Теории международной торговли.
Теории международной торговли разрабатывались со времен ликвидации феодальной раздробленности.
Меркантилизм – теоретическая основа протекционизма (16 – начало 17 в. А. Монкретьен, Т. Мзн). Так как, по мнению меркантилистов, наличие золотых запасов – основа процветания нации, то внешняя торговля должна ориентироваться на получение золота. Для максимизации выгоды необходимо государственное вмешательство (политика Людовика IV, Петра I).
В конце 17 в. – теории фритредерства – свободы торговли А. Смита и Д. Риккардо.
Теория абсолютных преимуществ А. Смита: международное разделение труда как богатство нации должно основываться на абсолютных преимуществах. Данное утверждение противоречит принципу меркантилизма, так как провозглашает не превышение экспорта над импортом и притекающее золото, а участие в международном разделении труда за счет природных и абсолютных преимуществ. Государственное вмешательство в отбор отраслей международной специализации минимально (нейтрализация государственной поддержки экспорта в других странах, обороноспособность), «невидимая рука конкуренции» (рисунок 1).
Рисунок 1. Эффект международной торговли на основе принципа абсолютных преимуществ
Теория сравнительных преимуществ Д. Риккардо (1817 г.) представляет собой развитие теории международного разделения труда. Абсолютные преимущества – частный случай, страны с более высокими абсолютными издержками выигрывают от торговли вследствие различного соотношения цен внутри и вне страны. Допущения теории сравнительных преимуществ:
1. Мобильность труда только внутри страны.
2. Транспортные и таможенные издержки равны 0.
3. Отсутствует научно – технический прогресс.
4. Отсутствуют деньги и обменный курс, то есть осуществляется непосредственный торговый обмен (бартер).
Условие торговли:
Практика показывает, что условия международной торговли зависят от:
1. Изменений спроса в соответствии с изменением цен;
2. Мобильности факторов производства;
3. Изменений условий потребления товара.
Все эти теории исходили из стоимости трудовой теории.
Неоклассическая теория Э. Хекшера (1919 г.) и Б. Олина (1935 г.), в соответствии с которой сравнительные преимущества связаны со специализацией на факторах производства.
Теорема Хекшера – Олина: страна экспортирует товар, в производстве которого наиболее эффективно использованы избыточные факторы производства и импортирует товар с редкими факторами производства.
Основные положения теории Хекшера – Олина:
1. Если в стране избыточен труд (капитал), то выгодными становится специализация на трудоемком (капиталоемком) производстве для экспорта и импорт товаров, для производства которых необходимы относительно редкие факторы производства.
2. В международной торговле идет выравнивание факторных цен.
3. Экспорт товаров может быть заменен экспортом факторов производства.
В Леонтьев рассчитал затраты труда и капитала для производства 1 млн. долл. экспортируемых и импортируемых товаров на основе межотраслевых балансов «затраты - выпуск». по данным американской статистики за 1947 г.Оказалось, что импорт на 30 % более капиталоемкий, а экспорт на 25 % более трудоемкий, хотя США лучше обеспечены капиталом. Обусловлено это тем, что США импортирует капиталоемкие сырьевые товары.
Теории международной деятельности фирм С. Робок и К. Симмондсон. Внутрифирменные (полуфабрикаты, комплектующие) поставки составляют 70 % в общем объеме мировой торговли, 80 – 90% продаваемых патентов, 40% капитала. ТНК расширяют внешнюю торговлю не потому, что в менее развитой стране его меньше и процент выше, а так как шире рынок сбыта, гарантированность сырья и т.д. Например, в Германии доля индекса стабильности инвестиционного климата в полтора раза выше, чем привлекательность процента заработной платы в общей инвестиционной привлекательности. американский ученый С. Линдер проанализирговал как фирме завоевать внешний рынок. Например, холодильники, телевизоры изобрели в Европе, но воплощены в США, так как американский богатый потребитель расположен к потреблению дорогих товаров. С. Линдер показал, что новые сложные товары создаются фирмой в ответ на потребности внутреннего рынка, и структура экспорта максимально близка к структуре потребления страны головной фирмы. Это объясняет развитие торговли между одинаково развитыми странами. Разработка Линдера стала основой следующих исследований.
Теория цикла жизни продукта (Ч. Киндельберг, Р. Вернон, Л. Уэллс, 1960 г.). Новые товары появляются в США не потому, что здесь лучше разработчики, а потому что выше спрос на новейшие товары. За границей обеспеченное по примеру американцев предъявляет спрос на дорогостоящие товары. Этапы цикла жизни продукта:
- экспорт новейших товаров в развитые страны, где спрос способствует созданию собственного производства;
- замедление, вытеснение национальными производителями американских фирм из третьих стран;
- поставка местных производителей в США, а американские фирмы начинают производство нового товара, расширение экспорта в развивающиеся страны (новые индустриальные) и последующие поставки из них в США;
Ограниченность теории цикла жизни продукта:
1. Производство элитных товаров не распространяется в другие страны – яхты, автомобили;
2. Закрепляется лидирующее положение США, что обуславливает бесперспективность попыток других стран, например Европы и Японии, вырваться в лидеры, они, однако, догнали и перегнали США;
Дополнения теории цикла жизни продукта:
1. Появилось понятие нововведения, новации, то есть таких продуктов и услуг, которые не имели аналогов не только по удовлетворению вкусов обеспеченных, но и по сокращению потребности в земельных ресурсов (Европа) и сырье (Япония).
Теория международной конкуренции наций представляет собой совмещение неоклассической теории и теории внешнеторговой деятельности фирм. М. Поппер в 1980 – х гг. проанализировал данные по 10 странам, обеспечивающим половину экспорта, и выделил 4 параметра развития внешней торговли:
1. Факторные условия;
2. Условия спроса;
3. Близкие и обслуживающие отрасли;
4. Стратегия фирмы и конкуренция.
Таким образом, неоклассическая теория была дополнена новыми факторами, которые не наследуется страной, а создаются заново. например, нехватка земли в Японии породила канн бан, а условия спроса спровоцировали спрос на дешевые кондиционеры для маленьких квартир.