Методы прогнозирования объёма перевозок грузов
И пассажирооборота
Транспортная система – комплекс различных видов транспорта, находящихся во взаимной зависимости и взаимодействии при выполнении перевозок (организованная совокупность видов транспорта и рациональное распределение перевозок между ними, обеспечивающее удовлетворение потребностей предприятий и населения в перевозках с минимально возможными затратами). Употребляется применительно к государству, региону или крупному городу. Понятие «единая транспортная система» подчёркивает социально-экономическое единство всех видов транспорта, что характерно для страны.
Разработка прогнозов развития транспорта и связи включает: анализ и оценку современного состояния; обоснование целей, задач и важнейших ориентиров экономического развития; обоснование его основных направлений и параметров; разработку предложений по совершенствованию организационно-экономического механизма государственного регулирования экономических процессов, необходимых мер, обеспечивающих достижение целевых параметров развития и эффективность реализации прогноза.
Развитие транспорта прогнозируется в отраслевом разрезе: автомобильный транспорт общего пользования; железнодорожный, водный (речной); воздушный (гражданская авиация), городской электрический (трамвай, троллейбус, метрополитен), трубопроводный, дорожное хозяйство – автомобильные дороги.
Развитие связи характеризуют натуральные, финансово-денежные и стоимостные показатели, инвестиционная деятельность, трудовые ресурсы,показатели эффективности, технико-экономический уровень развития основной деятельности.
В качестве исходной базы при разработке раздела «Транспорт и связь» используются балансы производства и потребления продукции по отраслям народного хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, строительство, материально-техническое обеспечение, внешний и внутренний товарооборот, включая объёмы производства в негосударственном секторе экономике).
В связи с неопределённостью экономической ситуации прогнозирование осуществляется в нескольких вариантах в зависимости от возможного воздействия внутренних и внешних, политических и экономических факторов. При формировании вариантов прогноза используется сочетание двух подходов – нормативно-целевого и инерционного с последующей оценкой и увязкой их результатов на основе суждения компетентных экспертов.
Разработка прогноза осуществляется в три этапа:
Первый этап–разрабатывается концепция прогноза, определяющая целевые параметры на соответствующий прогнозный период, которые отличаются по вариантам.
Второй этап-разрабатывают проекты развития на соответствующий перспективный период.
Третий этап-на основе прогнозно-аналитических материалов осуществляется разработка проекта прогноза развития отраслей.
Для характеристики научно-технического и производственного потенциалов в качестве целевых показателей развития отраслей приняты:
- объём затрат на научные разработки исследования и разработки;
- численность работников, занятых в отраслевых НИИ и КБ;
- внедрение прогрессивных и энергосберегающих технологий.
Целевыми показателями оценки эффективности функционирования отрасли являются:
-уровень рентабельности работ, услуг;
-снижение (-), увеличение (+) уровня материалоёмкости работ, услуг;
-снижение (-), увеличение (+) уровня энергоёмкости работ, услуг.
Эффективность использования трудовых ресурсов характеризуется индексом изменения производительности труда.
Целевой показатель оценки состояния основных производственных фондов – уровень износа активной части, основных параметров их воспроизводства.
При разработке прогнозов развития используют методы, которые исходят из необходимости преодоления негативных тенденций и достижения стратегической цели – устойчивого роста услуг транспорта и связи. Наряду с методами математической статистики, линейного и динамического прогнозирования при активном прогнозе применяют методы технико-экономических расчётов с использованием укрупнённых нормативов, методы системно-структурного анализа, программно-целевой, сравнительный и балансовый методы.
Наряду с объёмными показателями анализируются производственно-финансовые, характеризующие использование ресурсов научно-технического потенциала указанных отраслей, развитие интеграционных процессов, внедрение прогрессивных технологий в организации услуг.
