Код 4 Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение

Признаки рынка

1) частная собственность на экономические ресурсы

2) экономические свободы:

- нерегулируемый спрос

- нерегулируемое предложение

- нерегулируемая цена

3) конкуренция

Функции

1 информирующая. Через постоянно меняющиеся цены рынок сообщает производителям, где и какой продукции не хватает и где и какая продукция производится с избытком.

2 регулирующая. Цены помогают регулировать распределение ресурсов по отраслям и сферам хозяйства таким образом, чтобы уровень и структура производства были максимально приближены к структуре потребления.

3 стимулирующая. Рынок стимулирует НТП, чтобы выиграть в конкурентной борьбе, повысить производительность труда, минимизировать затраты и максимизировать прибыль фирмы используют достижения НТП.

4 санирующая. Рынок очищает производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных производителей.

5 интегрирующая (координирующая). Связывает воедино производителя и потребителя.

Виды рынков

— по экономическому назначению объектов рыночных от­ношений: рынок товаров и услуг, рынок труда, рынок ценных бумаг (фондовый рынок), денежный рынок и рынок капитала;

— по географическому положению: местный, нацио­нальный, мировой;

— по отраслям: рынок зерна, хлопка, автомобилей, ком­пьютеров и т. д.

Ограниченность возможностей рынка («провалы» рынка)

Оценивая положительно эффективность стимулов и прин­ципов хозяйствования, свойственных рыночной экономике, нельзя игнорировать ее слабые стороны.

1 Создание отрицательного внешнего эффекта.

Примером отрицательного внешнего эффекта является выброс дыма или иных загрязнений в воздух или ближайшие водоемы, осуществляемый, например, химическими заво­дами.

2 Рыночная система по­рождает глубокое неравенство в распределении доходов.

3. За пределами частных интересов находится финансирование фундаментальных исследований, требующее крупных единовре­менных капиталовложений с большим сроком окупаемости, высокой степенью риска и неопределенности в отношении буду­щих прибылей. Частный капитал с большей охотой берется за коммерческое освоение новых технологий, нежели за создание условий, при которых происходит развитие науки и техники.

4. Следствием развития свободной конкуренции является образование монополий. Все это разру­шающе действует на рыночный механизм, препятствует науч­но-техническому прогрессу и тормозит развитие экономики.

5 Не предоставляет общественных благ.

Частные блага

Механизм свободного рынка позволяет людям удовлетво­рить только те потребности, которые выражаются через пла­тежеспособный спрос. Большинство товаров и услуг, произво­димых и реализуемых на рынке, являются частными благами, т. е. предназначены для индивидуального потребления. Как правило, эти товары обладают следующими свойствами:

— частные блага делимы на любые необходимые количе­ства. Например, можно приобрести один автомобиль, 10 кг картофеля, 50 тонн нефти;

— они предполагают наличие возможности отлучить по­тенциального потребителя от приобретения по при­чине его неплатежеспособности.

— потребление частного блага одним человеком делает невозможным его одновременное использование дру­гими людьми. Если кто-то купил квартиру и живет в ней, то никто другой пользоваться этой квартирой без разрешения ее владельца не сможет.

Общественные блага

Но помимо частных благ, люди пользуются общественны­ми благами.

Общественные блага обладают следующими свойствами, во многом прямо противоположными свойствам частных благ:

— их нельзя изъять у лиц, отказывающихся за них платить;

— они неделимы по своей природе;

— потребление общественного блага одними членами общества не исключает возможности одновременного использования их другими членами общества.

Так, например, система национальной обороны, деятель­ность средств оповещения об опасности наводнения или зем­летрясения, информация Гидрометцентра о прогнозе погоды и другие тому подобные общественные блага не могут быть предоставлены исключительно тем, кто согласен платить за них. Невозможно отлучить от их использования не желающих или не способных платить – потому их рынок не предоставляет

6. Рыночная экономика развивается циклически.

7. Одним из последствий рыночной экономики является ин­фляция, или общий рост цен в стране, представляющая особую опасность в случаях, когда она становится неконтролируемой.

8. Рынок порождает безработицу.

Перечисленные негативные последствия функционирова­ния рыночной экономики показывают, что она не может ус­пешно развиваться без государственного регулирования эко­номической жизни.

СПРОС

Спрос – это желание купить конкретный товар или услугу по данной цене в определенное время и в определенном месте. подкрепляемое и готовностью оплатить покупку.

Величина спроса – это количество товара (услуг), которое покупатели готовы купить.

Различают спрос:

- индивидуальный (спрос одного лица на отдельный товар)

- рыночный (совокупность индивидуальных спросов на отдельный товар)

- совокупный (спрос на все производимые и продаваемые товары)

Закон спроса гласит: при прочих равных условиях величина спроса на товар (услугу) находится в обратной зависимости от цены этого товара.

Иными словами, чем выше цена товара, тем меньше величина спроса, и, наоборот, чем ниже цена, тем больше величина спроса.

КРИВАЯ СПРОСА

Код 4 Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение - student2.ru

Наши рекомендации