Тема 34. Экономическая мысль в России
Особенности формирования и развития российской экономической науки в дореформенный период. Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли: особенности развития экономической науки в России, научный вклад М.И. Туган-Барановского в понимание экономических циклов, А.В. Чаянова в изучение крестьянского хозяйства и Н.Д. Кондратьева в понимание экономической динамики; традиции экономико-математической школы в России и СССР (В.К. Дмитриев, Е. Е. Слуцкий, Г.А. Фельдман, В.В. Новожилов, Л.В. Канторович).
Развитие отечественной экономической науки в условиях перехода к рыночной экономике. Основные направления развития экономической мысли в условиях экономической трансформации*. Поиск и обоснование новой парадигмы экономической науки и экономической теории. Научно-технический прогресс и его влияние на социально-экономические отношения. Социальные детерминанты экономического развития. Исследование направлений подготовки и проведения экономических реформ.
Анализ роли и места государства в экономическом развитии. Разработка теоретико-методологических основ макроэкономической стабилизации в экономике России*.
Формирование теории переходной экономики нового типа. Необходимость теории институциональной экономики. Исследование последствий реформирования экономики.
5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Самостоятельная работа как вид учебной работы представляет собой способ организации познавательной деятельности студентов, предполагающий выполнение заданий в отсутствии преподавателя с минимальными ограничениями на время выполнения и использование вспомогательных материалов.
В данном разделе РПД приводятся задания для самостоятельной работы студентов, объем, порядок и методические рекомендации по их выполнению.
Могут использоваться следующие виды учебно-методического обеспечения самостоятельной работы:темы контрольных работ, тестовые задания, вопросы для самоконтроля знаний, темы для самостоятельного изучения, темы докладов и сообщений, практические задания.
Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики, уровня сложности, уровня умений студентов.
Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы могут быть: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана изученного учебного материала; графическое изображение структуры прочитанного текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета; работа с конспектом лекции (обработка текста); повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; изучение карт и других материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, контент-анализ и др.).
Самостоятельная работа студентов в компьютерном классе может включать следующие организационные формы учебной деятельности: работа с электронным учебником, просмотр видео лекций, работа с компьютерными тренажерами, компьютерное тестирование, изучение дополнительных тем занятий, выполнение домашних заданий, выполнение курсовых работ (проектов) по дисциплине.
Примерные формы выполнения самостоятельной работы: подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов, тематических кроссвордов; тестирование и др.; решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений.
Контрольная работа
Контрольная работа является формой текущего контроля знаний, которая позволяет объективно оценить уровень подготовленности и самостоятельности студента по одной из ключевых тем изучаемого курса в межсессионный период.
Подготовка контрольной работы проходит следующие этапы:
1. выбор темы либо определение варианта контрольной работы;
2. подбор литературы, иного материала и составление плана;
3. выполнение контрольной работы, её оформление и представление на кафедру.
Студент выбирает тему контрольной работы из предложенного списка одним из двух способов: либо самостоятельно на свое усмотрение, либо в соответствии с последней цифрой зачетной книжки – способ выбора тем определяет преподаватель, ведущий дисциплину. Студент может вносить свои предложения по рассмотрению темы, не предусмотренной примерной тематикой, но актуальной и перспективной в рамках дисциплины, и заниматься ее разработкой по согласованию с преподавателем.
В контрольной работе используется литература года выпуска не позднее 5 лет от текущего года.
Контрольная работа должна иметь определенную структуру, например:
- титульный лист;
- содержание с указанием страниц;
- основная часть;
- список литературы (не менее 5-7 источников);
- приложение (при необходимости).
Все структурные части контрольной работы сшиваются в той же последовательности, как они представлены.
Работа должна быть выполнена аккуратно, оформлена с соответствии с предъявляемыми требованиями к контрольным работам. Все части работы должны быть озаглавлены и начинаться с новой страницы. Страницы пронумерованы. Работа должна содержать содержание. Если в работе использованы определения, тезисы, высказывания, понятия, цифры и др. материал из источников литературы, то необходимо оформлять ссылку на источники литературы.
