Следовательно, качественная классификация фирм позволяет раскрыть их внутреннюю сущность, а количественная – выделить абсолютную величину какого-либо показателя или группы показателей.
Существуют организационно-экономические формы, которые различаются по деятельностному знаку:
1. Картель - соглашение о ценах, рынках, квотах.
2. Синдикат - объединение сбыта.
3. Консорциум - объединение для крупных инвестиций.
4. Концерн - многоотраслевое объединение на основе системы участия.
5. Холдинг – объединение на основе участия материнского предприятия в капитале дочерних.
6. Трест - объединение для любой деятельности, но с общей прибылью, распределяемой по квотам.
7. Пул – объединение для любой деятельности с общей прибылью, распределяемой по квотам.
Основной формой организации предпринимательской деятельности являются фирмы или деловые предприятия. В зависимости от преобладающей формы собственности и источника образования капитала выделяют пять типов фирм.
Единоличная фирмапредполагает самостоятельное ведение дел единственным собственником.
Партнерство- фирма, находящаяся в собственности группы лиц (до 50 чел.).
Кооператив- фирма, образованная путем объединения части ресурсов членов с целью извлечения взаимной выгоды.
Корпорация– крупная фирма, основанная на акционерной собственности.
Государственное предприятие функционирует на основе государственной собственности и осуществляет, в основном, производство общественных благ.
Оптимальный размер фирмы определяется минимизацией совокупности производственных и непроизводственных (не связанных непосредственно с производством, а возникающих по мере ведения дел) затрат, вложенных в выпускаемую единицу продукции. Количественный метод встречается весьма часто. Так, Администрацией малого бизнеса США используется двухступенчатая структура: вначале определяются границы размера фирмы по отраслевому принципу, а затем дается разбивка по величине торгового оборота или количеству занятых.
Отметим, что в современных исследованиях распространены качественные определения размера анализируемых субъектов. В частности, в 1965 г. американским экономистом-маркетологом Т.Левиттом разработана теория жизненного цикла (или этапов роста), делающий акцент на стратегии развития продукта.
Классификация фирм по размеру:
- мельчайшие, основанные на личном труде товаропроизводителя (семейные, 2-3 человека).
- малые (с 1 июля 1995 г. в РФ): в производстве - до 100 чел., в науке - до 60 чел, в непроизводственной сфере - до 50 чел., в торговле - до 15 чел.
- средние - от 50 до 500 чел.
- крупные - более 500 чел.
В Европе более 80% фирм относятся к малым. SME - малый и средний бизнес (small and middle enrepreneurship) - до 499 чел.
Информация Федеральной службы государственной статистики свидетельствует, что количество малых предприятий в России на 1 октября 2004 г. составляло 952,5 тыс. против 892 тыс. на 1 октября 2003 г., рост за рассматриваемый год составил 6,8%.
Общая численность занятых на малых предприятиях в январе-сентябре 2004 г. составляла 8 млн. 525,9 тыс., что на 4,7% больше по сравнению с аналогичным периодом 2003 г.
В таблице 2 представлены показатели деятельности крупнейших фирм Российской Федерации в 2004 г., свидетельствующие о преобладании их в нефтяной и газовой промышленности, металлургии и ряде других отраслей.
