Сущность и базовые основы рынка совершенной конкуренции
Рынок совершенной конкуренции — сущность, основные параметры
В рыночном пространстве между субъектами рынка складываются экономические отношения, которые приводят к установлению рыночного равновесия как в целом на товарном рынке, так и на уровне отдельных производителей и потребителей товаров.
Важнейшим элементом рыночной системы, обеспечивающим взаимодействие ее субъектов, выступает конкуренция.
Конкуренция (лат. concurro — сталкиваюсь) — это соперничество между участниками рыночного пространства за лучшие условия производства, купли-продажи товаров и услуг.
Рынок свободной, или совершенной, конкуренции предполагает большое число не зависимых друг от друга продавцов и покупателей, осуществляющих товарно-денежный обмен. Он обладает максимумом свобод:
на рынке свободно действуют единоличные собственники товара;
производители создают продукты без предварительной договоренности с покупателями;
3) производители сами реализуют произведенные товары.
При этом имеются значительные экономические свободы, обеспечивающие возможность реализации потребительских предпочтений — свобода выбора экономических партнеров, направлений деятельности, форм предпринимательства, перемещения ресурсов по сферам деятельности, свобода ценообразования и др., формирующие особый механизм конкуренции между ними, получивший название свободной или совершенной конкуренции.
Экономические свободы позволяет рынку гибко реагировать на изменяющиеся условия производства и реализации.
Исследователи выделяют ряд параметров, по которым рынок совершенной отличается от рынка несовершенной конкуренции.
Это следующие важнейшие параметры:
количество продавцов определенного вида товаров на рынке;
свобода "входа" и "выхода" товаровладельцев на рынок;
зависимость (или независимость) участников рынка друг от друга;
влияние участников рынка на установление цен.
По приведенным параметрам роль и позиции рынка совершенной и несовершенной конкуренции существенно различаются.
Рынок совершенной конкуренции имеет следующие признаки:
неограниченное количество участников рыночного взаимодействия;
отсутствие барьеров "входа" и "выхода" на рынок;
субъекты рынка независимы друг от друга, участники рыночного соперничества не имеют возможности согласовывать свои действия, каждый принимает решения и действует самостоятельно;
— товаропроизводители сами устанавливают рыночные цены, ни один из продавцов или покупателей не в состоянии оказывать влияние на рыночную цену.
Важными основаниями конкурентного соперничества являются:
однородность производимых товаров, т. е. одинаковый уровень их качества;
полная и совершенная информация, которой все участники рынка должны обладать в равном объеме.
Приведенные признаки в совокупности представляют целостную систему рынка совершенной конкуренции. При несоответствии указанным параметрам происходит переход к другой модели — рынку несовершенной конкуренции.
Как правило, механизм рыночного взаимодействия опосредуется ценой. Выделяют три уровня ценового регулирования:
на уровне продавцов;
на уровне покупателей;
на уровне продавцов и покупателей.
Особенности ценового регулирования на уровне продавцов
На уровне производителей (продавцов) "механизм цен" приводит к трем важнейшим результатам:
распределению средств производства и труда между различными структурами. В условиях конкуренции недостаток какой-либо продукции обусловливает рост цен на нее и "устремление" капитала в те сферы и отрасли экономики, продукции которых не достаточно для удовлетворения потребительского спроса. Сопровождающий при этом динамику спроса рост цен является сигналом для перелива средств производства и труда в указанные структуры;
стимулированию технического прогресса. В условиях дифференциации производителей по уровню затрат на производство товаров выигрывают те, у кого индивидуальные затраты труда на производство продукции ниже общественных за счет использования более совершенной техники, технологии и пр. При этом продавая товары по ценам, соответствующим общественно необходимым затратам труда, они получают избыточный доход. Его получение стимулирует развитие научно-технического прогресса, повышение эффективности производства; 3) дифференциации субъектов рынка, являющейся следствием двух предыдущих "проявлений". Производители, у которых индивидуальные издержки оказались ниже общественно необходимых, становятся богаче. Те же, чьи индивидуальные издержки превышают общественно необходимые, терпят убытки, разоряются, уходят с рынка. Некоторые исследователи считают это оздоровительной функцией рынка, которая выглядит довольно жесткой, но экономически оправданной, поскольку "очищает" экономику от ненужной и неэффективной хозяйственной деятельности. Логика исследователей достаточно проста: те предприниматели, которые не учитывают запросов потребителей и не заботятся о прогрессивности и рентабельности своего производства, терпят поражение в конкурентной борьбе и наказываются банкротством. И, наоборот, общественно полезные и эффективно работающие получают шанс процветания и развития.
Особенности ценового регулирования на уровне покупателей
На уровне покупателей товаров также выявляются три особенности:
"возможности кошелька" в условиях многообразия товаров заставляют покупателей изыскивать более дешевые и качественные товары, при одинаковом качестве — ориентироваться на покупку более дешевых товаров;
наибольший успех имеют более активные покупатели, ориентирующиеся на покупку не первых попавшихся товаров, а прилагающие усилия к поиску более качественных и дешевых товаров;
диалектика товарного производства приводит к "расслоению" и в этой сфере: наиболее активные покупатели со временем наряду с покупкой жизненно важных потребительских товаров все в большей мере становятся потребителями нетрадиционных потребительских благ — изысканных и дорогостоящих товаров, а также средств производства; неактивные — преимущественно низкокачественных продуктов. У первых есть перспективы роста, организации собственного дела, у вторых — перспектива бедности.
Таким образом, в конечном счете рынок в одинаковой мере воздействует на производителей и потребителей товаров, усиливает дифференциацию в обществе.
Последствия действия механизма цен на уровне взаимодействия между продавцами и покупателями товаров непосредственно связаны с механизмами спроса и предложения, которые весьма многоплановы.
Цена — важный и чуткий барометр рынка. Она обнаруживает тенденции к росту или снижению в связи с динамикой спроса и предложения, вместе с тем оказывает обратное влияние на спрос и предложение.