Монетарная политика и госбюджет
29.1. Содержание монетарной политики
Фискальная (налогово-бюжетная) политика – один из важнейших методов осуществления государственной экономической политики. Она предполагает манипулирование государственными расходами и налогами в целях осуществления макроэкономической стабилизации.
Виды фискальной политики:
- дискреционная – это целенаправленное принятие определенных мер для стимулирования экономики в период спада и сдерживания экономики в период бума;
- недискреционная (автоматическая, или политика встроенных стабилизаторов) - это принятие и законодательное закрепление мер, действующих без специального вмешательства государства.
Дискреционная политика представлена стимулирующей налогово-бюджетной и сдерживающей.
Дискреционная стимулирующая налогово-бюджетная предполагает рост государственных расходов и снижение налоговых ставок.
Дискреционная сдерживающая налогово-бюджетная направленная на снижение государственных расходов и рост налоговых ставок.
Представители классической школы экономического анализа и кейнсианцы по-разному понимают место и роль монетарной политики как инструмента макроэкономического регулирования. Исходя из правила классической дихотомии, утверждающего, что денежный сектор относительно обособлен от реального сектора экономики и выполняет лишь функции его обслуживания, неоклассики полагают, что любые изменения количества денег приводят лишь к изменению уровня цен. При этом реальные величины остаются неизменными. Таким образом, в рамках неоклассической концепции возможности применения монетарной политики крайне ограничены.
Кейнсианцы исходят из положения о том, что денежный рынок непосредственно связан с другими макроэкономическими рынками — благ, труда, капитала, следовательно, добиваясь контролируемых изменений на денежном рынке, можно оказывать воздействие на динамику макроэкономики в целом. Поэтому главная роль в осуществлении монетарной политики принадлежит Центральному банку.
Инструментами осуществления монетарной политики являются:
- изменение нормы обязательных резервов;
- изменение учетной ставки (ставки рефинансирования);
- операции на открытом рынке.
Обязательные резервы — это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном банке. Увеличение обязательных резервов уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы и наоборот.
Изменение учетной ставки (ставки рефинансирования), по которой Центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам. Если учетная ставка повышается, то объем заимствований у Центрального банка сокращается, а, следовательно, уменьшаются и операции коммерческих банков по предоставлению ссуд. К тому же, получая более дорогой кредит, коммерческие банки повышают и свои ставки по ссудам. Волна кредитного сжатия и удорожания денег прокатывается по всей системе. Предложение денег в экономике снижается. Снижение учетной ставки действует в обратном направлении.
Операции на открытом рынке — третий способ контроля за денежной массой. Он широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг и затруднен в странах, где фондовый рынок находится в стадии формирования. Этот инструмент денежного регулирования предполагает куплю-продажу Центральным банком государственных ценных бумаг.
Используя названные инструменты кредитно-денежной политики, Центральный банк контролирует количество денег в обращении двумя путями: регулируя ставку ссудного процента (гибкая монетарная политика) или предложение денег (жесткая монетарная политика).
Выбор вариантов монетарной политики зависит во многом от причин изменения спроса на деньги. Например, если рост спроса на деньги связан с инфляционными процессами, уместной будет жесткая политика поддержания денежной массы, что соответствует вертикальной или крутой кривой предложения денег. Если необходимо изолировать динамику реальных переменных от неожиданных изменений скорости обращения денег, то, вероятно, предпочтительной окажется политика поддержания ставки процента, связанной непосредственно с инвестиционной активностью (горизонтальная или пологая кривая предложения денег LS). В зависимости от угла наклона кривой LS изменение спроса на деньги будет в большей степени сказываться либо на денежной массе (рис. а), либо на ставке процента (рис. 29.1.1, б).