Таблица 2. Показатели деятельности крупнейших фирм в России в 2004 г.[5]
Выручка за 2004 г, млн. руб. | Выручка за 2004 г, млн. долл. | Выручка за 2003 г, млн. руб | Изменение выручки, % | отрасль | ||
Газпром | 976 776.0 | 33 904.1 | 819 753.0 | 19.2 | Нефтяная и нефтегазовая промышленность | |
Нефтяная компания ЛУКойл | 975 074.4 | 33 845.0 | 593 698.1 | 64.2 | Нефтяная и нефтегазовая промышленность | |
РАО ЕЭС России | 679 657.0 | 23 591.0 | 593 149.0 | 14.6 | Электроэнергетика | |
РЖД | 652 800.0 | 22 658.8 | 567 400.0 | 15.1 | Транспорт | |
ЮКОС | 636 701.0 | 22 100.0 | 416 355.3 | 52.9 | Нефтяная и нефтегазовая промышленность | |
ТНК-BP | 492 564.6 | 17 097.0 | 318 531.5 | 54.6 | Нефтяная и нефтегазовая промышленность | |
Сургутнефтегаз | 288 128.8 | 10 001.0 | 235 145.3 | 22.5 | Нефтяная и нефтегазовая промышленность | |
Сибнефть | 256 120.9 | 8 890.0 | 190 436.6 | 34.5 | Нефтяная и нефтегазовая промышленность | |
ГМК Норильский никель | 202 620.7 | 7 033.0 | 151 547.2 | 33.7 | Металлургия | |
Евразхолдинг | 170 687.7 | 5 924.6 | 70 853.8 | 140.9 | Металлургия | |
АФК Система | 164 505.1 | 5 710.0 | 115 391.8 | 42.6 | Телекоммуникации и связь | |
АВТОВАЗ | 160 536.0 | 5 572.2 | 130 836.2 | 22.7 | Машиностроение | |
Русал | 155 574.0 | 5 400.0 | 138 381.2 | 12.4 | Металлургия | |
Роснефть | 151 972.8 | 5 275.0 | 98 374.9 | 54.5 | Нефтяная и нефтегазовая промышленность | |
Татнефть | 150 793.0 | 5 234.1 | 116 631.7 | 29.3 | Нефтяная и нефтегазовая промышленность |
Мировая хозяйственная практика показывает, что, например, в Дании или Ирландии пороговые значения критерия количества занятых ниже, чем в США или России, что свидетельствует о необходимости учета особенностей конкретной страны.
Основным документом, выделяющим организационно-правовые формы в нашей стране, является Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ), принятый в 1995 г.
Признаки, отличающие одну форму от другой, включают:
- количество участников хозяйственного объединения;
- форма собственности применяемого капитала;
- способ распределения прибыли и убытков;
- форма управления;
- источники имущества, составляющего материальную основу хозяйственной деятельности данного субъекта;
- пределы имущественной ответственности.
ГК РФ определяет, что предпринимательской деятельностью могут заниматься граждане без образования юридического с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и юридические лица.
Основные организационно-правовые формы предпринимательских фирм включают:
1. Индивидуальное предпринимательство: предприниматели без образования юридического лица (ПБОЮЛ), в том числе и крестьянские (фермерские) хозяйства.
2. Совместное предпринимательство:
а) хозяйственные товарищества: полное, на вере (или коммандитное, или смешанное);
б) хозяйственные общества: с ограниченной ответственностью, с дополнительной (субсидиарной) ответственностью;
в) производственные кооперативы.
3. Корпоративное предпринимательство: акционерные общества (открытые, закрытые).
4. Государственное предпринимательство: унитарные предприятия (не наделенные правом собственности):
- казенные (федеральные) - на праве оперативного управления;
- муниципальные - на праве хозяйственного ведения.
Количественные параметры типов предприятий обусловлены их качественными характеристиками - типом собственности. Мелкие - индивидуальные предприятия и полные товарищества (партнерства, кооперативы), общество с ограниченной ответственностью; средние и крупные - АО.
Наибольший интерес для экономической науки представляет изучение фирмы как производственного субъекта, определяющего предложение товаров на рынке. Поэтому принято выделять следующие специфические черты фирм:
- самостоятельность принятия решений;
- стремление к максимизации прибыли;
- использование различных комбинаций ресурсов для производства товаров;
- определение предложения товаров при реализации своей продукции другим фирмам, домохозяйствам и государству;
- формирование доходов собственников ресурсов;
- реализация предпринимательских подходов к решению производственных и организационных проблем;
- выполнение задач, связанных с управленческой структурой организации труда.
Таким образом, основная функция фирм состоит в привлечении, соединении и эффективном использовании ресурсов для производства и предложения товаров, удовлетворяющих общественные потребности, на рынке.
В экономической теории существует два основных подхода к рассмотрению природы фирмы и, следовательно, определению ее роли.
