Рынок, его преимущества, недостатки и особенности
Рыночная экономика - это такая экономическая система, в которой решения самостоятельными экономическими субъектами принимаются децентрализованным путем на основе свободы выбора. Предметом микроэкономики является анализ отдельных экономических субъектов и их поведения на отраслевых рынках. Рыночный механизм обеспечивает координацию хозяйственной деятельности индивидов и фирм. Таким механизмом функционирования рыночной экономики является рынок.
Рынок — это форма взаимоотношений между самостоятельно принимающими решения экономическими субъектами, механизм функционирования рыночной экономической системы. Следовательно, рынок является обязательным компонентом рыночного, товарного хозяйства. По словам Н.Бухарина, рынок — это обратная сторона товарного производства, основа рыночного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, но и без рынка нет товарного производства.
Рынок характеризуется определенной системой экономических отношений между продавцом и покупателем, в которых проявляются производственные отношения соответствующего типа экономической системы. Это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов. Необходимость рынка является объективно обусловленной теми же причинами, которые приводят к формированию товарного производства: развитое общественное разделение труда и экономическая обособленность рыночных субъектов, обусловленная наличием разных форм собственности.
В истории экономической науки с развитием экономики понятие «рынок» наполнялось новым содержанием. Первоначально рынок характеризовался как базар, место розничной торговли, рыночная площадь. Объясняется это тем, что появился рынок уже в период разложения первобытного общества, когда обмен между общинами становился более или менее регулярным, лишь приобретая форму товарного обмена, который осуществлялся в определенном месте и в определенное время. Позднее французский экономист-математик А. Курно подчеркивал, что рынок — это не просто рыночная площадь, а в целом всякий район, где отношения покупателей и продавцов свободны, цены легко и быстро выравниваются. С дальнейшим развитием товарного обмена, появлением денег возникает возможность разрыва купли-продажи во времени и пространстве и формируется сфера обращения, обмена как особая фаза воспроизводства, которая характеризуется обособлением материальных и трудовых ресурсов с целью выполнения определенных специфических для обращения функций. В результате возникает новое понимание рынка как формы товарного и товарно-денежного обмена (обращения).
Со стороны субъектов рыночных отношений рынок представляет собой «совокупность покупателей» (Ф. Котлер) или «всякую группу людей, вступающую в тесные деловые отношения и заключающую крупные сделки по поводу любого товара» (А. Маршалл). Суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат продавцов и получению ими прибыли, но через удовлетворение платежеспособного спроса покупателей на основе свободного взаимного соглашения, возмездности, эквивалентности и конкурентности.
Таким образом, рынок представляет собой систему отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться.
Рынок — это институт, или механизм, сводящий вместе покупателей и продавцов отдельных товаров и услуг. Рынок — это механизм передачи прав собственности.
На рынке экономические субъекты делятся на две группы: покупателей и продавцов. К покупателям относятся потребители, которые приобретают товары и услуги, а также фирмы, покупающие труд, капитал и сырье, при помощи которых они производят эти товары и услуги. К продавцам относятся фирмы, продающие свои товары и услуги, трудящиеся, продающие свою рабочую силу, и владельцы ресурсов, которые сдают в аренду или продают их.
Рынки не однородны. На рынке совершенной конкуренции имеется множество покупателей и продавцов, и поэтому ни один, отдельно взятый покупатель или продавец, не может оказать значительного влияния на цену. На неконкурентных рынках субъекты в различной степени могут влиять на процесс ценообразования. На таких рынках обычно число продавцов или покупателей небольшое. На рынках совершаются сделки между покупателями и продавцами по определенным ценам. Обычно на конкурентном рынке преобладает одна цена, ее называют рыночной ценой товара.
Совершенно конкурентный рынок обеспечивает установление одной цены на один продукт в одно время. Условия его существования:
• большой и регулярный спрос;
• неограниченное число экономических субъектов;
• абсолютная мобильность факторов производства;
• свободная конкуренция;
• наличие всего объема информации у всех его участников.
Но такой свободный рынок являектся теоретической абстракцией, реально существуют рынки с той ли иной степенью конкуренции. Необходимым условием их существования является многообразие форм собственности и хозяйствующих субъектов.
Рынок как эффективный механизм координации деятельности экономических субъектов характеризуется следующими преимуществами:
- эффективное распределение ресурсов;
- возможность функционирования при ограниченной информации о цене и издержках;
- гибкая приспособляемость к изменениям (70-е гг. — рост цен на энергоносители — разработка альтернативных источников, ресурсосбережение);
- оптимальное использование результатов НТР;
- свобода выбора и действий;
- способность к удовлетворению разнообразных потребностей.