Рис. 29.1.1. Жесткая и гибкая монетарная политика
Монетарная политика, имеющая своей целью предотвращение перегрева экономики называется рестриктивной, а направленная на противодействие спаду — экспансионистской. Гибкая монетарная политика логически основывается на положения Дж. Кейнса о том, что ситуация на денежном рынке определятся уровнем процентной ставки. Сложившийся уровень процентной ставки, в свою очередь, детерминирует размер инвестиций: низкий уровень процентной ставки стимулирует увеличение инвестиций и наоборот. Изменение же объема инвестиций с помощью мультипликатора вызывает соответствующие изменения в объеме национального дохода. Следовательно, манипулируя инструментами кредитно-денежной политики, то есть воздействуя на предложение денег, можно менять уровень процентной ставки, что, в конечном счете, скажется на объеме производимого обществом национального дохода и уровне занятости. Пусть, например, исходное состояние национальной экономики характеризуется точкой Е0, которой соответствует объем национального дохода у0и процентная ставка i0( рис. 29.1.2).
Рис. 29.1.2. Механизм гибкой денежной политики
Если при этом имеет место спад производства и значительная безработица, то Центральный банк будет вынужден проводить экспансионистскую денежную политику, направленную на увеличение денежной массы. Для этого необходимо либо увеличить объем операций на открытом рынке, скупая государственные облигации, либо понизить норму обязательных резервов, либо уменьшить учетную ставку процента. Каждая из перечисленных мер или их определенная комбинация вызовет увеличение предложения денег в стране. В результате кривая LM0сдвинется вправо в положение LM1. На денежном рынке кривой LM1будет соответствовать снизившаяся до i1процентная ставка. Изменения на денежном рынке скажутся на рынке благ. Снизившийся уровень процентной ставки будет стимулировать наращивание инвестиций, что, в свою очередь, приведет к увеличению объема производства благ. Хотя линия IS не изменит своего положения, движение будет происходить вдоль нее от точки Е0к точке нового равновесного состояния Е . Если состояние экономики толкает Центральный банк к необходимости сокращения денежной массы, то события будут развиваться в противоположном направлении. Таковы в общих чертах передаточный механизм и последствия гибкой кредитно-денежной политики.
«Охлаждение» экономической конъюнктуры осуществляется на основе жесткой монетарной политики. Предположим, что экономика находится в состоянии подъема при значениях эндогенных параметров y0. Если в этой ситуации Центральный банк использует свои возможности по сокращению номинального количества денег, то кривая LMo сдвинется влево до положения LM2и будет пересекать линию ISo в точке, соответствующей более высокой ставке процента (i2>iо) и более низкому эффективному спросу (y2<yо). Эти изменения объясняются тем, что, обнаружив недостаток денег, население увеличит предложение ценных бумаг, в результате чего ставка процента повышается, а инвестиционный спрос сокращается.
Поскольку сдвиг кривой LMo произошел из-за уменьшения номинального количества денег, то влево сдвинется и линия совокупного спроса смещается в . При уровне цен Ро на рынке благ образуется избыток в размере yо– y1, и уровень цен начнет понижаться, изменяя одновременно совокупный спрос и совокупное предложение. Снижение уровня цен сместит кривую LM2вправо до положения LM1, не меняя расположение графика совокупного спроса. В результате при P1объем эффективного спроса будет равен у1а ставка процента i1. В результате уменьшения предложения денег снизятся темпы экономической активности, что охлаждает экономику в период резкого подъема.
Теоретические концепции действия фискальной полтики часто основаны на гипотезе о рикардианской эквивалентности,выдвинутой в XIX в. английским экономистом Давидом Рикардо. Согласно теореме эквивалентности Риккардо (Ricardian Equivalence), фискальная политика государства может иметь весьма ограниченное воздействие на решения потребителей.
Налоги, взимаемые государством, уменьшают располагаемый доход потребителей, тем самым, сужая их межвременные бюджетные ограничения. Межвременное бюджетное ограничение потребителя в экономике с государством выглядит следующим образом:
, или:
. (29.1)
Из выражения (29.1) видно, что, если текущая приведенная стоимость налогов остается неизменной, то домашнее хозяйство не будет менять своих решений о потреблении. Однако почему во многих случаях государственной фискальной политики приведенная стоимость налогов остается неизменной?
