А. Является ли целью деятельности фирмы максимизация прибыли?

Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:

· Здание микроэкономической теории построено на допущении, что основным мотивом деятельности фирмы является стремление к максимизации прибыли. Это значит, что компания предпринимает какие-либо действия, либо отказывается от их осуществления в зависимости от того, увеличит ли это или уменьшит ее прибыль.

· Между тем некоторые экономисты считают, что «максимизация прибыли является ошибочной концепцией» (П. Друкер). Существует несколько альтернативных вариантов определения основной цели фирмы.

· Ряд экономистов полагают, что целью фирмы является максимизация ее рыночной стоимости (например, биржевой стоимости акций фирмы). При таком подходе фактически максимизируется богатство собственников компании, а не их текущие прибыли.

· Согласно другой точке зрения, основной целью фирмы в современных условиях является не максимизация прибыли, а максимизация продаж или обеспечение быстрого роста. Ее сторонники подчеркивают, что менеджеры, реально управляющие корпорациями, заинтересованы не столько в увеличении прибылей, сколько в росте своей организации.

· Еще одна концепция подчеркивает, что целью фирмы является выживание в качестве коммерческой организации. При этом проводится параллель с живыми существами, которые преследуют эту же цель как организмы биологические.

· Наконец, существует мнение, что целью фирмы является некоторый компромисс целей ее основных субъектов: собственников, менеджеров, занятых. Логика этой позиции состоит в том, что фирма как юридическое лицо собственной цели иметь вообще не может. Цели бывают только у живых людей. И о целях фирмы можно говорить лишь в том же смысле, в каком говорят о целях государств: это всегда некоторая результирующая сила, компромисс целей наиболее влиятельных групп населения.

Вариант 5

1. Функция спроса на груши имеет вид:

Qd=45- 2P, где Qd – величина спроса на груши в день, Р – цена в рублях за 1 кг.Функция предложения описывается следующим уравнением: Qs=20+3Р, где Qs – величина предложения груш в день.

· Найдите равновесный объем и равновесную цену. Покажите это графически.

· Какая ситуация сложится на рынке груш, если цена упадет до 4 руб.?

2. В таблице приведены коэффициенты ценовой эластичности спроса на продукты питания, вино и пиво.

Т о в а р ы Коэффициент эластичности
Продукты питания 0,25
Вино 1,2
Пиво 0,85

Ответьте на следующие вопросы:

1. Для каких товаров спрос является эластичным, а для каких - неэластичным?

2. Какое влияние оказывает изменение цен продуктов питания на потребление вина и пива?

3.Функция общих издержек монополии имеет вид ТС=200+30Q, обратная функция спроса Р=60-0,2Q.

а) определите равновесную цену и объем. Чему будет равна прибыль монополии в этом случае?

б) что произойдет, если величина постоянных издержек возрастет на 500 ед.?

в) сравните монопольное равновесие с совершенной конкуренцией в краткосрочном периоде

1. Бухгалтер Вашей фирмы потерял отчетность издержек фирмы. Он смог вспомнить только несколько цифр. А Вам для прогноза нужны все цифры. Восстановите их.

Q AFC VC AC MC TC
         
       
         
     
       
     

5.Естественный уровень безработицы 5%, фактический уровень безработицы 10%. Какой объём продукции недопроизведен в стране? (Коэффициент Оукена равен 2,5)

6. Допустим, что номинальный ВВП увеличился с 480 млрд.р. до 600 млрд.р., а дефлятор ВВП с 120 до 150 %. Как измениться реальный ВВП?

7. Вычислите уровень безработицы в городе по следующим данным:

- численность населения: 100 тыс.;

- численность работающих: 48 тыс., в том числе работающих пенсионеров 2 тыс.;

- детей и лиц пенсионного возраста: 41 тыс.;

- нетрудоспособных лиц в трудоспособном возрасте: 3 тыс.

8. Предельная полезность - это:

а) максимальный уровень полезности, который хочет получить потребитель;

б) полезность, которую потребитель извлекает из дополнительной единицы блага;

в) сумма полезностей всех возможных способов использования данного блага;

г) уровень полезности, на который стремится выйти потребитель.

9. Понижение цены на бензин вызовет сдвиг:

а) вправо кривой предложения автомобилей;

б) влево кривой предложения автомобилей;

в) влево кривой спроса на автомобили;

г) вправо кривой спроса на автомобили.