Однако рынок ирмеет также ряд негативных сторон:
- не сохраняет невоспроизводимые ресурсов;
- не сохраняет окружающую среду;
- не регулирует мировые богатства (рыбные);
- не создает коллективных средств (дамбы);
- не гарантирует право на труд и доход (не перераспределяет доходы);
- не обеспечивает фундаментальных исследований;
- удовлетворяет запросы тех, у кого есть деньги, а не спрос на социально значимые товары;
- подвержен нестабильности.
Особенностисовременной рыночной экономики:
- гибкое, адаптивное производство;
- целевой функцией является не прибыль, а расширение рынка, модификация, повышение качества, снижение затрат;
- насыщенность товарами и услугами;
- изменение форм предпринимательской деятельности в сторону увеличения доли мелкого бизнеса (производит до 30 % ВВП США);
- государственное регулирование конкуренции;
- формирование нового типа трудовых отношений через участие в собственности и управлении производством работников.
Таким образом, рыночная экономика представляет собой многосложную систему связей, посредством которой бесчисленные индивидуальные, свободно принятые решения учитываются, суммируются и взаимно уравновешиваются. Основным источником информации, на основе которого выбирается тот или иной вариант экономического поведения, является цена.
Рыночная экономическая система основывается на принципах:
- частной собственности;
- свободы предпринимательства и выбора;
- конкуренции;
- использования денег при обмене;
- ограниченного вмешательства государства в экономику.
8.2. Функции и критерии классификации рынка
Утвердившиеся в обществе рыночные отношения оказывают огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций:
- информационную;
- посредническую;
- регулирующую;
- санирующую.
Информационная функция рынка проявляется в том, что через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию о необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок.
Посредническую функцию рынок выполняет, поскольку обеспечивает экономически обособленным производителям и потребителям в условиях глубокого общественного разделения труда поиск друг друга и обмен результатами своей деятельности. Без рынка невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки, послесбытового обслуживая и других параметров. В то же время, продавцу представляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.
Регулирующая функция рынка реализуется в его воздействии на производство через механизм конкуренции. Рынок дает ответ на вопросы, впервые поставленные П. Самуэльсоном: Что производить? Для кого производить? Как производить? Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности труда, технический прогресс, повышение качества продукции. Межотраслевая конкуренция путем перелива капиталов из отрасли в отрасль формирует оптимальную структуру экономики, стимулирует расширение наиболее перспективных отраслей. Важную роль в рыночном регулировании имеет соотношение спроса и предложения, определяющее равновесные цены. Действует регулирующая «невидимая рука»: «предприниматель, имея в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем, в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им» (А.Смит). В современных условиях экономика управляется не только «невидимой рукой» рынка, но и государственными рычагами, однако регулирующая роль рынка продолжает сохраняться, во многом определяя сбалансированность хозяйства.
Санирующая функция рынка обеспечивает с помощью конкуренции очищение экономики от неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и способствует развитию более предприимчивых и эффективных. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом. По свидетельству П. Самуэльсона, в США от одной трети до половины всех розничных магазинов прекращают свою деятельность в течение трех лет с момента открытия. Средний цикл малого бизнеса не превышает 6 лет. Основные критерии классификации рынка
Рынки характеризуется сложной структурой, которую классифицируют по различным критериям:
1. по отраслевой принадлежности товара как объекта обмена — различные товарныерынки могут охватывать как рынок какого-либо конкретного товара, так и группы товаров, связанных между собой определенными признаками производственного характера или служащих удовлетворению одной и той же потребности (например, рынок обуви, черных металлов, одежды, сырьевых товаров);
2. по объекту обмена и границам его охвата выделяютсястрановые или региональные товарные рынки, которые могут охватывать рынок конкретного товара, группы товаров или товаров определенной отрасли одной страны или региона (например, рынок обуви Англии, рынок бытовой электротехники Японии);
3. по сфере международного товарного обмена и отраслевой принадлежности объекта обмена выделяются мировые товарные рынки, объектами которых могут быть конкретные товары или группы товаров; они представляют собой совокупность национальных (страновых) рынков, в основе экономических отношений между их участниками лежит международное разделение труда (например, мировой рынок зерна, мировой рынок объектов капитального строительства);