Государство, также как домашние хозяйства, функционирует в рамках межвременного бюджетного ограничения:
. (29.2)
Здесь предполагаем, что все расходы государства состоят только из текущего потребления, а расходы на государственные инвестиции отсутствуют.
Приведенная стоимость налогов должна быть неизменна, если не меняется межвременной план государственных расходов и накопления долга. Поэтому если государство решит провести краткосрочную политику стимулирования, уменьшив текущие налоги, но не изменив государственные расходы, рациональные потребители догадаются, что налоги в будущем должны вырасти, чтобы компенсировать низкие ставки налогов в текущем периоде. В результате потребители не изменят решений об инвестициях и сберегут весь временный прирост дохода.
Таким образом, при проведении государственной политики необходимо учитывать рикардианскую эквивалентность и ее последствия. Но практически проверить существование рикардианской эквивалентности не удалось, поскольку выполнению теоремы эквивалентности Риккардо противодействуют неопределенность, ограничения ликвидности, различные временные горизонты планирования домашних хозяйств и государства.
29.2. Государственный бюджет
Финансовая система государства имеет тесную взаимосвязь с бюджетной системой и налоговой системой. Фактически первые два элемента финансовой системы: государственный бюджет и местные бюджеты как часть местных финансов образуют бюджетную систему государства. В свою очередь, совокупность налоговых платежей, входящих в доходную часть бюджетов разных уровней, составляет налоговую систему.
Бюджетной системой государства называется совокупность бюджетов всех уровней, представляющая собой систему, основанную на определенных экономических отношениях и юридических нормах. Организация и принципы построения бюджетной системы представляют собой бюджетное устройство страны. Бюджетное устройство напрямую зависит от государственного устройства (рис. 29.2.1).
Рис. 1.2. Финансовая система государства
Бюджет - это роспись государственных доходов и расходов на определённый срок, утверждённая в законодательном порядке. Бюджет как экономическая категория имеет соответствующее материальное воплощение. Бюджетные отношения материализуются в централизованном фонде денежных средств государства, формирование и использование которого выражается через движение стоимости в связи с ее распределением. Этот процесс представляется в виде потоков мобилизуемых и потребляемых государством денежных ресурсов. По экономической сущности государственный бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения Национального дохода (частично и Национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование экономики, социально культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Таким образом, государственный бюджет - это экономические отношения между государством и субъектами всех форм собственности и отдельными гражданами по поводу формирования централизованного фонда денежных средств, направляемых на выполнение общегосударственных задач и функций.
Через федеральный, региональные и местные бюджеты распределяется около 70% национального дохода страны. Свыше 80% доходов государственного бюджета составляют обязательные платежи и налоги от предприятий государственной формы собственности. Сущность государственного бюджета любой страны определяется ее социально-экономическим строем, природой, задачами и функциями государства. Использование средств государственного бюджета осуществляется путем бюджетного финансирования - безвозмездного, безвозвратного отпуска средств на конкретные сферы и мероприятия и бюджетных вложений на коммерческой основе.
Государственный бюджет является основным финансовым планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств. Бюджет служит общегосударственным фондом денежных средств, который создается для покрытия государственных расходов. Он представляет собой крупнейший централизованный денежный фонд, аккумулируемый с помощью перераспределения национального дохода и расходуемый государством для осуществления своих функций:
- фискальной - создание финансовой базы функционирования государства в условиях фактического отсутствия у него собственных доходов, кроме доходов от государственной собственности;
- экономического регулирования - использование налогов как основного источника доходов государственного бюджета для проведения своей экономической политики,
- социальной - на основе перераспределения национального дохода.
Структура государственного бюджета в каждой стране имеет свои национальные особенности. Она зависит от характера административной системы, структурных особенностей экономики и ряда других факторов. Государственный бюджет представляет собой совокупность бюджетов всех уровней государственных административно-территориальных властей. Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уровней:
- федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
- бюджеты субъектов Федерации и территориальных государственных внебюджетных фондов;
- местные бюджеты – сельских административных районов, городских округов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
- бюджеты городских и сельских поселений.
