Частичное и общее равновесие рыночной системы
Введение в проблему
Всякая национальная экономика стремится к поддержанию -равновесия1 между макроэкономическими структурами. Оно достигается двумя путями:
путем целенаправленной деятельности человека;
на основе механизмов саморегулирования. Целенаправленное управление макроэкономическими
структурами, осуществляемое хозяйствующими субъектами, как правило, результат высокоразвитой и высокотехнологичной экономики. Однако путь к такой экономике достаточно долог. Означает ли это, что при отсутствии механизмов целенаправленного регулирования исключается взаимосвязь и, более того — пропорциональность между структурами?
Отнюдь, нет. Независимо от воли и желания людей, на макроуровне действует объективный экономический закон пропорционального развития макроэкономики, реализующий объективную необходимость поддержания соответствия между макроэкономическими структурами.
Выделяют два способа взаимодействия людей, определяющих общественный порядок:
спонтанный, или стихийный, порядок;
регулируемые хозяйствующим субъектом экономические системы.
В спонтанных экономических системах информация, необходимая производителям и потребителям, передается, как правило, без целенаправленно сформированного регулирующего механизма. Экономические субъекты получают ее с помощью ценовых сигналов, Повышение или понижение цены подсказывает им в
1 Равновесие устойчивое соотношение между чем-нибудь // Ожегов С. И. Словарь русского языка. С. 637.
каком направлении организовывать деятельность. Других регуляторов взаимодействия в таких экономических системах нет. Только механизм цен координирует экономические действия людей.
Австрийский экономист Фридрих Август фон Хайек (1899-1992)1, видный представитель неолиберализма в экономической теории, назвал такую взаимосвязь, устанавливаемую через систему цен, спонтанным (самопроизвольным) порядком. Этот порядок не зависит от чьих-либо намерений или планов. Спонтанный порядок возник естественным путем в ходе развития человеческой цивилизации.
Классический образец спонтанного порядка рыночная система.
Регулируемые хозяйствующим субъектом системы управляются сверху вниз от центра к исполнителю.
Они предполагают определенный иерархический порядок, согласно которому в общей цепочке взаимосвязей выделяются адресные фигуры, ответственные за конкретные решения и действия.
В отличие от спонтанной системы иерархия основана не на ценовых сигналах, а на власти, персонифицированной в лице руководителя фирмы или центрального государственного органа. Но всякая власть требует определенного управленческого аппарата, осуществляющего многоплановую деятельность, в том числе по "отправлению" власти. Это связано с большими денежными затратами, которые получили название трансакционных затрат, или трансакционных издержек. Трансакционные издержки, как правило, не связаны с производством как таковым. Это затраты, необходимые для сбора информации о ценах, контрагентах рыночной экономики, управленческие расходы и т. д.
Научные оценки спонтанного или иерархического экономического порядка не являются однозначными. Ход общественного развития, с одной стороны, обусловил поступательное развитие — эволюционный переход от спонтанного к иерархическому управлению, модификацию форм их взаимодействия на различных этапах общественного развития, с другой — переход к иерархическому управлению потребовал денежных средств, значительных трансакционных издержек.
При спонтанном порядке информацию о ценах субъекты рынка получают постоянно, в ходе взаимообмена произведенной продукцией, что не требует значительных денежных затрат на эти цели. Всякие же иерархические структуры требуют значительных денежных средств на получение информации. Поэтому эффективность существования таких систем наряду с прочими определяется величиной трансакционных издержек. Этот критерий является достаточно важным при оценке эффективности той или иной системы управления в рамках предприятия (фирмы) или национальной экономики.
1 Фридрих Август фон Хайек -лауреат Нобелевской премии 1974г. за работы в области теории денег, конъюнктурных колебаний, взаимовлияния экономических, социальных и структурных процессов.
Исследования показали высокую результативность иерархической системы на фирме. Здесь работники взаимодействуют не на основе ценовых сигналов, а на основе распоряжений, приказов, отдаваемых сверху вниз по иерархически управляемой цепочке.
В рамках же национальной экономики весьма сложно собрать "в один кулак" всю рассеянную информацию об экономических агентах, определить способы наиболее эффективного использования редких ресурсов, вряд ли целесообразно управлять ими из единого центра.
Способы организации экономического порядка, взаимодействия субъектов экономики не находятся в застывшем состоянии, не являются неизменными. Они зависят от принятых в обществе "правил игры", определяемых прежде всего отношениями собственности.
При этом распределение условий и факторов производства определяет возможности и пределы иерархического управления на соответствующем уровне.