4. по отношению к национальным границам сферы обмена различают внутренний (местный) и внешний (мировой) рынки;
5. по характеру объекта товарного обмена различают рынки товаров и услуг, рынки капитала, рабочей силы, ценных бумаг;
6. по характеру и уровню спроса и предложения на рынке различают рынок продавца и рынок покупателя: рынок, отличающийся превышением спроса над предложением, называется рынком продавца и, наоборот, рынок, на котором предложение превышает спрос, — рынком покупателя;
7. по характеру взаимоотношений между продавцом и покупателем различают рынки свободные, замкнутые, регулируемые. На свободных (открытых) рынках не существует ограничений для заключения коммерческих сделок между контрагентами. Под замкнутыми (закрытыми) рынками обычно имеют в виду внутрикорпорационные поставки ТНК, составляющие в целом около половины международного товарооборота. К регулируемым относят рынки, подпадающие под действие международных товарных соглашений, направленных на их стабилизацию (рынки сахара, кофе, олова и т. д.);
8. по методам и объектам товарного обмена выделяют посреднические рынки: товарные биржи, аукционы, торги, на которых совершаются сделки купли-продажи товаров, обладающих определенными качественными характеристиками и свойствами;
9. по видам продаж рынки классифицируются на оптовые и розничные: потребительский (розничный) рынок состоит из отдельных лиц или домохозяйств, которые покупают товары и услуги для личного пользования; институциональный (оптовый) рынок состоит из трех основных подгрупп:
— промышленно-производственный рынок (компании, которые покупают товары и услуги для производства собственных товаров и услуг);
— рынок перепродаж (оптовые и розничные торговцы);
— рынок государственных учреждений (федеральные ведомства, органы муниципального и местного управления).
Выделяют также субъектно-объектную структуру рынка, под которой понимается система взаимоотношений между субъектами, отражающая их цели, характер, формы организации взаимодействия по поводу движения разнообразных объектов и рыночных связей.
Субъектами рынка являются домашние хозяйства; предприятия и финансово-кредитные учреждения, т. е. фирмы и государство.
Домашнее хозяйство — экономическая единица, ориентированная на потребление товаров и услуг.
Фирма — производственная единица, имеющая своей целью максимизацию прибыли.
Государство — система различных правительственных учреждений, ориентирующих юридическую и политическую власть в целях обеспечения контроля над рынком для достижения общественных целей.
Объектами рыночных отношений выступают:
- товары и услуги;
- земля;
- труд;
- деньги;
- ценные бумаги;
- информация;
- иностранная валюта.
Рынок предполагает встречу продавца и покупателя, которые на свой страх и риск совершают сделки. Экономическое положение производителей и потребителей, продавцов и покупателей зависит от рыночной конъюнктуры, которая изменяется под влиянием многочисленных факторов.
Законы спроса и предложения
9.1. Спрос, закон спроса
Важнейшей проблемой микроэкономики является механизм формирования цен. Фирма решает, что производить, как производить, для кого, т.е. основные микроэкономические показатели — цены и объем произведенной продукции — складываются под воздействием спроса и предложения. Для удовлетворения потребностей индивидам необходимы товары и услуги. Когда они желают купить их, то они предъявляют спрос товары и услуги.
Условия существования спроса:
- большинство благ не являются бесплатными; для их приобретения приходится жертвовать какими-то другими благами;
- у любого блага существуют субституты-заменители;
- выбор между субститутами основан на сопоставлении дополнительных затрат и дополнительных выгод.
Спрос — это представленная на рынке потребность в товарах, т.е. количество товара, которое потребители согласны купить по определенным ценам в данный момент времени. Спрос связывает покупаемые количества блага с жертвами, на которые приходится идти для приобретения этих количеств. Спрос зависит от
- цены товара;
- цен других товаров;
- дохода потребителя;
- предпочтений потребителя (вкусов);
- размера рынка (население).
Таким образом, спрос связывает количество товара с их ценой. Количество товара, на которое предъявлен спрос — это объем товаров, который потребители хотят купить. Желание покупателя приобрести товар выражается в том, что он располагает необходимой для этого суммой денег.
Цена спроса — это максимальная цена, которую покупатели согласны заплатить за определенное количество товара.
Закон спроса:Если все прочие условия равны, то увеличение цены приводит к уменьшению количества покупаемых товаров и наоборот, т.е. закон спроса отражает обратную связь между ценой и количеством покупаемых благ.
Кривая спроса показывает, какое количество экономического блага готовы купить покупатели по разным ценам в данный момент времени.
