Сущность и общая характеристика государственного
Регулирования экономики
Государственное регулирование экономики (ГРЭ) - это процесс целенаправленного воздействия государства на экономику в целях обеспечения высокоэффективного, социально ориентированного хозяйственного развития. С институциональной точки зрения, ГРЭ представляет собой систему государственных норм и правил, регламентирующих деятельность потребителей и производителей. Как известно, речь идет не только об устранении дефектов системы свободной конкуренции, но и о решении множества социально-экономических задач, неподвластных механизму рынка и возникающих в процессе его функционирования.
Государство оказывает регулирующее воздействие на все фазы воспроизводства, обеспечивая рост инвестиций в малорентабельные, но необходимые для жизни общества сферы производства. Кроме того, необходимо поддерживать полную занятость, регулировать товарные и денежные потоки. Императивом является стимулирование экономического роста в процессе нейтрализации действия факторов макроэкономической нестабильности и поощрения государством прогрессивных структурных сдвигов. Существует потребность в избирательной поддержке производств, ориентированных на экспорт, а также тех, что предназначены для удовлетворения насущных потребностей людей. Обострение социальных проблем требует вмешательства государства в механизм распределения и перераспределения дохода, что позволит всесторонне развиваться каждой личности, развивать средний класс общества, формировать стратегическую социально-экономическую безопасность нации.
Названные выше и другие сферы хозяйственной жизни представляют собой объекты ГРЭ - конкретные экономические, социально-экономические и иные процессы, содержащие в себе угрозу макроэкономической и социальной нестабильности. В связи с этим можно дать перечень ведущих объектов ГРЭ: хозяйственные сферы, создающие общественные и смешанные блага; структура экономики в целом и ее отдельные звенья; денежный рынок и денежное обращение; экономический цикл, занятость и инфляция; условия конкуренции и цены; социально-экономические отношения в обществе и социальная защита граждан; окружающая среда; платежный баланс и внешнеэкономические связи и др.
Особенностями названных и других объектов ГРЭ следует считать то, что они охватывают макроэкономические процессы, представляют собой единство различных сторон хозяйственной жизни, требуют применения государством широкого спектра методов регулирования. Кроме того, сферы ГРЭ есть основа для определения частных целей регулирования экономики. Например, такая цель, как реализация научно обоснованного денежного предложения беспредметна, если в экономике нет денежного рынка и не организовано денежное обращение; невозможно достичь такой цели, как обуздание инфляции, если не воздействовать на устойчивую макроэкономическую нестабильность в сторону роста совокупного спроса и т. д.
Высшей целью ГРЭ, очевидно, является обеспечение устойчивой экономической и социальной стабильности на основе реализации прогнозируемых темпов нового, социально ориентированного качества экономического роста при полной и высокоэффективной занятости ресурсов. Динамика целей и задач ГРЭ объективно обусловлена изменениями хозяйственной ситуации в стране. В условиях спада производства и стагфляции ведущим является оживление инвестиционной активности при одновременном соблюдении требований денежно-кредитного регулирования. При чрезмерной занятости ресурсов, или «перегреве» экономики на первый план выдвигается задача обуздания инфляции, что потребует постановки и достижения таких промежуточных целей, как сжатие денежной массы, сдерживание инвестиционной активности, сокращение государственных расходов и т. д. Достижение названных целей связано с использованием различных инструментов или средств государственного регулирования экономики.
Инструменты государственного регулирования экономики подразделяются на административные, или командно-контролирующие распоряжения правительства, и экономические, основанные на рыночных стимулах или мотивах поведения индивидов и фирм. Административные средства ГРЭ основываются на силе государственной власти и структурно состоят из мер правительственного убеждения (неэкономическое средство регулирования), разрешения, запрета и принуждения. В частности, правительство может обратиться к населению с призывом покупать государственные долговые обязательства, а также товары отечественного производства. Кроме того, оно может законодательно разрешить сдачу в аренду объектов государственной собственности; запретить куплю-продажу какого-либо предприятия либо аннулировать сделку; принудить предпринимателей обеспечить работникам благоприятные условия труда и отдыха при одновременном соблюдении техники безопасности и санитарно-гигиенических норм. В странах с развитой рыночной экономикой административные регуляторы используются в незначительных масштабах. Однако в условиях макроэкономической нестабильности, природных и политических катаклизмов роль и значение данных регуляторов возрастает.
Среди экономических средств ГРЭ выделяют денежно-кредитные (монетарные) и налогово-бюджетные (фискальные) регуляторы. Основные инструменты денежно-кредитной политики государства были рассмотрены в предыдущих темах курса. Следует отметить, что необходимость выполнения требований основного монетарного правила несколько сужает маневренность Центрального банка в регулировании денежного рынка. Однако, как показывает практика, в решении задач макроэкономической и финансовой стабилизации цели и инструменты денежно-кредитного регулирования современной смешанной экономики едва ли правомерно относить к разряду второстепенных.
Фискальные методы ГРЭ, или бюджетная политика государства представляет собой действенный инструмент, с помощью которого правительство воздействует на многие хозяйственные процессы. Государственный бюджет - это финансовый план государства; это доходы и расходы центрального правительства и местных властей. Основной инструмент мобилизации финансовых средств для государственных расходов - налоги, которые одновременно являются средством регулирования экономики. Конкретными регуляторами хозяйственной деятельности в данном случае следует считать налоговые ставки, налоговые льготы, налоговые «каникулы» и др. Своей налоговой политикой государство не только пополняет бюджет, но и формирует рыночные стимулы поведения потребителей и производителей.
К специфическим экономическим средствам ГРЭ можно отнести ускоренную амортизацию и государственный сектор. Госсектор является системным инструментом и одновременно объектом регулирования хозяйственных макроэкономических процессов. Представляя собой комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным органам власти, государственный сектор функционирует на основе принципов, несколько отличающихся от принципов частных фирм. Госсектор должен высокоэффективно решать общегосударственные экономические задачи, причем получение прибыли не является первостепенной целью деятельности предприятий данного сектора. Государство финансирует деятельность объектов инфраструктуры, содержит предприятия добывающего сектора экономики и энергетики, нередко само организует производство большинства видов общественных товаров.
Весьма разнообразно госсектор используется как инструмент ГРЭ. В условиях общего экономического спада правительственные инвестиции в данный сектор могут в немалой степени способствовать выправлению ситуации; в альтернативном случае инвестиционная активность государства сдерживается и экономика несколько «охлаждается». Кроме того, государственный сектор играет значительную роль в структурной и региональной экономической политике правительства, а также в его внешнеэкономической деятельности. Таким образом, занимая хозяйственные «ниши», которые малорентабельны или вовсе нерентабельны для частного сектора экономики, госсектор способствует росту эффективности национального хозяйства в целом.
В современной экономической теории различают две формы регулирования: экономическое регулирование, где главным является контроль цен, и социальное регулирование, связанное, прежде всего с обеспечением экологической безопасности, поддержанием определенного уровня потребления, здоровья и общего благополучия нации. Рассмотрим вышеназванные формы регулирования по порядку.