В рамках частной собственности иерархия, как правило, отсутствует. Механизмы общей собственности, напротив, базируются на иерархии.
Рассмотрим содержание и трансформации макроэкономического регулирования в ходе общественной динамики.
Существует мнение, что заслуга исследования взаимосвязей и механизмов рыночного саморегулирования национального хозяйства принадлежит классикам. В действительности для их исследований характерен микроэкономический анализ. Они не исследовали проблемы общего рыночного равновесия, хотя в их высказываниях и имеются выводы о возможности и механизмах удовлетворения общественного потребительского спроса и установлении общего макроэкономического равновесия в условиях рынка совершенной конкуренции в краткосрочном периоде.
Механизм рыночного саморегулирования, принцип "невидимой руки"
В условиях рыночной экономики пропорциональность между макроэкономическими структурами в определенных пределах обеспечивается механизмом рыночного саморегулирования. Классик политической экономии А. Смит назвал его механизмом " невидимой руки".
А. Смит полагал, что "невидимая рука" как бы "подталкивает" всех частных производителей товаров и услуг к действиям на благо общества — предприниматель, заботящийся о собственной выгоде, производит продукт, удовлетворяющий не личные, а общественные потребности. Организуя производство, он на свой страх и риск, исходя из собственных представлений и оценок, решает — что, как и для кого производить. В свою очередь, потребитель может проявить интерес к продукту и купить его, тогда он реализуется не только как потребительная стоимость, но и стоимость, но может и не купить его, в этом случае он не реализуется и как полезность. Следовательно, "невидимой рукой" производитель направляется к цели, которая вовсе не входила в его намерения. Руководствуясь личным интересом и личными предпочтениями, он вместе с тем решает проблемы насыщения общественного потребительского спроса товарами.
Механизм рыночного саморегулирования включает в себя прямые и обратные связи между участниками рыночных сделок.
Прямая связь определяется движением от производителя к потребителю товаров. При этом если продукт удовлетворяет общественные потребности — он покупается. Но возможны сбои, если произведенный продукт не находит потребителя и не реализовавшись как полезность, не реализуется как стоимость.
Обратная связь характеризуется движением от рынка (покупателя) к производителю. Она также определяется полезностью товара и уровнем цен. Реакция покупателей дает информацию, позволяющую вносить поправки в действия производителей, переключаться на выпуск товаров, пользующихся потребительским спросом.
Таков в общих чертах обоснованный А. Смитом механизм саморегулирования в рыночной экономике, ориентированный на систему взаимосвязей в коротком периоде. Вместе с тем он не дает ответа на важнейший вопрос: об обеспечении равенства объемов спроса и предложения в макроэкономике в долгом периоде.
Вслед за А. Смитом проблему рыночного равновесия пытался решить французский экономист Жан Батист Сей.
Исходя из предпосылки, что предложение рождает свой собственный спрос, Сей полагал, что произведенный объем продукции автоматически обеспечивает доход, равный стоимости всех созданных благ, достаточный для ее полной реализации, тем самым ориентировал на равенство предложения и спроса.
Если какой-то объем дохода не будет израсходован на приобретение продукции и уйдет в сбережения, произойдет сокращение в объеме совокупного спроса. Это приведет к уменьшению занятости, недопотреблению части произведенного продукта и, следовательно, нарушению равенства между совокупным предложением и совокупным спросом.
Сей полагал, что рыночный механизм сам способен исключить дисбалансы, возникающие в масштабах национальной экономики. Возможность перепроизводства допускал лишь применительно к отдельным товарам, вместе с тем отрицал реальность перепроизводства на макроуровне. Полагал, что, если какие-либо товары не находят себе покупателя, это означает лишь, что другие производства дали товаров меньше, чем нужно.
Теоретическая концепция Сея ориентировалась на взаимообусловленное движение товаров и денег, невозможность.их самостоятельного движения.
Предпосылки и угрозы нарушения равновесия
Вместе с тем в действительности наряду с взаимообусловленным существует "автономное" движение денег, не зависимое от движения товаров, которое создает предпосылки для их выхода из обращения и сбережений. Это вытекает и предопределено самой формой товарного обращения (Т—Д—Т). Деньги, полученные от реализации товара, отнюдь не обязательно должны быть направлены на покупку нового товара. Выйдя из товарного обращения, они превращаются в сбережения. Таким образом, в самой форме товарного обмена заложена потенциальная угроза нарушения равновесия.
Экономический кризис 1825 г. реализовал эту угрозу.