Технологическая концепция сформировалась на базе неоклассических взглядов на микроэкономические процессы. Она часто выступает в качестве функциональной, поскольку подчеркивает способ анализа поведения фирмы. Данное обстоятельство объясняет наличие в микроэкономическом анализе предпосылок о возможности определения производственных функций, выражающих максимальный объем выпуска при заданном уровне развития технологии и при всех имеющихся комбинациях факторов производства. Поэтому предметом анализа фирмы выступает проблема определения оптимального ее размера, основанного на эффекте экономии от масштаба.
Институциональная концепция (Р.Коуз, А.Алчиян, Х.Демсец, Д.Норт и др.) является альтернативой первого подхода, поскольку в качестве базовой проблемы рассматривает феномены возникновения, развития и исчезновения фирм, опираясь на терминологию трансакционных издержек, оппортунистического поведения, асимметрии информации, контрактов и пр.
Фирма в хозяйственной деятельности не обособлена. Она включена в совокупность многообразных связей и взаимодействий.
Исследователями часто делается акцент на наличие определенной среды у фирмы и за ее пределами, поэтому следует анализировать воздействие факторов внутренней (микро-) и внешней (макро) среда на функционирование производственных субъектов.
Среда фирмы – это совокупность активных субъектов и сил, действующих за ее пределами и влияющих на разработку и реализацию комплекса принимаемых экономических решений.
Внутренняя среда, или микросреда – это совокупность факторов, имеющих непосредственное отношение к внутрифирменной структуре.
Внешняя среда, или макросреда – это многообразие факторов социального характера (экономические, демографические, политические, социокультурные), оказывающих воздействие на микросреду фирмы и воздействующих на ее решения.
Исследование внешней среды включает:
- оценку изменений, воздействующих на различные аспекты текущей стратегии;
- определение факторов, представляющих угрозу для текущей стратегии фирмы; контроль и анализ деятельности конкурентов;
- определение факторов, представляющих больше возможности для достижения общефирменных целей путем корректировки планов.
Угрозы и возможности, с которыми сталкивается фирма, можно выделить в семь областей:
1. Экономические факторы: темпы инфляции, международный платежный баланс, уровни занятости и т.д. Каждый из них может представлять либо угрозу, либо новую возможность для предприятия.
2. Политические факторы: активное участие фирм в политическом процессе является указанием на важность государственной политики для организации.
3. Рыночные факторы: распределение доходов населения, уровень конкуренции в отрасли, изменяющиеся демографические условия, легкость проникновения на рынок.
4. Технологические факторы: изменения в технологии производства, применение ЭВМ в проектировании и предоставлении товаров и услуг или успехи в технологии средств связи.
5. Факторы конкуренции: анализ будущих целей и оценка текущей стратегии конкурентов, обзор предпосылок в отношении конкурентов и отрасли, в которой функционируют данные компании, углубленное изучение сильных и слабых сторон конкурентов.
6. Факторы социального поведения: меняющиеся отношения, ожидания и нравы общества (роль предпринимательства, роль женщин и национальных меньшинств в обществе, движение в защиту интересов потребителей.
7. Международные факторы: фирмы, действующие на международном рынке.
Т.о. анализ внешней среды позволяет фирме создать перечень опасностей и возможностей, с которыми она сталкивается в этой среде. Для успешного же планирования руководство должно иметь полное представление не только о существенных внешних проблемах, но и о ее внутренних потенциальных возможностях и недостатках.
Взаимодействие совокупности факторов среды обычно комплексное и имеет специфические отличия для отрасли и фирмы.
Как правило, стратегия не обеспечивает успеха, если не проведена граница между внутренней и внешней ситуацией, не обеспечено приобретение существенных конкурентных преимуществ и не улучшена деятельность хозяйствующего субъекта.
Рисунок 1 Факторы, определяющие стратегический выбор фирмы
В современной экономике большинство хозяйственных задач выполняется, как правило, на основе проекта или плана. Это означает, что сначала определяются конечные цели, а уже потом предпринимается попытка достичь их в соответствии с некоторыми временными, стоимостными и другими ограничениями.