Рис. 9.1.1. Кривая спроса
В экономической теории принято откладывать независимую переменную (цену) по вертикальной, а зависимую (величину спроса) по горизонтальной оси. Кривая спроса имеет отрицательный наклон. Важнейшим фактором спроса является цена на единицу блага в данный момент: чем выше цена, тем ниже величина спроса. Величина спроса меняется под влиянием ценовых факторов, следовательно, изменение цен означает движение по кривой спроса. Спрос определяется комбинацией общественных отношений, психологических факторов и широкого набора экономических переменных.
Функция спроса определяет величину спроса в зависимости от влияющих на него различных факторов.
Неценовые факторы, влияющие на спрос:
1. Увеличение или сокращение доходов потребителя (I), влияние различается в зависимости от типа товара — нормальный товар, малоценный товар).
2. Вкусы и предпочтения потребителей (Z).
3. Изменение потребительских ожиданий (W).
4. Цена на товары субституты (Psub).
5. Цены на комплиментарные (дополняющие) товары (Pcom).
6. Количество покупателей (N).
7. Прочие факторы (B).
Спрос является функцией всех этих факторов
Qd = F (P, I, Z,W, Psub, Pcom, N, B).
Эти факторы способствуют сдвигу кривой спроса вправо или влево.
Рис. 9.1.2. Факторы (параметры) спроса
Рост цены на товар, который является товаром-субститутом данного товара, повышает спрос на данный товар. Наоборот, повышение цен на комплементарное (дополняющее) благо сокращает спрос на данное благо. Представленная функция является индивидуальной функцией спроса.
В основе закона спроса лежат несколько уровней аргументов:
1. Обычно люди покупают данного продукта больше по низкой цене, чем по высокой. Для потребителей цена представляет собой барьер, мешающий им совершить покупку. Чем выше этот барьер, тем меньше продукта они будут покупать, а чем ниже ценовой барьер, тем большее его количество они приобретут.
2. В любой данный период времени каждый покупатель продукта получает меньшее удовлетворение (или выгоду, полезность) от каждой последующей единицы продукта.
3. Закон спроса можно объяснить эффектами дохода и замещения. Эффект дохода позволяет покупателю при более низкой цене купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо альтернативных товаров. То есть снижение цены продукта увеличивает покупательную способность денежного дохода потребителя, а поэтому он в состоянии купить большее количество данного продукта, чем прежде. Более высокая цена приводит к противоположному результату. Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороги. Потребители склонны заменять дорогие продукты более дешевыми. Эффекты дохода и замещения совмещаются и приводят к тому, что у потребителей возникает способность и желание покупать большее количество продукта по более низкой цене, чем по более высокой.
Существует ряд экономических явлений, которые представляют собой исключения из закона спроса:
1. Эффект Гиффена — распространяется на малоценные товары, которые занимают значительное место в структуре потребления населения данной страны и спрос на которые возрастает с ростом цены.
Рис. 9.1.3. Парадокс Гиффена
2. Эффекты Веблена: эффект сноба — распространяется на предметы роскоши, которые приобретаются для того, чтобы отличаться от других; эффект следования мнению большинства — товары приобретаются потому, что их приобретают соседи.
Парадокс Гиффена
3. Кривые Энгеля
D1 – кривая спроса на типичные промышленные товары в зависимости от дохода,
D2 – кривая спроса на предметы роскоши,
D3 – кривая спроса на товары первой необходимости.
9.2. Эластичность спроса
Для исследования экономических процессов и решения других прикладных задач часто используется понятие эластичности функции. Эластичность – это реакция одной переменной на изменение другой. Эластичностью функции Ex(y) называется предел отношения относительного приращения функции y к относительному приращению переменной x при Δx→0
Ex(y)= =
Эластичность функции показывает, насколько процентов изменится функция y = f (x) при изменении независимой переменной x на 1 %. Другими словами эластичность — мера реагирования одной переменной величины на изменения другой.
Эластичность спроса показывает, какое процентное изменение спроса последует после однопроцентного увеличения цены товара.
Ep (1)
Формула (1) описывает эластичность спроса по цене. Эластичность спроса обычно представляет собой отрицательную величину. Отношение ΔQ/ΔP отрицательно, следовательно, ЕPтоже отрицательна.
Спрос называют эластичным, когда Еp>1. Когда Еp< 1 спрос считается неэластичным. Если изменения цены не вызывает никакого изменения спроса, то EP=0. Если бесконечно малое изменение цены вызывает бесконечное расширение спроса, то Еp= .