К числу важнейших прогнозных показателей относятся:
- грузовые и пассажирские перевозки, финансово- денежные и стоимостные показатели, инвестиционная деятельность, трудовые ресурсы, показатели эффективности, технико-экономический уровень развития основной деятельности железнодорожного, автомобильного, речного, воздушного видов транспорта;
- пассажирские перевозки, финансово- денежные и стоимостные показатели, инвестиционная деятельность, трудовые ресурсы, показатели эффективности, технико-экономический уровень развития основной деятельности городского электрического транспорта;
- перекачка нефти и (или) газа, финансово - денежные и стоимостные показатели, инвестиционная деятельность, трудовые ресурсы, показатели эффективности, технико - экономический уровень развития основной деятельности трубопроводного транспорта;
– ввод в действие автомобильных дорого, капитальный и средний ремонт автомобильных дорог, объём дорожных работ, выполняемых на дорогах республиканского значения, инвестиционная деятельность, трудовые ресурсы, технико-экономический уровень развития автомобильных дорог;
- финансовые показатели, инвестиционная деятельность, трудовые ресурсы, показатели эффективности, технико - экономический уровень функционирования и развития основной деятельности связи.
На основе объёмов транспортной работы, существующих возможностей провозных и пропускных способностей намечаются меры по развитию транспорта.
Основными показателями прогноза развития связиявляются объем продукции в стоимостном измерении, протяженность телефонных каналов на междугородних и международных линиях, ёмкость телефонных сетей, уровень покрытия территории мобильной связью, уровень автоматизации услуг почтовой связи, степень доступа к сети Internet и др.
Объем продукции связи включает сумму услуг отраслям экономики и населению по передаче сообщений (телефонных, телеграфных, почтовых, радиотелефонных), программ телевидения и радиовещания, а также по предоставлению в пользование потребителей действующих технологических средств. Он определяется на основе расчетных объемов услуг в натуральном выражении и соответствующих им внутриотраслевых цеп. В процессе прогнозных расчетов учитывается изменение численности, реальных доходов населения и влияние других факторов. Рассчитанные объемы услуг связи сопоставляются с возможностями развития отрасли и, прежде всего, с состоянием производственных мощностей по линиям связи всех видов, радиовещательным и телевизионным станциям, городским и сельским АТС, узловым предприятиям почтовой связи.
Прогнозы развития транспорта и связи сбалансированы с макроэкономическими показателями, трудовыми, материально-техническими и финансовыми ресурсами, а также мощностями пропускных и провозных возможностей магистральных видов транспорта.
2. Прогнозирование и планирование развития
Непроизводственной сферы
Социальная инфраструктура представляет собой многоотраслевой комплекс, действующий в интересах повышения благосостояния членов общества. Она включается в единую структуру экономики и подчиняется общим закономерностям развития страны. Социальная инфраструктура охватывает систему подготовки и переподготовки кадров; розничную торговлю и общественное питание; бытовое обслуживание населения и ЖКХ; культуру и искусство; здравоохранение, физическую культуру и спорт; охрану окружающей среды.
Отрасли социальной инфраструктуры в зависимости от характера удовлетворения потребностей принято делить на две группы:
1 группа представляет те отрасли, деятельность которых нацелена на удовлетворение социально-культурных, духовных, интеллектуальных запросов человека, поддержание его нормальной жизнедеятельности (здравоохранение, образование, культура, искусство, физическая культура и спорт).
2 группа охватывает отрасли, предназначенные для завершения процесса создания материальных благ и их доведения до потребителя (розничная торговля, общественное питание, ЖКХ, бытовое обслуживание).
Социальная инфраструктура предоставляет гражданам продукт своей деятельности – услуги. Это предмет потребления, не имеющий вещной формы. Его нельзя накапливать, т.к. процесс производства и потребления в сфере услуг совпадает по времени. Стоимость социальных услуг входит в фонд личного потребления. Эта сфера деятельности обеспечивает социальную поддержку и оказание различного рода социальных услуг, проведение социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Государство выполняет социальные функции через органы законодательной и исполнительной власти. К государственным органам исполнительной власти относят Минздрав, Министерство культуры, Министерство образования, Министерство труда и социальной защиты и ряд других. Каждое из названных ведомств имеет свои подразделения в регионах.