Федеральный бюджет- форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств России. Использование федеральными органами государственной власти иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств России, не допускается, за исключением случаев, установленных Бюджетным Кодексом и иными федеральными законами. Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы России (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами и за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов) образуют консолидированный бюджет Федерации (табл. 29.2.1).
Государственный внебюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. В развитых странах существует значительное (от 30 до 80) число крупных специальных фондов:
- социальные;
- экономические;
- научно-исследовательские;
- кредитные;
- фонды личного и имущественного страхования;
- военно-политические;
- межгосударственные.
Специальные фонды создаются двумя способами: выделением из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, и по особому решению законодательного органа. В них концентрируются значительные средства. Во Франции специальные фонды по размеру приближаются к государственному бюджету, в Японии из специальных фондов финансируется свыше половины государственных расходов, в Великобритании - треть. Специальные фонды предназначены:
- для финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий;
- финансирования природоохранных мероприятий за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды;
- выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфрастуктуры в целом;
- кредитования, в том числе зарубежных партнеров, включая иностранные государства.
Построение бюджета осуществляется на основе следующих принципов:
- единства - сосредоточение в бюджете всех расходов и всех доходов государства: в государстве должна существовать единая бюджетная система, однообразие финансовых документов и бюджетной классификации;
- полноты - по каждой статье бюджета учитываются все затраты и все поступления;
- реальности - правдивое отражение доходов и расходов государства;
- гласности – обязательное информирование населения об основных расходах и источниках доходов.
В бюджете находит своё отражение структура расходов и доходов государства. Структура расходов отражает направления и цели бюджетных ассигнований и включает затраты на:
- социальные услуги (здравоохранение, образование);
- на хозяйственные нужды (капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям);
- вооружение и материальное обеспечение внешней политики;
- административно-управленческие расходы (содержание милиции, юстиции);
- платежи по государственному долгу.
Структура доходов:
- налоги;
- неналоговые поступления (доходы от государственной собственности, государственной торговли);
- взносы в государственные фонды.
Действенность государственного регулирования с помощью бюджетных расходов зависит от относительных размеров расходуемых сумм; структуры этих расходов и эффективности использования каждой единицы расходуемых средств. Идеальное исполнение государственного бюджета – это полное покрытие расходов доходами и образование остатка средств. Превышение расходов над доходами ведёт к образованию бюджетного дефицита, который покрывается государственными займами – внутренними и внешними. Баланс бюджета означает равенство доходов и расходов. Если расходы бюджета превосходят доходы, то налицо бюджетный дефицит. Дефицит бюджета – это сумма, на которую в данном году расходы бюджета превосходят его доходы. Бюджетный дефицит отражает определённые изменения в процессе воспроизводства, фиксирует результат этих изменений.
Причины бюджетного дефицита: спад производства; рост его предельных издержек; оборот «теневого» капитала; непроизводительные расходы и др.
Различают три виды бюджетного дефицита:
- фактический - сумма структурного и циклического бюджетные дефицитов;
- структурный – бюджетный дефицит при полной занятости;
- циклический – дефицит бюджета в условиях спада, связанный с сокращением налоговых поступлений.
Активный бюджетный дефицит возникает, если государство сознательно увеличивает расходы для осуществления стимулирующей фискальной политики. Пассивный бюджетный дефицит существует, если налоговые поступления уменьшаются в результате циклического спада.