Различают точечную и дуговую эластичность. Точечная эластичность характеризует относительное изменение объема спроса при бесконечно малом изменении цены:
Еi=- (2)
Рис. 9.2.1. Кривые спроса с абсолютной эластичностью и абсолютной неэластичностью
Если кривая спроса задана линейной функцией Q = a – bP, то наклон ее будет (–b), следовательно, подставляя в (2) получим:
Е = –b
Дуговая эластичность определяется как средняя эластичность или эластичность в середине хорды (точка М), соединяющей две точки.
E = (3)
Использование формулы (3) позволяет определить лишь приблизительное значение эластичности по дуге АВ на кривой спроса. Ошибка будет тем больше, чем более вогнутой к началу координат окажется в действительности дуга АВ.
Факторами, влияющими на эластичность, являются:
1. Наличие заменителей: чем больше товаров субститутов, тем эластичнее спрос на этот товар.
2. Удельный вес товара в бюджете потребителя (обычно, чем выше удельный вес, тем выше ценовая эластичность спроса).
3. Размер дохода.
4. Качество товара: чем качественнее товар, тем менее эластичен спрос на него.
5. Степень необходимости товара, является он предметом роскоши или первой необходимости
Различия в значениях показателей эластичности спроса должны учитываться при принятии экономических решений фирмами.
Эластичность используется для наиболее общей характеристики спроса. Если Е=0, то спрос совершенно неэластичен. Это значит, что никакое изменение цены не влияет на объем спроса. Если Е= , то спрос совершенно эластичен, т.е. даже малое повышение цены ведет к исчезновению спроса и наоборот. Е=1 присуща спросу единичной эластичности: изменение цены на 1 % ведет к такому же изменению спроса, и кривая спроса имеет вид равнобочной гиперболы. Если 0<Е<1, то спрос неэластичен , и увеличение (снижение) цены сопровождается снижением (повышением) объема спроса менее, чем на 1%.
Если 1< Е< , то спрос эластичен: повышение или снижение спроса на 1 % сопровождается снижением (повышением) спроса более чем на 1 %.
Рис. 9.2.2. Дуговая эластичность спроса
Эластичность спроса по цене зависит от наличия товаров-субститутов: чем их больше, тем эластичнее спрос на данный товар. Отсутствие товаров-заменителей определяет абсолютную неэластичность спроса, например, на соль. Чем более агрегированная группа товаров, тем более эластичен спрос. Например, спрос на мясо более эластичен, чем спрос на колбасу. Эластичность зависит от возможных направлений использования товара: чем разнообразнее, тем выше эластичность. Например, спрос на универсальное оборудование более эластичен, чем на специализированное. Эластичность зависит от степени насыщения потребностей — если почти все семьи имеют по холодильнику, то снижение цены не скажется на объеме спроса. На стадии начального насыщения спроса на компьютеры, например, небольшое снижение цены может вызвать значительный рост величины спроса. Эластичность зависит от фактора времени — в долгосрочном периоде спрос более эластичен, чем в краткосрочном, поскольку для приспособления необходимо время.
Продавцы считают, что кривая спроса имеет зубцы (пила) — покупателей привлекают цены нечетные (например, 197 руб. — спрос больше, чем при 196 или 198). Другие считают, что при круглых числах 60, 50 объем спроса меньше, чем при любой другой цене между ними. Это психологическая основа для разнообразных стратегий ценообразования.
Перекрестная эластичность характеризует изменение спроса на данный товар при изменении цен на товары-субституты или комплементы.
Если Eij>0, то это товары субституты и повышение цены одного ведет к увеличению спроса на другой, например, разные виды топлива.
Eij<0 характеризует товары-комплементы: повышение цены на один ведет к падению спроса на второй.
Eij=0 – это независимые товары, повышение цены на один не влияет на объем спроса на другой.
Эластичность спроса по доходу характеризует его изменение при росте дохода: Ei <0 характеризует малоценный товар — рост дохода сопровождается падением спроса. Ei >0 присуща нормальному товару: с ростом дохода спрос увеличивается. Для нормальных товаров первой необходимости 0< Ei <1: спрос растет медленнее дохода и имеет предел насыщения. Для предметов роскоши Ei >1: спрос растет быстрее дохода и не имеет пределов насыщения. При Ei =1 спрос растет в меру дохода, такая эластичность по доходу присуща товарам вторичного спроса.
При эластичном спросе снижение цены ведет к увеличению выручки, при неэластичном рост выручки обусловлен повышением цены. Это важно при определении политики цен фирмы. Эластичность спроса должна учитываться также при определении политики налогообложения: в зависимости от относительной эластичности спроса или предложения дополнительное налоговое бремя перекладывается на продавцов или покупателей.