Сущность и функции налоговой системы

Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во вне­бюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на усло­виях, определяемыми законодательными актами.

Сущность налога составляет изъятие государством в пользу обще­ства определенной части валового внутреннего продукта (ВВП) в виде обязательного взноса, который осуществляют основные участники про­изводства ВВП и экономическое содержание налогов выражается вза­имоотношениями хозяйствующих субъектов и. граждан, с одной сторо­ны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования государ­ственных финансов.

Таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государствен­ных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим зве­ном финансовой политики государства в современных условиях.

Объектами налогообложения могут являться операции по реа­лизации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль. Доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законода­тельство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Налоговое бремя — это величина налоговой суммы, взимаемой с налогоплательщика.

Английский экономист Адам Смит определил следующие основные принципы налогообложения.

а) Принцип справедливости, утверждающий всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;

б) Принцип определенности, требующий, чтобы сумма, способ и время платежа были точно заранее известны плательщику;

в) Принцип удобности предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, который представляет наиболь­шие удобства для плательщика;

г) принцип экономии, заключающийся в сокращении издержек и взимания налога, рационализации систем налогообложения.

Развитие налоговых систем исторически опре­делили четыре основные их функции — регулирующую, стимулирую­щую, распределительную и фискальную.

1. Регулирующая функция. Маневрируя налоговыми ставками, льго­тами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует реше­нию актуальных для общества проблем.

2. Стимулирующая функция. С помощью налогов, льгот и санк­ций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявля­ется, прежде всего, в том, что сумма прибыли, направленная на техни­ческое перевооружение, реконструкцию, расширение производства то­варов народного потребления, оборудование для производства про­дуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения.

3. Распределительная (или перераспределительная).Посред­ством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межот­раслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, эко­номических и других.

С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвести­ции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие от­расли, электростанции и др.

Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом пост­роенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрес­сивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или час­тичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социаль­ной защите.

4. Фискальная функция. Изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры — библиотеки, ар­хивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития – фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п.

Наши рекомендации