Таблица 29.2.2. КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ РФ в 2004 г. [30]
Млрд. руб. | В % к ВВП | |
Доходы | 5427,3 | 32,3 |
из них: | ||
налоговые доходы | 4936,2 | 29,4 |
из них: | ||
налог на прибыль организаций | 867,6 | 5,2 |
налог на доходы физических лиц | 574,5 | 3,4 |
налог на добавленную стоимость | 1069,7 | 6,4 |
акцизы | 244,3 | 1,5 |
платежи за пользование природными ресурсами | 579,5 | 3,5 |
налоги на имущество | 146,8 | 0,9 |
налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции | 859,7 | 5,1 |
неналоговые доходы | 421,4 | 2,5 |
из них: | ||
от внешнеэкономической деятельности | 38,5 | 0,2 |
от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности государственных и муниципальных организаций | 330,0 | 2,0 |
безвозмездные перечисления | -132,0 | - |
доходы целевых бюджетных фондов | 172,0 | 1,0 |
единый социальный налог | 444,7 | 2,7 |
Расходы | 4665,4 | 27,8 |
в том числе: | ||
на государственное управление и местное самоуправление | 223,0 | 1,3 |
на международную деятельность | 54,0 | 0,3 |
на национальную оборону | 430,0 | 2,6 |
на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства | 381,2 | 2,3 |
на промышленность, энергетику и строительство | 394,1 | 2,4 |
на сельское хозяйство и рыболовство | 78,2 | 0,5 |
на транспорт, связь и информатику | 48,7 | 0,3 |
на дорожное хозяйство | 86,0 | 0,5 |
на жилищно-коммунальное хозяйство | 291,3 | 1,7 |
на социально-культурные мероприятия | 1465,1 | 8,7 |
на обслуживание государственного долга | 230,4 | 1,4 |
расходы целевых бюджетных фондов | 183,2 | 1,1 |
прочие расходы | 800,2 | 4,7 |
Профицит | 761,9 | 4,5 |
Профицит бюджета – это превышение доходов над расходами. С начала 2000 г. бюджет России является профицитным. Накопившийся бюджетный дфицит, для покрытия которого используются государственные займы, ведет к возникновению государственного долга -внешнего и внутреннего. Внешний долг – это займы государства у граждан и организаций за рубежом. Внутренний долг – это займы внутри страны, выражающиеся в эффекте вытеснения, перераспределении доходов и др.
Налоговая система
30.1. Принципы налогообложения и виды налогов
Налоги как основной источник государственных финансов через изъятие в виде обязательных платежей части общественного продукта свойственны всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. Налоги по своей экономической сущности выражают объективно необходимые распределительные отношения по централизации финансовых ресурсов в распоряжение государства. Государство, реализуя общественные интересы, решает задачи экономического развития, обеспечения обороноспособности страны, поддерживает конституционные гарантии в сфере образования, здравоохранения, социального обеспечения. Выполнение функций, возложенных на государственные структуры, требует систематического финансирования необходимых расходов. Для решения этой задачи и необходимы налоги, которые являются основной формой государственных доходов. Отличительными экономическими признаками налоговых отношений являются: распределительный характер отношений, специфическая роль государства, безэквивалентность изъятий, односторонность изъятий, безвозвратность изъятий.
Таким образом, налоги характеризуются особыми признаками, им свойственно одностороннее (без встречного эквивалента) движение стоимости в денежной форме с её отчуждением (как правило, со сменой собственника).
Специфическими правовыми признаками налоговявляются:
· законодательная форма установления,
· обязательный характер (принудительность),
· правовая регламентация (отличие от штрафов, контрибуций).
Налоги - это распределительные денежные отношения государства с организаций u населения, установленные законом, по поводу изъятия части вновь созданной стоимости для обеспечения общественных потребностей.
Налоги – единственно законная форма отчуждения собственности физических и юридических лиц на началах обязательности, индивидуальной безвозмездности и безвозвратности, обеспеченная государственным принуждением, не носящая характер наказания или контрибуции с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти.
В соответствии с Налоговым Кодексом РФ (п. 1 ст. 8) налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Таким образом, с юридической точки зрения налоговые отношения представляют собой систему специфических обязательств, в которых одной стороной является государство, а другой — субъект налогообложения (юридическое или физическое лицо). С экономической точки зрения налоги – это инструмент фискальной политики и одновременно метод косвенного регулирования экономических процессов на макроуровне.