Контрольные работы оцениваются оценками «зачтено» или «не зачтено». Если работа не зачтена, то она с учетом сделанных замечаний в отзыве преподавателя должна быть переработана и вместе с первым отзывом представлена на повторное рецензирование.При невыполнении контрольной работы студент не допускается к экзамену (зачету).
Содержание контрольной работы
Выбор варианта контрольной работы осуществляется строго в соответствии со следующей таблицей
Первая буква фамилии | Вариант |
А Б В Г | |
Д Е Ж 3 | |
И К Л М | |
Н О П Р | |
С Т У Ф | |
X Ц Ч Ш , | |
Щ,Э,Ю,Я |
Вариант 1
1. Страна производит конфеты и ракеты. По данным табл.1 постройте кривую производственных возможностей. Ответьте на следующие вопросы:
а) Можно ли при данных условиях обеспечить производство одновременно 3 ед.ракет и 20 тыс. конфет?
б) Чему равна альтернативная стоимость 1-й ед. ракеты?
в) Чему равна альтернативная стоимость 33-й тыс. конфет?
г) как измениться КПВ, если бы мы стали использовать новые технологии?
Табл.1: Исходные данные
Ракеты (шт.) | ||||||
Конфеты (тыс.т.) |
2.Функция спроса на груши имеет вид:
Qd=45- 2P, где Qd – величина спроса на груши в день, Р – цена в рублях за 1 кг. Функция предложения описывается следующим уравнением: Qs=20+3Р, где Qs – величина предложения груш в день.
Найдите равновесный объем и равновесную цену. Покажите это графически.
Какая ситуация сложится на рынке груш, если цена упадет до 4 руб.?
3. Функция спрос на товар Х имеет вид Qd=10- 2Pх+Ру, где Рх=1 руб.- цена товара Х, Ру=8 руб.- цена товара У.Найти:
а) Коэффициенты прямой и перекрестной эластичности спроса по цене
б) К какой группе товаров относятся Х и У
4.По данным таблицы рассчитайте величину издержек и определите оптимальный объем производства для фирмы. Дайте графическую иллюстрацию.
Табл.2.: Издержки фирмы
Q | TC | FC | VC | AC | AFC | AVC | MC |
5. Рыночная цена единицы продукции составляет 70 р. Величина средних издержек при оптимальном выпуске продукции, составляющем 12 единиц продукции, равна 80 руб. Величина средних переменных издержек при этом же объеме выпуска равна 50.р.
· Какое решение,по Вашему мнению, в краткосрочном периоде должна принять фирма-совершенный конкурент в данных условиях:уйти с рынка или остаться и почему? Дайте графическую иллюстрацию.
6.Предположим, национальное производство включает 2 товара: Х и У.Х- потребительский товар, У- инвестиционный товар. В текущем году было произведено 200 ед.товара Х по цене 2 долл. За единицу и 10 ед. товара У по цене 4 долл. За ед. К концу года 6 ед. используемых единиц инвестиционного товара должны быть заменены новыми. Найдите:
а)ВВП
б)ЧВП
в) объем потребления и объем валовых инвестиций
г) величину чистых инвестиций.
7.В таблице представлены данные о трудовых ресурсах и занятых в первом и пятом году тыс.чел.
1) рассчитайте численность безработных и уровень безработицы в каждом году
2) как объяснить одновременный рост занятости и безработицы?
показатель | 1 год | 5 год |
Рабочая сила | ||
занятые |
8. Политика дешевых денег включает следующие меры.
а) - покупка государственных ценных бумаг на открытом рынке у банков и населения;
- понижение предписываемой законом резервной нормы;
- понижение учетной ставки;
б) - продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке;
- увеличение предписываемой законом резервной нормы;
- увеличение учетной ставки.
9. Реализация рыночной власти в условиях монополии означает, что:
а) монополист всегда назначает максимально высокие цены;
б) цена превышает предельную выручку;
в) монополисту гарантирована высокая прибыль;
г) монополист не учитывает особенностей спроса.
10. Выберете вариант ответа, в котором указаны примеры только разных факторов производства:
а) нефть, нефтяник, владелец нефтяной фирмы, газ;
б) работник конвейера, конвейер, автомобиль;
в) водитель, нефть, земля, предприниматель;
г) земля, трактор, бригадир.