Общественные блага.Их сущности и разновидность. Свойства общественных благ

Общественные блага – это совокупность товаров и услуг, которые предоставляются населению на безвозмездной основе, за счет финансовых средств государства.

Классификация общественных благ1  
Чистое общественное благо Смешанное общественное благо  
национальное региональное, местное обычного типа (с преобладанием свойства частного) перегружаемое благо совместного потребления благо ограниченного доступа (клубное благо) социально значимое благо Квази-общественное благо  
Полная неконкурентность, совместное пользование при полной неубываемости потребления, неделимость, и полная неисключаемость в предоставлении блага, неальтернативность в ис­пользовании блага, предоставление благ государственными институтами Совместный характер потребления с разной степенью исключаемости и убываемости потребления благ Совместный характер потребления с высоким уровнем исключаемости и убываемости объема и качества потребления, высокий, значительный объем и долгосрочный внешний эффект, предоставление благ в различной комбинации государственных, об­щественных и частных структур Совместный ха­рактер потребления услуг сетевого вида производства, высокая исключаемость и убываемость продукции несетевого производства.  
высокий уровень убываемости, специфический внешний эффект, предоставление благ частными структу­рами, может быть платным неубываемость до определенного уровня потребления и снижение его после этого уровня, пре-доставление благ как государственными, так и частными структурами стабильный уровень и качество потребления благ для определенного состава пользова­телей, предоставление благ общественными структурами  
Примеры Примеры:  
национальная оборона, законодательство, таможня и др. маяк, местная полиция и др. являются услуги отраслей естественной моно­полии: железнодорожный транспорт, телекоммуникационная связь, коммунальные службы снабжения населения электроэнергией, водой, газом, теплом. Предоставление благ государственными и частными монопольными структурами  
Примеры :  
Примеры  
   
медикаменты и ме­дицинская техника, табак, алкоголь, экологически вредные технологии и др. мосты, туннели, шоссейные дороги, шлюзы и др. услуги спортивных клубов, пляжи, парки и др.  
услуги образования, здравоохранения, культуры и др.  

Общественные блага обладают следующим специфическими чертами:

1. отсутствием конкуренции в потреблении общественных благ, обусловленное тем, что использование блага одним человеком нисколько не уменьшает ценности и значения;

2. неделимостью блага, обусловленной тем, что индивид не может самостоятельно определять характеристики блага, объем его производства;

3. нерыночным характером стоимости блага, связанным с тем, что на него не действуют законы свободного рынка и конкуренции. Производство общественных благ не может быть регулируемо законами рынка, а поэтому на себя эту функцию берет государство, искусственно определяя характер производства и распределения общественных благ;

4. тотальным и неисключаемым характером блага, связанным с тем, что его потребление не может быть ограничено определенной группой населения, или тем, что это не является целесообразным.

35.Основные типы рыночных структур(рынок совершенной конкуренции, рынок монопольной конкуренции, олигономия, монополия). Дуополия и монополия

11.Кривая производственных возможностей(трансформационная кривая). Предпосылки построения модели

36.Эластичность и фактор времени. "Второй" закон спроса( закон Алгана)

12.Кривая производственных возможностей и концепция альтернативной стоимости

37. Совершенная конкуренция (количество фирм, вид продукции, входные и выходные барьеры, влияние отдельной фирмы на равновесную цену)

13.Кривая производственных возможностей и экономический рост. Виды экономического роста. Экстенсивный и импрессивный экономический рост

38. «Идеальная» рыночная структура (совершенная конкуренция и монополия). Реальные рыночные структуры (монополистическая конкуренция и олигополия)

14.Расширенная модель кругооборота воспроизводства товаров и услуг в национальной экономике. Денежный и товарный потоки.Связь с мировым рынком

39. Понятие и признаки монополии

15.Функции рынка.Информационная функция рынка. Конкуренция как "Процедура открытия"(Фридрих Ван Хайек)

40. Понятия и правила олигополистической конкуренции


Наши рекомендации