Дополнительным фактором, обусловившим нарушение общего рыночного равновесия, явилось образование монополий. Их развитие привело к переходу от совершенной к несовершенной конкуренции, исключившей саму возможность общего рыночного равновесия.
Таким образом, Сей, как и А. Смит, не учел всего многообразия связей, складывающихся в макроэкономике, они исследовали проблему частичного рыночного равновесия в коротком периоде, вместе с тем не смогли решить проблемы общего макроэкономического равновесия в долгом периоде.
Частичное и общее рыночное равновесие
В масштабе макроэкономики разрозненные рыночные структуры переплетаются в сложную рыночную систему, на которую в развитых странах приходится производство значительной части валового национального продукта.
Существует частичное и общее равновесие рыночной системы.
Частичное равновесие — это равновесие цен и объемов производства на многих специфических рынках, являющихся составными частями рыночной системы.
Общее равновесие — такое состояние экономики, при котором взаимодействие между специфическими рынками, являющимися составными частями рыночной системы, обеспечивает стабильное развитие макроэкономики.
Поскольку рыночная система связывает производителей и потребителей, общее равновесие может быть достигнуто при условии, что рынок факторов (производителей) и рынок благ (потребителей) будут одновременно находиться в состоянии равновесия. При этом основа функции спроса на рынке благ и предложения на рынке факторов и основа функции предложения на рынке благ и функции спроса на рынке факторов должны корреспондировать или обеспечивать рыночное равновесие. Любое искажение цен на одном из рынков тотчас меняет условия равновесия на всех прочих рынках.
Следовательно, спрос, предложение и цены всех благ и факторов образуют элементы общего равновесия.
Известно, что субъектов рынка связывают между собой механизмы спроса и предложения. На макроэкономическом уровне они агрегируют в совокупные величины, которые определяют специфическую форму пропорциональности в макроэкономике между макроэкономическим спросом и макроэкономическим предложением.
Макроэкономический (или совокупный) спрос сумма расходов потребителей на покупку конечных товаров и услуг.
При прочих равных условиях он зависит от уровня цен: чем ниже уровень цен, тем большее количество товаров национального производства может быть куплено, и наоборот, чем выше уровень цен, тем меньший объем продуктов может быть куплен (рис. 9.1).
Наряду с ценовыми на величину совокупного спроса оказывают влияние неценовые детерминанты (переменные), к которым относятся:
1. Изменения в потребительских расходах:
благосостояние потребителя;
ожидания потребителя;
задолженность потребителя;
налоги.
2. Изменения в инвестиционных расходах:
процентные ставки;
ожидаемые прибыли от инвестиций;
налоги с предприятий;
технология;
избыточные мощности.
Изменения в государственных расходах.
Изменения в расходах на чистый экспорт:
национальный доход в зарубежных странах;
валютные курсы.
5. Поведенческие факторы:
полезность предлагаемых товаров и их заменителей;
мода;
• субъективные вкусы и предпочтения и т. д.
Изменение неценовых факторов смещает кривую совокупного спроса влево или вправо.
Макроэкономическое предложение — определяется суммой цен конечных товаров и услуг, произведенных в экономике.
Оно также зависит от уровня цен: более высокие цены создают стимулы для производства большего количества товаров и их предложения, более низкие — предполагают сокращение производства товаров.
Кривая предложения индивидуального производителя в краткосрочном периоде адекватна перевернутой кривой спроса. Это означает, что при более высокой цене производитель будет расширять свое производство.
Вместе с тем в масштабе макроэкономики возможны различные ситуации, определяемые соотношением объема производства и занятости ресурсов. Объединив их в группы, можно представить три состояния:
состояние неполной занятости;
состояние, приближающееся к уровню полной занятости;
состояние полной занятости.
Соответственно, выделяются три отрезка — горизонтальный, промежуточный и вертикальный, являющиеся составляющими кривой совокупного предложения (рис. 9.2).
В литературе горизонтальный отрезок называют кейнсианским, вертикальный — классическим, это связано с той трактовкой, которую дают кейнсианская и классическая школы взаимосвязи между уровнем цен и реальным объемом производства.
Согласно кейнсианским воззрениям, экономика, находящаяся в депрессивном состоянии, с неполным использованием ресурсов, будет отвечать на расширение совокупного спроса увеличением объема производства, но без повышения цен (это соответствует горизонтальной прямой на графике). При этом мобилизуются свободные ресурсы, в производство вовлекаются незагруженные мощности, незанятая рабочая сила.
По мере их исчерпания происходит повышение цен на факторы производства, стимулирующее приток дополнительных ресурсов. Результатом является рост цен производимой продукции и рост объема производства на графике с 5 до 7 млрд. долл.
