с экономикой централизованного планирования, а также «кумовской» капитализм[156], развившийся в ряде европейских стран после окончания Второй мировой войны, являются современными примерами этого явления. В таких условиях влиятельные деловые круги, обладающие особыми правами и интересами, независимо от того, кем они представлены — официально зарегистрированными предпринимателями, лицами, стремящимися заработать на чем-либо, экономическими олигархами, либо «кумовьями» — капиталистами, способны оказывать противодействие и даже обратить вспять реформы, грозящие им увеличением «трансакционных издержек», риска коммерческой деятельности, что ведет к сокращению дохода. Именно по этой причине так долго существует, казалось бы, неэффективная правовая база.

Кроме того, такая законодательная система исключает большую часть предпринимателей из процесса принятия политических решений и законотворчества. В результате правительство не отвечает за соблюдение их интересов, что наносит ущерб демократии. Это дает возможность небольшому числу политически активных олигархов контролировать национальную экономику путем создания системы законов и нормативов, принятых по политическим мотивам, санкционированных правительством и идущих вразрез с интересами всего остального населения, которое зарабатывает средства на жизнь в теневом секторе. Такая система ослабляет так называемый «механизм сдержек и противовесов», мешает установлению status quo в обществе.

В настоящее время как страны с переходной экономикой, развивающиеся, так и страны с рыночной экономикой пытаются решить проблему реформирования законодательной системы, с целью сокращения непомерных издержек, связанных с наличием возможностей для извлечения выгоды отдельными группами, что в долгосрочной перспективе препятствует общему экономическому росту и стимулирует теневую экономику.

Структура теневой экономики

Возвращаясь к исследованиям Э. де Сото, следует обратить внимание еще на одну проблему, рассмотренную им в книге «Иной путь». Перуанский экономист на примерах доказывает, что в теневом бизнесе, как и в легальном, действует «сила права» (конечно, права специфического, то есть нелегального). Мир теневого бизнеса во многом копирует мир бизнеса легального, заимствуя эффективные формы организации: во всех видах нелегальной деятельности (жилищное строительство, торговля, транспорт) существуют устойчивые организации, которые координируют контакты теневиков друг с другом и с законными государственными институтами. «Пиратские» комитеты водителей-нелегалов устанавливают плату за проезд, интервалы движения, регулируют куплю-продажу прав на участие в теневом бизнесе; федерации уличных торговцев защищают захваченные торговцами территории и организуют строительство нелегальных рынков; нелегальные организации застройщиков ведут регистр земель и разрешают земельные споры. Складывается впечатление, что в «тени» живет параллельный мир со своими профсоюзами, судами, правовыми нормами, который во многом эффективнее официального мира. Даже процесс подкупа государственных чиновников трансформируется здесь из эпизодического правонарушения в устойчивый порядок, с которым согласны все его участники. Так, в нелегальных комитетах водителей существует должность секретаря по защите, который передает установленные суммы взяток чиновнику, регулярно совершающему обход комитетов[157].

Данные примеры имеют свои аналоги и в России: например, монополизация отдельными, официально неоформленными группами таксистов перевозок в аэропортах, вблизи вокзалов, у отдельных станций метрополитена; официально неустановленных торговых мест (периодически их разгоняет милиция); мест сбора милостыни («нищенский» бизнес также охвачен рыночной организацией) и т.д.

Описанный в книге Э. де Сото довольно сложный механизм самоорганизации теневого бизнеса убедительно доказывает несостоятельность упрощенных представлений о рынке, где каждый «сам за себя». Высокие трансакционные издержки легального бизнеса делают сугубо индивидуалистическую деятельность заведомо неэффективной, заставляя экономических агентов сплачиваться в нелегальные организации, существование которых приобретает устойчивый характер, причем происходит постепенная институционализация все большего числа неформальных норм.

Приложение 7.1

Издержки соблюдения закона на примере отдельных операций к в России и Германии

Автором пособия был проведен ряд эмпирических исследований по проблеме «цены законности». На основе опроса предпринимателей, проведенного в 1997—1998 гг., были сравнены затраты и время на оформление документов по регистрации автомобиля (постановка или снятие с учета) в Германии и России.

Так, процедура оформления документов в Гамбурге занимала в среднем 30—40 минут, в Москве — 5—6 часов, в Люберцах (Московская обл.) — 7—8 часов. Потери времени в Москве были больше, чем в Гамбурге, примерно в 10 раз. Стоимость оформления услуг в Германии в среднем равнялась 350 немецким маркам, в России — 150—200 рублям плюс 500 рублей чиновнику (для ускорения процедуры до 1—2-х часов).

Для того чтобы оформить документы в Москве, нужно было отстоять большую очередь, как правило, в одно «окошко». В Гамбурге таких «окошек» (в отличие от России там не «окошки», а комнатки) было от 10 до 14, в зависимости от того, сколько чиновников работало на данный момент. В коридоре на стене висело табло, на котором каждые 20—30 секунд загорался номер комнаты и номер очередного клиента (номер выдавался в кассе при оплате квитанций на оформление). Таким образом, каждые 20 - 30 секунд происходило оформление одной машины. В Москве в одном ГАИ — каждые 20—30 минут. В Люберцах, а также других небольших городах этот интервал больше.

Основная причина такой разницы во времени, затраченного на оформление документов, - отсутствие конкуренции среди чиновников в России. В условиях, когда отдельный чиновник является монополистом той или другой услуги, он заинтересован в дальнейшем усложнении и замедлении процедуры оформления документов, создании условий для получения бюрократической ренты. Если учесть уровень оплаты чиновников в России и Германии, то стимулы российских чиновников в получении бюрократической ренты значительно сильнее. В небольших городах монополия усиливается, поскольку зачастую отдельный чиновник является единственным в городе, от кого зависит получение определенного документа.

Вопросы для повторения

1. Какие виды теневой экономики рассматривает Э.Файг в своей классификации?

2. Дайте определение «теневой экономики», которое на Ваш взгляд является наиболее полным.

3. Что такое «белые», «серые», «черные» рынки? Каким типам экономики свойственны эти явления?

4. Что такое неформальная экономика? Каковы отличия неформальной экономики от теневой? Какие названия получила еще неформальная экономика?

5. Опишите модель «homo adaptam». В какой экономике поведение человека можно объяснить с помощью данной модели?

6. Поддается ли измерению теневой сектор экономики? Какие методы для этого используются?

7. Какие страны «лидируют» по масштабам теневого сектора экономики? Каков объем этого сектора в России?

8. Что такое институционализация теневого сектора? Почему этот процесс считается негативным для развития общества и, в частности экономики?

9. Какие институциональные причины способствовали расширению теневого сектора в России в начале 1990-х гг.?

10. Как связан рост издержек легальной деятельности с развитием теневой экономики?

Практическое задание

1.Рассмотрите возможные мероприятия по борьбе с теневым сектором экономики, применяющиеся в российской и в мировой практике. Какие меры, на Ваш взгляд, были бы эффективны в российских условиях?

2. Рассмотрите структуру неформальной экономики, приведенную на рис. 7.4. Какие еще стратегии можно было бы включить в данную схему? Рассмотрите возможные варианты.


Наши рекомендации