Не всякий обязательный платеж считается налогом. Специфика налогов заключается вих соответствии определенным критериям (в отличие от сборов и пошлин). При этом под сбором понимается обязательный денежный nлатеж, взимаемый государственными органами за предоставление права на осуществление оnределённых видов деятельности, и направляемый в соответствующий бюджет. Отличие сбора от "чистого" налога состоит как раз в том, что в отношениях по его уплате присутствует элемент свободного выражения воли плательщика. Пошлины взимаются государством за совершение юридически значимых действий.
Впервые принципы налогообложения были сформулированы А. Смитом в работе «Исследования о природе и причинах богатства народов» (1776г.).
Таблица 30.1.1. Принципы налогообложения
Принцип справедливости (равномерности) | всеобщность и равномерность в распределении налоговых обязательств, единство требований государства к налогоплательщикам |
Принцип определенности (законности) | четкость, ясность, стабильность основополагающих характеристик налоговой системы, их неизменность в течение длительного периода времени; необходимость доведения до плательщика в максимально доступной и полной форме существенных условий исчисления и уплаты налога: сумма, способ и время платежа |
Принцип простоты и удобства (нейтральности) | создание для законопослушных плательщиков максимально комфортных экономических условий для выполнения налоговой обязанности(обеспечение минимального влияния на экономическое поведение) |
Принцип неотягощенности (эффективности) | учет при установлении налога необходимости снижения административных издержек по взиманию налога, рационализация системы налогообложения |
Позднее вышеназванные принципы были дополнены А. Вагнером принципами достаточности и эластичности обложения, надлежащего выбора источника обложения, оптимального сочетания налогов в экономически обоснованную систему. Эти принципы законодательно закреплены в Налоговом кодексе РФ.
Налоги проявляют свою сущность через функции (или объективно присущие им свойства) - фискальную и регулирующую. Реализуя фискальную функцию, государство формирует денежные фонды для осуществления государственных (публичных) функций. Регулирующая функция предполагает использование налогов в качестве инструмента перераспределения национального дохода или регулятора уровня экономической активности и способа влияния на решения экономических субъектов.
Критерии классификации налогов:
1. По характеру отношенийвыделяются прямые и косвенные налоги. Прямые налоги устанавливаются на доходы, имущество, права либо действия плательщика. Основные прямые налоги в России – налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на имущество, налоги, взимаемые в рамках специальных налоговых режимов. Косвенные налоги обладают свойством перелагаемости и включаются в цену товара в виде стандартной ценовой надбавки. Отличительным признаком прямого налогообложения является участие в налоговом отношении двух субъектов: плательщика и государственного органа. Косвенное налогообложение реализуется посредством трех субъектов: носителя (фактически оплачивающего налог в цене), плательщика (обеспечивающего сбор и перечисление налога в бюджет) и государственного органа (контролирующего соблюдение условий обложения). К косвенным налогам традиционно относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, налог с продаж. Косвенные налоги учитывают случайную или временную платежеспособность лица, в то время как прямые налоги должны учитывать постоянную среднюю платежеспособность субъекта.
Таким образом, косвенными налогами экономисты называют налоги на расход, на потребление, а прямыми - налоги на присвоение и накопление материальных благ.
2. По характеру доминирования субъекта или объекта: персональные (обложению подвергается активная деятельность плательщика и ее результаты: НДФЛ, налог на прибыль) и пообъектные (реальные, имущественные: налог на землю, налог на имущество).
3. По cтaтvсvразличают федеральные, региональные и местные налоги.
4.По назначению выделяют общие и целевыеналоги. Общие налоги при зачислении в бюджет обезличиваются и направляются на финансирование любых государственных мероприятий из числа тех, которые определены законом о соответствующем бюджете. Целевые налоги устанавливаются для покрытия конкретных расходов. В современной российской налоговой системе преобладающими являются общие налоги.