При достижении уровня полной занятости ресурсов (в точке "F", называемой естественным уровнем реального объема производства) возможности для дальнейшего расширения производства оказываются исчерпанными, рост объема производства останавливается. Реакцией на происходящие процессы является рост уровня цен на графике отрезок "2". Дальнейший рост совокупного спроса при ограниченном объеме производства сопровождается последующим ростом цен.
Кривая "3" отражает динамику издержек производства на единицу продукции в связи с изменением цен: издержки не изменяются на горизонтальном, но растут на промежуточном и вертикальном уровнях.
Дополнительными факторами, могущими сдвинуть кривую "AS" в иное положение, являются:
изменения цен на внутренние и внешние ресурсы;
изменения в производительности;
другие факторы, воздействующие на издержки:
развитие НТП, экология и др.;
налоговая политика;
процентная политика и т. д.
Их изменение смещает кривую совокупного предложения вправо или влево.
Между макроэкономическим спросом и макроэкономическим предложением существуют взаимосвязи, обеспечивающие пропорциональность развития рыночной экономики, их макроэкономическое равновесие.
Графически взаимосвязь между совокупным спросом и совокупным предложением может быть представлена взаимодействием двух кривых: кривой "AD" совокупного спроса и кривой "AS" совокупного предложения (рис. 9.3).
На графике представлены три варианта возможного макроэкономического равновесия, при котором весь произведенный продукт может быть полностью куплен:
в точке "Ег" равновесие при неполной занятости и неизменных ценах;
в точке "Е2" равновесие при незначительном росте цен и состоянии, близком к полной занятости;
в точке "Е„"равновесие в условиях полной занятости и инфляции.
Выбор наиболее предпочтительного в конкретных условиях варианта зависит от совокупности объективных и субъективных факторов, вытекающих из особенностей развития конкретной национальной экономики, специфики ее развития.
Итак, как следует из изложенного, рынок совершенной конкуренции может обеспечивать не только частичное, но и общее равновесие при исключении или отсутствии двух процессов: 1) свободного обращения денег в сбережения; 2) образования монополий. Вполне понятно, что речь идет об экономике с недостаточно высоким техническим и технологическим уровнем развития.
Ограниченность и пределы рыночного саморегулирования
Механизм рыночного саморегулирования может исправно выполнять свои функции лишь при: 1) наличии свободной конкуренции преимущественно мелких товаропроизводителей между собой; 2) проявлении в полной мере регулирующей роли розничных цен.
Но в конце XIX начале XX вв. в развитых странах произошел переход к господству крупного корпоративного капитала. Свободная конкуренция потеряла прежние основания. Насмену ей пришли, а также начали с ней рядом функционировать механизмы монополии. Они разрушили механизм рыночного взаимодействия продавцов и покупателей.
Образование монополий привело к отрицанию законов рынка совершенной конкуренции, обусловило действие других законов законов рынка несовершенной конкуренции.
Важнейшие последствия перехода от свободной конкуренции к монополии.
Монополии парализовали механизм "свободных" цен и начали диктовать цены рынку. Установление монопольных цен на подавляющую часть продукции подорвало регулирующее воздействие рыночных цен на производство.
Монополизация цен усилила инфляционные процессы.
Осуществляемые монополиями крупномасштабные спекуляции подорвали рыночное равновесие совокупного спроса и совокупного предложения.
Эти особенности экономического развития привели к переходу от совершенной к несовершенной конкуренции, предполагающей сочетание механизмов конкуренции и монополии, которые в характеризуемый период получили широкое развитие.
Активная полоса развития монополий привела, с одной стороны, к изменению базиса национальной экономики, с другой к значительным негативным явлениям, связанным с их функционированием нарушением соотношения между спросом и предложением, безработицей, инфляцией и т. д. Вместе с тем базовая основа нового общества потребовала изменения механизмов регулирования.
Объективно обусловленной важнейшей потребностью нового этапа развития явилось государственное вмешательство в экономику, регулирование им ряда важнейших процессов, которые не под силу рынку и монополиям. Поэтому не случайно в период сбоя рыночной экономики период Великой депрессии разрабатывается и находит практическую реализацию механизм государственного регулирования макроэкономики, основной задачей которого в условиях фиаско рынка становится установление и поддержание макроэкономического равновесия.
В условиях рынка несовершенной конкуренции исчезает естественный механизм эффективного использования ресурсов, перераспределение их затруднено и осуществляется медленнее. Это требует активной роли государства в экономических процессах.