Общественные блага.Их сущности и разновидность. Свойства общественных благ
Общественные блага – это совокупность товаров и услуг, которые предоставляются населению на безвозмездной основе, за счет финансовых средств государства.
Классификация общественных благ1 | |||||||
Чистое общественное благо | Смешанное общественное благо | ||||||
национальное | региональное, местное | обычного типа (с преобладанием свойства частного) | перегружаемое благо совместного потребления | благо ограниченного доступа (клубное благо) | социально значимое благо | Квази-общественное благо | |
Полная неконкурентность, совместное пользование при полной неубываемости потребления, неделимость, и полная неисключаемость в предоставлении блага, неальтернативность в использовании блага, предоставление благ государственными институтами | Совместный характер потребления с разной степенью исключаемости и убываемости потребления благ | Совместный характер потребления с высоким уровнем исключаемости и убываемости объема и качества потребления, высокий, значительный объем и долгосрочный внешний эффект, предоставление благ в различной комбинации государственных, общественных и частных структур | Совместный характер потребления услуг сетевого вида производства, высокая исключаемость и убываемость продукции несетевого производства. | ||||
высокий уровень убываемости, специфический внешний эффект, предоставление благ частными структурами, может быть платным | неубываемость до определенного уровня потребления и снижение его после этого уровня, пре-доставление благ как государственными, так и частными структурами | стабильный уровень и качество потребления благ для определенного состава пользователей, предоставление благ общественными структурами | |||||
Примеры | Примеры: | ||||||
национальная оборона, законодательство, таможня и др. | маяк, местная полиция и др. | являются услуги отраслей естественной монополии: железнодорожный транспорт, телекоммуникационная связь, коммунальные службы снабжения населения электроэнергией, водой, газом, теплом. Предоставление благ государственными и частными монопольными структурами | |||||
Примеры : | |||||||
Примеры | |||||||
медикаменты и медицинская техника, табак, алкоголь, экологически вредные технологии и др. | мосты, туннели, шоссейные дороги, шлюзы и др. | услуги спортивных клубов, пляжи, парки и др. | |||||
услуги образования, здравоохранения, культуры и др. |
Общественные блага обладают следующим специфическими чертами:
1. отсутствием конкуренции в потреблении общественных благ, обусловленное тем, что использование блага одним человеком нисколько не уменьшает ценности и значения;
2. неделимостью блага, обусловленной тем, что индивид не может самостоятельно определять характеристики блага, объем его производства;
3. нерыночным характером стоимости блага, связанным с тем, что на него не действуют законы свободного рынка и конкуренции. Производство общественных благ не может быть регулируемо законами рынка, а поэтому на себя эту функцию берет государство, искусственно определяя характер производства и распределения общественных благ;
4. тотальным и неисключаемым характером блага, связанным с тем, что его потребление не может быть ограничено определенной группой населения, или тем, что это не является целесообразным.
35.Основные типы рыночных структур(рынок совершенной конкуренции, рынок монопольной конкуренции, олигономия, монополия). Дуополия и монополия
11.Кривая производственных возможностей(трансформационная кривая). Предпосылки построения модели
36.Эластичность и фактор времени. "Второй" закон спроса( закон Алгана)
12.Кривая производственных возможностей и концепция альтернативной стоимости
37. Совершенная конкуренция (количество фирм, вид продукции, входные и выходные барьеры, влияние отдельной фирмы на равновесную цену)
13.Кривая производственных возможностей и экономический рост. Виды экономического роста. Экстенсивный и импрессивный экономический рост
38. «Идеальная» рыночная структура (совершенная конкуренция и монополия). Реальные рыночные структуры (монополистическая конкуренция и олигополия)
14.Расширенная модель кругооборота воспроизводства товаров и услуг в национальной экономике. Денежный и товарный потоки.Связь с мировым рынком
39. Понятие и признаки монополии
15.Функции рынка.Информационная функция рынка. Конкуренция как "Процедура открытия"(Фридрих Ван Хайек)
40. Понятия и правила олигополистической конкуренции