В расходной части бюджета предусматриваются статьи, за счёт которых финансируются здравоохранение, просвещение, культура, физическая культура, т.е. так называемые бюджетные отрасли. Соответственно в бюджетах регионов также выделяются средства на аналогичные цели. Другие отрасли социальной инфраструктуры – жилищное, коммунальное хозяйство, туризм, отдых населения - оказывают платные услуги и за счёт этого покрывают часть своих расходов. Однако и они не могут обходиться без финансовой поддержки государства.
Государство регулирует процессы коммерциализации деятельности предприятий социальной сферы. В одних отраслях платные услуги доминируют (бытовое обслуживание, ЖКХ, искусство), в других – оплата услуг допускается, но в ограниченных пределах (здравоохранение, подготовка кадров, физическая культура), в третьих – такое практикуется в исключительных случаях (культура, школьное образование). Органы власти фактически определяют масштабы оказываемых услуг, выделяя финансовые ресурсы на содержание отраслей, где коммерческая деятельность находится под контролем государства. Приватизация этих отраслей ограничена.
Все виды и формы социального обслуживания должны соответствовать государственным стандартам.
В систему государственных минимальных социальных стандартов в РФ включаются государственные минимальные стандарты в области:
- оплаты труда;
- пенсионного обеспечения;
- образования;
- здравоохранения;
- культуры;
- жилищно-коммунального обслуживания;
- социальной поддержки и социального обслуживания.
Основной целью прогноза развития образования является удовлетворение потребности граждан в образовании, гармоничное развитие личности и творческих способностей человека, повышение интеллектуального и культурного потенциала страны на основе создания национальной системы образования РФ.
Разработка образовательного прогноза призвана предотвратить диспропорции в обеспечении потребностей в специалистах соответствующих профессий и специальностей, чтобы на рынке труда каждое предприятие, организация всегда могла удовлетворить свои потребности в кадрах. Поэтому основной показатель этого раздела прогноза – потребность отраслей экономики в специалистах с высшим и средним образованием. Величина его рассчитывается нормативно-факторнымметодом.
На основе прогнозируемой потребности в специалистах рассчитываются другие показатели функционирования высших и средних учебных заведений: численность или контингент учащихся (студентов), приём на 1-ые курсы, выпуск специалистов.
Основными задачами прогноза развития отраслейкультуры являются полное удовлетворение потребностей населения в культурно-просветительских учреждениях, зрелищных предприятиях и учреждениях искусства, всех видах печатной продукции.
Исходными данными при разработке прогнозов развития сети учреждений культуры являются: обеспеченность населения культурно-просветительскими учреждениями, рост числа городов, состояние материальной базы учреждений культуры и степень их использования.
Наиболее значимые факторы, влияющие на количество учреждений культуры, следующие:
- численность населения страны;
- характер расселения по территории;
- количество сельских населённых пунктов;
- количество городов различной численности; - состав, структура населения регионов по различным признакам – возрастному, профессиональному, социальному. Для каждой группы учреждений используются соответствующие нормативы обеспеченности населения услугами.
Здравоохранительный комплекс представляет собой совокупность учреждений, организаций, занятых восстановлением, укреплением, профилактикой здоровья человека. В его составе выделяют три подкомплекса: лечебно-профилактический, санаторно-курортный, аптечные учреждения.
Медицинские учреждения выполняют две функции:
- экономическую– содержание которой состоит в том, что в результате деятельности медицинских учреждений восстанавливается трудоспособность работников и таким образом эти учреждения участвуют в воспроизводстве трудовых ресурсов, влияют на повышение производительности труда;
- социальную- содержание которой состоит в том, что проявляется участие медицинских учреждений в формировании здоровья человека, увеличении продолжительности его жизни.
В прогнозе развития здравоохранения базовой является потребность населения в медицинских услугах различного вида. На основании этого показателя рассчитываются другие показатели прогноза. Прогнозная потребность населения в медицинских услугах определяется нормативно-факторным методом.