5.По участию в доходах бюджета.Суммы налоговых платежей распределяются между бюджетами различных уровней. В основе распределения лежит разграничение налоговых доходов на собственные(т.е. закрепленные законом на постоянной основе полностью или частично за соответствующим бюджетом), и регулирующие(т.е. федеральные и региональные налоги, по которым устанавливаются процентные нормативы отчислений на очередной финансовый год либо на долговременной основе). Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня, который передает регулирующие доходы.
6.По обязательности установленияразграничивают обязательные (действующие на всей территории страны независимо от наличия решения об их установлении местных властей) и факультативные (вводимые по выбору муниципального либо территориального уровня власти).
7.По характеру налоговых ставок различают пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоги. Для пропорциональных налогов ставкипостоянны и не зависят от величины налоговой базы (чаще всего дохода). При этом суммы налогов прямо пропорциональны величинам налоговой базы. Ярким примером такого налога может служить налог на доходы физических лиц по ставке 13%, действующий в России с 2001 г., налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость. У регрессивных налогов налоговые ставки уменьшаются (ступенчатым образом) по мере роста облагаемого дохода налогоплательщика. Таким налогов в РФ является единый социальный налог. При взимании прогрессивных налогов налоговые ставки возрастают (ступенчатым образом) по мере роста налоговой базы. В нашей стране прогрессивный характер носят налог на имущество физических лиц и транспортный налог, за рубежом – налог на доходы.
Адвалорным называется налог, сумма которого исчисляется в процентах от стоимости товара, а специфическим — налог с фиксированной суммой налога на единицу товара.Такое разграничение наиболее характерно для акцизов. Налог может взиматься на территории РФ только в формеденежной оплаты (с 1 января 1999 г.).
Совокупность взимаемых в государстве налогов и других платежей (сборов, пошлин) образуетналоговую систему -организованную в соответствии с законом совокупность форм проявления налоговых отношений и способов управления ими. Необходимость налоговой системы как особого экономического явления вызвана многообразием налоговых отношений. На развитие налоговой системы оказывают влияние как национальные исторические, политические и экономические традиции, так и мировой опыт. Структура налоговой системы зависит от характера государственного устройства. Различают двухуровневую налоговую систему унитарного государства, которая включает в себя государственные и муниципальные налоги, а также трехуровневую систему федерального государства, включающую федеральные налоги, налоги субъектов федерации и муниципальные налоги. Трехуровневая налоговая система свойственна и России. Ее необходимость связывается с тем, что налоги призваны обеспечить необходимыми финансовыми ресурсами все уровни государственного управления в соответствии с их полномочиями, установленными действующим законодательством. Любая современная налоговая система должна отвечать 3 базовым критериям: нейтральность, справедливость и бюджетная эффективность.
Таким образом, налоговая система включает в себя следующие элементы:
- конструкция налога
- система налогов - совокупность отдельных налогов, обладающая организационно-правовым и экономическим единством
- система налогового законодательства
- система налоговых органов
- налоговое администрирование - процесс управления деятельностью налоговых органов по повышению эффективности их функционирования
- налоговая политика
- налоговая культура населения государства.
Таблица 30.1.1. Модели организации налоговых систем
Англосаксонская модель | ориентированность на обложение прямыми налогами, основное налоговое бремя возлагается на физических лиц, незначительная доля косвенных налогов | США, Австралия, Н. Зеландия, Великобритания, Канада |
Евроконтинен-тальная модель | Высокая доля отчислений на социальное страхование, значительная доля косвенных налогов, доля прямых налогов в несколько раз ниже доли косвенных | Германия, Франция, Австрия, Бельгия |
Латиноамери-канская модель | ориентированность на косвенное налогообложение из-за высокой инфляции | Чили, Перу, Боливия |
Смешанная модель | доли прямых и косвенных налогов примерно равны | Россия, Италия |
?Налоговая система любого государства по своей сути не статична, а довольно динамична. Это связа