10.Потерявший работу из-за спада в экономике попадает в категорию безработных, охваченных:

а) структурной формой безработицы;

б) фрикционной формой безработицы;

в) циклической формой безработицы;

г) все предыдущие ответы неверны.

Дифференциация продукта

Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:

· Найдите реальный пример дифференциации продукта из российской или международной практики. Какими методами была достигнута дифференциация? В чем, с точки зрения потребителей, состоят принципиальные отличия данного дифференцированного продукта от недифференцированных и преимущества использования именно его, а не других товаров?

· Опишите плюсы и минусы для предприятия, вызванные дифференциацией ее продуктов.

· Возможно ли копирование данного дифференцированного продукта конкурентами? Насколько близки к данному продукту аналоги, выпускаемые другими фирмами? Существует ли, на ваш взгляд, сильная перекрестная эластичность спроса между данным и конкурирующими продуктами?

· Распространите ваш анализ на всю отрасль. Насколько дифференцированным является совокупное предложение отрасли? Как отражается дифференциация продукции на остроте конкурентной борьбы в отрасли? Какие формы она приобретает?

Вариант 6

1.Линия производственных возможностей (ЛПВ).

1.Линия производственных возможностей (ЛПВ).

Кинокамеры


60

40


20



0 100 200 300 400 Наручные часы

а) найдите точки на графике для следующих комбинаций производства этих двух товаров и определите эффективный, неэффективный и невозможный варианты производства:

1) 60 кинокамер и 200 часов,

2) 60 часов и 80 кинокамер,

3) 300 часов и 35 кинокамер,

4) 300 часов и 40 кинокамер,

5) 58 часов и 250 кинокамер;

б) предположим, что в обществе производится 300 часов и 40 кинокамер, но спрос на кинокамеры вырос на 20 единиц. На сколько единиц необходимо сократить производство часов, чтобы удовлетворить этот рост?

в) на сколько единиц уменьшится производство часов, если требуется произвести дополнительно еще 20 кинокамер.

2.Функция спроса на мясо имеет вид

Qd=30-2P, где Qd – величина спроса на мясо в день, Р – цена в рублях за 1 кг. Функция предложения описывается следующим уравнением: Qs=10+2Р, где Qs – величина предложения мяса в день.

· Найдите равновесный объем и равновесную цену. Покажите это графически.

· Какая ситуация сложится на рынке мяса, если цена упадет до 3 руб.?

3. В земельный участок вложено капитал 100 т.р. срок окупаемости затрат 20 лет. Рента с этого участка составляет 25 т.р. Если норма ссудного процента составляет 5%, найдите цену земли

4. Для каждой ситуации, приведенной ниже, найдите соответствующий тип рыночной структуры:

А. Совершенная конкуренция.

Б. Монополия.

В. Монополистическая конкуренция.

Г. Олигополия.

Д. Монополия.

а) на рынке оперирует большое количество поставщиков, каждый из которых предлагает фирменную обувь по относительно схожим ценам;

б) на рынке оперирует единственный поставщик телекоммуникационных услуг;

в) большое количество фермеров предлагает на рынке картофель по одинаковым ценам;

г) несколько крупных фирм функционируют на рынке автомобильных шин;

д) имеется единственный покупатель угледобывающего оборудования

5 . Определить цену земли, если ежегодная рента равна 20000 долл., а норма ссудного процента - 10% годовых.

6.Рассмотрите данные представленные в таблице :

год Номинальный ВВП(млрд.долл) Индекс цен (%, 1982=100%) Реальный ВВП
 
 
 
 

Ответьте на следующие вопросы:

1) В чем отличие реального ВВП от номинального ВВП

2) Каким образом и с какой целью рассчитывается реальный ВВП

3) Заполните таблицу до конца

4) В каком году Вы проводили операцию дефлирования, а каком инфлирования?

7. Обязательная резервная норма равна 5 %. Как измениться предложение денег при выдаче банковской ссуды в размере 2 млн.руб. ?

8.Перекрестная эластичность двух товаров близка к 0. Это могут быть товары:

а) лимонад и минеральная вода;

б) столы и стулья;

в) молоко и фотоаппарат;

г) мясо и кетчуп.

9. Кривая предложения сместилась вправо. Это значит, что повысились:

а) налоги на производство данного продукта;

б) спрос на данный продукт;

в) эффективность производства данного продукта;

г) цены на исходные ресурсы.

10.Американская фирма находится в Японии, ее доход:

а) включается в ВНП США;

б) включается в ВНП Японии;

в) не включается в ВНП США;

г) нет верного ответа.

Эссе

Наши рекомендации