Показатели годовых и пятилетних прогнозов социально-экономического развития по разделу «Здравоохранение» включают:
- число больничных коек (с их выделением в городах и сельской местности, а также количество больничных коек для больных туберкулёзом, для психически и наркологических больных);
- мощность амбулаторно-поликлинических учреждений;
- количество врачебных должностей (включая должности зубных врачей);
количество аптек, в т.ч. в сельских районах;
- число коек в санаториях (всех типов);
- число мест в домах отдыха (кроме однодневных),
- число мест в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в т.ч. детей.
При прогнозировании аптечной сети учитывают радиус доступности и норматив обеспечения населения аптеками.
В состав ЖКХ входят строительные и ремонтные организации, связанные с эксплуатацией жилищного фонда, и предприятия, оказывающие услуги: санитарно-технические(водопровод, канализация, уборка и вывоз мусора, снега, уход за зелёными насаждениями); энергетические (электростанции, электросети, котельные, газовые хозяйства, тепловые сети); транспортные(метрополитен, автобусные и трамвайно-троллейбусные парки); дорожные (дорожно-мостовое хозяйство).
Для прогнозирования показателей развития жилищной сферы в качестве входной информации используются данные статистической отчётности, результаты демографического прогноза, прогнозы выбытия жилищного фонда, изменения сметной стоимости 1-ого м2 общей площади, общего объёма инвестиций или ВВП.
При прогнозировании развития жилищной сферы на долгосрочную перспективу предпочтительным является целевой (нормативный) подход, при средне- и краткосрочном прогнозировании – инерционный (исследовательский).
Основой прогнозирования развития ЖКХ населённых пунктов служат данные об уровне обеспеченности населения услугами ЖКХ и потребности в них на перспективу, что предопределяет объёмы наращивания и развития мощностей объектов ЖКХ по соответствующим отраслям.
Расширение и благоустройство жилищного фонда тесно связано с развитием коммунального хозяйства. В прогнозировании развития данной сферы используется система показателей в натуральном и денежном выражении, разрабатываемых по видам услуг. Основной показатель для всех видов предприятий коммунального хозяйства – объём реализации продукции или услуг в натуральном или денежном выражении. Также используются частные показатели.
1.Водопроводная сеть.
2.Канализационная.
3.Теплоэнергетическое.
4.Прогнозирование развития газового хозяйства осуществляется в тесной увязке с прогнозами развития отраслей ЖКХ и других предприятий, использующих газ.
5. Показатели работыгородского пассажирского транспорта.
Наряду с коммунальными услугами важным компонентом уровня жизни являются и бытовые услуги, оказываемые населению. В состав бытовых услуг входят следующие их виды:
. - ремонт и индивидуальный пошив обуви и одежды;
. индивидуальный пошив и вязка трикотажных изделий;
. ремонт радиотелевизионной аппаратуры, бытовых машин и приборов;
. изготовление металлоизделий;
. ремонт и техническое обслуживание транспортных средств;
. ремонт и изготовление мебели;
. химическая чистка и крашение;
. ремонт и строительство жилищ;
. услуги фотографий, бань, парикмахерских, прачечных,
пунктов проката;
. транспортные услуги.
Прогнозирование реализации бытовых услуг основывается на расчётах потребности населения в бытовых услугах, которая зависит от множества факторов. Основные из них: степень развития сферы услуг; динамика численности населения; уровень денежных доходов населения в целом и по социальным группам; уровень динамики цен на услуги; обеспеченность населения предметами культурно-бытового назначения длительного пользования и их качество; природно-климатические условия.
При определении потребности в бытовых услугах широко используются нормы различных видов услуг на душу населения (на 1000 и 10000 жителей).
Потребность в бытовых услугах в стоимостном выражении в общей сумме и по видам рассчитывается как произведение душевой нормы потребления бытовых услуг на численность населения.
Контрольные вопросы для самоподготовки
1. Охарактеризуйте транспорт как отрасль экономики.
2. В чем заключается специфика прогнозирования транспортного комплекса?
3. По какому признаку делятся отрасли социальной инфраструктуры?
4. Какие функции выполняют медицинские учреждения?
5. Каковы цели и задачи прогноза развития образования?
6. Какие показатели характеризуют деятельность жилищно-коммунального хозяйства?